СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийная презентация по теме: "Материя как философская категория"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе подается историко-философский анализ генезиса и развития понятия «материя» сводится к анализу трех основных этапов ее эволюции:

  1. как вещи
  2. как свойства
  3. как отношения.

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная презентация по теме: "Материя как философская категория"»

Материя как философская категория

Материя как философская категория

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ Цель данной работы – исследовать философское понимание материи. Задачи: 1. Охарактеризовать историческое развитие представлений о материи как философской категории. 2. Проанализировать соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах. 3. Рассмотреть мнение философии о единстве и многообразии мира.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

  • Цель данной работы – исследовать философское понимание материи.
  • Задачи:
  • 1. Охарактеризовать историческое развитие представлений о материи как философской категории.
  • 2. Проанализировать соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах.
  • 3. Рассмотреть мнение философии о единстве и многообразии мира.
Что такое «материя»? Понятие «материя» происходит от латинского materia – вещество. Подобное ограниченное конкретно-вещественное понимание материи сохранялось, как парадигма на протяжении многих столетий в философии, науке, мировоззрении как таковом.

Что такое «материя»?

  • Понятие «материя» происходит от латинского materia – вещество.
  • Подобное ограниченное конкретно-вещественное понимание материи сохранялось, как парадигма на протяжении многих столетий в философии, науке, мировоззрении как таковом.
1. Историческое развитие представлений о материи как философской категории а) период античности. На роль такой первоосновы мира у античных греков последовательно претендовали вода (Фалес),  воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) , а то и все эти стихии разом ( Эмпедокл) . Не менее значимы были и попытки приписать искомому первоначалу идеальный характер (« эйдосы » у Платона, « нус », т.е. ум у Анаксагора и т.д.). Одной из самых удачных концепций в этом плане стала атомистическая гипотеза Демокрита, основная идея которой входит и в современное мировоззрение Вывод: в этот период материя отождествлялась с материалом, в качестве которого, выступали вода, воздух, огонь и т.д

1. Историческое развитие представлений о материи как философской категории

  • а) период античности.
  • На роль такой первоосновы мира у античных греков последовательно претендовали вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) , а то и все эти стихии разом ( Эмпедокл) . Не менее значимы были и попытки приписать искомому первоначалу идеальный характер (« эйдосы » у Платона, « нус », т.е. ум у Анаксагора и т.д.). Одной из самых удачных концепций в этом плане стала атомистическая гипотеза Демокрита, основная идея которой входит и в современное мировоззрение
  • Вывод: в этот период материя отождествлялась с материалом, в качестве которого, выступали вода, воздух, огонь и т.д
1. Историческое развитие представлений о материи как философской категории б) период Средневековья. Все Средние века прошли под знаком Аристотеля, для которого материя –  инертная и пассивная масса , потенциальная возможность предметного разнообразия мира. Только через связь с идеальной формой эта возможность становится действительностью.

1. Историческое развитие представлений о материи как философской категории

  • б) период Средневековья.
  • Все Средние века прошли под знаком Аристотеля, для которого материя – инертная и пассивная масса , потенциальная возможность предметного разнообразия мира. Только через связь с идеальной формой эта возможность становится действительностью.
1. Историческое развитие представлений о материи как философской категории в) Новое время. В Новое время знаком материи являются первичные механические качества всех вещей: протяженность, плотность, постоянная масса и т. д. Вещи же по традиции считаются состоящими из неделимых атомов.

1. Историческое развитие представлений о материи как философской категории

  • в) Новое время.
  • В Новое время знаком материи являются первичные механические качества всех вещей: протяженность, плотность, постоянная масса и т. д. Вещи же по традиции считаются состоящими из неделимых атомов.
1. Историческое развитие представлений о материи как философской категории В конце XIX – начале XX в. последовала целая серия открытий в науке и технике, что изменило и представления о материи.Смешение представления о материи как философской категории с определенными естественнонаучными знаниями о ее строении было характерно для естествоиспытателей XIX века, которые считали, что материя представляет собой неделимые, непроницаемые частички вещества – атомы. К кризису ученых привело метафизическое мышление, отождествление философского принципа сохранения материи с идеей о «первокирпичиках» материи, о неделимости, неразрушимости атомов, а с открытием сложного строения атомов исчезает не материя, а лишь тот предел, до которого наука раскрыла тайны материи: электрон так же неисчерпаем, как и атом, материя бесконечна.

