Музейное занятие «Четыре ЭКС или как построить экспозицию?»
Цели занятия:
Обучающие: - познакомить учащихся с понятиями «экспедиция», «экспонат», «экспозиция», «экскурсия»; а также – с навыками построения экспозиции в школьном музее, образцами ненецкого орнамента, его характерными признаками, различиями в орнаментах мужской и женской, праздничной и повседневной одежды;
Развивающие: - развивать умения и навыки анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать; развивать творческое мышление, коммуникативные умения учащихся;
Воспитывающие: - воспитывать чувство уважения к коренным жителям Ямала и их культуре, любви к своей малой родине.
Методы: - словесный (слово учителя, беседа, сообщения детей); наглядный (выставка иллюстраций орнаментов, образцов народных промыслов, детских творческих работ из бисера, меха, сукна)
Ход занятия:
Добрый день, ребята! Добрый день, гости! В нашем школьном музее в скором времени открывается выставка, посвящённая годовщине образования Ямало-Ненецкого автономного округа. Вы видите, что в экспозиции некоторое пространство пустует, и нам с вами нужно заполнить его. Как интересно и правильно это сделать, нам предстоит узнать сегодня.
Наше занятие я назвала «Четыре ЭКС или как построить экспозицию?».
«Экс» - первая часть сложных слов, обозначающих звание, должность в значении «бывший». Вспомните слова с этой приставкой иностранного происхождения (его ещё называют – иноязычный элемент), относящиеся к музею и музейной деятельности. Постарайтесь объяснить их значение. (экскурсия, экспонат)
(раздаются карточки с написанными понятиями и их определениями. Нужно установить соответствие между понятием и его значением).
Экспедиция – поездка группы лиц, отряда с каким - нибудь специальным (исследовательским, военным, просветительским) заданием.
Экспозиция - размещение каких – либо предметов, выставленных для обозрения.
Экспонат – предмет, выставленный на выставке в музее.
Экскурсия – поездка (посещение) чего – либо с образовательной или увеселительной целью.
Экскурсант - участник экскурсии.
Экскурсовод – специалист, дающий пояснения экскурсантам.
А теперь, пользуясь этими терминами, установите последовательность действий для оформления выставки.
(Сегодня мы должны предпринять экспедицию, чтобы обнаружить предметы, которые будут в музее экспонатами. Оформив экспозицию, мы сможем провести экскурсию в школьном музее).
Итак, экспозиция является научно обоснованной совокупностью предметов, выставленных для обозрения. Сегодня наша задача – оформить экспозицию в школьном музее.
Музейные предметы, расположенные в определённом логическом построении, служат для раскрытия тех или иных тем. При отборе музейных предметов для экспозиции проводится их дополнительное изучение. Это необходимо для того, чтобы определить возможность экспонатов передавать информацию и действовать на посетителей эмоционально.
Сегодня мы отправимся в экспедицию в школьный музей, где представлены образцы ненецкой одежды, с исследовательским заданием. Мы должны провести исследование в области ненецкой одежды, выяснить различия между женской и мужской одеждой (зимней), характерными признаками ненецкого орнамента. А экспонаты для нашей выставки вы, ребята, изготовите сами.
Как вы знаете, в нашем суровом краю зимы долгие и холодные. Чтобы выжить здесь, коренным жителям Ямала нужна тёплая и практичная одежда. Давайте рассмотрим предметы одежды ненцев, находящиеся в нашем музее. Зимняя одежда ненцев шьётся из меха оленя, который состоит из полых (то есть пустых внутри) ворсинок. Благодаря этому дольше сохраняется тепло, а так как олений мех обладает водоотталкивающим свойством, снег не налипает на одежду. Мужская одежда, сшитая мехом внутрь, служит даже дезинфицирующим средством (вместо мыла и воды).
Различают мужскую и женскую одежду.
Мужская одежда. Малица – глухая длинная широкая рубаха с пришитым капюшоном. Малица, суживающаяся к плечам и расширяющаяся книзу, шьётся из шкур молодых оленей мехом внутрь, к рукавам малицы пришиваются камусные рукавицы с разрезами для вынимания рук. одевают малицу через голову. Всё это не случайно, нераспашной принцип изготовления мужской одежды подчинён условиям быта людей – чтобы ничто не мешало в работе.
Женская одежда отличается по крою и цветовому решению. Паница (ягушка) - распашная (для удобства при кормлении грудью маленьких детей), капор (женский зимний головной убор) не пришивается к панице.
