СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийная презентация по теме 4.3 Состав атомных ядер. Дефект массы. Деление тяжелых атомных ядер. Цепная реакция деления ядер.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебные цели:  сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятий атомного ядра, дефекта массы, цепной ядерной реакции, термоядерной реакции, ядерного реактора, получение радиоактивных изотопов и их применение;  способствовать формированию умения владеть  основополагающими физическими понятиями,  уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).         

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная презентация по теме 4.3 Состав атомных ядер. Дефект массы. Деление тяжелых атомных ядер. Цепная реакция деления ядер.»

 ГАПОУ НСО  «Барабинский медицинский колледж»    Тема:   «Состав атомных ядер. Дефект массы. Деление тяжелых атомных ядер. Цепная реакция деления ядер»     Преподаватель: Вашурина Т. В.   Барабинск, 2019

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»

Тема:

«Состав атомных ядер. Дефект массы. Деление тяжелых атомных ядер. Цепная реакция деления ядер»

Преподаватель: Вашурина Т. В. Барабинск, 2019

 Цели учебного занятия: Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятий атомного ядра, дефекта массы, цепной ядерной реакции, термоядерной реакции, ядерного реактора, получение радиоактивных изотопов и их применение; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).

Цели учебного занятия:

  • Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятий атомного ядра, дефекта массы, цепной ядерной реакции, термоядерной реакции, ядерного реактора, получение радиоактивных изотопов и их применение; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).
      Фронтальный опрос   Естественная радиоактивность. История открытия

Фронтальный опрос Естественная радиоактивность. История открытия

 Фронтальный опрос   Радиоактивный распад

Фронтальный опрос Радиоактивный распад

Фронтальный опрос   Закон  радиоактивного распада

Фронтальный опрос Закон радиоактивного распада

Фронтальный опрос   Изотопы

Фронтальный опрос Изотопы

Фронтальный опрос   Биологическое действие радиоактивных излучений

Фронтальный опрос Биологическое действие радиоактивных излучений

Модель атома Томсона Атом представляет собой непрерывно заряженный положительным зарядом шар радиуса порядка 10 -10 м, внутри которого около своих положений равновесия колеблются электроны. Недостатки модели: не объясняла дискретный характер излучения атома и его устойчивость; не дает возможности понять, что определяет размеры атомов; оказалась в полном противоречии с опытами по исследованию распределения положительного заряда в атоме (опыты, проводимые Эрнестом Резерфордом). Джозеф Джон Томсон (1856 – 1940)

Модель атома Томсона

Атом представляет собой непрерывно заряженный положительным зарядом шар радиуса порядка 10 -10 м, внутри которого около своих положений равновесия колеблются электроны.

Недостатки модели:

  • не объясняла дискретный характер излучения атома и его устойчивость;
  • не дает возможности понять, что определяет размеры атомов;
  • оказалась в полном противоречии с опытами по исследованию распределения положительного заряда в атоме (опыты, проводимые Эрнестом Резерфордом).

Джозеф Джон Томсон

(1856 – 1940)

Модель атома Резерфорда Экспериментально исследовал распределение положительного заряда. В 1906 г. зондировал атом с помощью α -частиц. Эрнест Резерфорд (1871 – 1937)

Модель атома Резерфорда

Экспериментально исследовал распределение положительного заряда.

В 1906 г. зондировал атом с помощью α -частиц.

Эрнест Резерфорд

(1871 – 1937)

Атомное ядро – тело малых размеров, в котором сконцентрированы почти вся масса и весь положительный заряд атома. Диаметр ядра порядка 10 -12 – 10 -13 см. Атом водорода В атоме водорода вокруг ядра обращается всего один электрон. Ядро было названо протоном . m p = 1836,1·m e Размер атома – это радиус орбиты его электрона.

Атомное ядро – тело малых размеров, в котором сконцентрированы почти вся масса и весь положительный заряд атома.

Диаметр ядра порядка 10 -12 – 10 -13 см.

Атом водорода

В атоме водорода вокруг ядра обращается всего один электрон. Ядро было названо протоном .

m p = 1836,1·m e

Размер атома – это радиус орбиты его электрона.