1. Историческое развитие представлений о материи как философской категории

  • В конце XIX – начале XX в. последовала целая серия открытий в науке и технике, что изменило и представления о материи.Смешение представления о материи как философской категории с определенными естественнонаучными знаниями о ее строении было характерно для естествоиспытателей XIX века, которые считали, что материя представляет собой неделимые, непроницаемые частички вещества – атомы.
  • К кризису ученых привело метафизическое мышление, отождествление философского принципа сохранения материи с идеей о «первокирпичиках» материи, о неделимости, неразрушимости атомов, а с открытием сложного строения атомов исчезает не материя, а лишь тот предел, до которого наука раскрыла тайны материи: электрон так же неисчерпаем, как и атом, материя бесконечна.
XX в . Классическое для диалектического материализма определение материи сформулировал В.И. Ленин.Он оторвал понятие материи от всех конкретно-научных представлений о ней. Единственное свойство материи, с которым связана философия – это свойство объективной реальности , т.е. существование реального мира вне и независимо от сознания каждого конкретного человека и человечества в целом.
  • XX в . Классическое для диалектического материализма определение материи сформулировал В.И. Ленин.Он оторвал понятие материи от всех конкретно-научных представлений о ней.
  • Единственное свойство материи, с которым связана философия – это свойство объективной реальности , т.е. существование реального мира вне и независимо от сознания каждого конкретного человека и человечества в целом.
Материя, по словам В.И. Ленина «копируется, фотографируется, отображается ощущениями» . На основе ощущений формируются восприятия, представления и понятия, которые составляют рациональную сторону сознания. Сознание же в целом трактуется в диалектическом материализме как особое свойство материи, присущее ей на высшей стадии развития, а именно на той стадии, когда в процессе развития материи сформировалось человечество. Таким образом, категория материи в диалектическом материализме возведена на уровень субстанции.
  • Материя, по словам В.И. Ленина «копируется, фотографируется, отображается ощущениями» . На основе ощущений формируются восприятия, представления и понятия, которые составляют рациональную сторону сознания. Сознание же в целом трактуется в диалектическом материализме как особое свойство материи, присущее ей на высшей стадии развития, а именно на той стадии, когда в процессе развития материи сформировалось человечество.
  • Таким образом, категория материи в диалектическом материализме возведена на уровень субстанции.
2 . Соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, отображается, нашими ощущениями, существующая независимо от них.

2 . Соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах

  • Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, отображается, нашими ощущениями, существующая независимо от них.
2. Соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах Конкретно-научные представления о материи, ее видах и свойствах никогда не будут исчерпывающими, с каждым новым открытием они углубляются, уточняются, заменяются новыми. Философское понятие материи, обогащаясь новым, конкретным содержанием, и, будучи предельно широким, объединяет в себе все богатство объективно существующих материальных тел и явлений, включая и те явления природы и общества, которые будут открыты наукой только в будущем.

2. Соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах

  • Конкретно-научные представления о материи, ее видах и свойствах никогда не будут исчерпывающими, с каждым новым открытием они углубляются, уточняются, заменяются новыми.
  • Философское понятие материи, обогащаясь новым, конкретным содержанием, и, будучи предельно широким, объединяет в себе все богатство объективно существующих материальных тел и явлений, включая и те явления природы и общества, которые будут открыты наукой только в будущем.
2. Соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах Материя как объективная реальность является предметом изучения всех наук, каждая из которых исследует какой-то определенный вид материи или ее свойство. Философия анализирует материю в ее соотношении с сознанием.

2. Соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах

  • Материя как объективная реальность является предметом изучения всех наук, каждая из которых исследует какой-то определенный вид материи или ее свойство.
  • Философия анализирует материю в ее соотношении с сознанием.
2. Соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах Из диалектико-материалистического учения о материи следует методологический вывод о неисчерпаемости материального мира. В мире нет абсолютно простой, неизменной субстанции. Каким бы простым и элементарным ни казался объект, в действительном бытии он бесконечно сложен и неисчерпаем. Идея о неисчерпаемости материи как вширь, так и вглубь в настоящее время является по существу программным положением для всех наук.

2. Соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах

  • Из диалектико-материалистического учения о материи следует методологический вывод о неисчерпаемости материального мира.
  • В мире нет абсолютно простой, неизменной субстанции. Каким бы простым и элементарным ни казался объект, в действительном бытии он бесконечно сложен и неисчерпаем.
  • Идея о неисчерпаемости материи как вширь, так и вглубь в настоящее время является по существу программным положением для всех наук.
Вывод : философское понятие о материи отражает ее основное свойство – быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания – и ориентирует конкретно-научные дисциплины на познание неисчерпаемых ее свойств, на познание ее строения и структуры. В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о сложной системной ее организации. Система (от греч. – целое, составленное из частей) – это совокупность элементов, которые своими отношениями и связями образуют определенную целостность, единство. Целостность как системообразующий признак представляет собой принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и зависимость каждого элемента от его места в системе. Практически каждый объект может быть представлен как система
  • Вывод : философское понятие о материи отражает ее основное свойство – быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания – и ориентирует конкретно-научные дисциплины на познание неисчерпаемых ее свойств, на познание ее строения и структуры.
  • В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о сложной системной ее организации. Система (от греч. – целое, составленное из частей) – это совокупность элементов, которые своими отношениями и связями образуют определенную целостность, единство. Целостность как системообразующий признак представляет собой принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и зависимость каждого элемента от его места в системе. Практически каждый объект может быть представлен как система
2. Соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах В целом окружающий нас материальный мир можно представить как специфически различающиеся, но генетически связанные неорганическую, органическую (живую) и социально организованную материю. В каждой из них, в соответствии с современным уровнем развития науки, следует выделить структурные уровни, качественно отличающиеся друг от друга и подчиняющиеся своим особым законам.

2. Соотношение между философским учением о материи и естественнонаучными знаниями о ее строении и свойствах

  • В целом окружающий нас материальный мир можно представить как специфически различающиеся, но генетически связанные неорганическую, органическую (живую) и социально организованную материю. В каждой из них, в соответствии с современным уровнем развития науки, следует выделить структурные уровни, качественно отличающиеся друг от друга и подчиняющиеся своим особым законам.
Основные структурные уровни неживой природы: 1. Субэлементарный уровень организации материи (лептоны, кварки) 2. Элементарный уровень (элементарные частицы, физический вакуум). 3. атомы. 4. молекулы. 5. макротела. 6. планеты – особый тип макросфер, имеющий ядро, литосферу, атмосферу, гидросферу. 7. планетные системы, которые состоят из планет и звёзд 8. галактики – включают планетные системы и звёзды 9. системы галактик 10. метагалактика
  • Основные структурные уровни неживой природы:
  • 1. Субэлементарный уровень организации материи (лептоны, кварки)
  • 2. Элементарный уровень (элементарные частицы, физический вакуум).
  • 3. атомы.
  • 4. молекулы.
  • 5. макротела.
  • 6. планеты – особый тип макросфер, имеющий ядро, литосферу, атмосферу, гидросферу.
  • 7. планетные системы, которые состоят из планет и звёзд
  • 8. галактики – включают планетные системы и звёзды
  • 9. системы галактик
  • 10. метагалактика
3. Философия о единстве и многообразии мира На всём протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира.Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др.,но они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том, что единство мира – в его материальности.

