Задания для муниципального этапа олимпиады
по русскому языку в 4 классе за 2023 -2024 учебный год.
1. Запишите слова, которые получаются, если звуки, составляющие следующие слова, произнести в обратном порядке:
(1) Ель, (2) яд, (3) рай, (4) шёл, (5) сад, (6) ешь, (7) код, (8) толь.
2. Как известно, со временем слова устаревают, и на смену им приходят новые слова. Прочитай устаревшие слова, обозначавшие в древнерусском языке различные части тела. Подбери к данным словам современные синонимы.
Око, ланиты, вежды, выя, чело.
3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Укажите, какую роль играет союз и в каждом предложении.
1) Настроение у меня сегодня бодрое и радостное.
2) Наступило утро и солнце озарило края неба.
3) Я встретился с другом около магазина и мы отправились в парк.
4) У бабушки в деревне есть и куры и утки и гуси.
4. Составьте из каждого набора букв термин, относящийся к русскому языку. Дайте определение каждому понятию.
ЧЕИКНООА
АКЕИТОНФ
АРЕИНЧЕ
5. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика – __________________
Ракета – ___________________
Каприз – __________________
Мольба- __________________
Каратист – ________________
6. . Впиши в таблицу корень, чтобы получилось три однокоренных слова.
корень | суффикс | суффикс | окончание |
| ик | - | □ |
| ушк | - | а |
| ин | н | ый |
7. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов:
пила (___________), печь (___________), запевала (___________), течь (___________), заросли (___________), стих(___________).
8. Соедини слова 1 и 2 столбика так, чтобы получилось одно сложное слово. Запиши полученные слова.
мир строить
единый хранить
любовь жить
общий знать
взаимный убирать
машина любить
вода помощь
хлопок душа
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
туфли - _____________________
носки - _____________________
каникулы - ________________________
ботинки - __________________
домишки - _________________________
10. Составь пословицу из слов, причём бери из них столько букв, сколько указано в скобках.
Уха (1) капуста(2) фара (2), халат (2), глагол (3) коза (2) велосипед (3), веник (2), имя (1)
Ответ:___________________________________________________________
11. Внимательно прочитай каждое предложение. Подчеркни лишнее слово. Укажи, какой частью речи оно является.
1) Дисциплина поведения в нашем классе не на высоте.
2) Мой брат хочет стать военным солдатом.
3) Петя ушиб колено ноги.
4) Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
12.Исправьте ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний. Запишите правильный вариант.
Гора луковая. ___________________________________________
Мир Древней Греции. ____________________________________
Давайте жить в тире. _____________________________________
Трубка пира.____________________________________________
Глухое сено._____________________________________________
Дом отечества. ___________________________________________
Игра не стоит встреч. ______________________________________
Медвежья заслуга. ________________________________________
Ответы
1. (1) Лей, (2) тай, (3) яр, (4) ложь, (5) таз, (6) шей, (7) ток, (8) лёд. (8 баллов)
Критерии оценивания:
За каждое верно составленное слово – по 1 баллу.
Если в слове допущена ошибка, то балл за слово не ставится. Деление балла на части не допускается.
2. Око – глаз; ланиты – щёки; вежды – веки; выя – шея; чело – лоб.
Критерии оценивания:
За каждый правильно подобранный синоним – по 1 баллу.
3. 1) Настроение у меня сегодня бодрое и радостное. Союз и соединяет однородные члены предложения.
2) Наступило утро, и солнце озарило края неба. Союз и соединяет части сложного предложения.
3) Я встретился с другом около магазина, и мы отправились в парк. Союз и соединяет части сложного предложения.
4) У бабушки в деревне есть и куры, и утки, и гуси. Союз и соединяет однородные члены предложения.
Критерии оценивания:
За верную расстановку знаков препинания в каждом предложении – по 1 баллу (всего 4 балла).
За объяснение употребления союза и в каждом предложении – по 1 баллу (всего 4 балла).
Итого: 8 баллов.
4. Окончание – это часть слова (морфема), которая образует форму слова.
Фонетика – это наука о языке, которая изучает звуки.
Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы как? когда? куда? зачем? почему?
Критерии оценивания:
За каждый верно определённый термин – по 1 баллу (всего 3 балла).
За каждое верное определение – по 1 баллу (всего 3 балла).
Итого: 6 баллов.
5. (5 баллов)
Ответ: Иголка, карета, приказ, альбом, артистка.
6. (1 балл)
Ответ: стар -
7. 6 баллов (за каждое слово 0,5)
пила (сущ. глаг.), печь (сущ., глаг.), запевала (глаг.), течь (сущ., глаг.), заросли (сущ., глаг.), стих (сущ., глаг.), мыло(сущ.). 12 слов.
8. (8 баллов)
Ответ: миролюбие (миролюбивый), единодушие (единодушный), любознательный, общежитие, взаимопомощь, машиностроение, водохранилище, хлопкоуборочный.
9. Ответ: туфель, носков, ботинок, каникул, домишек (5 баллов)
10. (2 балла)
Ответ: У страха глаза велики.
11. (4 балла)
Ответ: поведение – (сущ.), солдатом – (сущ.), нога – (сущ.), ледяной – (прил.)
12. (8 баллов)
Ответ: Горе луковое. Миф Древней Греции. Давайте жить в мире. Трубка мира. Глухое село. Дым отечества. Игра не стоит свеч. Медвежья услуга.