СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Музыка должна высекать огонь из души человеческой».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по творчеству Бутховена проводится в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
««Музыка должна высекать огонь из души человеческой».»

МКОУ «СОШ села имени Коста Хетагурова»

Открытый урок в 7 классе



Тема: «Музыка должна высекать огонь из души человеческой».

Урок проводит учитель музыки Федосова Елена Фоминична

Цели урока:

- Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

- Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

- Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

- Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).


Музыкальный материал урока:

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть (слушание).

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (слушание).



Дополнительный материал:

Портрет композитора Л. Бетховена.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учителя Проверка готовности к уроку.

Знакомство учащихся с планом урока и постановка цели урока.

2. Сообщение темы урока.

Запись на доске:

Безумная любовь моя, Бетховен!

Как от тебя уйти, коль ты во мне?

То я распят тобою на струне,

То ввергнут в ад, то поднят с небом вровеньП. Михня

3. Работа по теме урока.

Сегодня, как вы, наверное, уже догадались, мы будем говорить с вами о великом композиторе-классике Людвиге Ван Бетховене и двух его известнейших произведениях.

Итак, жизненные кредо Л. Бетховена:

1. «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».

2. «Благотворить, где только можешь, превыше всего любить свободу и даже у монастырского престола от истины не отрекаться».

Близки ли вам эти бетховенские принципы? Какой из них мог бы стать для вас определяющим в жизни? Почему? (Ответы учеников)

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН – немецкий композитор, пианист и дирижер, представитель музыкального направления «венский классицизм». Родился в г. Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте. С 12 лет он стал помощником органиста при дворе, изучал несколько языков, начал сочинять музыку. С 17 лет он стал играть в оркестре, и брать уроки у великого Гайдна. Уже на этом этапе, услышав музыку Бетховена, великий Моцарт сказал: «Он всех заставит говорить о себе!»

Когда Бетховен поселился в Вене, ему было 22 года, к тому времени он был уже опытным композитором и блестящим исполнителем. Его страсть – импровизация, непосредственное, зажигающее творчество на сцене, радость создания музыки тут же, на глазах слушателей. В импровизации он не знал себе равных. Успех сопутствовал ему. Его сочинения приобретали известность. Он был принят в аристократических домах и знаменит

Казалось, Бетховен мог быть счастлив. Но неумолимая судьба уже стучалась в дверь композитора. Уже несколько лет Бетховен замечал признаки надвигающейся глухоты – страшная беда для музыканта. Приходилось скрывать глухоту от окружающих. Страх потерять способность к творчеству приводил его в отчаянье. Об этом Бетховен поведал своим братьям письмом, известным под названием Гейлигенштадского завещания: «…Я был недалёк от того, чтобы наложить на себя руки. Искусство! Только оно одно и удержало меня. Мне казалось немыслимым покинуть этот мир прежде, чем я не выполню того, к чему я чувствовал себя призванным…»

Но осенью 1801 года жизнь ещё улыбается Бетховену. Он полюбил графиню Джульетту Гвиччарди. Несмотря на обрушивающиеся несчастья, Бетховен видел в людях лучшее, прощая слабости: музыка укрепляла его доброту. Вероятно, и в Джульетте он какое-то время не замечал легкомыслия, считая её достойной любви, принимая красоту её лица за красоту души. «мне стало отраднее жить, – пишет он другу, – я встречаюсь с людьми… эта перемена… её произвело очарование одной милой девушки; она любит меня и я люблю её. Первые счастливые минуты в моей жизни за последние два года». Он дорого заплатил за них. Джульетта неожиданно предала его. Она вышла замуж за графа Гелленберга, бездарного композитора, отдав ему предпочтение не только как претенденту на её руку, но и как музыканту! После измены Джульетты Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдаленной чаще обессилевшим от голода и страданий. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой одной из самых известных его сонат – сонатой №14, которой позже, уже после смерти композитора дадут название «Лунная» (поэт-романтик Рельштаб).

И сейчас мы прослушаем с вами I часть этой сонаты и у меня есть для вас первое задание: проанализируйте музыку «Лунной сонаты» по образному содержанию.

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть (слушание).

- Какой образ создаёт музыка? соответствует ли название «Лунная соната», образному миру музыки?

- Каков характер музыки – мужественный, женственный, юношеский или детский?

- Сколько образов в этой музыке? (Один, в котором явно слышно развитие чувства: в начале скорбная мелодия с ритмическими интонациями траурного марша; второй - в среднем разделе скорбь уступает место безостановочному волнообразному движению, которое постепенно разрастается, поднимаясь в регистре и в силе звучности, достигает кульминации, словно хочет разорвать тягостную скорбную цепь; возвращение в третьем разделе скорбной мелодии, и короткая кода с траурным ритмом в басу утверждают чувство безысходности.)

«Сердце – вот истинный рычаг всего великого», – говорил Бетховен. И друзья отмечали удивительное сочетание его доброты, необычайного детского нрава и могучей, упрямой воли. Никакой император, никакой король не обладал таким сознанием своей силы, как отрезанный от людей стеной глухоты великий композитор.

Следующее произведение Бетховена можно предварить другим его жизненным кредо: «Музыка должна высекать огонь из души человеческой». Эти слова в полной мере можно отнести к его увертюре «Эгмонт».

В основу трагедии «Эгмонт» немецкого поэта И. В. Гёте легли исторические события XVI века, связанные с борьбой нидерландского народа за освобождение от испанского владычества. Эгмонт, граф Лемораль, возглавил восстание против испанского короля Филиппа II, но становится жертвой коварных замыслов врагов, поддержавших короля. Перед смертью Эгмонт обратился к народу с призывом бороться за свободу и независимость своей Родины.

Драматургия произведения заключена в остром столкновении двух противоборствующих образов: испанского гнета и революционно настроенного нидерландского народа, борющегося за свое освобождение.

Образ Эгмонта бал близок идеалам и настроениям Л. Бетховена. Всю силу своих чувств он выразил в этой увертюре.

Сейчас мы прослушаем отрывок из увертюры «Эгмонт» и для вас второе задание на карточках перед вами: охарактеризовать музыку по средствам музыкальной выразительности и записать музыкальные инструменты, которые вы узнаете в звучании музыки

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (слушание).

4. Итог урока.

Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке показать «борьбу» как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу – вот основное содержание героических произведений композитора.

И закончить наше знакомство с творчеством Бетховена хочу словами советского композитора и педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского: «Если кто-то проживёт всю жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский, ни Мусоргский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много».

5. Домашнее задание.

На следующий урок подготовьте сообщения о творчестве Бетховена.



Приложение 1

Охарактеризовать увертюру «Эгмонт» по средствам музыкальной выразительности и записать музыкальные инструменты, которые вы узнаете в звучании музыки

1. Темп 2. Музыкальные инструменты

а) аллегро (быстрый)

б) анданте (средний)

в) адажио (медленный)

Динамика (громкость)

а) фортэ (громко)

б) меццо-фортэ (не очень громко)

в) меццо-пиано (не очень тихо)

г) пиано (тихо)


Лад

а) мажор

б) минор


Контрасты

а) есть

б) нет




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!