СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Музей – центр образовательно-просветительской деятельности» Музей Боевой и Трудовой Славы « Красная гвоздика»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Музей – центр образовательно-просветительской деятельности» Музей Боевой и Трудовой Славы « Красная гвоздика»»

«Музей – центр образовательно-просветительской деятельности»

Музей Боевой и Трудовой Славы « Красная гвоздика»

Содержание

1. Введение

2. Музей-центр образовательно-просветительской деятельности

2.1. Поисково-краеведческая работа музея

2.2.Экспозиции

2.3.Фонды музея

2.4.Роль музея в образовательном процессе

2.5.Исследовательская деятельность

2.6.Экскурсионно-просветительская деятельность и методическая работа

2.7.Волонтерское движение

2.8.Работа актива

2.9.Оснащение музея техническими средствами

3.Заключени




1.Введение

Школьный музей призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Наша школа имеет богатую и интересную историю. И хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они учителя, и выпускники прошлых лет, каким было село раньше? В педагогическом коллективе школы всегда было много учителей – выпускников нашей школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться и своими обучающимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, поэтами и, вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.

Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

2. Музей-центр образовательно-просветительской деятельности

В работе школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения, а важнейшее составляющее процесса воспитания – формирование и развитие патриотических и гражданских качеств личности. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

2.1. Поисково-краеведческая работа музея

Одним из способов формирования и развития патриотических и гражданских качеств у школьников является поисково-исследовательская деятельность на базе школьного музея. Это важное направление воспитательной работы в нашей школе. Педагогический коллектив школы считает, что основой этого направления является изучение истории своего села, сохранение его традиций. Весь накопленный материал вошел в фонд школьного музея Боевой и Трудовой Славы «Красная гвоздика». В начале учебного года каждый класс определяет тему поисково-исследовательских экспедиции, мы выделили актуальные- «Семья», «Школа», «Родной край».

Структура поисково-исследовательских экспедиции:

  1. В течение учебного года каждый класс выполняет поисковое задание. Задания могут быть различной тематики, характера исследования, уровня сложности: встречи с интересными людьми, работа с документами, экологические исследования. Поисково-исследовательская деятельность – процесс творческого взаимодействия педагогов, учеников и родителей.

  2. В мае проходит итоговая конференция, на которой ребята представляют результаты своей работы. Здесь находит свое выражение творчество детей, учитываются их индивидуальные и возрастные особенности, школьники приобретают опыт краткого, четкого и логичного изложения материала.

Итоги и результаты экспедиций:

За последние два года школьный музей пополнился работами детей по различным направлениям: «Виртуальная летопись села», «Национальные обряды и обычаи села Алексеевки», «Литературная Алексеевка» «Спортивная Алексеевка», «Детство, опаленное войной», «Семейная легенда», «Судьба семьи в истории страны», «Военные дороги земляков», …

Разработаны правила сбора краеведческой информации, оформления работ. Уже несколько поколений школьников являются экскурсоводами школьного музея. Подлинное творчество, в какой бы деятельности оно ни находило свое выражение, свойственно натурам ищущим, требовательным, неравнодушным в первую очередь к судьбе своего села.  Юные исследователи результативно участвуют в различных краеведческих конкурсах с работами по истории села Алексеевки , получают опыт подготовки выступлений на большой аудитории. Многие участники краеведческих исследований – теперь уже студенты. Все они, по их отзывам, получили опыт навыков исследовательской деятельности еще в школе, и это помогает им в учебе, в работе над рефератами и курсовыми работами.