Энергия связи атомных ядер – та энергия, которая необходима для полного расщепления ядра на отдельные частицы. Закон сохранения энергии энергия связи равна той энергии, которая выделается при образовании ядра из отдельных частиц. Уравнение Эйнштейна между массой и энергией: Точнейшие измерения масс ядер масса покоя ядра М я всегда меньше суммы масс покоя слагающих его протонов и нейтронов: - дефект массы. Альберт Эйнштейн (1879 - 1955)

Энергия связи атомных ядер – та энергия, которая необходима для полного расщепления ядра на отдельные частицы.

Закон сохранения энергии энергия связи равна той энергии, которая выделается при образовании ядра из отдельных частиц.

Уравнение Эйнштейна между массой и энергией:

Точнейшие измерения масс ядер масса покоя ядра М я всегда меньше суммы масс покоя слагающих его протонов и нейтронов:

- дефект массы.

Альберт Эйнштейн

(1879 - 1955)

Уменьшение массы при образовании ядра из частиц уменьшается энергия этой системы частиц на значение энергии связи :  ядро образуется из частиц;  частицы за счет действия ядерных сил на малых расстояниях устремляются с огромным ускорением друг к другу;  излучаются γ - кванты с энергией и массой . Пример: образование 4 г гелия сопровождается выделением такой же энергии, что и сгорание 1,5 - 2 вагонов каменного угла.

Уменьшение массы при образовании ядра из частиц уменьшается энергия этой системы частиц на значение энергии связи :

  • ядро образуется из частиц;
  • частицы за счет действия ядерных сил на малых расстояниях устремляются с огромным ускорением друг к другу;
  • излучаются γ - кванты с энергией и массой .

Пример: образование 4 г гелия сопровождается выделением такой же энергии, что и сгорание 1,5 - 2 вагонов каменного угла.

Удельная энергия связи Удельная энергия связи – энергия связи, приходящаяся на одну ядерную частицу от массового числа А.  Максимальную энергию связи (8,6 МэВ/нуклон) имеют элементы с массовыми числами от 50 до 60. Ядра этих элементов наиболее устойчивы.

Удельная энергия связи

  • Удельная энергия связи – энергия связи, приходящаяся на одну ядерную частицу от массового числа А.
  • Максимальную энергию связи (8,6 МэВ/нуклон) имеют элементы с массовыми числами от 50 до 60.

Ядра этих элементов наиболее устойчивы.

 При делении ядра урана освобождается два-три нейтрона. Это позволяет осуществлять цепную реакцию деления урана.  Ядерной цепной реакцией называется реакция, в которой частицы, вызывающие ее (нейтроны), образуются как продукты этой же реакции.  При делении каждого ядра выделяется около 200 МэВ.  Естественный уран = +  =1 / 140* Делится под влиянием как быстрых, так и медленных нейтронов. Делится под влиянием нейтронов с энергией более  1 МэВ. Цепная реакция с использованием этого изотопа возможна. Цепная реакция с использованием этого изотопа невозможна.
  • При делении ядра урана освобождается два-три нейтрона. Это позволяет осуществлять цепную реакцию деления урана.
  • Ядерной цепной реакцией называется реакция, в которой частицы, вызывающие ее (нейтроны), образуются как продукты этой же реакции.
  • При делении каждого ядра выделяется около 200 МэВ.
  • Естественный уран = +

=1 / 140*

Делится под влиянием как быстрых, так и медленных нейтронов.

Делится под влиянием нейтронов с энергией более

1 МэВ.

Цепная реакция с использованием этого изотопа возможна.

Цепная реакция с использованием этого изотопа невозможна.

Коэффициент размножения нейтронов Коэффициентом размножения нейтронов называют отношение числа нейтронов в каком-либо «поколении» к числу нейтронов предшествующего «поколения». K больше или равно 1 k Число нейтронов увеличивается с течением времени или остается постоянным и цепная реакция идет. для Число нейтронов убывает и цепная реакция невозможна.

Коэффициент размножения нейтронов

Коэффициентом размножения нейтронов называют отношение числа нейтронов в каком-либо «поколении» к числу нейтронов предшествующего «поколения».

K больше или равно 1

k

Число нейтронов увеличивается с течением времени или остается постоянным и цепная реакция идет.

для

Число нейтронов убывает и цепная реакция невозможна.

Факторы, определяющие коэффициент размножения: Захват медленных нейтронов ядрами с последующим делением и захват быстрых нейтронов ядрами и также с последующим делением (сопровождается увеличением числа нейтронов); Захват нейтронов ядрами урана без деления (приводит к убыли числа нейтронов); Захват нейтронов продуктами деления, замедлителем и конструктивными элементами установки (приводит к убыли числа нейтронов); Вылет нейтронов из делящегося вещества наружу (приводит к убыли числа нейтронов).  Для стационарного течения цепной реакции коэффициент размножения должен быть равен 1. Если k =1,01 , то произойдет взрыв.

