СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Муниципальный конкурс "Учитель года - 2018". Конкурсное задание "Методический семинар".Объяснительная записка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальный конкурс "Учитель года - 2018". Конкурсное задание "Методический семинар". Объяснительная записка.

Просмотр содержимого документа
«Муниципальный конкурс "Учитель года - 2018". Конкурсное задание "Методический семинар".Объяснительная записка.»

Муниципальный конкурс "Учитель года - 2018"

Конкурсное задание «Методический семинар»

Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

Костюшовой Светланы Юрьевны, первая квалификационная категория,

МБОУ Мамлейская основная школа Сеченовского муниципального района

Тема педагогического опыта:

«Системно – деятельностный подход средствами УМК «Начальная школа XXI века» (Слайд 1,2)

Стаж моей педагогической деятельности составляет уже более 25 лет. Ко мне в класс приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. В их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя всё ещё им неизвестное. Несмотря на то, что за плечами накоплен немалый опыт работы, мне всегда интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Моя главная задача: построить процесс обучения так, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами, потому что только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться всё дальнейшее образование школьника.

В течение последних нескольких лет чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. Современная школа должна не только обеспечить получение определённой суммы знаний учеником начальной школы, её приоритетной задачей становится становление личности младшего школьника; раскрытие его индивидуальных способностей. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных развивающих технологий.

Нужно отметить, что системно-деятельностный подход - это один из множества подходов к обучению. Несмотря на то, что он является методологической основой стандартов второго поколения, на базе которых уже строятся различные системы развивающегося обучения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Хотелось бы рассказать, как реализуется мною системно-деятельностный подход в УМК «Начальная школа XXI века». (Слайд 3)

Актуальность обобщения опыта работы по использованию системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса вытекает из потребности совершенствования системы начального обучения, которая стимулируется социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, потому что только творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис «ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю». На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики - знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем порастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду, не открыть.

Эти задачи успешно решаются при широком использовании и внедрении в практику работы учителей начальных классов системно-деятельностного подхода обучения, когда учитель предлагает своим ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание и сотворение. Сегодня стало уже очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни. (Слайд 4,5)

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина,

П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности обучающихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой следующих дидактических принципов:

  • принцип деятельности;

  • принцип непрерывности;

  • принцип целостности;

  • принцип минимакса;

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип вариативности;

  • принцип творчества.

Прежде всего, для меня важен принцип обучения деятельности. В соответствии с ним стараюсь не только научить школьников предметно – практическим действиям, но и сформировать самим способы и приёмы учебной и познавательной деятельности, умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

УМК "Начальная школа ХХI века" позволяет успешно формировать основные компоненты учебной деятельности. Формированию учебно-познавательных мотивов способствует работа со специальными рубриками учебников: «Давай подумаем», «Тайны языка», «Из истории языка» (учебник «Русский язык», автор С.В. Иванов), «Давай обсудим», «Сообрази» («Математика», автор В.Н. Рудницкая), «Этот удивительный мир», «Картинная галерея», «Жил на свете человек» (учебник «Окружающий мир», автор Н.Ф. Виноградова). Содержание текстов, иллюстраций, заданий вызывает эмоционально-положительное отношение учеников — удивление, сопереживание, радость открытия и желание учиться. Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели. (Слайд 6)

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю создать систему работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для формирования творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Для достижения данной цели необходимо:

- активизировать познавательную деятельность ученика (через систему

использования нетрадиционных форм уроков и ИКТ);

- развитие умений рассуждать и мыслить;

- развитие творческих способностей учащихся через систему

индивидуальных и коллективных творческих заданий;

- создать условия для развития детей, повышения качества обученности,

воспитанности, формирования ключевых деятельностных компетенций.

(Слайд 7)

Системно - деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени познавательной деятельности школьника, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач.

(Слайд 8)

Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы учащихся (Слайд 9)

Суть моего педагогического опыта заключается:

- в создании ситуации успеха;

- учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;

- создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;

- формирование интереса к образованию;

- создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия

способностей каждого ученика;

- создание ситуации комфортности на уроке;

- развитие личности ребенка;

- развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности.

Основные ориентиры системно – деятельностного подхода. (Слайд 10)

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования.

Методы:

- проблемный;

- исследовательский;

- частично-поисковый.


Формы работы:

- групповая;

- индивидуальная;

- фронтальная;

- работа в группах. (Слайд 11)

Без сомнения, качественно новые принципы обучения определяют и новую организацию учебного процесса, особые педагогические технологии, особые приёмы и средства, используемые в учебном процессе. (Слайд 12, 13)

В то же время преимущество деятельностного подхода в том, что он применим при работе по любой из действующих программ, прекрасно сочетается с другими современными образовательными технологиями и методами.

