СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Музей народного творчества» проект для дошколников

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. 

Просмотр содержимого документа
««Музей народного творчества» проект для дошколников»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 33

п. Новый Надеждинского района»











Название проекта

«Музей народного творчества»




автор:         Л.В. Городчанина















13 мая 2016 г. 

п.  Новый, Надеждинский район,  Приморский край

Российская Федерация

Паспорт проекта:

Название проекта: «Музей народного творчества».

Вид проекта: ролево-игровой, творческий.

Девиз проекта: «Мы не просто потомки, мы наследники лучшего прошлого».

Продолжительность (сроки реализации): 2 месяца.

Авторы проекта: Кувалдина Светлана Викторовна, Гродчанина Любовь Васильевна.

Место проведения проекта: МБДОУ ЦРР ДС № 33 п. Новый.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, специалисты, родители.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста и их родители.

Охватываемые образовательные области (ОО):

  • «Познание»,

  • «Коммуникация»,

  • «Чтение художественной литературы»,

  • «Художественное творчество»,

  • «Социализация»,

  • «Физическая культура»,

  • «Здоровье».













Структура проекта:

Актуальность:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Проблема: С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Музей народного творчества».

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить детей с народными промыслами.

  2. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности; навыки художественного творчества детей.

  3. Осуществлять нравственное, патриотическое и эстетическое развитие личности ребенка.

  4. Воспитывать любовь к своей стране, нашему талантливому народу, эстетический вкус.

Ожидаемые конечные результаты: обогащение знаниями и развитие личности ребенка с помощью приобщения к народной культуре.

Ресурсное обеспечение проекта.

Ресурсы (информационные, научно – методические, организационные, материально – техническое обеспечение).

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 273-фз “Об образовании”;

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 22.07.2015 № 91; СанПиН 2.4.1.2660 – 10;

  • Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 "О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения";

  • Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 "Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (образовательная область "Музыка");

  • Устав МБДОУ ЦРР ДС № 33 п. Новый.

Информационное обеспечение: 

трансляция педагогического опыта по данной теме в СМИ района; размещение продуктов реализации проекта на сайте МБДОУ ЦРР ДС № 33 п. Новый, участие в региональных, федеральных педагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства, в том числе дистанционных онлайн-форумах по данной теме; публикации методических статей на сайтах педагогических сообществ и в методических журналах.

Организационное обеспечение

сотрудничество с социумом по совместным планам; анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта; работа по управлению деятельностью участников проекта.

Материально-техническое обеспечение:

Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В образовательном учреждении имеется методический кабинет, кабинет педагога-психолога, творческая мастерская, музыкальный зал, спортивный зал, познавательно-игровой зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения и раздевалки, оборудованные с учетом возраста детей. В связи с выше перечисленным есть возможность где, планировать и размещать музейные выставки. Минимально приобретён необходимый материал к музейным экспозициям (предметы, игрушки народного творчества; предметы, литература, открытки, альбомы по краеведению)

Методическое обеспечение:

МБДОУ ЦРР ДС № 33 п. Новый реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей. Одной из ведущих задач программы является формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

В методическом кабинете оформлен и систематизирован методический инструментарий, исходя из особенностей воспитательно-образовательного процесса. Подобрана литература по тематике проекта. Изучен и собран материал по теме проекта других дошкольных учреждений.

























Этапы реализации проекта:

1 этап Подготовительный.

Срок реализации: октябрь 2015 г.

Задачи: исследовать условия для реализации проекта.

Определение темы, цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результатов, обсуждение проекта с родителями, выявление возможности и необходимых средств для реализации проекта, определение деятельности участников проекта.

2 этап - Практический.

Срок реализации: октябрь-ноябрь 2015 г.

Задачи: реализация проекта по всем направлениям.

Содержание деятельности воспитателей и детей с учетом интеграции образовательных областей. Взаимодействие с родителями: изготовление дымковских игрушек и гжельской посуды для выставки.

Выставка детских творческих работ по росписям. Организованная образовательная деятельность «Экскурсия в музей народно-прикладного творчества».

  1. Работа с детьми.

Мероприятия по реализации проекта.

Познавательное и речевое развитие:

  1. Тематические НОД:

  • развитие речи (с использованием театрализации) «Приглашение на ярмарку»;

  • формирование целостной картины мира: «Из чего же, из чего же»;

  • ФЭМП «Веселые матрешки».

