Слушание и анализ | - Итак, ребята, сегодня тема нашего урока «Музыка народов России (слайд 1) - У каждого народа свои традиции, культура, свои сказки, поговорки, язык, национальный костюм, орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. - Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое. - Какую же музыку мы называем народной? - А как вы думаете, кто создал народную музыку? - Правильно. Народ сам создавал народную музыку в быту, делая ее неотъемлемой частью своей жизни. Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен. Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский и Александров Анатолий Николаевич. Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. - Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими? - О чем мы узнаем в русских народных песнях? - Эти песни являются спутником всей человеческой жизни, и сегодня на уроке мы познакомимся с песнями, которые отражали чувства и настроение простого народа (слайд 2). - Самые давние народные песни сочинялись в деревнях (крестьянские), потом в городах (рабочие, революционные песни). Мелодия и слова почти всегда сочинялись одновременно, часто одним и тем же народным умельцем. Народные песни не записывались (ведь их сочиняли люди, не знавшие грамоты), а пелись на слуху, передаваясь от одного человека к другому, от семьи к семье, од деревни к деревне, от поколения к поколению. Позже, когда появились обученные музыканты, они стали они стали записывать народные песни, и сейчас во всем мире записаны тысячи замечательных народных песен. - Ребята, кто слышал из вас «Бой Кремлевских курантов»? - Давайте послушаем эту мелодию и вы ответите, где и при каких обстоятельствах вы это слышали (слайд 3). - Куранты на Спасской башне Кремля знакомы каждому россиянину с детства. Ведь именно они дают начало каждому Новому году. - Сегодня мы с вами познакомимся с одним известным советским композитором Анатолием Николаевичем Александровом (слайд 4). - Родился 13 (25) мая 1888 года в Москве в музыкальной семье: отец — фармацевт Николай Александрович Александров; мать — пианистка, ученица П. И. Чайковского Анна Яковлевна Александрова-Левенсон. Мать дала ему первые уроки игры на фортепиано. В годы детства будущего композитора семья часто переезжала. В 1906 году Анатолий окончил Томскую мужскую гимназию с золотой медалью. Принимал участие в Первой мировой войне, позже в годы Гражданской войны служил в РККА в частях особого назначения в качестве военного музыканта — пианиста[4]. - Затем вплоть до 1974 года выступал на концертах как пианист с исполнением своих произведений. - Завершил ряд неоконченных произведений С. И. Танеева и А. К. Глазунова, участвовал в редактировании Полного собрания сочинений П. И. Чайковского. - Теперь давайте сейчас послушаем песню и вы мне ответите, народная эта песня, или композиторская (слайд 5). -Теперь вы моете ответить на поставленный вопрос: «Эта песня композиторская, или народная?» Почему вы так считаете? - Какие чувства у вас вызывает эта песня? - Что хочется делать под эту песню? - Вам знакомо это произведение? - Это Русская народная песня «По Дону гуляет казак молодой» исполнялась в основном крестьянами во время работы, наполняя сердца людей задором, и весельем. Про такие песни раньше говорили: «Голосу нет – душа поет!» - Ребята, а вы знаете, что такое песни? - Какое настроение у частушек? - Что под них хочется делать? - Они быстрые или плавные? - Молодцы. Теперь давайте разучим песенку. | Слушают учителя Дают свои ответы. Народную музыку сочинял народ. Дают свои ответы. Народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой. Дают свои ответы. Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Слушают учителя Дают свои ответы. Они дают начало Новому году. Ответы детей. Слушают учителя. Слушают песню Дают свои ответы. Народная. Потому что в ней встречаются необычные ударения в словах и написаны они в короткой куплетной форме. Дают свои ответы. Радость, игривость, веселье, задор. Дают свои ответы. Танцевать, петь, веселиться. Слушают учителя Дают свои ответы Веселое, игривое, озорное Танцевать, веселиться Быстрые |