Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная презентация "Виновен-отвечай"»
Урок №11 Виновен — отвечай
МОБУ «Цибикнурская основная общеобразовательная школа республики Марий Эл. Учитель Ласточкин Эрик Анатольевич
Обществознание 7 класс.
Проверка знаний :
- Ответьте на вопросы 2, 4, 5 с. 46;
- Выполнение заданий 4 с. 47 рубрики «В классе и дома»;
- Проверка выполнения упражнения 8 в рабочей тетради с. 22;
- Работа с интерактивным тестом «Для чего нужна дисциплина» (контроль);
- Письменная работа «Для чего нужна дисциплина», тест №6.
ВСПОМНИМ
Почему общество нуждается в порядке?
Какова роль законов в жизни общества?
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ
Почему законопослушный человек вызывает уважение?
В каком случае наказание считается справедливым?
План урока:
- Знать закон смолоду.
- Законопослушный человек.
- Противозаконное поведение.
- Закон наказывает.
1. Знать закон смолоду.
- В книге писателя Н. И. Ветрова «Если бы я знал закон» есть письмо, присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю.
- Прочитать с. 48 учебника
1. Знать закон смолоду.
- Из этого письма ты, конечно, понял, что с бывшим школьником случилась беда.
- Почему это произошло?
- Почему государству порой приходится привлекать к ответственности и наказывать даже несовершеннолетних?
2. Законопослушный человек.
- Тебе наверняка приходилось слышать слово «законопослушный».
- Нетрудно понять, что речь идёт о человеке, который соблюдает законы — послушен им.
- Только не думай, что законопослушный человек — это пай-мальчик, боящийся сделать лишнее движение, чтобы, не дай бог, не нарушить закон.
2. Законопослушный человек.
- Именно законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность.
- Законопослушный человек уверенно пользуется всеми правами, честно выполняет свои обязанности.
2. Законопослушный человек.
- Можно сказать, что руками законопослушных людей создаются богатства нашей страны.
- Законопослушные люди составляют большую часть нашего народа. Это нормально, когда люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
В первобытном обществе действовали правила, с помощью которых поддерживался порядок. Среди них особое место занимали табу и принцип талиона.
Прочитать с. 49 учебника.
В каких детских играх есть правила, напоминающие первобытное табу?
А существуют ли подобные правила в нашей повседневной жизни?
3. Противозаконное поведение.
- Ах, какая это коварная штука — малозначительный проступок! Многие привыкли закрывать на него глаза — пусть, мол, немного пошалят.
- Но юристы предостерегают: от такого проступка до грубого нарушения общественного порядка — один шаг.
3. Противозаконное поведение.
- Возьмём такой случай. Любил парнишка пострелять из рогатки.
- Сначала целился в банку,
- потом в птичку,
- а затем в человека — пошутить хотел.
- Выстрелил камешком — и попал случайно в глаз. Это уже нарушение закона, которое определяется как преступление против жизни и здоровья.
3. Противозаконное поведение.
- Противозаконным называют такое поведение, которое запрещено законом. Ну а если в законе нет запрета на какой-либо поступок? Значит, такой поступок не является нарушением закона.
- Почему же противозаконное поведение запрещено? Ответ прост: такое поведение ведёт к нарушению порядка в обществе. А юристы ещё добавляют: оно вредит людям, всему обществу.
Жил на свете человек
Анатолий Фёдорович Кони (1844—1927) был выдающимся юристом.
Окончив юридический факультет Московского университета, он работал в суде и благодаря таланту и трудолюбию быстро продвигался по служебной лестнице.
Прочитать с. 51 учебника.
Почему профессия юриста требует гуманного отношения к людям, а подчас и мужества?
4. Закон наказывает.
- Ещё древнеримские законодатели утверждали: закон учит жить честно, каждому воздавать по заслугам.
- Как же добиться справедливости?
- Ведь не может быть одинаковым наказание, например, для зайца за безбилетный проезд в транспорте
- и для вора, ограбившего квартиру.
4. Закон наказывает.
- В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы.
- К одной относят преступления — наиболее вредные нарушения. Наш закон (Уголовный кодекс) содержит их перечень.
- Другая группа — проступки. К ним относят, например, мелкое хулиганство. Закон (Кодекс об административных правонарушениях) даёт ему чёткое определение.
- Прочитать с. 52 учебника.
4. Закон наказывает.
- К сожалению, среди нарушителей закона встречаются и несовершеннолетние. Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием.
- Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет,
- а за самые тяжкие — с 14 (например, за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабёж, терроризм или ложное сообщение об акте терроризма и др.).
4. Закон наказывает.
- Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учёт в полицию, наложить штраф на родителей.
- Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет — в спецшколу, а с 14 — в воспитательно-трудовую колонию (ВТК).
4. Закон наказывает.
- Всё по расписанию: сон, еда, учёба, труд, приготовление уроков, свободное время, отбой. О джинсах и кроссовках забудь — у всех единая тёмная униформа. Всюду — строем.
- За нарушения — штрафной изолятор: мрачная, пустая комната, где даже кровать откидывается от стены только на ночь... Короче, лучше туда не попадать.
- И всё-таки, принимая строгие, но справедливые меры к нарушителю, государство, конечно, не мстит ему. Оно хочет одного — помочь оступившемуся подростку вернуться к нормальной жизни.
Закрепление знаний
- Выполнить в рабочих тетрадях задания 1, 3 – 7 c. 22 – 25;
- Задания 1 – 3 рубрики «В классе и дома» с. 54 учебника;
- Прочитать текст «Учимся уважать закон» с. 55;
- Работа с интерактивным тестом «Виновен – отвечай» (практикум).
Домашнее задание
- Прочитать § 6, ответить на вопросы 1 – 6 с. 54;
- Выполнить задания 4, 5 с. 55 рубрики «В классе и дома»;
- Выполнить в рабочей тетради упражнения 2, 8 с. 22 – 23, 25.
Спасибо за внимание !