2.2.Экспозиции музея Боевой и Трудовой Славы «Красная гвоздика»

Основным признаком музея является наличие экспозиции. Бесспорно, что без фондов не может быть музея, но вместе с тем фонды сами по себе ещё не являются музеем. В жизни школьного музея экспозиционная работа имеет большое значение и требует продуманной организации. Так как школьники в силу возрастных особенностей стремятся как можно быстрее увидеть результаты своей работы, нельзя от них требовать, чтобы обозрение собранных  материалов было открыто лишь в том случае, когда выполнены все требования, предъявляемые к музейной экспозиции. Поэтому первым этапом в подготовке музейной экспозиции в школе являются выставки. Структура этих выставок может быть различной. В любом случае такие выставки должны явиться, с одной стороны, отчётом участников сбора материалов перед советом музея, коллективом школы, а с другой – служить средством для развития музея. Выставки мы организовывали на первом, начальном, этапе создания музея. Большая часть всех выставок сегодня стали постоянными демонстрационными экспозициями в нашем музее.

Руководитель музея вместе с активом музея продумывает организацию работы учащихся исходя из конкретных условий именно нашей школы.

В настоящее время в нашем музее четыре действующих экспозиции: «75-й штурмовой», «Село моё родное», «Это школьной истории строки…»,этнографический уголок «Светелка».

2.3.Фонды музея, учет и хранение материалов

Основные задачи данного направления работы музея:

- создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений ;

- правильно оформить основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);

- правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;

- точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;

- организовывать прием и выдачу музейных предметов;

- обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.

2.4.Роль музея в образовательном процессе

Образовательный процесс в рамках школьного музея становится наглядным, конкретным, в контексте исторических событий и социально-экономических условий. Пространство школьного музея увеличивает спектр направлений образовательной деятельности ребенка. Именно в музее мы выходим за пространство привычной школы и расширяем возможности выбора веера социальных ситуаций.     Краеведение даёт возможность использовать на уроках истории фактический  местный материал, что вызывает у детей естественный интерес к прошлому родного села и людям, живущим рядом с ними. Практическая значимость краеведения – участие в решении задач образовательного процесса школы. Краеведение помогает обучающимся  приобщиться к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьёзных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Центральное место в системе краеведческой работы занимает школьный музей, материалы которого широко используются в образовательном процессе и во внеклассной работе.

2.5.Исследовательская деятельность

Музеи называют памятной книгой человечества. Но это не застывшая коллекция. Школьный музей непрерывно развивается, обновляется, пополняется новыми экспонатами. Все это благодаря исследовательской деятельности, которую, ведут члены актива музея и обучающиеся школы.

Поисковая и исследовательская работа в школьном музее тесно связаны между собой. Можно выделить следующие этапы поисково-исследовательской работы:

  1. Выбор и формулирование темы.

  2. Определение цели и задач исследования.

  3. Составление плана (определение источников поиска информации, распределение обязанностей и уточнение сроков, формы выполнения ).

4. Проведение исследовательской работы: сбор, уточнение, накопление информации, ее изучение и анализ, выводы. Если поисковая работа проводится группой (2-4 человека), обязательно распределение обязанностей между участниками исследования.

Исследование – процесс творческий и в ходе его проведения этот план зачастую приходится изменять, что-то дополнять, от чего-то отказываться. Но вместе с тем он дает возможность четкой организации работы, отслеживание результатов ее по срокам, их уточнение

5. Подготовка и защита итоговой работы - заключительный этап поисково-исследовательской деятельности (экскурсия, стендовый доклад, разработка экспозиций, выставок, оформление альбомов, макетов и моделей, компьютерные презентации, видеофильмы и др.)При любой форме итоговой работы проходит краткое устное сообщение – защита проекта. Таким образом, успех поисково-исследовательской работы в музее зависит не только от желания и интереса ее участников, но и от умения самостоятельно организовать и вести эту работу.

2.6. Экскурсионно-просветительская деятельность и методическая работа

Экскурсионно-просветительская деятельность на базе школьного музея ведется в различных видах и формах работы:

- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

- организация литературно-краеведческих конференций по исследовательским работам обучающихся школы;

- участие в республиканских, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

- сотрудничество с районной газетой;

Школьный музей Боевой и Трудовой Славы «Красная Гвоздика» ведет активную методическую работу:

- выступления на школьных и районных методических объединениях;

- выпуск тематических номеров газеты «Школьный мир», создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;

- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;

- создание презентаций Power Point по материалам архива музея;

-разработка сценариев мероприятий, программ, викторин, конкурсов, методических рекомендаций.

