Музейная педагогика как ресурс повышения мотивации учащихся
Галицкий С.А. - учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №5 г. Железнодорожный, победитель муниципального этапа конкурса «Педагог года Подмосковья – 2015»
Основная цель:
Целью данного выступления является демонстрация опыта по использованию образовательных и воспитательных ресурсов музея, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений через систему музейной деятельности
Гипотеза:
Повышение качества знаний и мотивации учащихся при изучении соответствующих тем с применением технологий музейной педагогики.
Музей как фактор социального воспитания способствует реализации основных функций развития личности в обществе:
нормативно-регулятивной, регулирующей жизнедеятельность человека в социуме посредством воздействия на него социокультурных институтов;
личностно-преобразовательной, раскрывающей индивидуальные качества человека посредством формирования мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;
ценностно-ориентационной, определяющей систему ценностей человека и образ его жизни;
коммуникативно-информационной, стимулирующей взаимодействие человека с другими людьми, группами, социальными институтами, насыщающей его информацией, необходимой для формирования образа жизни; творческой, способствующей активизации творческого потенциала личности; компенсаторной, восполняющей дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека [5,6].
Информирование – это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности.
Обучение – вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации.
Развитие творческих начал – третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности.
Общение – установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций.
Отдых – организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде.
Музейная педагогика дает возможность:
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе [2].
Различные музейные технологии дают следующие педагогические возможности для формирования личности:
Повышение интереса у школьников в целом и к конкретным историческим и культурным процессам.
Приобретение школьниками практических навыков научно-исследовательской работы, технологий разработки и применения традиционных народных промыслов и опыта экскурсионной работы. Повышение познавательной активности школьников в процессе обучения, что позволяет им получать большее количество информации, основанной на их реальной деятельности.
Педагог, использующий и организующий образование детей и школьников с применением различных форм музейной технологии, имеет возможность:
а) прибрести новый профессиональный опыт;
б) применить новые методики преподавания, позволяющие пересмотреть свои возможности;
в) глубже и всесторонне вести диагностику обучающихся, что позволяет корректировать индивидуальные и возрастные особенности школьников в реальных условиях.
Все это способствует формированию у детей таких качеств как социальная активность, высокая ответственность за судьбу Отечества, нравственность, духовность.
Б.А. Столяров предложил идею построения музейно-педагогических методик в систему «трех колец»:
Первое кольцо – общешкольные основы построения урока. Оно «ответственно» за вхождение музейной педагогики в учебно-воспитательный процесс.
Второе кольцо – методический арсенал гуманитарных и художественных дисциплин, применяемый на музейно-педагогических уроках. Оно «ответственно» за успешное освоение учащимися гуманитарного и творческого компонентов музейно-педагогического предмета, а также за технологичность интеграции музейно-педагогических предметов с гуманитарными и художественными дисциплинами в школе.
Третье кольцо – собственно музейно-педагогическое методическое оснащение, формирующееся внутри музейной коммуникации. На этом уровне особенно актуальны методы и приемы, направленные на формирование навыков восприятия изображения, художественного образа, освоения пространства музея. Третье кольцо музейно-педагогической методики «ответственно» за реализацию музейной специфики приобщения учащихся к культуре [8, С.26].
Критериями результативности можно считать:
• количественный охват субъектов образовательного процесса, участвующих в проведении музейных уроков
• возросшую мотивацию педагогов к использованию музея в учебно-воспитательном процессе
• повышение качества знаний и мотивации учащихся при изучении тем с использованием технологии музейной педагогики
• рост интереса обучающихся к сохранению и поддержанию истории и традиций родной школы, станицы, края.
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что получение знаний в музее неотделимо от усвоения определенных нравственных норм и ценностей, решения мировоззренческих проблем, эмоциональных переживаний, расширения предметного опыта. Музей располагает богатым социально-воспитательным потенциалом и позволяет осуществлять организованную познавательную, культурно-досуговую, творческую деятельность, создает благоприятные условия для осуществления патриотического, нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения.