СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка и романсы на стихи М. Ю. Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый проект по литературе

Просмотр содержимого документа
«Музыка и романсы на стихи М. Ю. Лермонтова»

МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина» Итоговый проект на тему: «М.Ю. Лермонтов и музыка. Гармония звука и слова» Автор проекта:  Захарова Мария, ученица 9 класса «А» Руководитель проекта : Мослякова И.А.,учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»

Итоговый проект на тему:

«М.Ю. Лермонтов и музыка. Гармония звука и слова»

Автор проекта:

Захарова Мария,

ученица 9 класса «А»

Руководитель проекта :

Мослякова И.А.,учитель русского языка и литературы

Какое дарование!.. 25 лет не было, он уже пишет «Демона». Да и все его стихи — словно нежная чудесная музыка…А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца!..  Ф.М. Достоевский

Какое дарование!.. 25 лет не было, он уже пишет «Демона». Да и все его стихи — словно нежная чудесная музыка…А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца!..

Ф.М. Достоевский

План 1.Актуальность работы 2.Формирование личности поэта под воздействием музыки 2.1.«...В ночь на 3 сентября 1814 года...» 2.2.«...В слезах угасла моя мать...» 2.3.Арсеньева Елизавета Алексеевна 2.4.Знакомство поэта с народным творчеством 2.5.Занятие музыкой в юношеские годы 2.6.Музыкальные интересы и вкусы поэта 3.Лермонтов и музыка 3.1.«Дедушка русского романса». Первое вокальное произведение «Горные вершины» 3.2.«Пушкин русской музыки». Романс «Молитва» 3.3.Антон Григорьевич Рубинштейн. Романс «Желание» 3.4.Александр Сергеевич Даргомыжский. Романс «Тучи» 3.5.Александр Егорович Варламов. Романс «Парус» 4.Вывод 5.Список использованной литературы

План

1.Актуальность работы

2.Формирование личности поэта под воздействием музыки

2.1.«...В ночь на 3 сентября 1814 года...»

2.2.«...В слезах угасла моя мать...»

2.3.Арсеньева Елизавета Алексеевна

2.4.Знакомство поэта с народным творчеством

2.5.Занятие музыкой в юношеские годы

2.6.Музыкальные интересы и вкусы поэта

3.Лермонтов и музыка

3.1.«Дедушка русского романса». Первое вокальное произведение

«Горные вершины»

3.2.«Пушкин русской музыки». Романс «Молитва»

3.3.Антон Григорьевич Рубинштейн. Романс «Желание»

3.4.Александр Сергеевич Даргомыжский. Романс «Тучи»

3.5.Александр Егорович Варламов. Романс «Парус»

4.Вывод

5.Список использованной литературы

1. Актуальность работы На пороге 21 столетия утончённый и талантливый 19 век кажется давно ушедшим в прошлое, но не канувшим в Лету. Этот золотой век русской литературы живёт в памяти потомков блестящим созвездием имён, достойнейшее место среди которых занимает имя М. Ю. Лермонтова. Познакомившись с жизнью и произведениями М. Ю. Лермонтова, я выяснила, что творчество М. Ю. Лермонтова - творчество не только поэта, но и человека одаренного в музыке.

1. Актуальность работы

На пороге 21 столетия утончённый и талантливый 19 век кажется давно ушедшим в прошлое, но не канувшим в Лету. Этот золотой век русской литературы живёт в памяти потомков блестящим созвездием имён, достойнейшее место среди которых занимает имя М. Ю. Лермонтова. Познакомившись с жизнью и произведениями М. Ю. Лермонтова, я выяснила, что творчество М. Ю. Лермонтова - творчество не только поэта, но и человека одаренного в музыке.

Цель: показать, какое место музыка занимает в жизни и творчестве Лермонтова и как творчество М.Ю. Лермонтова преломилось в искусстве композиторов XIX и XX вв.

Цель:

показать, какое место музыка занимает в жизни и творчестве Лермонтова и как творчество М.Ю. Лермонтова преломилось в искусстве композиторов XIX и XX вв.

Задачи: 1.Выяснить, что способствовало формированию музыкальности личности поэта, каковы были музыкальные интересы и вкусы Лермонтова. 2.Проследить, какие композиторы обратились к поэзии М. Ю. Лермонтова. 3.Проанализировать произведения.

Задачи:

1.Выяснить, что способствовало формированию музыкальности личности поэта, каковы были музыкальные интересы и вкусы Лермонтова.

2.Проследить, какие композиторы обратились к поэзии М. Ю. Лермонтова.

3.Проанализировать произведения.

2.1. «…в ночь на 3 октября 1814 года... » … в ночь на 3 октября 1814 года родился гений стихотворного слога и будущий создатель русского литературно-разговорного языка — М.Ю. Лермонтов!  В.А. Жуковский

2.1. «…в ночь на 3 октября 1814 года... »

в ночь на 3 октября 1814 года родился гений стихотворного слога и будущий создатель русского литературно-разговорного языка — М.Ю. Лермонтов!

В.А. Жуковский

2.1. «…в ночь на 3 октября 1814 года... » “ Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою ” – писал Белинский. Виссарион Григорьевич Белинский

2.1. «…в ночь на 3 октября 1814 года... »

Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою ” – писал Белинский.

Виссарион Григорьевич Белинский

2.2.«… В слезах угасла моя мать... » М.Ю. Лермонтов родился в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой.  Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий, которые вскоре окончательно разладились. Елизавета Алексеевна принимает решение забрать дочь и внука к себе. Юрий Петрович Лермонтов Мария Михайловна Лермонтова

2.2.«… В слезах угасла моя мать... »

М.Ю. Лермонтов родился в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой.

Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий, которые вскоре окончательно разладились. Елизавета Алексеевна принимает решение забрать дочь и внука к себе.

Юрий Петрович Лермонтов

Мария Михайловна Лермонтова

2.3.Арсеньева Елизавета Алексеевна Бабушка Лермонтова по матери Елизавета Алексеевна Арсеньева происходила их знаменитого рода Столыпиных. Она обладала способностями и природным умом, развитию которых благоприятствовали культурные интересы семьи. После смерти единственной дочери Елизавета Алексеевна перенесла всю свою нерастраченную любовь на внука, в чем признавалась:  «...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем...». Елизавета Алексеевна Арсеньева

2.3.Арсеньева Елизавета Алексеевна

Бабушка Лермонтова по матери Елизавета Алексеевна Арсеньева происходила их знаменитого рода Столыпиных. Она обладала способностями и природным умом, развитию которых благоприятствовали культурные интересы семьи.

После смерти единственной дочери Елизавета Алексеевна перенесла всю свою нерастраченную любовь на внука, в чем признавалась:

«...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем...».

Елизавета Алексеевна Арсеньева

2.4.Знакомство поэта с народным творчеством В ранние годы, проведенные в деревне, в Тарханах, близ Пензы, пробудилась любовь юного Лермонтова к народным песням. В имении бабушки Лермонтов не раз слышал народные песни, что также отозвалось в его творчестве.  Именно народной песне посвящена запись, сделанная Лермонтовым в юношеском дневнике:

2.4.Знакомство поэта с народным творчеством

В ранние годы, проведенные в деревне, в Тарханах, близ Пензы, пробудилась любовь юного Лермонтова к народным песням. В имении бабушки Лермонтов не раз слышал народные песни, что также отозвалось в его творчестве.

Именно народной песне посвящена запись, сделанная Лермонтовым в юношеском дневнике: "Наша литература так бедна, что я из нее ничего не могу заимствовать; в 15 лет же ум не так быстро принимает впечатления, как в детстве; но тогда я почти ничего не читал. - Однако же, если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях... в них, верно, больше поэзии, чем во французской словесности".

Михаил Юрьевич Лермонтов

2.5.Занятия музыкой в юношеские годы  После переезда из Тархан в Москву 1828 г. Лермонтов поступил в университетский Благородный пансион. В пансионе много внимания уделялось музыке. Лермонтов учился не только игре на фортепиано, но и — особенно успешно — на скрипке под руководством Карла Геништы.

2.5.Занятия музыкой в юношеские годы

После переезда из Тархан в Москву 1828 г. Лермонтов поступил в университетский Благородный пансион. В пансионе много внимания уделялось музыке.

Лермонтов учился не только игре на фортепиано, но и — особенно успешно — на скрипке под руководством Карла Геништы.

2.6. Музыкальные интересы и вкусы поэта В годы московской жизни Лермонтов был усердным посетителем не только концертов, но и оперных спектаклей. Известно также, что Лермонтов, будучи студентом, познакомился с гитаристом М. Т. Высотским. Он с удовольствием слушал игру Высотского, в частности переложения для гитары русских народных песен.  Его игрой навеяно одно из ранних лермонтовских стихотворений «Звуки» 1830. Михаил Тимофеевич Высотский

2.6. Музыкальные интересы и вкусы поэта

В годы московской жизни Лермонтов был усердным посетителем не только концертов, но и оперных спектаклей.

Известно также, что Лермонтов, будучи студентом, познакомился с гитаристом М. Т. Высотским.

Он с удовольствием слушал игру Высотского, в частности переложения для гитары русских народных песен.

Его игрой навеяно одно из ранних лермонтовских стихотворений «Звуки» 1830.

Михаил Тимофеевич Высотский

3. Лермонтов и музыка  Музыкальность Лермонтова, его собственные занятия музыкой, интерес к творчеству современных композиторов и народно - песенному искусству сказались на характере его поэзии, обогащенной средствами не только поэтической образности, но и музыкальной выразительности. Николай Платонович Огарев Н. П. Огарев писал о его стихах: «Они так изящно выражены, что их можно петь да еще на совсем своеобразный лад. Из них каждое, смотря по объему, или песня, или симфония».

3. Лермонтов и музыка

Музыкальность Лермонтова, его собственные занятия музыкой, интерес к творчеству современных композиторов и народно - песенному искусству сказались на характере его поэзии, обогащенной средствами не только поэтической образности, но и музыкальной выразительности.

Николай Платонович Огарев

Н. П. Огарев писал о его стихах: «Они так изящно выражены, что их можно петь да еще на совсем своеобразный лад. Из них каждое, смотря по объему, или песня, или симфония».

3.1. « Дедушка русского романса» Первым вокальным произведением на стихи Лермонтова были

3.1. « Дедушка русского романса»

Первым вокальным произведением на стихи Лермонтова были "Горные вершины", созданные в 1839 году "дедушкой русского романса" Николаем Титовым.

Николай Алексеевич Титов

3.1. Первое вокальное произведение Лермонтов вполне мог знать об этих первых переложениях своих стихов на язык музыки. Находясь в Петербурге в феврале 1841 года, он, вероятно, прочел в газете «Северная пчела» (1841, 20 февраля, № 40) такое объявление:  «В музыкальном магазине Одеона поступила в продажу только что отпечатанная певческая пьеса «Молитва» на слова Лермонтова; музыка сочинена нашим даровитым композитором Ф. М. Толстым». Феофил Матвеевич Толстой

3.1. Первое вокальное произведение

Лермонтов вполне мог знать об этих первых переложениях своих стихов на язык музыки. Находясь в Петербурге в феврале 1841 года, он, вероятно, прочел в газете «Северная пчела» (1841, 20 февраля, № 40) такое объявление:

«В музыкальном магазине Одеона поступила в продажу только что отпечатанная певческая пьеса «Молитва» на слова Лермонтова; музыка сочинена нашим даровитым композитором Ф. М. Толстым».

Феофил Матвеевич Толстой

3.1. Первое вокальное произведение Стихи Лермонтова уже становились предметом домашнего музицирования. Одно из подтверждений этого факта мы можем найти в письме Н. Елагина. 18 августа 1840 года:  «Читали ли вы в «Отечественных записках» стихи Лермонтова, перевод из Гёте? Стихи эти очень понравились Москве... Я сочинил музыку на эти стихи, и они поются у нас в Люблино с утра до вечера». Михаил Юрьевич Лермонтов

3.1. Первое вокальное произведение

Стихи Лермонтова уже становились предметом домашнего музицирования. Одно из подтверждений этого факта мы можем найти в письме Н. Елагина. 18 августа 1840 года:

«Читали ли вы в «Отечественных записках» стихи Лермонтова, перевод из Гёте? Стихи эти очень понравились Москве... Я сочинил музыку на эти стихи, и они поются у нас в Люблино с утра до вечера».

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Из Гете (Горные вершины…)» Михаил Лермонтов  Горные вершины  Спят во тьме ночной;  Тихие долины  Полны свежей мглой;  Не пылит дорога,  Не дрожат листы…  Подожди немного,  Отдохнёшь и ты.

«Из Гете (Горные вершины…)» Михаил Лермонтов

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.

3.2. «Пушкин русской музыки» Михаил Иванович Глинка

3.2. «Пушкин русской музыки»

Михаил Иванович Глинка

3.2. «Молитва» В 1847 году, вовсе не думая о Лермонтове, он записал в своем смоленском дневнике 28 сентября: «...оставшись один в сумерки, я почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровизировал «Молитву» без слов для фортепьяно...» Спустя несколько лет Глинка решил прибавить слова к своей «Молитве» и выбрал лермонтовское стихотворение. Он с радостью обнаружил, что эти стихи «подходят к мелодии и вообще к музыке как нельзя лучше». Михаил Иванович Глинка

3.2. «Молитва»

В 1847 году, вовсе не думая о Лермонтове, он записал в своем смоленском дневнике 28 сентября:

«...оставшись один в сумерки, я почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровизировал «Молитву» без слов для фортепьяно...»

Спустя несколько лет Глинка решил прибавить слова к своей «Молитве» и выбрал лермонтовское стихотворение. Он с радостью обнаружил, что эти стихи «подходят к мелодии и вообще к музыке как нельзя лучше».

Михаил Иванович Глинка

Молитва (В минуту жизни трудную...) В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко... 1839

Молитва (В минуту жизни трудную...)

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

1839

3.3. Антон Григорьевич Рубинштейн

3.3. Антон Григорьевич Рубинштейн

3.3. «Желанье» Первым из оперных композиторов к Лермонтову обратился А. Г. Рубинштейн, создавший три оперы на сюжеты лермонтовских поэм:

3.3. «Желанье»

Первым из оперных композиторов к Лермонтову обратился А. Г. Рубинштейн, создавший три оперы на сюжеты лермонтовских поэм: "Хаджи-Арбек", "Демон", "Купец Калашников", он сочинил несколько романсов, дуэтов ("Ангел", "Горные вершины", "Еврейская мелодия","Кинжал", "Парус","Русалка", "Тучи").

Антон Григорьевич Рубинштейн

Желанье (Отворите мне темницу...) Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Дайте раз по синю полю Проскакать на том коне; Дайте раз на жизнь и волю, Как на чуждую мне долю, Посмотреть поближе мне. Дайте мне челнок дощатый С полусгнившею скамьей, Парус серый и косматый, Ознакомленный с грозой. Я тогда пущуся в море, Беззаботен и один, Разгуляюсь на просторе И потешусь в буйном споре С дикой прихотью пучин. Дайте мне дворец высокой И кругом зеленый сад, Чтоб в тени его широкой Зрел янтарный виноград; Чтоб фонтан не умолкая В зале мраморном журчал И меня б в мечтаньях рая, Хладной пылью орошая, Усыплял и пробуждал... 1832

Желанье (Отворите мне темницу...)

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Дайте раз по синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне.

Дайте мне челнок дощатый

С полусгнившею скамьей,

Парус серый и косматый,

Ознакомленный с грозой.

Я тогда пущуся в море,

Беззаботен и один,

Разгуляюсь на просторе

И потешусь в буйном споре

С дикой прихотью пучин.

Дайте мне дворец высокой

И кругом зеленый сад,

Чтоб в тени его широкой

Зрел янтарный виноград;

Чтоб фонтан не умолкая

В зале мраморном журчал

И меня б в мечтаньях рая,

Хладной пылью орошая,

Усыплял и пробуждал...

1832

 3.4. Александр Сергеевич Даргомыжский

3.4. Александр Сергеевич Даргомыжский

3.4. «Тучи» Даргомыжский музыкально воплотил стихотворение «Тучи» в форме так называемой «сдвоенной» «русской песни», то есть композиции, состоящей из медленной, протяжной и скорой, плясовой песни. Это целое как бы образует широкий запев и столь же развитой припев.

3.4. «Тучи»

Даргомыжский музыкально воплотил стихотворение «Тучи» в форме так называемой «сдвоенной» «русской песни», то есть композиции, состоящей из медленной, протяжной и скорой, плясовой песни. Это целое как бы образует широкий запев и столь же развитой припев.

Тучи Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. 1840

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

1840

3.5. Александр Егорович Варламов

3.5. Александр Егорович Варламов

3.5. «Парус» Романс А.Е. Варламова «Белеет парус одинокий» на слова Лермонтова наиболее ярко выражает бунтарские, свободолюбивые настроения. При небольшом размере и простой куплетной форме он полон яркой динамики, энергии. Мелодия начинается сразу с кульминации: после короткого «разбега» в вокальной партии появляется звук соль — высотная вершина всего романса. Мелодический рисунок отличается свободой, смелыми очертаниями, широтой диапазона. Фортепианное сопровождение основано на чеканном, упругом ритме болеро.

3.5. «Парус»

Романс А.Е. Варламова «Белеет парус одинокий» на слова Лермонтова наиболее ярко выражает бунтарские, свободолюбивые настроения. При небольшом размере и простой куплетной форме он полон яркой динамики, энергии. Мелодия начинается сразу с кульминации: после короткого «разбега» в вокальной партии появляется звук соль — высотная вершина всего романса. Мелодический рисунок отличается свободой, смелыми очертаниями, широтой диапазона. Фортепианное сопровождение основано на чеканном, упругом ритме болеро.