2. Беседы на темы: «Веселые матрешки», «Филимоновские игрушки – свистульки», «Дымковские мастера», «Поднос черный с цветами», «Что такое Хохлома», «Гжель», «Куклы наших прабабушек».

3. Чтение, разучивание произведений фольклора на тему народных промыслов, русских народных сказок.

4. Викторина «Матрешкины загадки».

5. Разучивание ролей экскурсоводов мини-музея народных промыслов.

Художественно- эстетическое развитие:

  1. Тематическое НОД «Ах вы гусли, мои гусли».

  2. Рассматривание альбомов и наглядно – демонстрационного материала.

  3. Лепка из соленого теста «Филимоновские игрушки».

  4. Лепка из глины «Дымковские игрушки».

  5. Рисование матрешек (восковые карандаши + акварель).

  6. Аппликация «Жостовский поднос».

  7. Рисование «Укрась тарелочку. Гжель» (гуашь)

  8. Рисование «Хохломская веточка» (гуашь с использованием ватных палочек). Знакомство с декоративными приемами рисования.

  9. Конструирование из ткани. Народная кукла «Пеленашка».

  10. Конструирование из ниток. Народная кукла «Десятиручка».

  11. Изготовление шумовых матрешек.

  12. Создание музея народных промыслов.

  13. Изготовление пригласительных билетов в мини-музей народных промыслов.

  14. Прослушивание русских народных песен.

Социально- коммуникативное и физическое развитие:

  1. Использование матрешек для сюжетно-ролевой игры «Угостим матрешек чаем».

  2. Музыкально- дидактическая игра «Угадай инструмент»

  3. Хороводные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеек», «Каравай», «Заря – заряница»,

  4. Подвижные русские народные игры: «Гуси», «Горелки», «Краски», «Салочки», «Волк во рву», «Наседка и коршун».

  5. Подвижные игры на прогулке с использованием снежных построек.

  6. Раскрашивание ледяных горок с помощью подкрашенной воды и разноцветных льдинок.

  7. Дидактические игры: «Найди отличия», «Угадай сказку», «Собери картинку», «Составь узор».

  8. Настольная игра «Народные промыслы».

  1. Работа с родителями.

  1. Провести мини-собрание с целью: Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать и предложить принять активное участие в проекте.

  2. Консультация для родителей: «Воспитание детей на традициях народной культуры».

  3. Мастер-класс «Изготовление народной тряпичной куклы «Ангел» (совместная деятельность воспитателя, детей и родителей).

  4. Папка- раскладушка «Ах, какая красота! (народные промыслы)».

Родителям предлагается:

  1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея.

  2. Активно интересоваться действиями ребенка в группе.

  3. Помочь детям разучить стихи и загадки.

  4. Изготовить книжки- малышки («Любимые потешки», «Народные промыслы»).

  1. этап Заключительный

Срок реализации: ноябрь 2015 г.

Задачи: анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов,

планирование.

Подведение итогов проекта с детьми, оценка полученных результатов. Постановка новой проблемы, вовлечение в новый проект.

1. Итоговое мероприятие. Презентация проекта.

Досуговое мероприятие – праздник ЯРМАРКА «Русские чудеса» (см. Приложение 1)

  1. Продукт проекта

  • Книжки-малышки.

  • Поделки детей и их родителей.

  • Презентация.

Результат. Работа в проекте всех участников привела к расширению кругозора и умений не только детей, но и родителей. Дети узнали больше об истории своей страны, о талантах русского народа. А значит, в процессе участия в проекте, дети стали добрее, мудрее, нравственнее; у ребят формируются такие качества, как гордость за своих предков, любовь к своей Родине. А это и есть – развитие личности.







































Список источников и литературы:

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М.: « Народное образование», 2013.

  2. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2012. – 96с.

  3. Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования.

  4. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.

  5. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2004г

  6. http://www.rukukla.ru/article/trya/kukla_pelena6ka.htm

  7. http://svet-svaroga.com/stati/rukodelie/4-narodnaya-kukla-desyatiruchka-pomoshchnitsa-v-delakh-master-klass-po-izgotovleniyu

  8. http://www/moluch.ru/conf/ped/archive/1444/6444/













Приложение 1

Презентация проекта

Досуговое мероприятие – праздник ЯРМАРКА «Русские чудеса».



В музыкальном зале расставлены 5 столов полукругом. На столах выставлены предметы народных промыслов: посуда с росписью Гжель, Дымка, Хохлома, Матрёшки, павло-посадские платки.

Звучит музыка.