3. Философия о единстве и многообразии мира

  • На всём протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира.Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др.,но они не сумели полностью решить этот вопрос.
  • Для них характерны догадки о том, что единство мира – в его материальности.
3. Философия о единстве и многообразии мира  Последовательность в признании единого начала – материи или духа – называется философским монизмом . Противоположностью монизма является дуализм . Дуалисты считали, что существуют два равноправных начала, две независимые друг от друга субстанции – материя и дух. Виднейшим представителем дуализма был французский философ и математик XVI в. Р. Декарт.

3. Философия о единстве и многообразии мира

  • Последовательность в признании единого начала – материи или духа – называется философским монизмом .
  • Противоположностью монизма является дуализм . Дуалисты считали, что существуют два равноправных начала, две независимые друг от друга субстанции – материя и дух. Виднейшим представителем дуализма был французский философ и математик XVI в. Р. Декарт.
3. Философия о единстве и многообразии мира В этот же период материалистическую линию в решении вопроса о единстве мира проводили представители метафизического материализма Ф. Бекон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, французские материалисты XVIII века Глубже, чём другие материалисты подошли к решению проблемы единства мира русские философы середины XIX века. Опираясь на достижения философии, а также на новые успехи естествознания, они пытались взглянуть на мир как на процесс развития.

3. Философия о единстве и многообразии мира

  • В этот же период материалистическую линию в решении вопроса о единстве мира проводили представители метафизического материализма Ф. Бекон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, французские материалисты XVIII века
  • Глубже, чём другие материалисты подошли к решению проблемы единства мира русские философы середины XIX века. Опираясь на достижения философии, а также на новые успехи естествознания, они пытались взглянуть на мир как на процесс развития.
3. Философия о единстве и многообразии мира Проблему единства мира с материалистических позиций решали Маркс и Энгельс, опиравшиеся на достижения естественных и общественных наук. Они отвергли метафизическое представление о непроходимой пропасти между живой и неживой материей, обосновав положение о возникновении жизни из неорганической материи, дав определение жизни как способа существования белковых тел, являющихся её материальными носителями .

3. Философия о единстве и многообразии мира

  • Проблему единства мира с материалистических позиций решали Маркс и Энгельс, опиравшиеся на достижения естественных и общественных наук. Они отвергли метафизическое представление о непроходимой пропасти между живой и неживой материей, обосновав положение о возникновении жизни из неорганической материи, дав определение жизни как способа существования белковых тел, являющихся её материальными носителями .
3. Философия о единстве и многообразии мира Всё большее распространение получает в философском знании замена вопроса: «что такое мир», на вопрос «каким мы этот мир представляем».

3. Философия о единстве и многообразии мира

  • Всё большее распространение получает в философском знании замена вопроса: «что такое мир», на вопрос «каким мы этот мир представляем».
3. Философия о единстве и многообразии мира Наиболее мощную попытку построить послемарксистскую концепцию бытия предпринял немецкий философ М. Хайдеггер . По его мнению, существуют три разновидности бытия. Первая форма или собственно бытие есть форма существования вообще. Жизненная сила, которая позволяет предметам и явлениям пересечь границу между бытием и небытием. Второй разновидностью бытия выступает, по Хайдеггеру, здесь – бытие: мгновенный слепок бытия единичных предметов. В этом понятии фиксируются характеристики бытия предметов, которые находятся за пределами нашего сознания Их нельзя понять. Но их можно пережить (тяжесть, боль, страх, радость, холод и т.д.).

