Психологическая характеристика способностей (физиологические основы, виды, уровни)
Щепта Мария до-171б
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.
Способности характеризуются тремя ключевыми признаками:
1) они являются индивидуально-психологическими особенностями, отличающими одного человека от другого;
3) способности не сводятся к имеющимся у данного человека знаниям, умениям и навыкам, а представляют собой характеристики, определяющие динамику приобретения нового опыта, в том числе новых знаний, умений и навыков.
2) способности – это лишь те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;
Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем утрачивается.
1 подход: способности определяются генотипом
3 подход: способности развивающиеся в ходе жизни с учётом природных задатков
В психологии на природу способностей человека существуют разные позиции, которые условно можно рассматривать в рамках трёх подходов
2 подход: способности зависят от воспитания
Способности врождённые и передаются по наследству
У каждого человека есть врождённые способности, или природные задатки
Развитие способностей ставят в зависимости от внешних условий и характера воспитательного воздействия
Задатки – это некоторые генетически детерминированные ( врождённые) анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу (предпосылки) формирования и развития способностей. От задатков зависит предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.
Задатки:
Врождённые
Приобретённые
(природные)
(социальные)
Для развития способностей важно как наличие соответствующих природных предпосылок , так и создание благоприятных внешних условий .
Возрастная сензитивность – присущее определённому возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определённых психических свойств и процессов.
( если для развития какой-то способности в сензитивный период нужно затратить определённое количество времени, то в любой другой период таких усилий для того же результата должно быть затрачено на порядок больше)
Типологические группы людей:
Художественный тип
Средний тип
(преобладание первой сигнальной системы)
( равное представительство)
Мыслительный тип
( преобладание второй сигнальной системы)
Виды способностей и их характеристика
Природные (естественные)
Специфические человеческие способности
– в своей основе биологически обусловлены, связаны с врождёнными задатками и являются общими для человека и животных, особенно высших
( имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающее жизнь и развитие в социальной среде)
( восприятие, память, способность к элементарной коммуникации )
а)
б )
в)
г )
Общие и
Коммуникативные
специальные способности
и предметно-деятельностные
Теоретические способности и практические
Учебные и творческие
Классификация уровней развития способностей
- Потенциальные ( которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий)
- Актуальные ( которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде)
- Одарённость – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности и выделяет его среди других людей, обучающихся этой же деятельности или выполняющих ее в этих же условиях
- Талант – высокая степень одарённости, предполагающая наличие внутренних условий для выдающихся достижений.
- Гениальность – наивысшая ступень проявления творческих сил человека.