СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Музыка моего народа»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развивать у детей аналитическое мышление, внимание;

- воспитывать умение работать в паре и индивидуально, любознательность;

- учить детей замечать взаимосвязь естественных процессов изменений в природе, связанных с круговоротом веществ.

Просмотр содержимого документа
««Музыка моего народа»»

Студентка Сопильняк Марина Андреевна ПНК33


Тема урока

«Музыка моего народа»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Создание условий для формирования у учащихся с музыкой народа России.

Формировать представления у учащихся о своеобразии культуры народа России.

Задачи

- развивать у детей аналитическое мышление, внимание;

- воспитывать умение работать в паре и индивидуально, любознательность;

- учить детей замечать взаимосвязь естественных процессов изменений в природе, связанных с круговоротом веществ.


Обучающиеся научатся:


Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- понимать особенности русской народной музыкальной культуры;

- уметь по характерным признакам определять принадлежность произведений к соответствующему жанру и стилю – народная, композиторская;

- уметь давать характеристику музыкальным произведениям

Личностные: Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; на основе эмоционального восприятия музыки проявлять интерес, любовь к музыке.

Метапредметные:

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – выделяют необходимую информацию из наглядного материала, сравнивают, анализируют, делают выводы, создают алгоритм действий, выполняют задание.

Регулятивные: при помощи учителя определяют учебную задачу занятия, планируют свою деятельность, осуществляют контроль своей деятельности, сравнивая работу с образцом.

Коммуникативные: знают основное правило общения – умеют слушать, слышать, умеют достаточно полно выражать свои мысли, уважают в общении и работе партнера и самого себя.

Межпредметные связи

География, история, литература.

Ресурсы

ИКТ

Организация пространства

Словесный, наглядный беседа, постановка проблемного вопроса, индивидуальная работа.











Сценарий урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Парта - это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Вставайте дружно каждый раз,

Когда учитель входит в класс.

Быть должны у вас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Руки дружно поднимайте,

Если спросят - отвечайте.

- Здравствуйте дети. Сегодня урок у вас проведу я, Марина Андреевна. Все красиво сели, спинки выпрямили, посмотрели друг на друга, улыбнулись и пожелали хорошего настроения на уроке.








Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку

  1. Слушание и анализ

- Итак, ребята, сегодня тема нашего урока «Музыка народов России (слайд 1)

- У каждого народа свои традиции, культура, свои сказки, поговорки, язык, национальный костюм, орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

- Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.

- Какую же музыку мы называем народной?

- А как вы думаете, кто создал народную музыку?

- Правильно. Народ сам создавал народную музыку в быту, делая ее неотъемлемой частью своей жизни. Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен. Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский и Александров Анатолий Николаевич.

Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские.

- Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?










- О чем мы узнаем в русских народных песнях?





- Эти песни являются спутником всей человеческой жизни, и сегодня на уроке мы познакомимся с песнями, которые отражали чувства и настроение простого народа (слайд 2).

- Самые давние народные песни сочинялись в деревнях (крестьянские), потом в городах (рабочие, революционные песни). Мелодия и слова почти всегда сочинялись одновременно, часто одним и тем же народным умельцем. Народные песни не записывались (ведь их сочиняли люди, не знавшие грамоты), а пелись на слуху, передаваясь от одного человека к другому, от семьи к семье, од деревни к деревне, от поколения к поколению. Позже, когда появились обученные музыканты, они стали они стали записывать народные песни, и сейчас во всем мире записаны тысячи замечательных народных песен.


- Ребята, кто слышал из вас «Бой Кремлевских курантов»?

- Давайте послушаем эту мелодию и вы ответите, где и при каких обстоятельствах вы это слышали (слайд 3).

- Куранты на Спасской башне Кремля знакомы каждому россиянину с детства. Ведь именно они дают начало каждому Новому году.

- Сегодня мы с вами познакомимся с одним известным советским композитором Анатолием Николаевичем Александровом (слайд 4).

- Родился 13 (25) мая 1888 года в Москве в музыкальной семье: отец — фармацевт Николай Александрович Александров; мать — пианистка, ученица П. И. Чайковского Анна Яковлевна Александрова-Левенсон. Мать дала ему первые уроки игры на фортепиано. В годы детства будущего композитора семья часто переезжала. В 1906 году Анатолий окончил Томскую мужскую гимназию с золотой медалью. Принимал участие в Первой мировой войне, позже в годы Гражданской войны служил в РККА в частях особого назначения в качестве военного музыканта — пианиста[4].

- Затем вплоть до 1974 года выступал на концертах как пианист с исполнением своих произведений.

- Завершил ряд неоконченных произведений С. И. Танеева и А. К. Глазунова, участвовал в редактировании Полного собрания сочинений П. И. Чайковского.

- Теперь давайте сейчас послушаем песню и вы мне ответите, народная эта песня, или композиторская (слайд 5).

-Теперь вы моете ответить на поставленный вопрос: «Эта песня композиторская, или народная?» Почему вы так считаете?


- Какие чувства у вас вызывает эта песня?


- Что хочется делать под эту песню?


- Вам знакомо это произведение?

- Это Русская народная песня «По Дону гуляет казак молодой» исполнялась в основном крестьянами во время работы, наполняя сердца людей задором, и весельем. Про такие песни раньше говорили: «Голосу нет – душа поет!»

- Ребята, а вы знаете, что такое песни?

- Какое настроение у частушек?

- Что под них хочется делать?

- Они быстрые или плавные?

- Молодцы. Теперь давайте разучим песенку.




Слушают учителя






Дают свои ответы. Народную музыку сочинял народ.













Дают свои ответы. Народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.


Дают свои ответы. Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого.





Слушают учителя













Дают свои ответы.


Они дают начало Новому году.










Ответы детей.









Слушают учителя.








Слушают песню


Дают свои ответы. Народная.

Потому что в ней встречаются необычные ударения в словах и написаны они в короткой куплетной форме.

Дают свои ответы. Радость, игривость, веселье, задор.

Дают свои ответы. Танцевать, петь, веселиться.


Слушают учителя

Дают свои ответы

Веселое, игривое, озорное

Танцевать, веселиться

Быстрые

  1. Разучивание песни

(Разучивание частушки)

1.Вот каникулы настали,

Зима-зимушка пришла.

Все друзья на лыжи встали,

Развесёлые дела.

2.Снеговик стоит на горке,

Две сосульки вместо рук.

Это долго так Егорка

Объезжал на лыжах круг.

3.Зимний праздник – саамы лучший!

Это праздник – Новый год!

Дед Мороз из леса в школу

Нам подарки принесёт.

4.Семь шарфов, пальто и шубу

На себя надел Олег.

И в мороз пошёл он к другу,

Да упал, как шарик, в снег.

5.Холод нас дерёт за уши.

Щиплет уши, щиплет нос.

Всё равно мы зиму любим!

Шутит с нами Дед Мороз!




Разучивают частушки

  1. Итог

- Итак, ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?


- Как появлялись русские народные песни?

- Чем отличается русская народная песня от композиторской?

Дают свои ответы. О народных песнях

В быту, во время работы.

Народные песни сочиняли в быту музыканты-самоучки без музыкального образования. Народные песни простые, напевные. Композиторские песни сочиняли люди с музыкальным образованием. Эти песни подходят для профессиональных исполнителей.

  1. Рефлексия

- В завершении нашего занятия назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.

- На этом наш урок завершается. Вы все молодцы! До новых встреч! (слайд 6)




Кандауров В.Н._______________ Павлова Л.И.________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!