3. Философия о единстве и многообразии мира

  • Наиболее мощную попытку построить послемарксистскую концепцию бытия предпринял немецкий философ М. Хайдеггер . По его мнению, существуют три разновидности бытия. Первая форма или собственно бытие есть форма существования вообще. Жизненная сила, которая позволяет предметам и явлениям пересечь границу между бытием и небытием. Второй разновидностью бытия выступает, по Хайдеггеру, здесь – бытие: мгновенный слепок бытия единичных предметов. В этом понятии фиксируются характеристики бытия предметов, которые находятся за пределами нашего сознания Их нельзя понять. Но их можно пережить (тяжесть, боль, страх, радость, холод и т.д.).
3. Философия о единстве и многообразии мира Сознание человека не хочет мириться с тем, что существует нечто, недоступное пониманию. Оно создаёт аналоги этих характеристик, выступающих в качестве атрибутов бытия. На место холода ставится температура, на место тяжести – масса. В отличие от первых, вторые характеристики связаны с деятельностью человека. Они могут быть поняты и изучены. Эту форму бытия Хайдеггер назвал Man (человеческое бытие).

3. Философия о единстве и многообразии мира

  • Сознание человека не хочет мириться с тем, что существует нечто, недоступное пониманию. Оно создаёт аналоги этих характеристик, выступающих в качестве атрибутов бытия. На место холода ставится температура, на место тяжести – масса. В отличие от первых, вторые характеристики связаны с деятельностью человека. Они могут быть поняты и изучены. Эту форму бытия Хайдеггер назвал Man (человеческое бытие).
3. Философия о единстве и многообразии мира В последнее время неклассические трактовки бытия начинают приобретать всё больший вес в гуманитарных науках. Особенно это относится к социологии и экономике. На место прежних «объективных», независимых от мнения и сознания людей линейных законов приходят законы вероятностные, наступление действия которых оказывается связанным со статистическими закономерностями. Уже не естественные науки с их линейным детерминизмом (обязательные причинно-следственные связи) диктуют правила гуманитарным, а наоборот. Проблема бытия по-прежнему остаётся одной из основных проблем философского знания.

3. Философия о единстве и многообразии мира

  • В последнее время неклассические трактовки бытия начинают приобретать всё больший вес в гуманитарных науках.
  • Особенно это относится к социологии и экономике. На место прежних «объективных», независимых от мнения и сознания людей линейных законов приходят законы вероятностные, наступление действия которых оказывается связанным со статистическими закономерностями. Уже не естественные науки с их линейным детерминизмом (обязательные причинно-следственные связи) диктуют правила гуманитарным, а наоборот. Проблема бытия по-прежнему остаётся одной из основных проблем философского знания.
Вывод: Таким образом, всё философские концепции, признающие важность онтологической проблематики (проблематики бытия) и разрабатывающие её с опорой на естественные науки, рассматривают многообразие бытия под углом зрения его материального единства. С этой точки зрения мир, в котором мы живём и частью которого являемся, – это материальный мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него.

Вывод:

  • Таким образом, всё философские концепции, признающие важность онтологической проблематики (проблематики бытия) и разрабатывающие её с опорой на естественные науки, рассматривают многообразие бытия под углом зрения его материального единства. С этой точки зрения мир, в котором мы живём и частью которого являемся, – это материальный мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него.
Выводы: Сознание же при таком подходе понимается как особое свойство материи, присущеё не всём телам во Всёленной, а только высшим формам её организации. Структурность, движение, пространство и время предстают как неотъемлемые характеристики материи, то есть такие её свойства, без которых материя не существует. Вместе с тем сами эти свойства не могут быть отделены от материи. Таким образом всё многообразие материалистических концепций явно тяготеет к монистическому взгляду на мир, а в качестве субстанции, то есть основы мира, в них выступает понятие материи

Выводы:

  • Сознание же при таком подходе понимается как особое свойство материи, присущеё не всём телам во Всёленной, а только высшим формам её организации. Структурность, движение, пространство и время предстают как неотъемлемые характеристики материи, то есть такие её свойства, без которых материя не существует. Вместе с тем сами эти свойства не могут быть отделены от материи.
  • Таким образом всё многообразие материалистических концепций явно тяготеет к монистическому взгляду на мир, а в качестве субстанции, то есть основы мира, в них выступает понятие материи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя