СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейный урок окружающего мира по теме « Древнерусское государство. Первые русские князья» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит конспект урока  окружающего мира по теме« Древнерусское государство. Первые русские князья» 3 класс. Музейный урок

 

Просмотр содержимого документа
«Музейный урок окружающего мира по теме « Древнерусское государство. Первые русские князья» 3 класс»

Музейный урок окружающего мира

по теме « Древнерусское государство. Первые русские князья»

3 класс

Цели: познакомить учащихся с историей возникновения Древнерусского государства, с образованием Киевской Руси, с первыми русскими князьями; познакомить с городами-крепостями в Древней Руси; развивать познавательный интерес к истории своего государства.

Задачи урока:

  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

  • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

  • формировать уважение к другим культурам;

  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Ход урока

  1. Организационный момент

Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время?

- Правильно, ковер-самолет, машина времени. Представьте эту машину. - Представили? Машины готовы отправить вас в дорогу? К каким последствиям может привести малейшая неисправность?

- Можно заблудиться во времени, превратиться в вечного странника, оказаться в окружении непонятных вещей, людей, говорящих на непонятном языке, верящих в неведомых богов.

Существует ли машина времени в действительности? Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Мы часто становимся «пассажирами» этой удивительной «машины». Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:

  1. Она похожа на дом, но дом необычный.

  2. В «машине» нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.

  3. Двигателем этой «машины» являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы и многое другое.

  4. Управляют ею люди, профессии которых связаны с культурным наследием, с ценностями культуры.

- Кто догадался, что это за «машина»?

Да, это музей.

В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей. Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение MUSEION на русский язык буквально переводится как храм муз.

Презентация «Правила поведения в музее»

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Самоопределение

Дидактическая игра «Знаю – не знаю».

-Я называю вопрос и спрашиваю любого из вас. Если вы ответ знаете, то говорите «знаю» и называете его, если нет, то «не знаю» и соответственно ничего не отвечаете.

– Как называлось наше государство с 9 по 13 века?

-Знаете ли вы другие названия Древнерусского государства?

-Как образовалось Древнерусское государство?

-Каких первых русских князей вы знаете?

Рефлексия игры.

У вас на парте сигнальные карточки. Зеленый цвет – ответ «Да», красный цвет – ответ «Нет». Ответьте на мои вопросы одним из этих сигналов.

-Трудными были для вас вопросы?

-Хотели бы вы найти на них ответы?

Прочитайте название темы урока. (Древнерусское государство.)

-Подберите синоним к слову «государство». (Страна.)

- Как понимаете значение слова «древнерусское»?

3. Постановка учебной задачи.

Из всех вопросов оставим два: как образовалось Древнерусское государство. Это основополагающий проблемный вопрос. И какие первые князья способствовали становлению и развитию Руси? Это второй учебный вопрос.

-Как будем работать над материалом: индивидуально, в парах, группами?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-На машине времени мы отправимся на 12 веков назад в 9 век и совершим обзорную экскурсию.

А) Обзорная экскурсия.

Б) Работа с картой.

- Рассмотрите карту Древнерусского государства IX – XI (9-11) веков на с.10.

- Каким цветом показана территория Древнерусского государства в конце 9 века? Обведите границу.

- Каким цветом показаны территории, присоединенные в 10 веке?

- А как обозначены территории, освоенные в 11 веке?

- Найдите столицу и перечислите города Древнерусского государства.

- С какими племенами и странами граничило наше государство в древности? (Мордва, половцы, печенеги, корела, жмудь – племена; Польша, Венгрия – государства.)

-Какой город России, из перечисленных ниже, согласно летописям, был первой столицей Древнерусского государства?

А) Ярославль;

Б) Новгород;

В) Суздаль;

Г) Владимир.

Новгородская Русь, 862 – 882 годы. После перенесения столицы в Киев в 882 году Новгород сохранил роль второго по значимости центра страны. В нем обычно правил старший сын великого князя Киевского.

