СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мужество как библейская этическая категория в системе воспитания учащихся

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для воспитания молодого поколения особенно важно понимать библейское содержание добродетелей, которое является универсальным для европейской цивилизации и является важнейшим условием социализации личности молодого человека. Задача состоит в том, чтобы системно рассмотреть категорию мужества в библейском контексте и в генезисе этого понятия в богословской и философской традициях, показать значение этой добродетели в системе патриотического воспитания молодежи, в частности в Неделе мужества (10.02. – 23.02.2021г.) Ежегодной традицией в российском обществе стал праздник день защитника Отечества 23 февраля, к нему приурочены уроки мужества.

Просмотр содержимого документа
«Мужество как библейская этическая категория в системе воспитания учащихся»

Мужество как библейская этическая категория в системе воспитания учащихся1

Для воспитания молодого поколения особенно важно понимать библейское содержание добродетелей, которое является универсальным для европейской цивилизации и является важнейшим условием социализации личности молодого человека. Задача состоит в том, чтобы системно рассмотреть категорию мужества в библейском контексте и в генезисе этого понятия в богословской и философской традициях, показать значение этой добродетели в системе патриотического воспитания молодежи, в частности в Неделе мужества (10.02. – 23.02.2013 г.) Ежегодной традицией в российском обществе стал праздник день защитника Отечества 23 февраля, к нему приурочены уроки мужества. С 15 февраля стартует всероссийская акция Неделя Мужества, цель которой укрепить связь «ветераны – сотрудники милиции – молодое поколение»2. «Сотрудники Госавтоинспекции для привлечения детей и взрослых к проблеме безопасности дорожного движения, повышения имиджа службы Госавтоинспекции в период проведения «Недели мужества» использовали в 2012г. самые различные формы и методы профилактической работы: встречи с сотрудниками, ветеранами ГИБДД в образовательных учреждениях, посещение музеев, мемориальных комплексов, семей сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, организация Дня открытых дверей ГИБДД». Так,
18 февраля, в День открытых дверей в Управлении ГИБДД УВД по Оренбургской области в гостях у сотрудников были старшеклассники подшефного Оренбургского санаторного Дома детства. Ребята побывали в музее ГАИ-ГИБДД, сдали пробный теоретический экзамен по ПДД, побывали с экскурсией на станции диагностики транспортных средств и у мемориала сотрудникам, погибшим при исполнении служебного долга.

На мемориале есть строки: «Навечно в памяти народной имена и подвиги солдат правопорядка. Отечество свое не подвели, сдержали слово, выполнив присягу. Мы славим их опасный труд, их верность долгу, мужество, отвагу!», которые приобретают особый смысл, за которыми, чья-то смерть во имя сегодняшней жизни.
Еще одним примером патриотического воспитания молодежи стали Уроки Мужества 18 декабря 2012 года в школах № 39 и № 41 проведенные депутатом Оренбургского городского Совета Ушаковым А.В. и командиром отряда «СОБР» Неверовым П.Г. 3 «Из первых уст школьники узнали, что такое война и служба в горячих точках, о службе в органах внутренних дел и особой системе подготовки обучения бойцов, о трудностях работы, и о том, насколько почетна для них обязанность защищать Родину. Воспитание патриотизма проходило на живых примерах. В продемонстрированном фильме ребятам показали, как трудится и живет отряд Особого назначения, те кто каждый день спасает жизни людей, иногда даже ценой собственной жизни».

В конце встречи Ушаков А.В. объявил конкурс сочинений «Достоин звания Героя!» и предложил ребятам рассказать как живет герой его двора или района. Подведение итогов состоится 22 февраля 2013 года, а победителей ждет поездка на полигон УВД по Оренбургской области. Такая акция будет способствовать не только восстановлению примеров массового героизма в период ВОВ, но и в современной России. Так, в области хорошо известны достижения личного состава 27-й гвардейской мотострелковой дивизии (командир – генерал-майор Протченко А.И.), которая по праву признана лучшей в Приволжско-Уральском военном округе. 12 офицеров и солдат этого соединения за героизм и мужество при выполнении задач в «горячих точках» удостоены звания Героя Российской Федерации. Или взять, к примеру, героическое несение воинской службы экипажем атомной подводной лодки «Оренбург» (Северный флот).