Парус Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! 1832

Парус

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1832

4.Вывод  Работая над проектом «Музыка на стихи М. Ю. Лермонтова», я поняла, что М.Ю. Лермонтов не только гений поэзии, но и человек одарённый в музыке. Еще с самого детства он проявлял особый интерес к музыке, что безусловно отразилось на музыкальности его стихов.  Каждое его стихотворение очень мелодично, что не могло не привлекать великих композиторов, таких как Глинка «Молитва», Даргомыжский «Тучи», Варламов «Парус» и др.

4.Вывод

Работая над проектом «Музыка на стихи М. Ю. Лермонтова», я поняла, что М.Ю. Лермонтов не только гений поэзии, но и человек одарённый в музыке. Еще с самого детства он проявлял особый интерес к музыке, что безусловно отразилось на музыкальности его стихов.

Каждое его стихотворение очень мелодично, что не могло не привлекать великих композиторов, таких как Глинка «Молитва», Даргомыжский «Тучи», Варламов «Парус» и др.

5. Список использованной литературы 1.Лермонтов в музыке. Справочник. / Сост. Л. Морозова, Б. Розенфельд. — М.: Советский композитор, 1983, 176 с. 2.Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. – М.:Дрофа: Вече, 2002. – 400с. 3.“Лермонтовская энциклопедия”. М, 1981 4.Щеголев Павел Елисеевич. Биографии и мемуары. Документальная литература 1999 год  Медиаресурсы: http://penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-detej/item/450-lermontov-i-muzyka-garmoniya-zvuka-i-slova http://obrazovaka.ru/essay/lermontov/babushka-lermontova https://www.liveinternet.ru/users/4373400/post400934133 https://multiurok.ru/files/riefierat-na-tiemu-liermontov-i-muzyka.html https://biography.wikireading.ru/283772 https://infourok.ru/referat-na-temu-myu-lermontov-i-muzika-558925.html http://muzruk.info/?p=11712 http://litvesti.ucoz.ru/publ/mesto_m_ju_lermontova_v_russkoj_muzykalnoj_poehzii/1-1-0-6 http://www.proza.ru/2017/12/06/330 http://lermontov.rhga.ru/upload/iblock/4bf/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%BD.pdf https://palborum.livejournal.com/37083.html http://rushist.com/index.php/world-art/4602-glinka-mikhail-ivanovich-kratkaya-biografiya http://www.ote4estvo.ru/lichnosti-xviii-xix/137275-anton-rubinshteyn.html http://to-name.ru/biography/aleksandr-dargomyzhskij.htm https://www.liveinternet.ru/users/3561375/post301207912

5. Список использованной литературы

1.Лермонтов в музыке. Справочник. / Сост. Л. Морозова, Б. Розенфельд. — М.: Советский композитор, 1983, 176 с.

2.Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. – М.:Дрофа: Вече, 2002. – 400с.

3.“Лермонтовская энциклопедия”. М, 1981

4.Щеголев Павел Елисеевич. Биографии и мемуары. Документальная литература 1999 год

Медиаресурсы:

http://penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-detej/item/450-lermontov-i-muzyka-garmoniya-zvuka-i-slova

http://obrazovaka.ru/essay/lermontov/babushka-lermontova

https://www.liveinternet.ru/users/4373400/post400934133

https://multiurok.ru/files/riefierat-na-tiemu-liermontov-i-muzyka.html

https://biography.wikireading.ru/283772

https://infourok.ru/referat-na-temu-myu-lermontov-i-muzika-558925.html

http://muzruk.info/?p=11712

http://litvesti.ucoz.ru/publ/mesto_m_ju_lermontova_v_russkoj_muzykalnoj_poehzii/1-1-0-6

http://www.proza.ru/2017/12/06/330

http://lermontov.rhga.ru/upload/iblock/4bf/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%BD.pdf

https://palborum.livejournal.com/37083.html

http://rushist.com/index.php/world-art/4602-glinka-mikhail-ivanovich-kratkaya-biografiya

http://www.ote4estvo.ru/lichnosti-xviii-xix/137275-anton-rubinshteyn.html

http://to-name.ru/biography/aleksandr-dargomyzhskij.htm

https://www.liveinternet.ru/users/3561375/post301207912


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!