СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МРПЗ для преподавателя по теме "Определённый интеграл. Задачи, решаемые с использованием свойств первообразных и интегралов."

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МРПЗ для преподавателя по теме "Определённый интеграл. Задачи, решаемые с использованием свойств первообразных и интегралов."»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель_____________________




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ



Специальность 31.02.01 Лечебное дело



ДИСЦИПЛИНА ЕН.02. МАТЕМАТИКА


Раздел 1. Математический анализ

Тема 1.7. Основы интегрального исчисления. Определённый интеграл

Практическое занятие 6. Определённый интеграл. Задачи, решаемые с использованием свойств первообразных и интегралов.


Разработчик – преподаватель О.А. Потемкина









2019

Содержание

Методический лист 3

Мотивация 4

Примерная хронокарта 5

Актуализация опорных знаний 6

Самостоятельная работа студентов на практическом занятии 7

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 17

Список использованных источников 17

Приложение 1 18



Выписка из рабочей программы

дисциплины ЕН.02. МАТЕМАТИКА для специальности 31.02.01 Лечебное дело


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Тема 1.7.

Основы интегрального исчисления.

Определённый
интеграл

Содержание учебного материала

2


Основы интегрального исчисления. Криволинейная трапеция. Определённый интеграл. Свойства определённого интеграла. Формула Ньютона-Лейбница. Методы вычисления определённых интегралов. Применение определённого интеграла к решению прикладных задач в области профессиональной деятельности.

1,2

Лабораторные работы


Практические занятия 6. Определённый интеграл. Задачи, решаемые с использованием свойств первообразных и интегралов.

2


Практические занятия 7. Вычисление площадей.

2

Практические занятия 8. Вычисление объёмов. Механические и физические приложения определённого интеграла.

2

Практические занятия 9. Итоговая работа по разделу «Математический анализ»

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений. Работа с обучающими и контролирующими тестами на тему «Основы интегрального исчисления». Работа с учебником [1, стр. 88-114]; [1, стр. 116, задание №32, контрольные вопросы].

5





Методический лист


Тип занятия – учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности.

Вид занятия – выполнение упражнений.

Продолжительность – 90 мин.


Цели занятия:

1. Учебные цели:

  • сформировать знание об основах интегрального исчисления.

2. Развивающие цели:

  • способствовать формированию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

3. Воспитательные цели:

  • создать условия для формирования ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Место проведения занятия: аудитория колледжа.

Интегративные связи: физика, геометрия и все предметы, где используется математический аппарат.





Слайд 1

Мотивация

Трудно назвать научную область, в которой бы не применялись математические методы изучения реальных объектов и процессов. Одним из важнейших разделов математики, используемых для описания и решения прикладных задач, является интегральное исчисление. Примеры практических задач, дают нам ясное представление о значимости определенного интеграла в области физики, геометрии, механики, биологии и экономики. Решение прикладных задач имеет большое воспитательное значение, так как воспитывает умение распознать то или иное математическое понятие в различных ситуациях и позволяет знакомить учащихся с математическим моделированием как методом научного познания окружающего мира.

Интегральное исчисление возникло из рассмотрения большого числа задач естествознания и математики. Интеграл поможет вычислить площадь фигуры, массу неоднородного тела, пройденный при неравномерном движении путь и многое другое. Следует помнить, что интеграл – это сумма бесконечно большого количества бесконечно малых слагаемых.

Изучение данной темы позволит выполнить требования государственного образовательного стандарта СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело дисциплина ЕН.02. Математика, а так же будет способствовать формированию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Изучение данной темы, будет способствовать формированию ОК 2.  Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.



Примерная хронокарта

Этапы занятия

Время

(мин)

Цель

Деятельность

Оснащение

Преподавателя

Студента

1.

Организационный момент

1

Мобилизовать внимание студентов на работу.

Отмечает отсутствующих, контролирует внешний вид, готовность к занятию

Бригадир дает информацию об отсутствующих. Студенты проводят самоконтроль внешнего вида

Журнал

3.

Мотивационный этап, целеполагание

1

Раскрыть практическую значимость темы, способствовать формированию ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Сообщает тему занятия, мотивирует ее, устанавливает приоритеты при изучении темы

Слушают, записывают в тетрадь

МП

4.

Актуализация опорных знаний

10

Подготовка к формированию умения использовать при решении задач основные правила и законы интегральногоисчисления

Раскрывает новую тему

Слушают, задают вопросы

МП

5.

Выполнение заданий на закрепление знаний и умений

52

Формирование знаний и умения использовать при решении задач основные правила и законы интегральногоисчисления, а так же ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Курирует работу студентов на всем этапе, исправляет ошибки

Выполняют самостоятельную работу

МП

6.

Задание на предварительный контроль по изученной теме

3

Концентрация внимания

Инструктирует по выполнению самостоятельной работы

Слушают, наблюдают, задают вопросы

МП

7.

Предварительный контроль по изученной теме

20

Предварительный контроль уровня усвоения знаний и умений при решении задач основные правила и законы интегральногоисчисления.

Контролирует выполнение студентами заданий, по результатам вносит коррективы

Выполняют задания

МП

8.

Подведение итогов занятия

1

Развитие эмоциональной устойчивости

Объявляет оценки, мотивирует их, выделяет наиболее подготовленных

Слушают, участвуют в обсуждении, задают вопросы

Журнал

9.

Домашнее задание

1,5

Закрепление знаний и умений по изученной теме

Инструктирует по выполнению домашнего задания

Слушают, записывают задание в тетрадь

МП, журнал

10

Организация окончания занятия

0,5

Прививать аккуратность

Контролирует работу по уборке рабочих мест

Убирают рабочее место, сдают оснащение


Слайд 2

Актуализация опорных знаний

Математический диктант

Вопрос

Ответ


Что называется определенным интегралом?

Множество первообразных данной функции на заданном промежутке

+

В чем заключается геометрический смысл определенного интеграла?

Интеграл от функции на отрезке равен площади криволинейной трапеции

+

Назовите фамилии учёных первооткрывателей основной формулы интегрального исчисления

Ньютон, Лейбниц

+

Запишите основную формулу интегрального исчисления

+

Запишите 5 основных свойств определенного интеграла

+





+



+





+







+

+




Критерии оценки

«5» – 9,10 положительных ответов;

«4» – 7, 8 положительных ответов;

«3» – 5, 6 положительных ответов;

«2» –




Тема




Самостоятельная работа студентов на практическом занятии

по теме 1.7. Основы интегрального исчисления. Определённый интеграл

Практическое занятие 6.

Определённый интеграл. Задачи, решаемые с использованием свойств первообразных и интегралов


п/№

Наименование этапа

Время этапа

Задание этапа

1

Решение задач

17

Решить определённый интеграл используя метод непосредственного интегрирования.

2

Решение задач

20

Решить определённый интеграл используя метод замены переменной

3

Решение задач

15

Решить определённый интеграл используя метод по частям

4

Предварительный контроль

19

Решить предел




Слайд 3

Выполнение заданий на закрепление знаний и умений

На данном занятии мы подробно разберем такую замечательную вещь, как определенный интеграл. Для того чтобы научиться решать определенные интегралы необходимо:

1) Уметь находить неопределенные интегралы.

2) Уметь вычислить определенный интеграл.

для того чтобы освоить определенный интеграл, нужно достаточно хорошо ориентироваться в «обыкновенных» неопределенных интегралах.

В общем виде определенный интеграл записывается так:

Что прибавилось по сравнению с неопределенным интегралом? Прибавились пределы интегрирования.

Нижний предел интегрирования стандартно обозначается буквой a.
Верхний предел интегрирования стандартно обозначается буквой b.
Отрезок [a;b] называется отрезком интегрирования.

Что значит решить определенный интеграл? Решить определенный интеграл – это значит, найти число.

Как решить определенный интеграл? С помощью знакомой со школы формулы Ньютона-Лейбница:

Формулу лучше переписать на отдельный листочек, она должна быть перед глазами на протяжении всего урока.

Этапы решения определенного интеграла следующие:

  1. Сначала находим первообразную функцию F(x) (неопределенный интеграл). Обратите внимание, что константа C в определенном интеграле не добавляется. Обозначение является чисто техническим, и вертикальная палочка не несет никакого математического смысла, по сути – это просто отчёркивание. Зачем нужна сама запись ?  Подготовка для применения формулы Ньютона-Лейбница.

