СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийная презентация по теме "Психологическая характеристика способностей"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мультимедийная презентация, разработанная учачещйся учебной группы ДО-171б, содержит краткий теоретический материал по теме "Психологическая характеристика способностей"

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная презентация по теме "Психологическая характеристика способностей"»

Психологическая характеристика способностей (физиологические основы, виды, уровни) Щепта Мария до-171б

Психологическая характеристика способностей (физиологические основы, виды, уровни)

Щепта Мария до-171б

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.

Способности характеризуются тремя ключевыми признаками:  1) они являются индивидуально-психологическими особенностями, отличающими одного человека от другого;   3) способности не сводятся к имеющимся у данного человека знаниям, умениям и навыкам, а представляют собой характеристики, определяющие динамику приобретения нового опыта, в том числе новых знаний, умений и навыков.  2) способности – это лишь те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;

Способности характеризуются тремя ключевыми признаками:

1) они являются индивидуально-психологическими особенностями, отличающими одного человека от другого;

3) способности не сводятся к имеющимся у данного человека знаниям, умениям и навыкам, а представляют собой характеристики, определяющие динамику приобретения нового опыта, в том числе новых знаний, умений и навыков.

2) способности – это лишь те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;

Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития.  Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем утрачивается.

Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем утрачивается.

1 подход: способности определяются генотипом 3 подход: способности развивающиеся в ходе жизни с учётом природных задатков В психологии на природу способностей человека существуют разные позиции, которые условно можно рассматривать в рамках трёх подходов 2 подход: способности зависят от воспитания Способности врождённые и передаются по наследству У каждого человека есть врождённые способности, или природные задатки Развитие способностей ставят в зависимости от внешних условий и характера воспитательного воздействия

1 подход: способности определяются генотипом

3 подход: способности развивающиеся в ходе жизни с учётом природных задатков

В психологии на природу способностей человека существуют разные позиции, которые условно можно рассматривать в рамках трёх подходов

2 подход: способности зависят от воспитания

Способности врождённые и передаются по наследству

У каждого человека есть врождённые способности, или природные задатки

Развитие способностей ставят в зависимости от внешних условий и характера воспитательного воздействия

Задатки – это некоторые генетически детерминированные ( врождённые) анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу (предпосылки) формирования и развития способностей.   От задатков зависит предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Задатки: Врождённые  Приобретённые  (природные) (социальные)

Задатки – это некоторые генетически детерминированные ( врождённые) анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу (предпосылки) формирования и развития способностей. От задатков зависит предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Задатки:

Врождённые

Приобретённые

(природные)

(социальные)

Для развития способностей важно как наличие соответствующих природных предпосылок , так и создание благоприятных внешних условий . Возрастная сензитивность – присущее определённому возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определённых психических свойств и процессов. ( если для развития какой-то способности в сензитивный период нужно затратить определённое количество времени, то в любой другой период таких усилий для того же результата должно быть затрачено на порядок больше)

Для развития способностей важно как наличие соответствующих природных предпосылок , так и создание благоприятных внешних условий .

Возрастная сензитивность – присущее определённому возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определённых психических свойств и процессов.

( если для развития какой-то способности в сензитивный период нужно затратить определённое количество времени, то в любой другой период таких усилий для того же результата должно быть затрачено на порядок больше)

Типологические группы людей: Художественный тип Средний тип (преобладание первой сигнальной системы) ( равное представительство) Мыслительный тип ( преобладание второй сигнальной системы)

Типологические группы людей:

Художественный тип

Средний тип

(преобладание первой сигнальной системы)

( равное представительство)

Мыслительный тип

( преобладание второй сигнальной системы)

Виды способностей и их характеристика Природные (естественные) Специфические человеческие способности – в своей основе биологически обусловлены, связаны с врождёнными задатками и являются общими для человека и животных, особенно высших ( имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающее жизнь и развитие в социальной среде) ( восприятие, память, способность к элементарной коммуникации ) а) б ) в) г ) Общие и Коммуникативные  специальные способности и предметно-деятельностные Теоретические способности и практические Учебные и творческие

Виды способностей и их характеристика

Природные (естественные)

Специфические человеческие способности

– в своей основе биологически обусловлены, связаны с врождёнными задатками и являются общими для человека и животных, особенно высших

( имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающее жизнь и развитие в социальной среде)

( восприятие, память, способность к элементарной коммуникации )

а)

б )

в)

г )

Общие и

Коммуникативные

специальные способности

и предметно-деятельностные

Теоретические способности и практические

Учебные и творческие

Классификация уровней развития способностей Способности: Потенциальные  ( которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий) Актуальные  ( которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде) Одарённость – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности и выделяет его среди других людей, обучающихся этой же деятельности или выполняющих ее в этих же условиях Талант – высокая степень одарённости, предполагающая наличие внутренних условий для выдающихся достижений. Гениальность – наивысшая ступень проявления творческих сил человека.

Классификация уровней развития способностей

  • Способности:
  • Потенциальные ( которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий)
  • Актуальные ( которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде)
  • Одарённость – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности и выделяет его среди других людей, обучающихся этой же деятельности или выполняющих ее в этих же условиях
  • Талант – высокая степень одарённости, предполагающая наличие внутренних условий для выдающихся достижений.
  • Гениальность – наивысшая ступень проявления творческих сил человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!