СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийная презентация по роману «Преступление и наказание»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

мультимедийная презентация по роману «Преступление и наказание»

Цель: показать многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе, подчеркнуть тесную связь проблематики, идейного смысла романа с исторической эпохой развития России; проанализировать образ Петербурга в романе и определить его роль в развитии характера главного героя.

Просмотр содержимого документа
«мультимедийная презентация по роману «Преступление и наказание»»

ТЕМА: Век искривлен, и не моя вина, что я рожден, чтоб выправить его...»  История создания романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга в романе.

ТЕМА:

Век искривлен, и не моя вина, что я рожден, чтоб выправить его...»

История создания романа «Преступление и наказание».

Образ Петербурга в романе.

Цель: Показать многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе, подчеркнуть тесную связь проблематики, идейного смысла романа с исторической эпохой развития России. Проанализировать образ Петербурга в романе и определить его роль в развитии характера главного героя.

Цель:

  • Показать многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе, подчеркнуть тесную связь проблематики, идейного смысла романа с исторической эпохой развития России. Проанализировать образ Петербурга в романе и определить его роль в развитии характера главного героя.
Задачи урока:   Развивающие:  формировать логическое мышление путем сопоставления героев; развивать речь студентов; развивать творческое мышление Образовательные:  универсальные: формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты); специальные: формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами) Воспитательные: расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту студентов, к произведениям современной литературы, к киноискусству; формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.)

Задачи урока:

  • Развивающие:
  • формировать логическое мышление путем сопоставления героев;
  • развивать речь студентов; развивать творческое мышление
  • Образовательные:
  • универсальные: формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты);
  • специальные: формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами)
  • Воспитательные:
  • расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту студентов, к произведениям современной литературы, к киноискусству;
  • формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.)
 План обзорной лекции:   История создания романа. Петербург в романе Топография. Дома. Жители. Цвет. Подведение итогов урока:

План обзорной лекции:

  • История создания романа.
  • Петербург в романе
  • Топография.
  • Дома.
  • Жители.
  • Цвет.
  • Подведение итогов урока: "Образ Петербурга в романе"
ВЕРА ЛЮБОВЬ СОВЕСТЬ СОСТРАДАНИЕ ДЕНЬГИ НАЖИВА КАПИТАЛ

ВЕРА

ЛЮБОВЬ

СОВЕСТЬ

СОСТРАДАНИЕ

ДЕНЬГИ

НАЖИВА

КАПИТАЛ

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий , стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит…  А.С.Пушкин

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий , стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…

А.С.Пушкин

Рисунки Достоевского в черновиках к роману

Рисунки Достоевского в черновиках к роману

Творческая история романа 1859 г. - замысел в форме романа-исповеди   1865 г. – первоначальная версия романа «Пьяненькие» (история семейства Мармеладовых)   январь 1866 г. – публикация I части романа, работа над остальными частями романа продолжается весь год

Творческая история романа

  • 1859 г. - замысел в форме романа-исповеди
  • 1865 г. – первоначальная версия романа «Пьяненькие» (история семейства Мармеладовых)
  • январь 1866 г. – публикация I части романа, работа над остальными частями романа продолжается весь год
9 октября 1859 г. Задумал на каторге Июль 1865 г. Начал в Висбадене  «Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти...» «В декабре начну роман  «Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша...» «Все сердце мое с кровью положится в этот роман» 1 866 г. Закончил в Петербурге  «Я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает Идея романа: «Это психологический отчет одного преступления» современность»  Конфликт романа: 1. Почему убил? 2. Какие идеи привели к убийству? 3. Виноват ли преступник? Вывод:  «Романы Достоевского представляют собой самое страшное обвинение, брошенное в лицо буржуазному обществу: истинный убийца, губитель человеческих душ - это ты».  (Роза Люксембург)

9 октября 1859 г.

Задумал на каторге

Июль 1865 г.

Начал в Висбадене

«Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти...» «В декабре начну роман

«Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша...» «Все сердце мое с кровью положится в этот роман»

1 866 г.