2.7. Общественно полезная деятельность и волонтерское движение

Школьный музей занимался большой общественно-полезной работой. Актив музея и обучающиеся школы организовывают и проводят следующие мероприятия :

1. Акции «Поздравь ветерана»

2. Операция «Ветеран живет рядом» (оказание по мере необходимости помощи ветеранам).

3. Приглашение ветеранов, тружеников тыла, участников боевых действий на торжественные мероприятия, линейки, уроки мужества.

4. Участие в акции «Обелиск» (в работах по благоустройству памятников, закладка аллеи роз).

5. Вахта Памяти.

Более 30 обучающихся школы зарегистрированы на сайте Волонтеры Победы , являются участниками группы «Волонтеры Первомайского района» и принимают активное участие во Всероссийских акциях.

2.8 Работа актива

Для рациональной организации краеведческой и музейной работы из обучающихся школы выбирается актив школьного музея, который работает под руководством педагога –организатора, руководителя школьного музея. При музее созданы различные группы(поисковая, фондовая, экскурсионная- лекторская, экспозиционная ).Каждая группа выполняет конкретные задачи по основным направлениям музейной деятельности.

Поисково-собирательская группа организует всю работу по комплектованию фондов. Эти ребята умеют вести учет, описывать находки, знают условия их хранения в полевых условиях, владеют навыками анкетирования, заполнения полевой документации, осуществлять текущее комплектование музейного собрания, вести переписку с ветеранами и другими частными лицами, архивами, музеями и другими государственными и общественными учреждениями и организациями по вопросам комплектования музейного фонда.

Фондовая группа отвечает за учет и хранение фондов школьного музея, осуществляет прием материалов от экспедиционных отрядов, от дарителей, местных учреждений и организаций, учет музейных коллекций, поступивших на хранение в музей, в книгах поступлений, работу по шифровке материалов, обеспечивает их сохранность и использование.

Экспозиционная группа разрабатывает экспозиционную документацию – тематико-экспозиционный план экспозиции и школьных выставок, проводит отбор экспонатов, составляет этикетаж, организует монтаж экспозиции, её художественное оформление. Группа постоянно работает над обновлением и расширением экспозиции.

Экскурсионно-лекторская группа разрабатывает обзорные, тематические, учебно-тематические экскурсии по экспозиции школьного музея и экспонируемых им выставок, организует подготовку экскурсоводов и лекторов, проводит экскурсии, лекции. Также организует и проводит массовые мероприятия на базе музея, тематические вечера, встречи с ветеранами и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия.

2.9.Оснащение музея техническими средствами

Век научно-технического прогресса предоставил школе огромные возможности. Использование технических средств, имеющихся у нас, ( цифрового фотоаппарата, компьютера, мультимедийного комплекта и т.д.) в работе школьного музея, расширяет его возможности как центра интеллектуальной жизни школы. Музейная экспозиция, благодаря включению в неё экранных и звуковых источников информации, имеющих документальную основу, становится более живой, яркой, а экскурсии, сопровождаемые звуковыми эффектами, более интересны и лучше воспринимаются слушателями.

Постоянно пополняющийся банк видеозаписей- основа школьного видеоархива. Особенно значим он для школьного музея - хранителя истории школы, её традиций, педагогического опыта.

3.Заключение

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Как вы заметили, формы нашей работы достаточно разнообразны: стали традиционным акции милосердия, выставки, конкурсы, праздники, музейные уроки. Все это позволяет сделать работу музея  интересной для обучающихся и способствует их духовно – нравственному воспитанию. Именно с любви к своей малой Родине начинается любовь к своему Отечеству, России и этому всецело способствует практическая деятельность музея Боевой и Трудовой Славы «Красная гвоздика».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!