Начальной датой старта Недели мужества могла бы стать церковная традиция памяти Собора новомучеников и исповедников Российских – 10 февраля этого года, установленная определением Архиерейского Собора 1992г. (25.01 ст.ст.). В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Около 2,5 тысяч новомучеников из полумиллиона расстрелянных за веру канонизированы за последние 12 лет, в сонме оренбургских святых сейчас 14 новомучеников.4 Воспитывать молодежь на примере подвигов оренбургских новомучеников призвал секретарь Оренбургской епархии протоиерей Евгений Сироткин руководителей епархиальных отделов во время совещания, которое проходило 20 декабря 2012года в Оренбургской духовной семинарии5. Раскрыть подвиг новомучеников, призвал он, на уроках по Основам православной культуры в общеобразовательных школах, привлечь оренбургское казачество и молодежь к участию в Днях памяти жертв политических репрессий.

Остановимся теперь на библейском смысле категории мужества, с тем, чтобы использовать духовный потенциал этой добродетели в системе воспитания учащейся молодежи.

Категория мужество имеет этимологический смысл от корня «муж» и является ярким и полным выражением человека стремиться к благу во что бы то ни стало. Энциклопедия «Русская цивилизация» определяет мужество как важнейшую добродетель: «Мужество – одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо почиталось на Руси. Это качество было крайне необходимо русским людям в тех тяжелейших условиях, в которых им чаще всего приходилось жить. В понимании коренного русского человека лучше умереть, чем погрешить против мужества. Смерть не страшна, если ты стоишь за праведное дело, и, уповая на Бога, не погибнешь. В древнерусском сборнике «Пожелание праведного спасения» говорится: «Сын, избегай и распри, но, коль поединок случится, не заслужи позора в мужестве своем: ни жизнь и ни смерть не бывают без пользы, а выйдешь с честью из боя — честь и обретешь». Та же мысль проводится и в Поучении Владимира Мономаха: «Смерти, дети мои, не страшась, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, какое вам Бог пошлет; никто из вас не повредится и не убьется, пока не будет от Бога повеления».
«Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой», – писал Н.М. Карамзин.

Многим коренным русским людям мужественность была врожденна, закаляясь в тяжелейших испытаниях. Мужество воспитывалось изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. «Самое трудное, — писал В.А. Сухомлинский, — мужество повседневности, многолетнего труда. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему».

Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг (А.А. Бестужев-Марлинский). Природная смелость есть та глыба драгоценного мрамора, из которой страх вырабатывает величественную статую мужества. Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху (К.Д. Ушинский)»6.

Рассмотрим на примере Библии духовные, душевные и телесные уровни категории мужества. Духовный уровень добродетели мужества связан с особой благодатью, который дается праведнику для преодоления особо опасных ситуаций, в первую очередь в отношении к вере. Это наиболее высокий и совершенный уровень добродетели и выражается в религиозно-нравственном идеале, с воплощенностью морального качества уже не во времени, а в вечности, в богочеловеческом союзе. Источником добродетели, в данном случае мужества как духовной силы в человеке является Господь, Он укрепляет человека в трудные моменты жизни. «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою и не отступит от тебя и не оставит тебя» (Втор.31:6). Твердость и мужество – духовные качества и они присущи Богу в совершенной степени. «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен» (Втор.32:4); «Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа» (Пс.88:20). Мужество является личностным свойством Бога и свойством его подобия – личности человека.