Факторы, определяющие коэффициент размножения:

  • Захват медленных нейтронов ядрами с последующим делением и захват быстрых нейтронов ядрами и также с последующим делением (сопровождается увеличением числа нейтронов);
  • Захват нейтронов ядрами урана без деления (приводит к убыли числа нейтронов);
  • Захват нейтронов продуктами деления, замедлителем и конструктивными элементами установки (приводит к убыли числа нейтронов);
  • Вылет нейтронов из делящегося вещества наружу (приводит к убыли числа нейтронов).
  • Для стационарного течения цепной реакции коэффициент размножения должен быть равен 1.
  • Если k =1,01 , то произойдет взрыв.
Образование плутония  После захвата нейтронов ядрами изотопа урана образуется радиоактивный изотоп с периодом полураспада 23 минуты.  Распад происходит с испусканием электрона и возникновением первого трансуранового элемента – нептуния: → +  Нептуний β -радиоактивен с периодом полураспада около двух дней.  В процессе распада нептуния образуется следующий трансурановый элемент – плутоний: → +  Период полураспада плутония 24000 лет. Он делится под влиянием медленных нейтронов.  С помощью плутония также может осуществляться цепная реакция, которая сопровождается выделением громадной энергии.

Образование плутония

  • После захвата нейтронов ядрами изотопа урана образуется радиоактивный изотоп с периодом полураспада 23 минуты.
  • Распад происходит с испусканием электрона и возникновением первого трансуранового элемента – нептуния:

→ +

  • Нептуний β -радиоактивен с периодом полураспада около двух дней.
  • В процессе распада нептуния образуется следующий трансурановый элемент – плутоний:

→ +

  • Период полураспада плутония 24000 лет. Он делится под влиянием медленных нейтронов.
  • С помощью плутония также может осуществляться цепная реакция, которая сопровождается выделением громадной энергии.
Ядерным (или атомным) реактором называется устройство, в котором осуществляется управляемая реакция деления ядер. Вероятность захвата медленных нейтронов с последующим делением ядер в сотни раз больше, чем быстрых. Ядра урана (особенно изотопа ) наиболее эффективно захватывают медленные нейтроны. В ядерных реакторах, работающих на естественном уране, используются замедлители нейтронов для повышения коэффициенты размножения нейтронов.

Ядерным (или атомным) реактором называется устройство, в котором осуществляется управляемая реакция деления ядер.

Вероятность захвата медленных нейтронов с последующим делением ядер в сотни раз больше, чем быстрых.

Ядра урана (особенно изотопа ) наиболее эффективно захватывают медленные нейтроны.

В ядерных реакторах, работающих на естественном уране, используются замедлители нейтронов для повышения коэффициенты размножения нейтронов.

Схема процессов в ядерном реакторе:

Схема процессов в ядерном реакторе:

Основные элементы ядерного реактора: 1) ядерное горючее ( ,  , и др.); 2) замедлитель нейтронов (тяжелая или обычная вода, графит и др.); 3) теплоноситель для вывода энергии, образующейся при работе реактора (вода, жидкий натрий и др.); 4) Устройство для регулиро- вания скорости реакции (вводимые в рабочее пространство реактора стержни, содержащие кадмий или бор – вещества, которые хорошо поглощают нейтроны).  Снаружи реактор окружают защитной оболочкой, задерживающей γ -излучение и нейтроны. Оболочку выполняют из бетона с железным наполнителем.

Основные элементы ядерного реактора:

1) ядерное горючее ( ,

, и др.);

2) замедлитель нейтронов (тяжелая или обычная вода, графит и др.);

3) теплоноситель для вывода энергии, образующейся при работе реактора (вода, жидкий натрий и др.);

4) Устройство для регулиро-

вания скорости реакции (вводимые в рабочее

пространство реактора стержни, содержащие кадмий или бор – вещества, которые хорошо поглощают нейтроны).

Снаружи реактор окружают защитной оболочкой, задерживающей γ -излучение и нейтроны. Оболочку выполняют из бетона с железным наполнителем.

