СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МУЗЕЙНЫЙ УРОК для учащихся 6 класса «От героев былых времен…»

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музейный урок подготовлен для учащихся  6 класса.

2015 год – год 70 - летия   Победы в Великой Отечественной войне        1941-1945    годов. 

Просмотр содержимого документа
«МУЗЕЙНЫЙ УРОК для учащихся 6 класса «От героев былых времен…»»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЛАДКОВСКОГО РАЙОНА

СЛАДКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА





МУЗЕЙНЫЙ УРОК

для учащихся 6 класса




«От героев былых времен…»









Подготовила: Цуканова Т.В.,

Учитель МАОУ Сладковская СОШ





Пояснительная записка

Музейный урок подготовлен для учащихся 6 класса.

2015 год – год 70 - летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Одной из главных основ духовного единства российского государства был и остается патриотизм. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. У школьников необходимо сформировать чувство гордости за свою Родину, уважение к его великим свершениям и достойным страничкам прошедшего. Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей.



Цели и задачи музейного урока:

  • расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, о подвигах советских людей в годы войны, о знаменательной дате – 70 –летии Великой Победы и её значении в истории человечества;


  • способствовать формированию у обучающихся чувства гордости, патриотизма, любви к Родине, уважения к фронтовикам и всем, кто внёс свой вклад в победу над врагом;


  • использовать материалы школьного музея в период подготовки празднования 70-летия Победы;


  • привлечь школьников к экспедиционной работе, интереса к истории.




Оборудование: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, музейные экспонаты.












Ход урока



Ведущий. У времени – своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывающих назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах.


Чтец 1. Читает стихотворение Николая Гумилева «Память»



Только змеи сбрасывают кожи,

Чтоб душа старела и росла.

Мы, увы, со змеями не схожи,

Мы меняем души, не тела.



Память, ты рукою великанши

Жизнь ведешь, как под уздцы коня,

Ты расскажешь мне о тех, что раньше

В этом теле жили до меня.



Самый первый: некрасив и тонок,

Полюбивший только сумрак рощ,

Лист опавший, колдовской ребенок,

Словом останавливавший дождь.



Дерево да рыжая собака -

Вот кого он взял себе в друзья,

Память, память, ты не сыщешь знака,

Не уверишь мир, что то был я.



И второй... Любил он ветер с юга,

В каждом шуме слышал звоны лир,

Говорил, что жизнь - его подруга,

Коврик под его ногами - мир.



Он совсем не нравится мне, это

Он хотел стать богом и царем,

Он повесил вывеску поэта

Над дверьми в мой молчаливый дом.



Я люблю избранника свободы,

Мореплавателя и стрелка,

Ах, ему так звонко пели воды

И завидовали облака.



Высока была его палатка,

Мулы были резвы и сильны,

Как вино, впивал он воздух сладкий

Белому неведомой страны.



Память, ты слабее год от году,

Тот ли это или кто другой

Променял веселую свободу

На священный долгожданный бой.



Знал он муки голода и жажды,

Сон тревожный, бесконечный путь,

Но святой Георгий тронул дважды

Пулею не тронутую грудь.



Я - угрюмый и упрямый зодчий

Храма, восстающего во мгле,

Я возревновал о славе Отчей,

Как на небесах, и на земле.





Сердце будет пламенем палимо

Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,

Стены Нового Иерусалима

На полях моей родной страны.



И тогда повеет ветер странный -

И прольется с неба страшный свет,

Это Млечный Путь расцвел нежданно

Садом ослепительных планет.



Предо мной предстанет, мне неведом,

Путник, скрыв лицо; но все пойму,

Видя льва, стремящегося следом,

И орла, летящего к нему.



Крикну я... но разве кто поможет,

Чтоб моя душа не умерла?

Только змеи сбрасывают кожи,

Мы меняем души, не тела.

Ведущий. Да… У времени своя память. Мы не имеем права забыть ужасы той войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые отдали свои жизни за то, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.

Рассказ ученика 1. Семьдесят лет прошло с начала самой кровопролитной войны за всю историю 20 века – с начала Великой отечественной….

Двадцать семь миллионов человек потеряла тогда наша страна. Двадцать семь миллионов человек! Это пятая часть всех жителей России! Это две Москвы! Это сотни Сладковских районов! Это люди, погибшие за то, чтобы мы сегодня радовались жизни, растили детей, строили дома. Сейчас для многих ветеран войны – это дедушка или бабушка. Но ведь тогда они были молодыми, их жизнь только начиналась. Ком в горле встает, когда понимаешь, что 18-19 летние юноши и девушки погибали на полях сражения. Голод, потери тогда пришлось перенести нашему народу! Но он выстоял!

Видеоролик на песню «От героев былых времен»


Ведущий. От героев былых времен в нашем школьном музее хранятся экспонаты, найденные в окрестностях деревни Мясной Бор около города Новгорода. Спросите, как они у нас оказались? Сейчас ребята нам расскажут.

Рассказ ученика 2. Имя Артура Ольховского известно, пожалуй, каждому жителю региона. Тот, кто живет в Тюменской области, рано или поздно обязательно о нем услышит, увидит, узнает…

Слишком много информационных поводов для СМИ дает Артур Валерьевич своей разносторонней деятельностью.

Он и талантливый воспитатель, и руководитель детской общественной организации, и командир областного поискового центра Тюменской области. Сколько твердых, сильных характеров вылепил из обычных мальчишек и девчонок! Сколько душевного тепла и любви вложил в каждого из своих воспитанников!

Многие ребята считает Артура Ольховского своим наставником, человеком, давшим путевку в жизнь. «Настоящий мужчина должен уметь все: и стрелять, и пуговицу пришить, и ребенка перепеленать», – эта фраза Ольховского стала ключевой в формировании его характера.

Мальчишки, прошедшие школу Ольховского, проявляют себя во всех сферах жизни. Среди них есть учителя, врачи, банкиры, бизнесмены, спортивные тренеры, юристы, журналисты, PR-специалисты, инженеры, представители силовых структур…

Узнать «неугомонных» легко: они умеют дружить, у них высокоразвито чувство товарищества и взаимопомощи. Они активны, артистичны, креативны, легки на подъем. Свободно чувствуют себя на сцене и на все имеют свое мнение.

Глава поискового центра Тюменской области Артур Ольховский отправляется в очередную экспедицию. Скольких ещё солдат предстоит найти? На каком языке говорить о войне с современными школьниками? В одну из таких поездок в Новгородскую область был приглашен ученик Сладковской школы Кривошеев Сергей. В школьном музее хранятся артефакты времен Великой Отечественной войны, найденные поисковым отрядом на полях сражений.



Ведущий. Вы можете рассмотреть экспонаты, которые хранятся в школьном музее.

Демонстрация экспонатов.



Рисунок 1. Стабилизатор от авиационной бомбы

Рисунок 2. Деталь от снаряда

Рисунок 3. Ножны штык ножа

Рисунок 4. Гильзы зенитной установки

Рисунок 5.Гильзы винтовочные, автоматные

Рисунок 6. Застёжка от армейского ремня

Ведущий. Представленные экспонаты – это самые беспристрастные свидетели тех страшных событий. Будь то ржавая гильза или котелок, на котором выцарапано имя солдата, здесь все хранит немаловажную часть истории и достовернее всего отражает дни, когда шла война.

Видеоролик Долина



Рассказ ученика 3 . Год назад, 21 февраля 2014 года Сладковскую школу посетил отряд под руководством Артура Ольховского. Эти люди занимаются поисками предметов военного времени: смертные медальоны, оружие, средства связи, другие принадлежности солдат. Некоторые отряды разыскивают захоронения. В поисковый отряд могут входить люди разных возрастов и профессий. Но самое главное, что объединяет - это память и яркое чувство патриотизма.

Ребята – поисковики в актовом зале старшеклассникам нашей школы представили свою экспозицию предметов Великой Отечественной войны, найденных в основном в «Долине смерти» (окрестности деревни Мясной Бор около Новгорода). Экспозиция включала предметы обихода советских воинов: фляжки, котелки, зубные щётки, помазки и другое. Показали патефон, который был вполне исправен и воспроизводил мелодию того времени с виниловой пластинкой.

Школьникам рассказали о том, какое обмундирование и оружие было у солдат нашей армии, чем оно отличалось от немецкого оружия.

А особенно задел рассказ о смертных медальонах. Их имел каждый солдат. Состоял он из пластиковой капсулы с запиской внутри. Ветераны войны рассказывали, что существовала примета: если заполнить записку внутри медальона, то в скором времени тебя убьют, поэтому многие медальоны, которые находят поисковики, оказываются пустыми.

Медальон (Рисунок 1) найденный поисковым отрядом.

Рисунок 7. Солдатский «смертный» медальон



Видеоролик Долина.



Чтец 2. Читает стихотворение Сергея Михалков «Нет войны».



Спать легли однажды дети –

Окна все затемнены.

А проснулись на рассвете –

В окнах свет – и нет войны!

Можно больше не прощаться

И на фронт не провожать –

Будут с фронта возвращаться,

Мы героев будем ждать.



Зарастут травой траншеи

На местах былых боёв.

С каждым годом хорошея,

Встанут сотни городов.



И в хорошие минуты

Вспомнишь ты и вспомню я,

Как от вражьих полчищ лютых

Очищали мы края.



Вспомним всё: как мы дружили,

Как пожары мы тушили,

Как у нашего крыльца

Молоком парным поили

Поседевшего от пыли,

Утомлённого бойца.



Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ, за нас с тобой…



Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым –

Пешим, плавающим, конным,

Утомлённым, закалённым!

Слава павшим и живым –

От души спасибо им!

Видеоролик на песню «Лучшая песня о Великой Победе»

Ведущий. Память о прошлом – это не только скорбь у братских могил и чество­вание ветеранов. Память учит нас любить Родину, беречь мир, дает силы в трудные периоды жизни, вселяет веру в торжество добра и правого дела. В музее имеется обелиск, в память воинам землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 г.

Рисунок 8. Обелиск.

От героев былых времен не осталось порой имен.

Те, кто приняли трудный бой, стали просто землей и травой…..

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…….



Ведущий. В знак скорби и памяти обо всех погибших в войнах зажжём свечи.

Ведущие вместе с учащимися зажигает по очереди три свечи.

В память обо всех солдатах, отдавших свои жизни за все годы Великой Отечественной войны (зажигает 1-ю свечу),

в память о погибших воинах-земляках (зажигает 2-ю свечу),

в память обо всех невинных жертвах всех войн на Земле (зажигает 3-ю свечу).

Давайте вспомним о них, ребята, и, глядя, как горят свечи, помолчим в знак уважения к этой памяти.

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!