Душевно-духовный уровень добродетели мужества выходит за границы личностного сознания человека и раскрывается с позиций общественных форм сознания как социальный уровень проявления моральных качеств, человек осознает социальную энергетику добродетели и выражает ее будучи представителем той или иной общности людей (народа, семьи, церкви, государства). Если духовное мужество как совокупность нравственных качеств отражает палитру чувств, связанных с защитой блага и исполнением воли Божьей, то твердость – это духовно-душевное качество личности, которое выражает несгибаемость души в духовном устроении, устремленность к исполнению намеченного, исполнению Завета с Богом. «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих» (Иис. Нав.1:7). Восемь раз повторяет Господь во Второзаконии эту заповедь – быть твердым и мужественным – вождям народа израильского, Моисею и Иисусу Навину и в их лице всем иудеям, выходящим из земли египетской. Мужество – важное качество царя, как вождя народного, который исполняет по Промыслу Божьему, возложенные на него обязанности. «И сказал Давид сыну своему Соломону: будь тверд и мужествен, и приступай к делу, не бойся и не ужасайся, ибо Господь Бог, Бог мой, с тобою; Он не отступит от тебя и не оставит тебя, доколе не совершишь всего дела, требуемого для дома Господня» (1Пар.28:20). С мужеством связана способность мужчины не бояться врагов и твердо отстаивать интересы своего народа ценой даже своей жизни в военных сражениях с иноплеменниками. Так царь Давид говорит Авессе, брату своему, чтоб они выстроились против Аммонитян и укрепляет его: «будь мужествен, и будем стоять твердо за народ наш и за города Бога нашего, а Господь сделает, что Ему угодно» (2Цар.10:12). Большинство царей израильских обладали этим качеством – мужеством, о чем написано в летописях царей Израильских: о Иеровоаме (3Цар.11:28); Амврии (3Цар.16:27); Ииуе (4Цар.10:34); Иоахазе (4Цар.13:8); Иоасе (4Цар.13:12); Иеровоаме (4Цар.14:28). Примером мужества и твердости в искушениях является праведный Иов: «Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся» (Иов.23:11).

Так же и в Новом Завете по слову апостола Павла заповедь мужества имеет непреходящее значение для христианина, который борется со страстями своими и духами злобы поднебесной. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1Кор.16:13). Твердость есть прямодушие, неотступность от веры и принципов: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак.1:8).

Душевный уровень добродетели мужества выражает богатство личного культурного и психологического опыта человека, совокупность его качеств и привычек, морально-социальных реакций. На данном уровне добродетель осознается человеком не только как внешнее проявление личности, а как внутреннее выявление его уникальности, экзистенции, его идеального образа «я». Душевное проявление добродетели одухотворяется, становится более совершенным, но пока еще умственным, идеальным, выражается в личностной привязанности человека к человеку в их социопсихологической и моральной гармонии. Отвага, храбрость – душевные качества человека, не боящегося опасностей. Об этом качестве говорится в Библии как о качестве героя. «И будет вождь его из него самого, и владыка его произойдет из среды его; и Я приближу его, и он приступит ко Мне; ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне? говорит Господь» (Иер.30:21); «И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день, говорит Господь» (Ам.2:16). Это качество, когда человек не боится сказать правду, не боится за себя: «Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым» (2Кор.10:1 ). Храбрость есть больше воинское качество, вера в победу в сражении. Так про царя Давида сказано Хусием его сыну Авессалому: «тогда и самый храбрый, у которого сердце, как сердце львиное, упадет духом; ибо всему Израилю известно, как храбр отец твой и мужественны те, которые с ним» (2Цар.17:10). Если храбрость не связана с верой в Бога, то такая безрассудная храбрость подвергается испытанию от Бога и если не проходит он его, то низвергается: «князей лишает достоинства и низвергает храбрых» (Иов.12:19). Духовное качество долготерпение поэтому выше храбрости, а внутреннее качество самообладания выше внешнего качества победителя, завоевателя города. «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Прит.16:32). Храбрость у Екклезиаста рассматривается как некий успех, фортуна, случайный и ненадежный: «И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их» (Еккл.9:11). Смелость как качество присуще праведникам и этим оно отличается от храбрости. «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев» (Прит.28:10). Если термин храбрость встречается в Ветхом Завете, то в Новом Завете его заменяет термин смелость, который выражает уже больше душевно-духовное качество личности, связанное с верой в Бога. «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое» (Деян.4:29); «Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса» (Деян.14:3).

