Музыка открывает границы…
Неустроева О.П.,
музыкальный руководитель МБДОУ – ЦРР- Д,с №26 «Кустук»
ГО «Город Якутск»
В эстетическом и художественном воспитании, в формировании гармоничной и всесторонне развитой личности, особое место занимает музыка. По мнению Сухомлинского В.А. «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».
Приобщение детей к музыке начинается с самого раннего детства. Однако осознанное восприятие музыки под руководством взрослого происходит в дошкольном возрасте. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяют детям в доступных формах откликаться на добрые чувства и поступки, помогают активизировать умственную деятельность.
Слушание музыки вызывает у дошкольников неподдельный интерес, воспитывает любовь к ней, способствует развитию музыкально - сенсорного восприятия, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость ребёнка, закладывает основы музыкального вкуса.
Музыкальный руководитель должен представлять возрастные особенности музыкального развития дошкольника. Это позволит правильно сформулировать задачи по слушанию в каждой возрастной группе и успешно их решать. К подготовительной к школе группе возможности у детей возрастают, и накопленный ими опыт восприятия музыки позволяет активнее воспитывать эстетическое отношение к ней. Углубляя навык слушания музыки, педагог продолжает развивать эмоциональную отзывчивость и музыкальное восприятие дошкольников, учит ребят различать средства музыкальной выразительности, построение произведения. В этом возрасте дети знают, что музыка может быть народной (её пишет народ) и сочинённой композитором. Дошкольники знакомятся с произведениями великих композиторов П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, М.Глинки, Э.Грига, Р.Шопена, А.Моцарта, Л.Бетховена и др.
Слушание музыкальных произведений происходит поэтапно, в течение длительного времени. На каждом из занятий перед детьми ставятся все более сложные задачи: от знакомства с музыкой, её автором (имя, портрет) до рассуждений о выразительных средствах, использованных композитором. Это способствует тому, что восприятие детьми музыкального произведения становится более полным и детальным. Чтобы не снижать интереса детей к музыке при многократном повторении произведения, выбираем для каждого занятия новое задание, используем различные методические приёмы.
Обогащению образовательного процесса способствует интеграция этого вида музыкальной деятельности с другими образовательными областями. Поиск путей оптимизации процесса восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста привёл нас к идее интеграции музыки с элементарной географией. В рамках вариативной части ООП ДО по разделу «Музыка» нами разрабатывается тема: «Музыка открывает границы».
Цель: способствовать формированию у старших дошкольников устойчивого интереса к восприятию музыки посредством ознакомления с музыкальным творчеством разных стран.
Задачи:
- знакомство с музыкой через погружение в географические особенности и культуру народов разных стран;
- создание эмоционально-культурного пространства с помощью музыки и информационно-коммуникационных технологий;
- обеспечение взаимодействия детей, педагогов и родителей при ознакомлении с музыкальным творчеством разных стран;
- развитие у детей подготовительной к школе группы любознательности, расширение кругозора, образа мира и своего места в нем;
- привитие музыкального вкуса, любви и умения слушать и слышать музыку.
Мною были составлены методические разработки, включающие в раздел «Слушание» не только знакомство с композитором, но и его страной.
Так, например, при прослушивании программных произведений «Марш гусей» Бина Канэда, «Танец дикарей» и «Утро» Ёсинао Накада, дети знакомятся со страной восходящего солнца – Японией. Рассказ о Японии сопровождается музыкальной презентацией о самых основных и отличительных географических данных: островное расположение (вид на карте), гора Фудзияма, знаменитая горная гряда Японские Альпы, более 200 вулканов, большое количество водопадов, бамбуковый лес, цветущая сакура, вечно зеленые дубы и карликовые каштаны, в западной части изобилие клёнов и бука, а в северной хвойные деревья и берёзы. Ребята отметили схожесть многих растений и животных с растениями и обитателями Якутской земли: волк, лиса, заяц, олень, белка и др., малина, берёза, сосна. Дети увидели Дворец Императора, удивила железная дорога, которая проходит на высоте 10-ти этажного дома, архитектура японских храмов, памятник жертвам атомной бомбы.
К данной теме подключаются родители, которые выполняют домашнее задание и по-своему рассказывают детям о Японии. Из рассказов родителей, дети поделились о том, что в Японии выпускают знаменитую машину Тойота, о ниндзя и самураях, о национальной одежде кимоно, о каратэ, об оригами, знаменитых на весь мир бумажных журавликах – символе мира, икебане, национальных блюдах: суши и морепродуктах с рисом, об известных всем игрушках Кокэси и Китти.
Воспитанники сада познакомились с флагом и гербом страны, со столицей Японии - Токио. А главное - услышали звучание самобытной народной японской музыки. Анализируя и сравнивая её с пьесами Канэда и Накада отметили, что пьесы не носят национальный колорит.
В доступной игровой форме дети сыграли восточную пентатонику на хроматическом металлофоне. Так как музыка народов восточных стран строится не на 7, а на 5 нотах, сыграть пентатонику можно как раз на «чёрных клавишах». Для лучшего понимания задачи используем игровой приём, условно называя рядом стоящие две черные клавиши - «окном», а три - «балкончиком». Начинаем играть с «окна».
Для закрепления используем на экране «Карточки Домана», музыкально-дидактические игры: «Узнай композитора», «Угадай мелодию», музицируем и выполняем творческие танцевально-игровые задания. В завершении слушали музыку в исполнении виртуозной скрипачки из Японии Ванессы Мей.