-Как называлось древнерусское государство, возникшее в Восточной Европе в 9 –м веке? (Киевская Русь.)

-Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства? (Князь Олег. В 882 году князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.)

5.Первичное закрепление. Проблемная ситуация.

Наши предки называли себя славянами. Называли они себя и словенами. От каких же слов произошло название «славяне» и «словены»? (Славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумеющие слово»)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Исследование. Прочитайте текст и заполните таблицу.

Имя князя

Время правления

Качества характера

Дела на благо страны

Дополнения

Проверка.

Задание 1.

Имя князя Владимир Красное Солнышко

Время правления --------

Качества характера Добрый, справедливый. Помогал бедным, заботился о старых и больных.

Дела на благо страны Развивал ремесла и торговлю.

С его именем связано принятие христианства на Руси.

Рассказ учителя о Владимире Красном Солнышке. Дополнение таблицы. Сравнение таблиц. Рефлексия. (Какой новый материал узнали?)

Многие из вас читали знаменитые русские былины про Илью Муромца и, конечно, помнят одного из их персонажей – великого князя киевского Владимира Красное Солнышко. Но если Илья Муромец – сказочный собирательный образ русского богатыря, то Владимир Красное Солнышко реально существующий человек. Красным Солнышком был прозван выдающийся политический деятель древней Руси – киевский князь Владимир Святославович, правивший в Киеве в 980-1015 годах. При нем было завершено объединение восточнославянских племен под властью Киевской Руси.

Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные области. Он совершал успешные походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар. Для защиты от набегов кочевников – печенегов им были построены крепостные сооружения на юге страны. В 988 году Владимир захватил греческую колонию Херсонес (окраина современного Севастополя). Князь стремился к установлению прямых связей с Византией, поэтому вступил в брак с сестрой византийского императора Анной, а затем принял христианство и распространил его на всей Киевской Руси. Деятельность Владимира принесла ему подлинную народную славу. Вот почему его имя увековечено в русских былинах.

Время Владимира Святославовича – это расцвет древнерусского государства, укрепление его международного положения. При нем развивались земледелие и ремесла, начала развиваться и русская культура. Владимир основал на Руси первые школы для детей киевской знати, при нем стали собирать библиотеки, появились каменные строения.

В конце 10 века в центре Киева, была сооружена Десятинная церковь, названная так, потому что на её строительство шла десятая часть доходов князя Владимира. Церковь начали строить в 989 году русские мастера совместно с греческими и закончили через 6 лет. 25 куполов украшали церковь, как показали раскопки в отделке церкви применяли мрамор, мозаику, фрески. К большому сожалению, храм погиб во время монголо- татарского нашествия.



Владимир Красное Солнышко, как княгиня Ольга, канонизирован православной церковью, почитающей его как святого.

- Можно ли считать Владимира Красное Солнышко патриотом нашей страны? Почему?

Возвращение в наше время.

7.Рефлексия деятельности (итог урока) Обобщение.

Домашнее задание. Задание по выбору. (Провести исследование по выбору –князь Ярослав Мудрый, князь Владимир Мономах.)

Рефлексия.

- Какова была цель нашей деятельности?

-Достигли ли мы ее?

-Что способствовало достижению цели?

-Что мешало?

-Каковы ваши пожелания?

-Какие советы вы дадите учителю по организации следующего урока?



Учитель проводит дидактическую игру «Имена, прозвища и даты». Учащиеся в помощью стрелки должны соединить прозвища русских князей, сопоставить даты и деятелей, связанных с событиями, происшедшими в указанные даты.

Долгорукий

Мудрый

Вещий

Красное Солнышко

Рюрик

Владимир

Ярослав

Олег

Юрий

882 год

862 год

988 год

1147 год

1036 год

Ответы**:

Рюрик → 862 год;

Владимир → Красное Солнышко → 988 год;

Ярослав → Мудрый → 1036 год;

Олег → Вещий → 882 год;

Юрий → Долгорукий → 1147 год.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!