Телесно-душевный уровень добродетели мужества включает в себя индивидуальные особенности переживания добродетели и ее функционирование возможно только в двуединстве душевных и телесных сил. Стойкость как термин не встречается в Библии, но как качество мужественного перенесения скорбей вполне присутствует. Скорби касаются души и тела человека, поэтому стойкость в скорбях – душевно-телесное качество. Самой тяжелой скорбью для верующего является богооставленность, о ней так часто говорит псалмопевец Давид: «В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения» (Пс.76:3). Об этой стойкости говорится о молитве Христа в Гефсиманском саду в Евангелии: «Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Матф.26:38). Стойкость в скорбях особо угодна Богу, если они незаслуженно пали на человека: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1Пет.2:19).

На телесном уровне добродетель мужество неразрывно связана с действиями и функциями телесности человека (социопсихобиологического субстрата личности). Добродетель обусловлена физиологически и ритуально-поведенчески, может личностно полностью осознаваться или неосознаваться человеком. То есть добродетель может стать социально-телесным автоматизмом в человеке, например, не бояться темноты, свистящих пуль, физической боли. Стойкость на уровне телесном выражается в безболезненности, когда человек не чувствует боли, мужественно ее превозмогая. Так в поучении сыну Соломон говорит: «и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же»» (Прит.23:34-35). Мужество телесное проявлял Господь Иисус Христос когда вели Его на Голгофу: «И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам» (Мар.14:65).

Добродетель есть середина между двумя пороками по Аристотелю. Пороками, противоположными мужеству являются трусость, страх, боязнь, малодушие (недостаток добродетели) и дерзость, ложное бесстрашие, безрассудность (избыток добродетели). Соответственно, если добродетель мужество реализуется в природе человека на пяти уровнях, то и пороки будут различаться в зависимости от уровня. Но, не входя в столь мелкие признаки пороков, отметим главные из них, это пороки душевные и телесные. Душевные пороки есть: следствие отступления от Бога (безблагодатная трусость и дерзость, прелесть (духовное ослепление)); отсутствие социального героизма (нетвердость, несмелость) или его избыток (гордое мужество) (душевно – духовный уровень); на чисто душевном уровне – малодушие и страх или ложное бесстрашие, безрассудная храбрость. Телесные пороки: боязнь боли, усилий, раздвоенность, слабость воли или наслаждение болью, волевое усилие, связанное с подчиненностью телесно-душевным инстинктам (ложное мужество убийцы или самоубийцы) являющееся врожденным или приобретенным наличием или отсутствием добродетели.

Духовная трусость – это когда человек не имеет духовного основания, веры в Бога и отступает от своих принципов, не защищает добро, проявляет малодушие. «И стал бояться Саул Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил» (1Цар.18:12). Примером малодушия является поступок некоторых израильтян, бывших в пустыни с пророком Моисеем. «От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища (Исх.6:4-9). Гнев Божий тогда пролился на этих малодушных израильтян и их жалили ядовитые змеи. После покаяния пред Богом, засвидетельствованным Моисеем «сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Исх.6:9). Это медный змей, который спас малодушных израильтян в пустыне был прообразом креста Господня. Он воодушевляет христиан быть мужественными в вере, даже ценой своей жизни. Трусливым в отношении к вере в Бога называет прозорливец Ананий царя Иудейского Асу: «так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей. Не были ли ефиопляне и ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками весьма многочисленными? Но как ты уповал на Господа, то Он предал их в руку твою, ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему. Безрассудно ты поступил теперь. За то отныне будут у тебя войны» (2Пар.16:7-9). Ярким примером, когда Господь вдохновляет малодушных израильтян в сражениях против язычников является следующее. «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской. Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас. И еще пусть объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце» (Второз.20:1-4,20). Здесь явно осуждается трусость воинов, проистекающая из маловерия. Насколько тяжек грех трусости, говорится в суровом предупреждении апостола Иоанна Богослова в Апокалипсисе. «Боязливых (трусливых в вере- авт.) же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр 21:8). Наверно, поэтому апостол Павел вменяет в обязанность христианам поддерживать слабых и малодушных: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1Фесс.5:14).