Критическая масса. Критическая масса – наименьшая масса делящегося вещества, при которой может протекать цепная ядерная реакция.  При малых размерах велика утечка нейтронов через поверхность активной зоны реактора (объем, в которой располагаются стержни с ураном).  С увеличением размеров системы число ядер, участвующих в делении, растет пропорционально объему, а число нейтронов, теряемых вследствие утечки, увеличивается пропорционально площади поверхности. Увеличивая систему, можно достичь значений коэффициента размножения k =1. Система будет иметь критические размеры , если число нейтронов , потерянных вследствие захвата и утечки, равно числу нейтронов , полученных в процессе деления. Критические размеры (критическая масса) определяются: типом ядерного горючего; замедлителем; конструктивными особенностями реактора.

Критическая масса.

Критическая масса – наименьшая масса делящегося вещества, при которой может протекать цепная ядерная реакция.

  • При малых размерах велика утечка нейтронов через поверхность активной зоны реактора (объем, в которой располагаются стержни с ураном).
  • С увеличением размеров системы число ядер, участвующих в делении, растет пропорционально объему, а число нейтронов, теряемых вследствие утечки, увеличивается пропорционально площади поверхности.

Увеличивая систему, можно достичь значений коэффициента размножения k =1. Система будет иметь критические размеры , если число нейтронов , потерянных вследствие захвата и утечки, равно числу нейтронов , полученных в процессе деления.

Критические размеры (критическая масса) определяются:

  • типом ядерного горючего;
  • замедлителем;
  • конструктивными особенностями реактора.
1. При полностью вдвинутых стержнях kВдвигая стержни внутрь активной зоны, можно в любой момент времени приостановить развитие цепной реакции. " width="640"
  • Управление реактором осуществляется при помощи стержней, содержащих кадмий или бор.

При выдвинутых из активной зоны реактора стержнях k 1.

При полностью вдвинутых стержнях k

Вдвигая стержни внутрь активной зоны, можно в любой момент времени приостановить развитие цепной реакции.

Реакторы на быстрых нейтронах:  Построены реакторы, работающие без замедлителя на быстрых нейтронах.  Вероятность деления, вызванного быстрыми нейтронами мала такие реакторы не могут работать на естественном уране. Реакцию можно поддерживать лишь в обогащенной смеси, содержащей не менее 15% изотопа .  Преимущество: при их работе образуется значительное количество плутония, который затем можно использовать в качестве ядерного топлива.  Эти реакторы называют реакторами - размножителями , так как они воспроизводят делящийся материал.

Реакторы на быстрых нейтронах:

  • Построены реакторы, работающие без замедлителя на быстрых нейтронах.
  • Вероятность деления, вызванного быстрыми нейтронами мала

такие реакторы не могут работать на естественном уране. Реакцию можно поддерживать лишь в обогащенной смеси, содержащей не менее 15% изотопа .

  • Преимущество: при их работе образуется значительное количество плутония, который затем можно использовать в качестве ядерного топлива.
  • Эти реакторы называют реакторами - размножителями , так как они воспроизводят делящийся материал.
Первые ядерные реакторы Впервые цепная ядерная реакция урана была осуществлена в США коллективом ученых под руководством Энрико Ферми в декабре 1942г. Энрико Ферми (1901-1954) В нашей стране первый ядерный реактор был запущен 25 декабря 1946 г. коллективом физиков, который возглавлял ученый Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960). Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960)

Первые ядерные реакторы

Впервые цепная ядерная реакция урана была осуществлена в США коллективом ученых под руководством Энрико Ферми в декабре 1942г.

Энрико Ферми (1901-1954)

В нашей стране первый ядерный реактор был запущен 25 декабря 1946 г. коллективом физиков, который возглавлял ученый Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960).

Игорь Васильевич Курчатов

(1903-1960)

Вопросы для закрепления: А1. Ядро, какого из элементов содержит 10 нейтронов? А2. Чему равно число электронов в ядре?

Вопросы для закрепления:

А1. Ядро, какого из элементов содержит 10 нейтронов?

А2. Чему равно число электронов в ядре?