В мире всё взаимосвязано и можно найти интеграцию искусства и народной музыки. Самые древние племена дикарей, о которых слышали дети, оказывается живут в Австралии. И мы с удовольствием отправились в путешествие в эту страну.
Австралия - единственная страна, которая занимает целый материк. В увлекательной презентации «Австралия для малышей» ребята видят самое настоящее племя «диких людей» и слышат их народную музыку, которая в основном состоит из звуков ударных инструментов. Яркие особенности Австралии: самый большой в мире коралловый риф - Барьерный риф, уникальный и узнаваемый Театр Оперы Сиднея, похожий на раковины, апельсиновые дольки или уши ангелов, знаменитый монолит Улуру, уникальные животные: кенгуру, вомбат, коала, страус эму, утконос и многие другие. Воспитатели проводят ознакомление с животным и растительным миром Австралии. Ребята не только видят, но и могут услышать голоса животных и птиц.
В Норвегию нас приводит музыка Эдварда Грига «В пещере горного короля» и «Утро» (из музыкальной сказки по одноименному произведению «Пер Гюнт»). Прежде, чем послушать эти произведения, дети знакомятся с природой Норвегии: Высокий каменный утёс Прекестулен, Атлантическая дорога, Парк Вигеланда, Горы Нордкапа, Кьерагболтен, Ледник Свартисен, Фьорды, а самое интересное – Стена троллей, о которой сложено немало норвежских легенд и сказок. И одна из них о Пер Гюнте.
На первом занятии лучше слушать произведение «Утро» и сравнить его с одноимённой пьесой японского композитора Ёсинао Нака.
Домашнее задание для родителей не является в саду обязательным, но по тому, как дети приносят информацию, рисунки, можно узнать: кто получил яркое впечатление на музыкальном занятии, кто поделился с мамой и папой, на сколько родители слышат своего ребёнка и готовы ему помочь или просто поговорить, найти необходимое и выполнить задание. В доступной форме родители рассказывают, а кто-то и показывает своему ребёнку Норвегию. Появляются сведения от родителей о викингах, о сказочных гномах, даже о телефонах Нокиа.
В группе, с воспитателем дети отмечают, что почти все животные и птицы Норвегии обитают или завезены в Якутию и отлично здесь прижились, например – овцебык. Многие животные просто знакомы детям 6 лет, по теме «Родной край»: белый медведь, лось, рысь и др. Ведь Норвегия, хоть и находится в Европе, является северной землей.
Очень эмоционально дети воспринимают произведение «В пещере горного короля». Анимационные видеоролики дополняют красок, но лучше показать их для закрепления произведения.
С удовольствием дети пропевают музыкальное зерно - основную музыкальную тему, выполняют творческий танец, выбирая себе образ троллей или других воображаемых обитателей пещеры.
Англия - часть соединённого королевства Великобритании. Интегрированные занятия с преподавателем английского языка, на которых дети знакомятся с достопримечательностями столицы Англии - Лондоном, с особенностями страны, языка, обычаев и географии позволяют упомянуть название и рассказать детям о замечательном хоровом коллективе мальчиков «Libera», которые занимаются в католическом церковном соборе, но все они представители разных конфессий, национальностей и рас. Самое ценное - это ангельское звучание голосов. Коллектив с гастролями побывал на разных материках, в странах и городах (США, Японии, Австралии и многих-многих других). В 2018 г выступили в столице нашей родины России - Москве, в новом концертном зале «Зарядье». На музыкальном занятии дети слушают песню на английском языке «Вдохновение».
На тематическом развлечении «Святки» после знакомства с презентацией «Как отмечают Рождество и Святки в разных странах мира», дети знакомятся с украинской народной песней «Щедрик», которой уже несколько сотен лет, но чуть более столетия назад эта песня стала популярной во всех англоязычных странах и исполняется как гимн рождественских колоколов «Carol of the Bells».
Чтобы процесс музыкального восприятия имел развивающее, непрерывное воздействие на детей необходимо иметь в групповой комнате музыкальную библиотеку, в которую входят аудио и видео записи произведений, иллюстративный материал, портреты композиторов, ноутбук с презентациями, дидактические игры и музыкальные инструменты.
Анализ проделанной работы по теме «Музыка открывает границы» показал её эффективность и увлекательность:
- дети с большим интересом и любознательностью проявляют активность в предлагаемых видах деятельности;
- эмоционально откликаются на музыку;
- стремятся сравнивать и анализировать музыкальные произведения;
- запоминают и могут рассказать о музыкальных произведениях по прошествии длительного времени (по рассказам родителей выпускников);
Данная форма работы с детьми способствует:
- расширению кругозора детей, формированию образа мира и восприятию себя в нём;
- взаимодействию детей, педагогов и родителей.
Таким образом, благодаря погружению дошкольников в географические особенности и культуру народов разных стран, слушание программной музыки становится увлекательным и запоминающимся процессом.
Мастер - класс по теме «Музыка открывает границы» был представлен мной на республиканских курсах повышения квалификации учителей музыки РС(Я) «Современные образовательные педагогические технологии, методики организации образовательной деятельности на уроках художественно-эстетической направленности (музыка, изобразительное искусство) в условиях ФГОС» в рамках подготовки к Форуму учителей музыки и изобразительного искусства РС(Я).