Ложное телесное мужество, безрассудство бывает, когда человек уклоняется во зло и исполняет его даже в условиях опасности. Так, стало с сыном царя Давида и его слугами: «Авессалом же приказал отрокам своим, сказав: «смотрите, как только развеселится сердце Амнона от вина, и я скажу вам: «поразите Амнона», тогда убейте его, не бойтесь; это я приказываю вам, будьте смелы и мужественны» (2Цар.13:28). В безрассудстве (трусости) обвиняет Лаван Иакова, который с дочерями и внуками бежал от него тайно на свою родину: «ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал» (Быт.31:28). Поставив камень на горе Галаад и благословив он мирно с ним простился и отпустил со всем имуществом. Таким образом, телесно-душевная трусость является неким предлогом к развитию духовной трусости человека и препятствием к дальнейшему спасению души. В целом трусость есть негативное свойство человека, обусловленное внешней или внутренней угрозой положению человека, его здоровью и жизни, шире – ожиданием возможного будущего зла, боязнью непредвиденного. Трусость есть следствие грехопадения Адама и Евы, то есть порождение первородного греха, есть следствие нарушения заповедей Божьих, она порождает чувство вины, муки совести.

В тексте Ветхого Завета, в Книге Премудростей Соломоновых упомянуты четыре основные добродетели, как и в античной культуре: рассудительность (аналог благоразумия), мужество (аналог силы как стойкости), целомудрие и справедливость. И все они - дочери праведности. «Если кто любит праведность, – плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни» (Премудр.8:7). Вслед Соломону и Платону вселенский учитель Церкви Амвросий Медиоланский выделяет наряду с христианскими добродетелями – верой, надеждой и любовью, четыре кардинальные добродетели античности: благоразумие (prudentia), справедливость (justitia), мужество (fortitudo) и умеренность (temperantia). Отношение их друг с другом определяется в смысле теснейшего единения их между собой, в праведном человеке должны присутствовать все четыре7. В добродетели мужества Амвросий различает два проявления: мужество в подвигах военных и мужество «в скромных трудах частного, домашнего подвижничества», т. е. в отношении к другим людям и к самому себе. В первом случае мужество рассматривается как решимость и способность осуществлять требование справедливости. Во втором, в отношении к самому себе, мужество предстает как величие, крепость духа, как высшая степень самообладания. В этом смысле мужественным можно назвать только того, кто победил ветхого человека «с его страстями и похотями», кто не смущается различными невзгодами, изменчивостью обстоятельств и прелестью мира, кто всегда сохраняет спокойствие и хладнокровие. «Поистине тот храбр и мужествен, кто умеет побеждать самого себя, воздерживаться от гнева, не увлекаться ничем суетным; в бедах не скорбит, а в счастии не гордится; для кого перемена внешних, житейских обстоятельств не что иное, как некоторый ветер»8. Образцом проявления истинного мужества служат для Амвросия христианские мученики и подвижники, которые «заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи» (Евр 11. 33-34), «которые не полками одерживали победы, не силой одолевали врагов своих, но в собственном смысле торжествовали над ними одной своей добродетелью»9. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин называет ободесноручным мужество совершенного мужа (аскета). «Эти-то совершенные мужи в Священном Писании исключительно называются ободесноручными, каким именно, по сказанию книги Судей, был Аод: ему та и другая рука служила правой (Суд 3, 15). В духовном смысле это означает такую добродетель, которую и мы можем приобрести, если и то, что почитается правым – счастьем, и то, что называется левым – несчастием, будем уметь обращать к правой стороне, т.е. если будем уметь хорошо и правильно пользоваться и счастьем, и несчастьем, так чтобы то и другое служило для нас оружием правды (2 Кор 6, 7). Подлинно, мы усматриваем во внутреннем нашем человеке две стороны и, так сказать, две руки, и ни один святой не может обойтись без так называемой левой руки; но совершенная в нем добродетель обнаруживается тем, что он ту и другую руку, посредством доброго употребления, обращает в правую10. Образы таких мужественных людей – праведный Иов, Иосиф, царь Давид, мученики за Христа, апостол Павел. Последний ярко говорит о мужестве веры: «я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке» (Флп. 4, 11-13). Таким образом, мужество есть одна из первых христианских добродетелей согласно Священному Писанию и Преданию.