В зал входят два мальчика – глашатая, в русских народных костюмах.


Эй, народ честной, здравствуйте! (кланяется)

Всех на праздник – ярмарку приглашаю

Веселья и хорошего настроения желаю

В городе мастеров наш праздник открывается

Потому что мастера здесь лучшие собираются!

Если Вы приглядитесь, то сами убедитесь!


Эй, красны девицы и добры молодцы

А так же гости дорогие!

Слушайте, да не говорите, что слыхом не слыхивали,

Да видом не видывали!

Приглашаем всех на ярмарку веселую!

Покажут на ярмарке люди торговые, чем богаты, чем товары славятся!

Ой, сколько гостей на ярмарку собралось!

Время и ярмарку начинать.


Воспитатели делают «воротики» из платков.


Музыкально-ритмическая композиция «Ярмарка»


Под музыку дети расходятся по торговым столам, коробейники на подносах несут предметы народных промыслов, на переднем крае стола выставлены готовые товары для продажи: посуда с росписью Гжель, Дымка, Хохлома, Матрёшки, платки и т.д.


Ведущий:

Посмотрите!

Эти вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!


Дети:

Небо синее в России,

Реки синие в России,

Васильки и незабудки

Не цветут нигде красивей!


Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья

Это русская сторонка,

Это Родина моя!



Песня «У моей России»

(дети садятся на стулья)

Ведущий: Спасибо, ребята, за песню. Что-то наша ярмарка притихла… Ярмарка… Кто из вас знает, что это такое?

Дети: Ярмарка - это место, где можно продать и купить разный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками. Люди наряжаются в красивую одежду, поют песни, пляшут, веселятся.


Звучит музыка, дети-продавцы проходят к столам.


Со стороны зрителей выходит Тетушка-Привередница


Тётушка:


Ой, сколько вас много!

Мастера и мастерицы

Добры молодцы, девицы

Уменье свое покажите

Товар свой расхвалите!


Подходит к столу, где стоит Хохломская посуда, обращается к ребенку, продающему посуду:

Тётушка:

Откуда посуда?


Ребёнок:

Из Хохломы!


Хохломская роспись, алых ягод роспись,

Отголоски лета в зелени травы!

Рощи, перелески, шелковые всплески,

Солнечно-медовой золотой листвы!


Тётушка:

Я ведь Тетушка- Привередница,

Меня одним красным словом товар купить не заставишь!

Ты скажи мне, чем твой товар от других отличается?


Ребёнок:


Хохломские изделия делают из липы, берёзы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, шкатулки, мебель. Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками. На черном фоне рисуют красные ягодки, желтые листочки, завитки. После росписи покрывают лаком и ставят в печь. Отсюда хохлома называется золотой.


1 Ребёнок:


Тары- бары - растобары, есть хорошие товары!

Не товар, а сущий клад – инструменты нарасхват!


Девочки:


Что ж, мальчишки, вы сидите? Аль играть вы не хотите?

В бубен звонко ударяем, петь частушки приглашаем!


Ведущий:

А теперь запевайте песню шуточную, песню шуточную, прибауточную!

Оркестр и частушки


Частушки:

Музыка вдруг заиграла и пустились ноги в пляс.

Мы весёлые частушки пропоём сейчас для вас!


Мы частушки запоём, запоём мы громко

Затыкайте ваши ушки – лопнут перепонки!


Наша русская матрёшка

Не стареет сотню лет!

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.


Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,

Плясовую заиграли – я не удержалася!


Я куплю себе свистульку буду трели выводить

Мастеров из славной «Дымки» никогда нам не забыть.


Ты играй моя гармошка ты подруга подпевай

Мастеров Руси великой во весь голос прославляй.


Мы пропели вам частушки, вы скажите от души

Хороши частушки наши, и мы тоже – хороши!


Ведущий: Ой, спасибо ребята, вот повеселили нас!

Тетушка-Привередница:

-Хорош твой товар, да пойду я погляжу и другой.


Подходит ко второму столу, где лежат изделия с вышивкой и платки.

Тетушка:


Где это ты, красавица, такой платок взяла?


Девочка:


Да вот рукодельницы привезли свой товар на ярмарку, и я принарядилась.


Тетушка:


А откуда же они привезли такие красивые платки?


Девочка:


Из города Павловский-Посад.


Тётушка:


И у нас многие хотели нарядными стать.


Мальчики:


А ну-ка девочки, выбирайте платки

Посадские, расписные, царские!