Детская одежда имитирует взрослую, но, что примечательно, изготавливается из шкур не лучшего качества. Это тоже не случайно – считается, что ребёнок ещё не достоин носить одежду хорошего качества, да ещё ведь дети быстро растут, часто портят одежду.
Как и у любого народа у ненцев есть повседневная и праздничная одежда. Как вы думаете, какие различия могут быть между повседневной и праздничной одеждой? Конечно, праздничная одежда более ярко украшена. Если в повседневной преобладают чёрный, серый, коричневый в сочетании с белым цветом, то в праздничной (особенно женской) – появляются такие цвета, как жёлтый, красный, синий, оранжевый.
Ребята, о чём мы узнали в «экспедиции»? (ответы детей о мужской, женской, детской одежде).
Закрепление полученной информации.
Итак, экспедиция завершилась успешно, можем приступать к выполнению экспонатов для выставки. Мы пригласили из музейного ресурсного центра мастера, который проведёт мастер-класс по изготовлению предмета декоративно-прикладного искусства.
Мастер-класс «Ягушка. Нанесение орнамента из сукна на шаблон способом аппликации».
(во время работы звучит ненецкая песня об умелой мастерице, которая шьёт одежду для своего мужа и детей)
Теперь, когда изделия готовы, можно приступать к оформлению экспозиции.
Создавая экспозицию, музейные сотрудники должны чётко представлять, с какой целью это делается, какую информацию они хотят донести до зрителя, как разместить экспонаты, чтобы в совокупности они помогли разобраться в той или иной теме. Самое важное в музейной экспозиции – это наличие подлинников, а также фотоматериалы, видеофильмы, аудиозаписи, текстовые средства, интерактивные зоны (где можно примерить костюм, собрать мозаику по теме, понюхать, попробовать на вкус и т.д.). Ведущий (главный) экспонат может располагаться в центре – он сразу обращает на себя внимание, а может, и на «втором» плане – это внесёт элемент неожиданности.
Экспозиции различают по форме представления и по принципам структуры экспонатов.
По форме представления экспозиции могут быть стационарными (постоянно действующими) и временными.
По принципам структуры экспонатов - тематическими, монографическими, ансамблевыми, систематическими.
Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы различных типов (вещевые, изобразительные, документальные, копии, макеты, модели и т.п.), раскрывающие какую-нибудь тему или проблему и образующие экспозиционный комплекс.
Систематическая экспозиция создаётся на основе однородных музейных предметов, представляющих экспозиционный ряд в соответствии с систематикой конкретной научной дисциплины. Например, «национальный костюм», «нумизматика», «фарфор» и т.п.
Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию. Чаще всего такие экспозиции создаются в монографических музеях: истории школы, музей хлеба, музей стекла и т.д.
Ансамблевая экспозиция предполагает сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: музей под открытым небом, крестьянская изба, партизанская землянка, подпольная типография и т.п.
Индивидуальность музейной экспозиции заключается в том, что отражение в ней того или иного события или явления осуществляется с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. Над созданием экспозиции работают научные работники, художники, дизайнеры, техники и другие специалисты. Нам с вами приходится полагаться на собственные силы.
Экспозицию в школьном музее надо ток организовать, чтобы каждый посетитель мог легко в ней ориентироваться. Каждый раздел надо снабдить заголовком, который должен быть лаконичным (кратким) и отражать сущность всего комплекса. Перегрузка экспозиции текстовым материалом снижает её познавательное значение. Нужно исходить из принципа «от предмета – к тексту», который должен активизировать возникший интерес.
Виды текстов: оглавительные, объяснительные, ведущие, этикетаж.
(оформление выставки детских работ с учётом полученных знаний).
Итоговые вопросы:
Какой является наша экспозиция по форме представления? (временная)
По принципам структуры экспонатов? (тематическая)
Какие виды текстов можно обнаружить в экспозиции в целом? (оглавительные, объяснительные, этикетаж)
Итак, наша экспозиция получилась по форме представления – временная, по принципам структуры экспонатов – тематическая. Текст в ней – оглавительный. Заголовок («С днём рождения, Ямал!») отражает тему экспозиции в целом - юбилей Ямало-Ненецкого автономного округа.
Дорогие ребята! На следующем занятии мы будем учиться составлять и проводить экскурсию. Поможет нам в этом компьютерная игра «Путешествие Ян-Тэта за оленьим стадом», которая знакомит с духовной и материальной культурой коренных малочисленных народов Севера. Игра предоставлена Музейным ресурсным центром города Ноябрьска.
А сейчас до свидания! До новых встреч!