Закончил в Петербурге

«Я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает

Идея романа: «Это психологический отчет одного преступления»

современность»

Конфликт романа:

1. Почему убил?

2. Какие идеи привели к убийству?

3. Виноват ли преступник?

Вывод: «Романы Достоевского представляют собой самое страшное обвинение, брошенное в лицо буржуазному обществу: истинный убийца, губитель человеческих душ - это ты».

(Роза Люксембург)

Из тридцати романов, повестей, рассказов, составляющих литературное наследие Ф.М.Достоевского, можно выделить двадцать, где Петербург является главным местом действия.

Из тридцати романов, повестей, рассказов, составляющих литературное наследие Ф.М.Достоевского, можно выделить двадцать, где Петербург является главным местом действия.

Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман , точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей,- весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности… Но- силен, бес!  А.Фадеев

Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман , точно вылит, так он строен.

При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей,- весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности… Но- силен, бес!

А.Фадеев

 Беседа по первичному восприятию романа:  1 Мы попадаем в мир Достоевского. Что нового открыл он нам?  2. Какие чувства пробудил роман?  О чем заставил задуматься?  3 . Современник Ф.М.Достоевского Н.К. Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?
  • Беседа по первичному восприятию романа: 1 Мы попадаем в мир Достоевского. Что нового открыл он нам? 2. Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься? 3 . Современник Ф.М.Достоевского Н.К. Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?
В чем заключается двойственность Петербурга? В чем заключается совпадение состояния героев и города?

В чем заключается двойственность Петербурга?

В чем заключается совпадение состояния героев и города?

                                                                                                 Петербург Раскольникова. Художник Д. Шмаринов

                                                                                            

Петербург Раскольникова. Художник Д. Шмаринов

Сенная площадь в середине XIX века

Сенная площадь в середине XIX века

Дом Раскольникова

Дом Раскольникова

                                                                                                Двор Раскольникова. Художник И. Глазунов

                                                                                           

Двор Раскольникова. Художник И. Глазунов

В 1865 году, когда происходит действие романа, в Петербурге (539 122 жителей) было совершено 10121 преступление.

В 1865 году, когда происходит действие романа, в Петербурге (539 122 жителей) было совершено 10121 преступление.

Какое время изображено в романе?

Какое время изображено в романе?

 Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?    Обратите внимание на общую атмосферу улицы?
  • Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? Обратите внимание на общую атмосферу улицы?
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…»

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…»

 «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников»

«Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников»

Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую « пьяную» улицу- Столярный переулок. В нем находилось 16 домов. В этих домах помещались 18 питейных заведений. На соседнем Вознесенском проспекте было 6 трактиров, 19 кабаков, 11 пивных, 16 винных погребов.

Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую « пьяную» улицу- Столярный переулок. В нем находилось 16 домов. В этих домах помещались 18 питейных заведений. На соседнем Вознесенском проспекте было 6 трактиров, 19 кабаков, 11 пивных, 16 винных погребов.

«Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения»

«Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения»

 Вопросы по тексту:  Как чувствует себя Раскольников в этом городе?  Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах?  Какое ощущение остается от встреч с этими людьми?
  • Вопросы по тексту: Как чувствует себя Раскольников в этом городе? Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах? Какое ощущение остается от встреч с этими людьми?
Какую роль играет в романе образ – символ «лестницы»?

Какую роль играет в романе образ – символ «лестницы»?

«Раскольников взбирается и спускается с лестницы по крайней мере 48 раз. Его «путь»- это буквально путь «вверх» и «вниз» С.В.Белов

«Раскольников взбирается и спускается с лестницы по крайней мере 48 раз. Его «путь»- это буквально путь «вверх» и «вниз» С.В.Белов

Вопросы по тексту:  Каково ваше впечатление, когда вы , «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых ,в комнату Сони?
  • Вопросы по тексту: Каково ваше впечатление, когда вы , «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых ,в комнату Сони?
« Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими , пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть – чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот –вот стукнется головой о потолок.»

« Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими , пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть – чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот –вот стукнется головой о потолок.»

« Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье»

« Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье»

« Через задний угол была протянута дырявая простыня. За ней ,вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван.»

« Через задний угол была протянута дырявая простыня. За ней ,вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван.»

«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое»

«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое»

  Символика цвета. Основной цвет романа – желтый. Желтый цвет в романе создает ощущение болезненности, расстройства, безысходности 39

Символика

цвета.

Основной цвет романа – желтый.

Желтый цвет в романе создает

ощущение

болезненности,

расстройства,

безысходности

39

 Вопросы по тексту:  - Какими красками нарисован город, ведь события происходят в жаркие июньские дни?  В какой форме передается мысль об унижении и бесправии петербургского люда, ведь непосредственно картины эксплуатации не показаны в романе?  - Почему такое внимание уделено описанию нищеты в Петербурге?  - Как влияет окружающая среда на главного героя?  - Есть ли куда пойти Родиону Раскольникову?  - Какую роль в раскрытии темы бесправия человека выполняет сон Раскольникова?
  • Вопросы по тексту: - Какими красками нарисован город, ведь события происходят в жаркие июньские дни? В какой форме передается мысль об унижении и бесправии петербургского люда, ведь непосредственно картины эксплуатации не показаны в романе? - Почему такое внимание уделено описанию нищеты в Петербурге? - Как влияет окружающая среда на главного героя? - Есть ли куда пойти Родиону Раскольникову? - Какую роль в раскрытии темы бесправия человека выполняет сон Раскольникова?
  Петербург в романе  Город не фон , на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа.  Двойственность Петербурга Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади. Величественная, прохладная Нева.  Совпадение состояния героев и города Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны. Общее впечатление –это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает к скандалам и даже толкает на преступления. Город погружен в духоту, он сам является причиной для болезненного состояния героев

Петербург в романе

  • Город не фон , на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа.

Двойственность Петербурга

Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади.

Величественная, прохладная Нева.

Совпадение состояния героев и города

Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны.

Общее впечатление –это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает к скандалам и даже толкает на преступления.

Город погружен в духоту, он сам является причиной для болезненного состояния героев

     Петербург Достоевского  «город, в котором невозможно быть»   Пейзажи  «отвратительный и грустный колорит» городского дня.   Сцены уличной жизни  (пьяный в телеге, сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние)   Интерьеры  («клетушка», «сарай», «проходной угол»)

Петербург Достоевского «город, в котором невозможно быть» Пейзажи «отвратительный и грустный колорит» городского дня. Сцены уличной жизни (пьяный в телеге, сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние) Интерьеры («клетушка», «сарай», «проходной угол»)

Петербург для Пушкина-олицетворение русской государственности. Он восхищен Петербургом.  … Красуйся, град Петров, и стой  Неколебимо, как Россия…

Петербург для Пушкина-олицетворение русской государственности. Он восхищен Петербургом.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия…

Нужно быть предельно внимательным и духовно зрячим при чтении « Преступления и наказания», обращая внимание буквально на все, чтобы увидеть в конце ту свечу, которую держит Достоевский
  • Нужно быть предельно внимательным и духовно зрячим при чтении « Преступления и наказания», обращая внимание буквально на все, чтобы увидеть в конце ту свечу, которую держит Достоевский
Домашнее задание:  1. Подготовиться к беседе: - размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых, чтение письма матери (ч.1, гл. 2-4) - раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым 2. Подумать над вопросами: - Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? - Как вы объясните эти противоречия? - Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании поступков? - Каковы мотивы преступления? 3. Перечитать разговор студента с офицером в распивочной, о которой вспоминает Раскольников в ч.1, гл.6.

Домашнее задание:

1. Подготовиться к беседе:

- размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых, чтение письма матери (ч.1, гл. 2-4)

- раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым

2. Подумать над вопросами:

- Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили?

- Как вы объясните эти противоречия?

- Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании поступков?

- Каковы мотивы преступления?

3. Перечитать разговор студента с офицером в распивочной, о которой вспоминает Раскольников в ч.1, гл.6.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!