Музейный урок окружающего мира
по теме « Древнерусское государство. Первые русские князья»
3 класс
Цели: познакомить учащихся с историей возникновения Древнерусского государства, с образованием Киевской Руси, с первыми русскими князьями; познакомить с городами-крепостями в Древней Руси; развивать познавательный интерес к истории своего государства.
Задачи урока:
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
формировать уважение к другим культурам;
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Ход урока
Организационный момент
Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время?
- Правильно, ковер-самолет, машина времени. Представьте эту машину. - Представили? Машины готовы отправить вас в дорогу? К каким последствиям может привести малейшая неисправность?
- Можно заблудиться во времени, превратиться в вечного странника, оказаться в окружении непонятных вещей, людей, говорящих на непонятном языке, верящих в неведомых богов.
Существует ли машина времени в действительности? Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Мы часто становимся «пассажирами» этой удивительной «машины». Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:
Она похожа на дом, но дом необычный.
В «машине» нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.
Двигателем этой «машины» являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы и многое другое.
Управляют ею люди, профессии которых связаны с культурным наследием, с ценностями культуры.
- Кто догадался, что это за «машина»?
Да, это музей.
В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей. Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение MUSEION на русский язык буквально переводится как храм муз.
Презентация «Правила поведения в музее»
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Самоопределение
Дидактическая игра «Знаю – не знаю».
-Я называю вопрос и спрашиваю любого из вас. Если вы ответ знаете, то говорите «знаю» и называете его, если нет, то «не знаю» и соответственно ничего не отвечаете.
– Как называлось наше государство с 9 по 13 века?
-Знаете ли вы другие названия Древнерусского государства?
-Как образовалось Древнерусское государство?
-Каких первых русских князей вы знаете?
Рефлексия игры.
У вас на парте сигнальные карточки. Зеленый цвет – ответ «Да», красный цвет – ответ «Нет». Ответьте на мои вопросы одним из этих сигналов.
-Трудными были для вас вопросы?
-Хотели бы вы найти на них ответы?
Прочитайте название темы урока. (Древнерусское государство.)
-Подберите синоним к слову «государство». (Страна.)
- Как понимаете значение слова «древнерусское»?
3. Постановка учебной задачи.
Из всех вопросов оставим два: как образовалось Древнерусское государство. Это основополагающий проблемный вопрос. И какие первые князья способствовали становлению и развитию Руси? Это второй учебный вопрос.
-Как будем работать над материалом: индивидуально, в парах, группами?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-На машине времени мы отправимся на 12 веков назад в 9 век и совершим обзорную экскурсию.
А) Обзорная экскурсия.
Б) Работа с картой.
- Рассмотрите карту Древнерусского государства IX – XI (9-11) веков на с.10.
- Каким цветом показана территория Древнерусского государства в конце 9 века? Обведите границу.
- Каким цветом показаны территории, присоединенные в 10 веке?
- А как обозначены территории, освоенные в 11 веке?
- Найдите столицу и перечислите города Древнерусского государства.
- С какими племенами и странами граничило наше государство в древности? (Мордва, половцы, печенеги, корела, жмудь – племена; Польша, Венгрия – государства.)
-Какой город России, из перечисленных ниже, согласно летописям, был первой столицей Древнерусского государства?
А) Ярославль;
Б) Новгород;
В) Суздаль;
Г) Владимир.
Новгородская Русь, 862 – 882 годы. После перенесения столицы в Киев в 882 году Новгород сохранил роль второго по значимости центра страны. В нем обычно правил старший сын великого князя Киевского.
-Как называлось древнерусское государство, возникшее в Восточной Европе в 9 –м веке? (Киевская Русь.)
-Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства? (Князь Олег. В 882 году князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.)
5.Первичное закрепление. Проблемная ситуация.
Наши предки называли себя славянами. Называли они себя и словенами. От каких же слов произошло название «славяне» и «словены»? (Славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумеющие слово»)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Исследование. Прочитайте текст и заполните таблицу.
Имя князя
Время правления
Качества характера
Дела на благо страны
Дополнения
Проверка.
Задание 1.
Имя князя Владимир Красное Солнышко
Время правления --------
Качества характера Добрый, справедливый. Помогал бедным, заботился о старых и больных.
Дела на благо страны Развивал ремесла и торговлю.
С его именем связано принятие христианства на Руси.
Рассказ учителя о Владимире Красном Солнышке. Дополнение таблицы. Сравнение таблиц. Рефлексия. (Какой новый материал узнали?)
Многие из вас читали знаменитые русские былины про Илью Муромца и, конечно, помнят одного из их персонажей – великого князя киевского Владимира Красное Солнышко. Но если Илья Муромец – сказочный собирательный образ русского богатыря, то Владимир Красное Солнышко реально существующий человек. Красным Солнышком был прозван выдающийся политический деятель древней Руси – киевский князь Владимир Святославович, правивший в Киеве в 980-1015 годах. При нем было завершено объединение восточнославянских племен под властью Киевской Руси.
Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные области. Он совершал успешные походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар. Для защиты от набегов кочевников – печенегов им были построены крепостные сооружения на юге страны. В 988 году Владимир захватил греческую колонию Херсонес (окраина современного Севастополя). Князь стремился к установлению прямых связей с Византией, поэтому вступил в брак с сестрой византийского императора Анной, а затем принял христианство и распространил его на всей Киевской Руси. Деятельность Владимира принесла ему подлинную народную славу. Вот почему его имя увековечено в русских былинах.
Время Владимира Святославовича – это расцвет древнерусского государства, укрепление его международного положения. При нем развивались земледелие и ремесла, начала развиваться и русская культура. Владимир основал на Руси первые школы для детей киевской знати, при нем стали собирать библиотеки, появились каменные строения.
В конце 10 века в центре Киева, была сооружена Десятинная церковь, названная так, потому что на её строительство шла десятая часть доходов князя Владимира. Церковь начали строить в 989 году русские мастера совместно с греческими и закончили через 6 лет. 25 куполов украшали церковь, как показали раскопки в отделке церкви применяли мрамор, мозаику, фрески. К большому сожалению, храм погиб во время монголо- татарского нашествия.
Владимир Красное Солнышко, как княгиня Ольга, канонизирован православной церковью, почитающей его как святого.
- Можно ли считать Владимира Красное Солнышко патриотом нашей страны? Почему?
Возвращение в наше время.
7.Рефлексия деятельности (итог урока) Обобщение.
Домашнее задание. Задание по выбору. (Провести исследование по выбору –князь Ярослав Мудрый, князь Владимир Мономах.)
Рефлексия.
- Какова была цель нашей деятельности?
-Достигли ли мы ее?
-Что способствовало достижению цели?
-Что мешало?
-Каковы ваши пожелания?
-Какие советы вы дадите учителю по организации следующего урока?
Учитель проводит дидактическую игру «Имена, прозвища и даты». Учащиеся в помощью стрелки должны соединить прозвища русских князей, сопоставить даты и деятелей, связанных с событиями, происшедшими в указанные даты.
Долгорукий Мудрый Вещий Красное Солнышко | Рюрик Владимир Ярослав Олег Юрий | 882 год 862 год 988 год 1147 год 1036 год |
Ответы**:
Рюрик → 862 год;
Владимир → Красное Солнышко → 988 год;
Ярослав → Мудрый → 1036 год;
Олег → Вещий → 882 год;
Юрий → Долгорукий → 1147 год.