  2. Подставляем значение верхнего предела в первообразную функцию: F(b).

  3. Подставляем значение нижнего предела в первообразную функцию: F(a).

  4. Рассчитываем (без ошибок!) разность F(b) – F(a), то есть, находим число.


Готово.



Метод непосредственного интегрирования в определённом интеграле.
Примеры решений

Слайд 4

Пример 1

Вычислить определенный интеграл

Решение.

(1) Выносим константу за знак интеграла.

(2) Интегрируем по таблице с помощью самой популярной формулы . Появившуюся константу целесообразно отделить от и вынести за скобку. Делать это не обязательно, но желательно – зачем лишние вычисления?

(3) Используем формулу Ньютона-Лейбница . Сначала подставляем в верхний предел, затем – нижний предел. Проводим дальнейшие вычисления и получаем окончательный ответ.

Слайд 5

Пример 2

Вычислить определенный интеграл

4

Решение.

-2


СЛАБОЕ ЗВЕНО в определенном интеграле – это ошибки вычислений и часто встречающаяся ПУТАНИЦА В ЗНАКАХ.

Будьте внимательны!



Решение задач

1. Используя таблицу неопределённых интегралов, найдите множество первообразных.


  1. ;

Ответ:

  1. -7,5;

  2. ;

  3. ;




Слайд 6

Метод замены переменной в определенном интеграле
Примеры решений

Для определенного интеграла справедливы все типы замен, что и для неопределенного интеграла.

Пример 3

Вычислить определенный интеграл

Решение.

Произведём замену

t=x2

dt=2xdx

xdx=

Находим новые переменные интегрирования

Это достаточно просто. Смотрим на нашу замену t=x2 и старые пределы интегрирования a=0, b= .

Сначала подставляем в выражение замены t=x2 нижний предел интегрирования, то есть, ноль: t1=02=0

Потом подставляем в выражение замены t=x2 верхний предел интегрирования, то есть, корень из трёх: t2=( )2=3

3

Готово.

0




2. Решите интеграл методом замены переменной

Ответ:





Интегрирование по частям. Примеры решений

Слайд 7

Метод интегрирования по частям – это один из краеугольных камней интегрального исчисления.

Метод интегрирования по частям решает очень важную задачу, он позволяет интегрировать некоторые функции, отсутствующие в таблице, произведение функций, а в ряде случаев – и частное.

Для решения определённого интеграла, используем формулу интегрирования по частям:

a


b


Пример 4

Вычислить определенный интеграл

Решение.

½

+ 2

½




3. Решите интеграл методом «по частям»

  1. .

Ответ:

  1. ;

  2. ;

  3. ;

  4. ;





Контролирующий материал

по теме «Определённый интеграл. Задачи, решаемые с использованием свойств первообразных и интегралов»

Слайд 8

Вариант 1

Вычислите определённый интеграл

  1. ;

  2. ;

Вариант 2

Вычислите определённый интеграл

  1. ;




Эталоны ответов

Номер задания

1 вариант

2 вариант

1

2

3

4

5

=-101,25



Критерии оценки

5 верных ответов – «5»;

4 верных ответов – «4»;

2-3 верных ответов – «3»;

-2 верных ответов – «2».






Слайд 9

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
  1. Работа с учебником [1, стр. 82-88]; [1, стр. 116, задание №22, вариант 10]



Список использованных источников
  1. Гилярова, М. Г. Математика для медицинских колледжей [Текст]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 410 с. – (Медицина)

  2. Михеев, В.С. Математика: учеб. пособие [Текст] / В.С. Михеев [и др.]; под ред. Н.М. Демина. –Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 896 с. – (Среднее профессиональное образование).

  3. Омельченко, В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник [Текст] / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. ‑588с.

  4. Омельченко, В.П. Математика: учеб. пособие [Текст] / В.П. Омельченко, Э.В. Курбатова. – Изд. 5-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс. 2011. – 380 с. – (Среднее профессиональное образование).





Приложение 1

Таблица неопределённых интегралов


Таблица производных основных функций





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!