Цель: изучить способы применения мультимедийный презентации при обучении детей с ОВЗ
Задачи:
1. Повысить уровень знаний по теме: «Использование мультимедийных презентаций и их использование в процессе обучения детей с ограниченными возможностями »
2. Научиться применять мультимедийные презентации для детей с ОВЗ
3. Корректировать с помощью ИКТ дефекты у детей с в ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями есть в любой группе общества, они составляют значительную его часть, и их число продолжает увеличиваться. Необходимо, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог получать полноценное образование и развиваться. Качественное образование в большей степени остается недоступным для большинства детейинвалидов, несмотря на то, что в последнее время, изменились подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм будет являться применение мультимедийных презентаций. Одним из современных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентационные технологии. Современные темпы информатизации открывают детям с ограниченными возможностями множество новых способов в получении образования. Применение ИКТ обладает преимуществами. Предоставление знаний в форме презентаци облегчает изучение темы, учащиеся чувствуют себя более раскрепощённо. Презентации во время урока представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей. На занятии целью презентации может быть: актуализация знаний; сопровождение объяснения учителем нового материала; первичное закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний коррекция дефекта. .Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Теперь на уроках не «сухие» схемы и таблицы, а более близкая детям игра, пусть даже и научнопознавательная. Мультимедийные презентации является средством познания на различных уроках. Она помогает учителю в доступной форме изложить материал, развивать коммуникативные способности и информационную грамотность, накапливать знания. С помощью современных компьютеров можно делать манипуляцию со звуком и видео для достижения спецэффектов, а также воспроизводить звук. Разумное использование наглядных средств обучения развивает наблюдательность, внимание, речь и мышление учащихся в учебном процессе. Таким образом, ИКТ дают ребенку множество готовых, четко отобранных, определенным образом организованных знаний и развивают интеллектуальные и творческие способности детей с ОВЗ. Но не всегда использование презентации имеет положительный эффект, не всегда они нужны на занятии. Наглядность материала дистанционного урока повышает уровень его усвоения, так как у учащихся задействованы все каналы восприятия – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Поэтому использование мультимедийных презентаций эффективно на любом этапе изучения темы. Мультимедийная презентация сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, создает условия для реализации потенциала детей и открывает возможность для получения качественного образования. Основной особенностью обучения детей с ОВЗ , является упор на самостоятельную работу обучающихся, что, несомненно, вызывает сложности у детей c ОВЗ. Поэтому в своей работе нужно создавать комфортные условия для формирования у них мыслительных операций: организовать изучение материала небольшими порциями
Мультимедийные презентации позволяют тренировать различные виды речевой деятельности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают индивидуальный подход и самостоятельную работу обучающихся. Создание методического электронного банка мультимедийных презентаций согласно календарнотематическому планированию способствует увлекательному и эффективному усвоению тем. На сегодняшний день в образовательном процессе для повышения качества обучения необходимо применять не только разнообразные методы, формы работы и современные технологии образования, но и современные достижения техники мультимедиа, интерактивную доску, компьютеры. Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Использование современных информационных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.
На разных возрастных этапах ребенка следует применять материал подходящий ребенку, его диагнозу и индивидуальному развитию, корректируя его дефекты. Использую презентации можно подбирать различный материал, взаимодействуя с интернетом, просматривая видео ролики,значительно повышает возможности коррекции и развития детей с ОВЗ. Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания детей со сложными дефектами повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Урок, включающий слайды презентации, видеосюжет вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных, расторможенных. Экран притягивает внимание. Использую компьютерные программытренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка. Следовательно, ИКТ выполняет определенную образовательную функцию, помогает ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. Учитывая психологические особенности младшего школьника с ОВЗ, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Дети всегда оживляются, когда узнают, что на занятии будет презентация или слайды. Расширяется познавательная активность моих воспитанников через повышение уровня их компьютерной грамотности
В условиях коррекционной школы Vlll вида возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Для ребенка игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие мультимедийные презентации можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной. Применение компьютера для обучения школьников с нарушениями речи – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя. Но, используя компьютер на занятии нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайдшоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. В настоящее время многие учителя, узкие специалисты, методисты ДОУ активно используют в своей работе различные мультимедийные средства. Одними из таких средств являются слайд, презентация, видеопрезентация. Мультимедиа технологии позволяют объединить в себе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Это позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения: даёт возможность моделировать различные ситуации и среды; активизирует внимание школьников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике; способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный; полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения; занятия презентации вызывают большой интерес у ребят, надолго привлекают внимание. Использование аудиовидео технологий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром помогает лучше классифицировать окружающий мир. Повышается мотивация детей к занятиям. Просматривая презентацию несколько раз, ребенок лучше запоминает информацию, формируется адекватная, то есть осознанная, оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой. Использование ИКТ в индивидуальной работе с детьми, позволяет развить не только интеллектуальные способности, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, усидчивость. Презентация дает возможность
Рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах вызывающих затруднение. С помощью мультимедийных презентаций можно проводить с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления (ссылки на данные презентации см. ниже). На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Упражнения выполняются, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране . Можно использовать физкультминутки, почти в течение всего рабочего дня. Детей очень привлекают такие презентации, так как для их создания в основном используется анимация, весёлая музыка. Движения, которые выполняют мультипликационные герои, просты и доступны каждому ребёнку.