В античной философии мужество рассматривалась как одна из четырёх главных кардинальных добродетелей, наряду с умеренностью (софросине), мудростью (софия) и справедливостью (дике). Основной смысл его сводился к преодолению страха при выполнении нравственного долга. Греки ставили мужество на первую ступеньку в становлении нравственной сущности – калокагатии (прекраснодоброго) в человеке. Так, Демокрит подчеркивает аскетический смысл мужества: «Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими страстями. Некоторые же царствуют над городами и в то же время являются рабами женщин»11. В «Государстве» Платон относит мужество к тому началу души, которое называется «thymos» (яростный дух). В человеке «тимос» расположен между разумным и чувственным началами. «Тимос» — неразмышляющее стремление ко всему благородному. Поэтому он занимает центральное место в строении души, служа связующим звеном между разумом и желанием. По крайней мере он мог бы осуществлять эту функцию.

По мнению Аристотеля, мужество — это преодоление в первую очередь страха смерти и готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество»12. По Аристотелю, мужество - это воинская добродетель, как единственно достойный способ поведения в бою. Отчего и произошло философское представление о нём как о специфически мужской добродетели (греч. андрос, как и в русском языке, является однокоренным со словом «мужчина»). У римлян мужество (лат. virtus) является синонимом не только воинской доблести, но и добродетели вообще. Мужество представляет собой сознательный выбор в ситуации, когда добродетельность поведения может быть оплачена только риском собственной жизни. «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество»13. Мужественный человек действует «ради благородной цели, ибо цель добродетели благородное»14. «Благородный» здесь — перевод греческого слова «kaios», а «низкий» — перевод «aischros». Обычно эти слова переводятся как «прекрасный» и «безобразный». Прекрасный или благородный поступок — это поступок, заслуживающий похвалы. Мужество совершает похвальное и отвергает презренное. Достойны похвалы такие поступки, совершая которые человек осуществляет свои скрытые возможности или актуализирует свои совершенства. Мужество человека есть утверждение им своей сущностной природы, внутренней цели, или «энтелехии», но в характере этого утверждения всегда присутствует момент «вопреки». По мнению П. Тиллиха, это утверждение Аристотеля содержит в себе возможность, а порой и необходимость принесения в жертву того, что в противном случае может стать для нас препятствием на пути к действительному осуществлению, даже если приходится жертвовать тем, что также присуще нашему бытию15. Можно пожертвовать удовольствием, счастьем и даже собственным существованием. И всякий раз эта жертва достойна похвалы, так как в акте мужества более сущностная часть нашего бытия торжествует над менее сущностной. Красота и благо присущи мужеству потому, что в нем актуализируются благое и прекрасное. Следовательно, мужество благородно.

