Материя как философская категория
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
- Цель данной работы – исследовать философское понимание материи.
- Задачи:
- 1. Охарактеризовать историческое развитие представлений о материи как философской категории.
- 2. Проанализировать соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах.
- 3. Рассмотреть мнение философии о единстве и многообразии мира.
Что такое «материя»?
- Понятие «материя» происходит от латинского materia – вещество.
- Подобное ограниченное конкретно-вещественное понимание материи сохранялось, как парадигма на протяжении многих столетий в философии, науке, мировоззрении как таковом.
1. Историческое развитие представлений о материи как философской категории
- а) период античности.
- На роль такой первоосновы мира у античных греков последовательно претендовали вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) , а то и все эти стихии разом ( Эмпедокл) . Не менее значимы были и попытки приписать искомому первоначалу идеальный характер (« эйдосы » у Платона, « нус », т.е. ум у Анаксагора и т.д.). Одной из самых удачных концепций в этом плане стала атомистическая гипотеза Демокрита, основная идея которой входит и в современное мировоззрение
- Вывод: в этот период материя отождествлялась с материалом, в качестве которого, выступали вода, воздух, огонь и т.д
1. Историческое развитие представлений о материи как философской категории
- б) период Средневековья.
- Все Средние века прошли под знаком Аристотеля, для которого материя – инертная и пассивная масса , потенциальная возможность предметного разнообразия мира. Только через связь с идеальной формой эта возможность становится действительностью.
1. Историческое развитие представлений о материи как философской категории
- в) Новое время.
- В Новое время знаком материи являются первичные механические качества всех вещей: протяженность, плотность, постоянная масса и т. д. Вещи же по традиции считаются состоящими из неделимых атомов.
1. Историческое развитие представлений о материи как философской категории
- В конце XIX – начале XX в. последовала целая серия открытий в науке и технике, что изменило и представления о материи.Смешение представления о материи как философской категории с определенными естественнонаучными знаниями о ее строении было характерно для естествоиспытателей XIX века, которые считали, что материя представляет собой неделимые, непроницаемые частички вещества – атомы.
- К кризису ученых привело метафизическое мышление, отождествление философского принципа сохранения материи с идеей о «первокирпичиках» материи, о неделимости, неразрушимости атомов, а с открытием сложного строения атомов исчезает не материя, а лишь тот предел, до которого наука раскрыла тайны материи: электрон так же неисчерпаем, как и атом, материя бесконечна.
- XX в . Классическое для диалектического материализма определение материи сформулировал В.И. Ленин.Он оторвал понятие материи от всех конкретно-научных представлений о ней.
- Единственное свойство материи, с которым связана философия – это свойство объективной реальности , т.е. существование реального мира вне и независимо от сознания каждого конкретного человека и человечества в целом.
- Материя, по словам В.И. Ленина «копируется, фотографируется, отображается ощущениями» . На основе ощущений формируются восприятия, представления и понятия, которые составляют рациональную сторону сознания. Сознание же в целом трактуется в диалектическом материализме как особое свойство материи, присущее ей на высшей стадии развития, а именно на той стадии, когда в процессе развития материи сформировалось человечество.
- Таким образом, категория материи в диалектическом материализме возведена на уровень субстанции.
2 . Соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах
- Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, отображается, нашими ощущениями, существующая независимо от них.
2. Соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах
- Конкретно-научные представления о материи, ее видах и свойствах никогда не будут исчерпывающими, с каждым новым открытием они углубляются, уточняются, заменяются новыми.
- Философское понятие материи, обогащаясь новым, конкретным содержанием, и, будучи предельно широким, объединяет в себе все богатство объективно существующих материальных тел и явлений, включая и те явления природы и общества, которые будут открыты наукой только в будущем.
2. Соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах
- Материя как объективная реальность является предметом изучения всех наук, каждая из которых исследует какой-то определенный вид материи или ее свойство.
- Философия анализирует материю в ее соотношении с сознанием.
2. Соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах
- Из диалектико-материалистического учения о материи следует методологический вывод о неисчерпаемости материального мира.
- В мире нет абсолютно простой, неизменной субстанции. Каким бы простым и элементарным ни казался объект, в действительном бытии он бесконечно сложен и неисчерпаем.
- Идея о неисчерпаемости материи как вширь, так и вглубь в настоящее время является по существу программным положением для всех наук.
- Вывод : философское понятие о материи отражает ее основное свойство – быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания – и ориентирует конкретно-научные дисциплины на познание неисчерпаемых ее свойств, на познание ее строения и структуры.