На ярмарку выходите, народ повеселите!


Танец с платками


Ведущий:

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки!

Ложки деревянные, матрешки румяные.


Тётушка-Привередница подходит к столу, где стоят матрёшки.


Тетушка:



А вы что можете рассказать про свой товар?

Чем похвастаться можете?

Ребенок:


Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская Матрёшка.


Тётушка:


1. Дети, что вы знаете о матрешках?

Какие виды матрёшек вы знаете?

2. Из какого материала делали матрёшек?

3. В чём их отличительная особенность?


Ребёнок:


Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Изготавливали их из дерева. Каждая матрёшка хороша по-своему. Но у них и много общего: платок, фартук с яркими цветами, сарафан. Игрушка не одна, а состоит из нескольких, которые вкладываются друг в друга.


Ведущая:

Да, действительно вы много знаете о матрёшках. А вот девочкиещё и танец нам покажут, который называется «Русскиематрёшечки».


Танец Матрешек


Тётушка:

А давайте поиграем!


Аттракцион «Собери Матрёшку»(2 команды по 2 человека, задание: первый участник разбирает матрёшку, второй - собирает, чья команда быстрее справится с заданием, та и победит)

Тётушка-Привередница переходит к другому столу с посудой, расписанной под Гжель.


Тетушка:

Мне очень понравились матрёшки, но пойду, посмотрю, что ещё продают.

Ах, какая красота!

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?


Ребенок:


В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит

Вдоль этой речки

Деревенька стоит

Заросли ивы вдоль речки бегут,

Умельцы в той деревеньке живут,

Расписную посуду они мастерят,

Синим, по белому чудо творят!


Тетушка:


Что можете рассказать про эту роспись?


Ребёнок:


Гжель – это дивные, диковинные синие цветы, травы, листья, написанные на белом фарфоре. Основной узор – гжельская роза, также сюжеты – это природа и времена года. Кроме посуды, в гжели делают игрушки в виде птиц и зверей. Красива и нежна гжель, как ясное небо, как белая лебёдушка.


Тетушка:


За соседним столом вижу игрушки чудные, пойду, погляжу, а потом уже куплю.

Расскажите, мастера, чем ваша роспись хороша?


Переходит к следующему столу с Дымковскими игрушками.


Ребёнок:


Много сказочных мест в России,

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково – посёлок

Окаймлен лесами уголок весёлый.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.


Тетушка:


Что такое Дымка?

Ребёнок:


Игрушка глиняная, её делают мастера, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги, овалы, горошины, сочетание мелких и круглых элементов). Эта игрушка Вятская.


Тётушка:

Спасибо за рассказ, замечательные игрушки.


Ведущий:


Наша ярмарка шумит, стоять на месте не велит!


1-й Ребёнок:

Эй, девчоночки-подружки,

Веселушки-хохотушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы!

Не пора ли поплясать,

Нашу удаль показать?


2-й Ребёнок:

Русских танцев много знаем,

Их мы любим танцевать.

А на нашем празднике

Мы «Кадриль» хотим сплясать!


Танец «Кадриль»


Ведущий:

Ребята, вы и пели и плясали, а вот на мои вопросы сможете

ответить?


Викторина


1. Назовите роспись, в которой используется только синий цвет.

(Гжель)

2. Назовите персонажи дымковской игрушки.

(Барыня, конь, индюк и т.д.)

3. Как назывался вид росписи на металлических подносах? (Жостов)

4. Как назывался праздник, для которого готовили в больших количествах дымковские игрушки-свистульки? (Свистопляска или Свистунья)

5.Назовите самую яркую отличительную черту Хохломской росписи.

(Золото)

6. Изделия из каких материалов чаще всего расписывали старые мастера?

(Дерево, глина)

7. Из каких городов у нас в гостях Матрёшки?

(Семёнов, Загорск, Полхов-Майдан)

Ведущий:

Молодцы, на все вопросы ответили! А какая же ярмарка без карусели?


Игра «Карусель»

Дети держатся за ленты, привязанные к обручу, бегут по кругу, приговаривая:


Еле-еле, еле-еле раскрутили карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!

(игра повторяется, дети бегут в другую сторону)

Тетушка:


Тары-бары-растобары, покупаю все товары!
Плясали, пели, да чайку попить захотели! 

(берёт самовар)


Ведущий:


У нас угощение, всем на удивление! 

Ярмарку мы закрываем и на чай всех приглашаем!


Дети под музыку уходят из зала.



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!