В среде рыцарского военного сословия воинская доблесть мужества как боевого престижа традиционно первенствует. Рыцарский этос предполагал – товарищеское отношением к врагу (нельзя убивать сзади, безоружного, глумиться над противником), отказом от использования преимуществ своей позиции и уравниванием шансов противников (довооружение его), демонстрация собственных достоинств, что нередко приводило к безрассудству в бою и поражению. Как пишет М. Осссовская: «Недостаток мужества — самое тяжелое обвинение. Боязнь быть заподозренным в трусости вела к нарушению элементарных правил стратегии, что в свою очередь очень часто кончалось гибелью рыцаря и истреблением его дружины. Мужество бывает также необходимо для исполнения долга верности и лояльности — двух добродетелей, которые считают иногда консервативными в том смысле, что они служат сохранению существующего положения вещей. Тот, кто желает стать рыцарем, должен начать новую жизнь, молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков. Он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным и не лишать никого его собственности. Воевать он обязан лишь за правое дело. Он должен быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца; повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать общества храбрых и учиться у них, как совершать деяния великие, по примеру Александра Македонского»16. С эпохи Нового времени добродетель мужества отходит на второй план в силу социального превосходства буржуазного этоса над военно-аристократическим. Мужество понимается как гражданская добродетель, а не мужская добродетель, синоним нравственной стойкости, решительности в отстаивании нравственных принципов, не считаясь с возможными с социальными и материальными потерями. Библейская заповедь «Будьте мужественны» (Втор. 31:6) особенно становится актуальной в настоящее время, когда происходит переосмысление мужественного поведения у мужчин, когда оно связывается с идеей ненасилия, с потерей своей гендерной (социальной) идентичности, с тенденцией женоподобия мужчин в современной моде одежды и поведения.

Дефиниция мужества. Мужество – важнейшая этическая категория Библии, которая проявляется на всех уровнях человеческой природы: мужество в вере, как духовный дар (духовный уровень), твердость в заповедях и смелость в исполнении нравственного долга общества (душевно-духовный уровень), храбрость, отвага в защите личных интересов, своего достоинства (душевный уровень), стойкость в скорбях (душевно-телесный уровень), безболезненность (телесный уровень) и является ведущей в нравственном становлении личности человека, освоении общественных отношений (социализации) и включенности человека в национальный русский цивилизационный этос.



1 Мужество как библейская этическая категория в системе воспитания учащихся// Лоза Плодная. – Научно-методический журнал Оренбургской епархиальный православной гимназии им. св. прав. И. Кронштадтского. – 2013. – № 2. – С. 28 – 37.

2. Сальникова Л.П. Старший инспектор по пропаганде УГИБДД УВД по Оренбургской области. Режим доступа: http://www.gibdd-orenburg.ru/read72.html.

3 Персональный сайт Ушакова А.В. Режим доступа: http://av-ushakov.ru/main/94-uroki-muzhestva.html

4 Дивен Бог во Святых своих. Мученики, исповедники и подвижники благочестия в Оренбургской епархии. Книга IV. Оренбург: Димур, 2011.

5 Сайт Святые Оренбуржья. Режим доступа: http://oren-saint.ru/index.php/novosti/804-vospityvat-na-primere-novomuchenikov


6 Мужество. Энциклопедия «Русская цивилизация». Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/russian_history/10739.

7. Амвросий Медиоланский De offic. ministr. I 129.

8 Амвросий Медиоланский De offic. ministr. I 180-181.

9 Амвросий Медиоланский De offic. ministr. I 203-205.

10 Амвросий Медиоланский. Преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Шестое собеседование аввы Феодора. Об умерщвлении святых. М., 1998. С. 130.

11 Мазаев С.А. Тема мужества в философии: онтологический аспект: автореф. дисс. …канд. филос. наук. Москва, 2009. С.24.

12 Аристотель . ММ,1191а,24.

13 Гусейнов А., Апресян Р. Этика. – М.: Норма, 1998. С. 123.

14 Аристотель. Никомахова этика, Соч. в 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1984. С 27.

15 Тиллих П. Мужество быть. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. С.7.

16 Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987. – С. 82.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!