СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийная презентация по теме 3.20 Принципы радиосвязи. Радиолокация и телевидение.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием информационных технологий, репродуктивный.

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная презентация по теме 3.20 Принципы радиосвязи. Радиолокация и телевидение.»

 ГАПОУ НСО  «Барабинский медицинский колледж»     Тема:   « Принципы радиосвязи. Радиолокация и телевидение. »    Преподаватель: Вашурина Т. В.    Барабинск, 2018

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»

Тема:

« Принципы радиосвязи. Радиолокация и телевидение. »

Преподаватель: Вашурина Т. В. Барабинск, 2018

 Цели учебного занятия:  Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятий модуляция и детектирование (принципов радиосвязи), радиолокация и телевидение; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).

Цели учебного занятия:

  • Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятий модуляция и детектирование (принципов радиосвязи), радиолокация и телевидение; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).
 Фронтальный опрос   Электромагнитное поле

Фронтальный опрос Электромагнитное поле

 Фронтальный опрос   Свойства электромагнитных волн   

Фронтальный опрос Свойства электромагнитных волн  

 Фронтальный опрос   Связь между скоростью распространения ЭМВ и длиной ее волны

Фронтальный опрос Связь между скоростью распространения ЭМВ и длиной ее волны

   Фронтальный опрос   Энергия электромагнитной волны

Фронтальный опрос Энергия электромагнитной волны

   Фронтальный опрос   Диапазон длин электромагнитных волн

Фронтальный опрос Диапазон длин электромагнитных волн

 Фронтальный опрос   Принцип радиосвязи

Фронтальный опрос Принцип радиосвязи

  Фронтальный опрос   Из истории изобретения радио

Фронтальный опрос Из истории изобретения радио

Тема:  «Принципы радиосвязи. Радиолокация и телевидение»

Тема: «Принципы радиосвязи. Радиолокация и телевидение»

Радиосвязь  Определение. Радиосвязь – передача и приём информации с помощью радиоволн, распространяющихся в пространстве без проводов. Источник – переменный ток частоты от 2 · 10 4 Гц до 10 9 Гц (λ=0,3 м – 1,5 · 10 4 м).

Радиосвязь

Определение. Радиосвязь – передача и приём информации с помощью радиоволн, распространяющихся в пространстве без проводов.

Источник – переменный ток частоты от 2 · 10 4 Гц до 10 9 Гц (λ=0,3 м – 1,5 · 10 4 м).

Виды радиосвязи: Радиотелеграфная связь Радиотелефонная связь Радиовещание Телевидение Радиолокация Отличаются типом кодирования передаваемого сигнала.

Виды радиосвязи:

  • Радиотелеграфная связь
  • Радиотелефонная связь
  • Радиовещание
  • Телевидение
  • Радиолокация

Отличаются типом кодирования передаваемого сигнала.

Радиотелефонная связь – передача речи или музыки с помощью ЭМВ. При радиотелефонной связи колебания давления воздуха в звуковой волне превращаются с помощью микрофона в электрические колебания той же формы. Но колебания звуковой частоты представляют собой сравнительно медленные колебания, а ЭМВ низкой (звуковой) частоты почти не излучаются. Чтобы осуществить радиотелефонную связь необходимо использовать высокочастотные колебания, интенсивно излучаемые антенной (используют генератор). Для передачи звука эти высокочастотные колебания изменяют (модулируют ) с помощью электрических колебаний низкой (звуковой) частоты. Для приёма из модулированных колебаний высокой частоты выделяют низкочастотные колебания – детектируют .

Радиотелефонная связь – передача речи или музыки с помощью ЭМВ.

  • При радиотелефонной связи колебания давления воздуха в звуковой волне превращаются с помощью микрофона в электрические колебания той же формы. Но колебания звуковой частоты представляют собой сравнительно медленные колебания, а ЭМВ низкой (звуковой) частоты почти не излучаются. Чтобы осуществить радиотелефонную связь необходимо использовать высокочастотные колебания, интенсивно излучаемые антенной (используют генератор).
  • Для передачи звука эти высокочастотные колебания изменяют (модулируют ) с помощью электрических колебаний низкой (звуковой) частоты.
  • Для приёма из модулированных колебаний высокой частоты выделяют низкочастотные колебания – детектируют .

Модуляция передаваемого сигнала – кодированное изменение одного из параметров (амплитуды, частоты).

Модуляция передаваемого сигнала – кодированное изменение одного из параметров (амплитуды, частоты).

Детектирование – процесс выделения из амплитудно-модулированных колебаний низкочастотных колебаний.

Детектирование – процесс выделения из амплитудно-модулированных колебаний низкочастотных колебаний.

Блок-схема «Принципы радиосвязи»

Блок-схема «Принципы радиосвязи»

Простейший радиоприёмник Приёмная антенна – для улавливания ЭМВ. Заземление - для увеличения дальности приёма. Колебательный контур – для настройки на частоту определённой радиостанции. Громкоговоритель – превращает колебания тока низкой частоты в колебания воздуха той же частоты. Конденсатор – фильтр, для сглаживания пульсации тока.

Простейший радиоприёмник

  • Приёмная антенна – для улавливания ЭМВ.
  • Заземление - для увеличения дальности приёма.
  • Колебательный контур – для настройки на частоту определённой радиостанции.
  • Громкоговоритель – превращает колебания тока низкой частоты в колебания воздуха той же частоты.
  • Конденсатор – фильтр, для сглаживания пульсации тока.

Электромагнитные волны распространяются на огромные расстояния, поэтому их используют для передачи звука и изображения. Радиосвязь - это передача информации с помощью электромагнитных волн. Распространение радиоволн- это процессы распространения электромагнитных волн в диапазоне радиочастот

Электромагнитные волны распространяются на огромные расстояния, поэтому их используют для передачи звука и изображения. Радиосвязь - это передача информации с помощью электромагнитных волн.

Распространение радиоволн- это процессы распространения электромагнитных волн в диапазоне радиочастот

Факторы влияющие на распространение радиоволн: Форма и физические свойства земной поверхности  Состояние атмосферы  Слои ионизированного газа на высоте 100-300 км (ионосфера) Ионизация воздуха верхних слоев атмосферы вызывается электромагнитным излучением Солнца и потоком заряженных частиц, излучаемых им.

Факторы влияющие на распространение радиоволн:

  • Форма и физические свойства земной поверхности
  • Состояние атмосферы
  • Слои ионизированного газа на высоте 100-300 км (ионосфера)

Ионизация воздуха верхних слоев атмосферы вызывается электромагнитным излучением Солнца и потоком заряженных частиц, излучаемых им.

Устойчивая радиосвязь между удаленными пунктами на земной поверхности вне прямой видимости оказывается возможной благодаря отражению волн от ионосферы и способности радиоволн огибать выпуклую земную поверхность(т.е. дифракции)
  • Устойчивая радиосвязь между удаленными пунктами на земной поверхности вне прямой видимости оказывается возможной благодаря отражению волн от ионосферы и способности радиоволн огибать выпуклую земную поверхность(т.е. дифракции)
Дифракция волн- явление, которое проявляет себя как отклонение от законов геометрической оптики при распространении волн. Дифракция выражена тем сильнее, чем больше длина волны. Поэтому радиосвязь на больших расстояниях за счет огибания волнами Земли оказывается возможной лишь при длинах волн, значительно превышающих 100 м ( средние и длинные волны ).Благодаря этому явлению существует устойчивая радиосвязь между удаленными пунктами на прямой поверхности вне прямой видимости.
  • Дифракция волн- явление, которое проявляет себя как отклонение от законов геометрической оптики при распространении волн. Дифракция выражена тем сильнее, чем больше длина волны. Поэтому радиосвязь на больших расстояниях за счет огибания волнами Земли оказывается возможной лишь при длинах волн, значительно превышающих 100 м ( средние и длинные волны ).Благодаря этому явлению существует устойчивая радиосвязь между удаленными пунктами на прямой поверхности вне прямой видимости.
Классификация радиоволн

Классификация радиоволн

100 м) «скользят» вдоль поверхности Земли. Ультракороткие радиоволны ( " width="640"

Распространение радиоволн существенно зависит от их длины волны. Короткие волны (с длиной волны от 10 до 100 м) многократно отражаются от ионосферы и поверхности Земли. Длинные волны ( 100 м) «скользят» вдоль поверхности Земли. Ультракороткие радиоволны (

Средства связи (устройства для передачи информации) в прошлом Средства ближней связи:  - дым и огонь костра  - бой барабанов  - колокольный звон При появлении письменности:  - гонцы  - голуби  - почта

Средства связи (устройства для передачи информации) в прошлом

Средства ближней связи:

- дым и огонь костра

- бой барабанов

- колокольный звон

При появлении письменности:

- гонцы

- голуби

- почта

Средства связи X I X века  Технические информационные каналы:  - телеграф  - почта  - телефон  - радиосвязь

Средства связи X I X века

Технические информационные каналы:

- телеграф

- почта

- телефон

- радиосвязь

Средства связи XX века радиотелефонная связь телевидение фототелеграф электронная почта факс пейджер интернет сотовая связь

Средства связи XX века

  • радиотелефонная связь
  • телевидение
  • фототелеграф
  • электронная почта
  • факс
  • пейджер
  • интернет
  • сотовая связь
Современные средства связи. Телефон. Телеграф. Радио. Телевидение. Интернет. Сотовая связь .

Современные

средства

связи.

Телефон.

Телеграф.

Радио.

Телевидение.

Интернет.

Сотовая связь .

Решение задач Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр. 39 высокий уровень №1-5.

Решение задач

  • Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр. 39 высокий уровень №1-5.
Вопросы для закрепления : В чем заключаются основные принципы радиосвязи? Опишите кратко процесс модуляция электромагнитной волны сверхвысокой частоты. Опишите кратко процесс детектирования модулированной по амплитуде волны СВЧ. В чем заключается разница при распространении радиоволн различной длины?

Вопросы для закрепления :

  • В чем заключаются основные принципы радиосвязи?
  • Опишите кратко процесс модуляция электромагнитной волны сверхвысокой частоты.
  • Опишите кратко процесс детектирования модулированной по амплитуде волны СВЧ.
  • В чем заключается разница при распространении радиоволн различной длины?

Вопросы для закрепления : Опишите процесс распространение радиоволн каждой длины. В чем заключается принцип передачи изображения? Какие средства связи в настоящее время вам известны? Расскажите (кратко) о развитии средств связи.

Вопросы для закрепления :

  • Опишите процесс распространение радиоволн каждой длины.
  • В чем заключается принцип передачи изображения?
  • Какие средства связи в настоящее время вам известны?
  • Расскажите (кратко) о развитии средств связи.

Самостоятельная работа Время выполнения: 15 минут  Критерии оценки:  за 3 правильных ответа – «3» балла; за 4 правильных ответа – «4» балла; за 5 правильных ответов – «5» баллов.

Самостоятельная работа

Время выполнения: 15 минут

Критерии оценки:

  • за 3 правильных ответа – «3» балла;
  • за 4 правильных ответа – «4» балла;
  • за 5 правильных ответов – «5» баллов.
Взаимопроверка     Критерии оценки:   за 3 правильных ответа – «3» балла;  за 4 правильных ответа – «4» балла;  за 5 правильных ответов – «5» баллов. Номер задания Ответы 1 2 Б 3 А 4 В В 5 Г

Взаимопроверка Критерии оценки: за 3 правильных ответа – «3» балла; за 4 правильных ответа – «4» балла; за 5 правильных ответов – «5» баллов.

Номер задания

Ответы

1

2

Б

3

А

4

В

В

5

Г

  ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ      Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. , с. . 151-165, параграфы 53 - 58 прочитать, конспект выучить.  Критерии оценки:  студент выучил конспект – «3» балла; студент прочитал параграфы и выучил конспект, не ответил на дополнительный вопрос по теме – «4» балла; студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос по теме – «5» баллов.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  • Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. , с. . 151-165, параграфы 53 - 58 прочитать, конспект выучить.

Критерии оценки:

  • студент выучил конспект – «3» балла;
  • студент прочитал параграфы и выучил конспект, не ответил на дополнительный вопрос по теме – «4» балла;
  • студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос по теме – «5» баллов.
СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Список использованных источников      Изобретение радио А. С. Поповым [Электронный ресурс]/ M edic-03 // Режим доступа http://medic-03.ru/izobretenie-radio-popovym-kratko/ Классная физика – всегда рядом! «Принципы радиосвязи» [Электронный ресурс]/ Class - fizika // Режим доступа http://class-fizika.ru/11_44.html  Свойства электромагнитных волн [Электронный ресурс]/ S tudfiles // Режим доступа https://studfiles.net/preview/1787988/page:11/  Тест по теме «Электромагнитные волны. Радио» [Электронный ресурс]/ Doc 4 web // Режим доступа https://doc4web.ru/fizika/test-dlya-klassa-elektromagnitnie-volni-radio.html  Физика. 11 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе: базовый и профильный уровни: [Текст]/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий.-20-е изд.-М.:Просвещение, 2011.–399 с.

  Список использованных источников

 

  • Изобретение радио А. С. Поповым [Электронный ресурс]/ M edic-03 // Режим доступа http://medic-03.ru/izobretenie-radio-popovym-kratko/
  • Классная физика – всегда рядом! «Принципы радиосвязи» [Электронный ресурс]/ Class - fizika // Режим доступа http://class-fizika.ru/11_44.html
  • Свойства электромагнитных волн [Электронный ресурс]/ S tudfiles // Режим доступа https://studfiles.net/preview/1787988/page:11/
  • Тест по теме «Электромагнитные волны. Радио» [Электронный ресурс]/ Doc 4 web // Режим доступа https://doc4web.ru/fizika/test-dlya-klassa-elektromagnitnie-volni-radio.html
  • Физика. 11 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе: базовый и профильный уровни: [Текст]/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий.-20-е изд.-М.:Просвещение, 2011.–399 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!