Вопросы для закрепления:  А3. Протактиний подвергся двум a- и одному - распадам. Конечным продуктом реакции является… А4. Период полураспада ядер атомов свинца составляет 3,3ч. Какое утверждение справедливо? 1) за 3,3 часа распадется примерно половина из имеющихся ядер 2) за 3,3 часа распадется в точности половина из имеющихся ядер 3) за 6,6 часа распадутся все имеющиеся ядра 4) каждые 3,3 часа распадется в среднем одно ядро

Вопросы для закрепления:

  • А3. Протактиний подвергся двум a- и одному - распадам. Конечным продуктом реакции является…
  • А4. Период полураспада ядер атомов свинца составляет 3,3ч. Какое утверждение справедливо?
  • 1) за 3,3 часа распадется примерно половина из имеющихся ядер
  • 2) за 3,3 часа распадется в точности половина из имеющихся ядер
  • 3) за 6,6 часа распадутся все имеющиеся ядра
  • 4) каждые 3,3 часа распадется в среднем одно ядро

Вопросы для закрепления: В. Найдите энергию связи (МэВ) между нуклонами для гелия масса ядра mя=4,00260 а.е.м. Масса покоя протона mp = 1,007276 а.е.м., масса покоя нейтрона mn = 1,008665 а.е.м.

Вопросы для закрепления:

В. Найдите энергию связи (МэВ) между нуклонами для гелия масса ядра mя=4,00260 а.е.м.

Масса покоя протона mp = 1,007276 а.е.м., масса покоя нейтрона mn = 1,008665 а.е.м.

Вопросы для закрепления: С. Какое количество урана-235 расходуется в сутки на атомной электростанции мощностью 50 МВт? При распаде одного ядра урана выделяется энергия 200 МэВ, КПД электростанции 17%?

Вопросы для закрепления:

С. Какое количество урана-235 расходуется в сутки на атомной электростанции мощностью 50 МВт? При распаде одного ядра урана выделяется энергия 200 МэВ, КПД электростанции 17%?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Самостоятельная работа Время выполнения: 8 минут  Критерии оценки: за 2 правильных ответа – «3» балла; за 3 правильных ответа – «4» балла; за 4 правильных ответов – «5» баллов.

Самостоятельная работа

Время выполнения: 8 минут

Критерии оценки:

  • за 2 правильных ответа – «3» балла;
  • за 3 правильных ответа – «4» балла;
  • за 4 правильных ответов – «5» баллов.
Взаимопроверка     Критерии оценки:  за 2 правильных ответа – «3» балла;  за 3 правильных ответа – «4» балла;  за 4 правильных ответов – «5» баллов. № 1 № 2 p=12 n=13 p=9 n=11 № 3   2,5*10 8 № 4   8,6 МэВ   56 МВт

Взаимопроверка Критерии оценки: за 2 правильных ответа – «3» балла; за 3 правильных ответа – «4» балла; за 4 правильных ответов – «5» баллов.

1

2

p=12 n=13

p=9 n=11

3

 

2,5*10 8

4

 

8,6 МэВ

 

56 МВт

 ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ     Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г ., с. 306-312, параграфы 104, 105, 106 прочитать, конспект выучить. Подготовить сообщение по теме: «Цепная ядерная реакция», «Создание ядерного оружия», «Работа атомной электростанции: преимущества и недостатки» и др. (по желанию студента).

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  • Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г ., с. 306-312, параграфы 104, 105, 106 прочитать, конспект выучить. Подготовить сообщение по теме: «Цепная ядерная реакция», «Создание ядерного оружия», «Работа атомной электростанции: преимущества и недостатки» и др. (по желанию студента).
СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

   Список использованных источников    Студопедия [Электронный ресурс]/ S tudopedia // Режим доступа https://studopedia.ru/19_239572_delenie-tyazhelih-yader-i-tsepnaya-reaktsiya-deleniya.htm Физика. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. - 20-е изд. - М. : Просвещение, 2011. – 399 с. Энергия связи [Электронный ресурс]/ W iki2 // Режим доступа https://wiki2.org/ru/Энергия_связи Физика. Задачник. 10-11 кл. [Текст]: пособие для общеобразоват. Учреждений / А. П. Рымкевич. – 9-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2005. – 188, [4] с.

  Список использованных источников

  • Студопедия [Электронный ресурс]/ S tudopedia // Режим доступа https://studopedia.ru/19_239572_delenie-tyazhelih-yader-i-tsepnaya-reaktsiya-deleniya.htm
  • Физика. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. - 20-е изд. - М. : Просвещение, 2011. – 399 с.
  • Энергия связи [Электронный ресурс]/ W iki2 // Режим доступа https://wiki2.org/ru/Энергия_связи
  • Физика. Задачник. 10-11 кл. [Текст]: пособие для общеобразоват. Учреждений / А. П. Рымкевич. – 9-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2005. – 188, [4] с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!