Приведу пример структуры урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода в УМК «Начальная школа XXI века» (Слайд 14, 15)

Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Основной результат системно-деятельностного подхода – развитие личности ребенка на основе развития универсальных учебных действий. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но время прошло, и люди опять проголодались. Притча гласит: «Не надо давать рыбу, следует научить ловить ее».

Системно-деятельностный подход в образовательных стандартах нового поколения есть не что иное, как инструмент помогающий научить ребенка учиться, т.е. «научить ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями (УУД). (Слайд 16)

Успешность формирования УУД у учащихся, на мой взгляд, зависит от правильной организации отработки УУД, нахождение конкретных форм УУД применительно к каждому предмету. Приемы по формированию УУД с применением системно – деятельностного подхода можно увидеть на слайде презентации. (Слайд 17, 18, 19, 20, 21)

Использование системно - деятельностного подхода открывает новые перспективы и в системе оценивания знаний и умений учащихся. Поэтому задачей учителя является формирование у учащихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний.  С этой целью на уроках использую различные приёмы по формированию самооценки и взаимооценки у детей.

Деятельностный подход диктует новый подход  и к организации домашней работы учащихся. Домашние задания не ограничиваются выполнением упражнений в учебнике, часто тоже носят творческий или исследовательский характер (подготовь вопросы по теме, составь задание сам, сочини грамматическую сказку или зарифмуй  правило, нарисуй рисунок, составь опорный конспект по теме или кроссворд, создай свой мини-проект и т.д.).

Итак, в результате обобщения своего опыта работы я могу подвести следующие результаты. Использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделать учёбу в школе единым образовательным процессом. Доказательством являются: сравнительные диаграммы результата промежуточной аттестации (итоги годовых контрольных работ за 3 года), диаграмма качества знаний учащихся во 2, 3 классах (по русскому языку, математике, литературному чтению), обучающихся по образовательной программе «Начальная школа XXI века» (Слайд 22).

Сравнительные диаграммы сформированности УУД, мотивации к учению по методике Н.Г.Лускановой. (Слайд 23)

Использование в своей практике системно-деятельностного подхода оказывает влияние на одарённых учащихся и учащихся, обладающих повышенной познавательной мотивацией. Ребята с удовольствием создают творческие мини проекты, участвуют в конкурсах, пробуют писать стихи. Целенаправленная работа над развитием творческих способностей учащихся, интереса к изучаемым предметам, решение нестандартных задач, составляющие основу деятельностного подхода, обеспечивают успешное систематическое участие детей в  предметных олимпиадах и творческих конкурсах. Мои ученики являются активными участниками, призёрами и победителями олимпиад различного уровня, школьных, районных, региональных конкурсов. Свои лучшие достижения дети помещают на странички «Портфолио» (Слайд 24)

Диапазоном педагогического опыта является единая система «урок – внеклассная работа». Транслируемость моих практических достижений профессиональной деятельности – это выступления на педсовете школы и РМО учителей начальных классов и ОРКСЭ, классных и общешкольных родительских собраниях. (Слайд 25)

Имея дома подключенный Интернет, стараюсь принимать участие в форумах педагогов страны и узнаю новинки в области педагогики. Думаю, что данный опыт имеет достаточный уровень практической значимости и может быть применён учителями начальных классов.

Обобщая наработанный мною опыт по данной теме, я пришла к следующим выводам:

  • Реализация программы «Начальная школа XXI века» через использование системно-деятельностного подхода в обучении создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.

  • В результате использования проблемно – диалогического метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

  • Образовательная система «Начальная школа XXI века» создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности.

Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.
























Литература:



  1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.

  2. Валюженич М. В. Деятельностный подход в профессиональной адаптации. //Профильная школа. – 2013. - №4. – С.59.

  3. Виноградова Н.Ф. «Начальная школа XXI века. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта», Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2005 г.

  4. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века»/ Руководитель проекта проф. Н.Ф. Виноградова, Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2011 г.

  5. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.

  6. Кокарева З. А. Проектирование уроков и внеурочных занятий с позиций системно - деятельностного подхода. // Начальная школа плюс до и после. – 2013. - №7. – С.3.

  7. Лисова М. Г. Деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения.//Начальная школа. Все для учителя. – 2013. - №8. – С.8. (Основа).

  8. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]

  9. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]

  10. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]

  11. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!