- В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о сложной системной ее организации. Система (от греч. – целое, составленное из частей) – это совокупность элементов, которые своими отношениями и связями образуют определенную целостность, единство. Целостность как системообразующий признак представляет собой принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и зависимость каждого элемента от его места в системе. Практически каждый объект может быть представлен как система
2. Соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах
- В целом окружающий нас материальный мир можно представить как специфически различающиеся, но генетически связанные неорганическую, органическую (живую) и социально организованную материю. В каждой из них, в соответствии с современным уровнем развития науки, следует выделить структурные уровни, качественно отличающиеся друг от друга и подчиняющиеся своим особым законам.
- Основные структурные уровни неживой природы:
- 1. Субэлементарный уровень организации материи (лептоны, кварки)
- 2. Элементарный уровень (элементарные частицы, физический вакуум).
- 3. атомы.
- 4. молекулы.
- 5. макротела.
- 6. планеты – особый тип макросфер, имеющий ядро, литосферу, атмосферу, гидросферу.
- 7. планетные системы, которые состоят из планет и звёзд
- 8. галактики – включают планетные системы и звёзды
- 9. системы галактик
- 10. метагалактика
3. Философия о единстве и многообразии мира
- На всём протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира.Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др.,но они не сумели полностью решить этот вопрос.
- Для них характерны догадки о том, что единство мира – в его материальности.
3. Философия о единстве и многообразии мира
- Последовательность в признании единого начала – материи или духа – называется философским монизмом .
- Противоположностью монизма является дуализм . Дуалисты считали, что существуют два равноправных начала, две независимые друг от друга субстанции – материя и дух. Виднейшим представителем дуализма был французский философ и математик XVI в. Р. Декарт.
3. Философия о единстве и многообразии мира
- В этот же период материалистическую линию в решении вопроса о единстве мира проводили представители метафизического материализма Ф. Бекон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, французские материалисты XVIII века
- Глубже, чём другие материалисты подошли к решению проблемы единства мира русские философы середины XIX века. Опираясь на достижения философии, а также на новые успехи естествознания, они пытались взглянуть на мир как на процесс развития.
3. Философия о единстве и многообразии мира
- Проблему единства мира с материалистических позиций решали Маркс и Энгельс, опиравшиеся на достижения естественных и общественных наук. Они отвергли метафизическое представление о непроходимой пропасти между живой и неживой материей, обосновав положение о возникновении жизни из неорганической материи, дав определение жизни как способа существования белковых тел, являющихся её материальными носителями .
3. Философия о единстве и многообразии мира
- Всё большее распространение получает в философском знании замена вопроса: «что такое мир», на вопрос «каким мы этот мир представляем».
3. Философия о единстве и многообразии мира
- Наиболее мощную попытку построить послемарксистскую концепцию бытия предпринял немецкий философ М. Хайдеггер . По его мнению, существуют три разновидности бытия. Первая форма или собственно бытие есть форма существования вообще. Жизненная сила, которая позволяет предметам и явлениям пересечь границу между бытием и небытием. Второй разновидностью бытия выступает, по Хайдеггеру, здесь – бытие: мгновенный слепок бытия единичных предметов. В этом понятии фиксируются характеристики бытия предметов, которые находятся за пределами нашего сознания Их нельзя понять. Но их можно пережить (тяжесть, боль, страх, радость, холод и т.д.).
3. Философия о единстве и многообразии мира
- Сознание человека не хочет мириться с тем, что существует нечто, недоступное пониманию. Оно создаёт аналоги этих характеристик, выступающих в качестве атрибутов бытия. На место холода ставится температура, на место тяжести – масса. В отличие от первых, вторые характеристики связаны с деятельностью человека. Они могут быть поняты и изучены. Эту форму бытия Хайдеггер назвал Man (человеческое бытие).
3. Философия о единстве и многообразии мира
- В последнее время неклассические трактовки бытия начинают приобретать всё больший вес в гуманитарных науках.
- Особенно это относится к социологии и экономике. На место прежних «объективных», независимых от мнения и сознания людей линейных законов приходят законы вероятностные, наступление действия которых оказывается связанным со статистическими закономерностями. Уже не естественные науки с их линейным детерминизмом (обязательные причинно-следственные связи) диктуют правила гуманитарным, а наоборот. Проблема бытия по-прежнему остаётся одной из основных проблем философского знания.
Вывод:
- Таким образом, всё философские концепции, признающие важность онтологической проблематики (проблематики бытия) и разрабатывающие её с опорой на естественные науки, рассматривают многообразие бытия под углом зрения его материального единства. С этой точки зрения мир, в котором мы живём и частью которого являемся, – это материальный мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него.
Выводы:
- Сознание же при таком подходе понимается как особое свойство материи, присущеё не всём телам во Всёленной, а только высшим формам её организации. Структурность, движение, пространство и время предстают как неотъемлемые характеристики материи, то есть такие её свойства, без которых материя не существует. Вместе с тем сами эти свойства не могут быть отделены от материи.
- Таким образом всё многообразие материалистических концепций явно тяготеет к монистическому взгляду на мир, а в качестве субстанции, то есть основы мира, в них выступает понятие материи