ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»
1.4. Измерение информации
Специальность 34.02.01 Сестринское дело(с базовой подготовкой)
Учебный предмет « ОУД.08. Информатика »
Подготовила: Потемкина О.А.
2020
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
1. Учебные цели:
- способствовать формированию представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов
- формировать систему знаний, относящихся к математическим объектам информатики;
- способствовать формированию знаний об основных алгоритмах обработки числовой и текстовой информации.
2. Развивающие цели:
- способствовать развитию навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
3. Воспитательные цели :
- способствовать формированию готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
- способствовать формированию сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Сообщение несет информацию для человека, если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными .
Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний
в 2 раза , несет 1 бит информации.
Неопределенность знаний о некотором событии — это количество возможных результатов события.
1бит - единица измерения информационной емкости и количества информации.
На физическом уровне бит является ячейкой памяти, которая в каждый момент времени находится в одном из двух состояний:
«0» или «1».
Формула вычисления количества информации
Если обозначить возможное количество событий, или, другими словами, неопределенность знаний N , а буквой I количество информации в сообщении о том, что произошло одно из N событий, то можно записать формулу:
2 I = N
Количество информации , содержащееся в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, определяется из решения показательного уравнения: 2 I = N .
Задача 1
Сколько информации содержит сообщение о том, что из колоды карт достали король пик?
Решение:
В колоде 32 карты. В перемешенной колоде выпадение любой карты равновероятное событие.
N = 32. I - ?
2 I = N
2 I = 32
2 5 = 32
I = 5 бит
Задача 2
Сколько информации содержит сообщение о выпадении грани с числом 3 на шестигранном игральном кубике?
Решение:
N = 6. I - ?
2 I = N
2 I = 6
2 2
I = 2.58496 бит
4. Сколько информации содержит сообщение о том, что на поле 4х4 клетки одна из клеток закрашена?
5. В книге 512 страниц. Сколько информации несет сообщение о том, что закладка лежит на какой-либо странице?
Формула вычисления количества информации
Количество информации, содержащееся в сообщении о том, что произошло одно из N не равновероятных событий, определяется из решения показательного уравнения:
где M – величина, показывающая, сколько раз произошло интересующее нас событие,
N – общее число возможных исходов какого-то процесса
Алфавитный подход к измерению информации
При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы.
При алфавитном подходе к измерению информации количество информации зависит не от содержания, а от размера текста и мощности алфавита .
Задача 6
Определите информационный объем страницы книги (3000 знаков), если для записи текста использовались только заглавные буквы русского алфавита, кроме буквы Ё.
Решение:
- N = 32
- 2 I = N
- 2 I = 32
- I = 5
- На странице 3000 знаков, тогда объем информации = 3000 * 5 = 15000 бит .
Правило для измерения информации с точки зрения алфавитного подхода
1. Найти мощность алфавита — N .
2. Найти информационный объем одного символа - I = log 2 N .
3. Найти количество символов в сообщении — К .
4. Найти информационный объем всего сообщения — V I = K*I .
Количество информации в тексте
Сегодня очень многие люди для подготовки писем, документов, статей, книг и пр. используют компьютерные текстовые редакторы. Компьютерные редакторы, в основном, работают с алфавитом размером 256 символов .
В этом случае легко подсчитать объем информации в тексте. Если 1 символ алфавита несет 1 байт информации, то надо просто сосчитать количество символов; полученное число даст информационный объем текста в байтах.
Пусть небольшая книжка, сделанная с помощью компьютера, содержит 150 страниц; на каждой странице — 40 строк, в каждой строке — 60 символов.
Значит страница содержит 40x60=2400 байт информации.
Объем всей информации в книге:
2400 х 150 = 360 000 байт.
Единицы измерения информации
1 байт = 8 бит
1 Кб (килобайт) = 1024 байта= 2 10 байтов= 2 13 бит
1 Мб (мегабайт) = 1024 Кб = 2 10 Кб= 2 20 байтов= 2 23 бит
1 Гб (гигабайт) = 1024 Мб = 2 10 Мб= 2 30 байтов= 2 33 бит
1 Тб (терабайт) =1024 Гб = 2 10 Гб= 2 40 байтов= 2 43 бит
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
- Повторение теоретического материала, работа с учебником [1, стр.21-24]
- Решение задач
- Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение, содержащее 2048 символов, если его объем составил 1,5 Кбайт? Сколько символов в информационном сообщении (8 битная кодировка), переданном модемом за 2 секунды со скоростью 14 400 бит/с? В корзине 32 клубка шерсти. Сообщение о том, что достали красный клубок, содержит 3 бита информации. Сколько красных клубков шерсти в корзине?
- Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение, содержащее 2048 символов, если его объем составил 1,5 Кбайт?
- Сколько символов в информационном сообщении (8 битная кодировка), переданном модемом за 2 секунды со скоростью 14 400 бит/с?
- В корзине 32 клубка шерсти. Сообщение о том, что достали красный клубок, содержит 3 бита информации. Сколько красных клубков шерсти в корзине?
- Подготовка сообщения «Бит и байт: как возникли термины?»
Требования к сообщению: не более 1-2 страниц печатного текста и 5-6 минут на выступление, при необходимости и желании можно использовать при выступлении мультимедиа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основные источники:
- Ефимова, О. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. Пособие для старших классов [Текст] / О. Ефимова, Н.Д. Угринович. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2002. – 424 с.: ил.
Дополнительные источники
- Богомолова, О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики: Практикум [Текст] / О.Б. Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 168 с.: ил.
- Залогова, Л.П. Информатика. Задачник-практикум в 2т. [Текст] / Л.П. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том. 1. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 304 с.: ил.
- Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч. 1 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 344 с.: ил.
- Рабочая программа учебного предмета: http://medbrb.ru/index/potemkina/0-64