СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка открывает границы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Музыка открывает границы" по пректу РС(Я) "Музыка для всех". Оптимизация музыкальной деятельности в ДОО - "Слушание музыки". Интеграция музыки и географии для малышей.

Просмотр содержимого документа
«Музыка открывает границы»

Музыка открывает границы…

Неустроева О.П.,

музыкальный руководитель МБДОУ – ЦРР- Д,с №26 «Кустук»

ГО «Город Якутск»


В эстетическом и художественном воспитании, в формировании гармоничной и всесторонне развитой личности, особое место занимает музыка. По мнению Сухомлинского В.А. «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».

Приобщение детей к музыке начинается с самого раннего детства. Однако осознанное восприятие музыки под руководством взрослого происходит в дошкольном возрасте. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяют детям в доступных формах откликаться на добрые чувства и поступки, помогают активизировать умственную деятельность.

Слушание музыки вызывает у дошкольников неподдельный интерес, воспитывает любовь к ней, способствует развитию музыкально - сенсорного восприятия, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость ребёнка, закладывает основы музыкального вкуса.

Музыкальный руководитель должен представлять возрастные особенности музыкального развития дошкольника. Это позволит правильно сформулировать задачи по слушанию в каждой возрастной группе и успешно их решать. К подготовительной к школе группе возможности у детей возрастают, и накопленный ими опыт восприятия музыки позволяет активнее воспитывать эстетическое отношение к ней. Углубляя навык слушания музыки, педагог продолжает развивать эмоциональную отзывчивость и музыкальное восприятие дошкольников, учит ребят различать средства музыкальной выразительности, построение произведения. В этом возрасте дети знают, что музыка может быть народной (её пишет народ) и сочинённой композитором. Дошкольники знакомятся с произведениями великих композиторов П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, М.Глинки, Э.Грига, Р.Шопена, А.Моцарта, Л.Бетховена и др.

Слушание музыкальных произведений происходит поэтапно, в течение длительного времени. На каждом из занятий перед детьми ставятся все более сложные задачи: от знакомства с музыкой, её автором (имя, портрет) до рассуждений о выразительных средствах, использованных композитором. Это способствует тому, что восприятие детьми музыкального произведения становится более полным и детальным. Чтобы не снижать интереса детей к музыке при многократном повторении произведения, выбираем для каждого занятия новое задание, используем различные методические приёмы.

Обогащению образовательного процесса способствует интеграция этого вида музыкальной деятельности с другими образовательными областями. Поиск путей оптимизации процесса восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста привёл нас к идее интеграции музыки с элементарной географией. В рамках вариативной части ООП ДО по разделу «Музыка» нами разрабатывается тема: «Музыка открывает границы».

Цель: способствовать формированию у старших дошкольников устойчивого интереса к восприятию музыки посредством ознакомления с музыкальным творчеством разных стран.

Задачи:

- знакомство с музыкой через погружение в географические особенности и культуру народов разных стран;

- создание эмоционально-культурного пространства с помощью музыки и информационно-коммуникационных технологий;

- обеспечение взаимодействия детей, педагогов и родителей при ознакомлении с музыкальным творчеством разных стран;

- развитие у детей подготовительной к школе группы любознательности, расширение кругозора, образа мира и своего места в нем;

- привитие музыкального вкуса, любви и умения слушать и слышать музыку.

Мною были составлены методические разработки, включающие в раздел «Слушание» не только знакомство с композитором, но и его страной.

Так, например, при прослушивании программных произведений «Марш гусей» Бина Канэда, «Танец дикарей» и «Утро» Ёсинао Накада, дети знакомятся со страной восходящего солнца – Японией. Рассказ о Японии сопровождается музыкальной презентацией о самых основных и отличительных географических данных: островное расположение (вид на карте), гора Фудзияма, знаменитая горная гряда Японские Альпы, более 200 вулканов, большое количество водопадов, бамбуковый лес, цветущая сакура, вечно зеленые дубы и карликовые каштаны, в западной части изобилие клёнов и бука, а в северной хвойные деревья и берёзы. Ребята отметили схожесть многих растений и животных с растениями и обитателями Якутской земли: волк, лиса, заяц, олень, белка и др., малина, берёза, сосна. Дети увидели Дворец Императора, удивила железная дорога, которая проходит на высоте 10-ти этажного дома, архитектура японских храмов, памятник жертвам атомной бомбы.

К данной теме подключаются родители, которые выполняют домашнее задание и по-своему рассказывают детям о Японии. Из рассказов родителей, дети поделились о том, что в Японии выпускают знаменитую машину Тойота, о ниндзя и самураях, о национальной одежде кимоно, о каратэ, об оригами, знаменитых на весь мир бумажных журавликах – символе мира, икебане, национальных блюдах: суши и морепродуктах с рисом, об известных всем игрушках Кокэси и Китти.

Воспитанники сада познакомились с флагом и гербом страны, со столицей Японии - Токио. А главное - услышали звучание самобытной народной японской музыки. Анализируя и сравнивая её с пьесами Канэда и Накада отметили, что пьесы не носят национальный колорит.

В доступной игровой форме дети сыграли восточную пентатонику на хроматическом металлофоне. Так как музыка народов восточных стран строится не на 7, а на 5 нотах, сыграть пентатонику можно как раз на «чёрных клавишах». Для лучшего понимания задачи используем игровой приём, условно называя рядом стоящие две черные клавиши - «окном», а три - «балкончиком». Начинаем играть с «окна».

Для закрепления используем на экране «Карточки Домана», музыкально-дидактические игры: «Узнай композитора», «Угадай мелодию», музицируем и выполняем творческие танцевально-игровые задания. В завершении слушали музыку в исполнении виртуозной скрипачки из Японии Ванессы Мей.

В мире всё взаимосвязано и можно найти интеграцию искусства и народной музыки. Самые древние племена дикарей, о которых слышали дети, оказывается живут в Австралии. И мы с удовольствием отправились в путешествие в эту страну.

Австралия - единственная страна, которая занимает целый материк. В увлекательной презентации «Австралия для малышей» ребята видят самое настоящее племя «диких людей» и слышат их народную музыку, которая в основном состоит из звуков ударных инструментов. Яркие особенности Австралии: самый большой в мире коралловый риф - Барьерный риф, уникальный и узнаваемый Театр Оперы Сиднея, похожий на раковины, апельсиновые дольки или уши ангелов, знаменитый монолит Улуру, уникальные животные: кенгуру, вомбат, коала, страус эму, утконос и многие другие. Воспитатели проводят ознакомление с животным и растительным миром Австралии. Ребята не только видят, но и могут услышать голоса животных и птиц.

В Норвегию нас приводит музыка Эдварда Грига «В пещере горного короля» и «Утро» (из музыкальной сказки по одноименному произведению «Пер Гюнт»). Прежде, чем послушать эти произведения, дети знакомятся с природой Норвегии: Высокий каменный утёс Прекестулен, Атлантическая дорога, Парк Вигеланда, Горы Нордкапа, Кьерагболтен, Ледник Свартисен, Фьорды, а самое интересное – Стена троллей, о которой сложено немало норвежских легенд и сказок. И одна из них о Пер Гюнте.

На первом занятии лучше слушать произведение «Утро» и сравнить его с одноимённой пьесой японского композитора Ёсинао Нака.

Домашнее задание для родителей не является в саду обязательным, но по тому, как дети приносят информацию, рисунки, можно узнать: кто получил яркое впечатление на музыкальном занятии, кто поделился с мамой и папой, на сколько родители слышат своего ребёнка и готовы ему помочь или просто поговорить, найти необходимое и выполнить задание. В доступной форме родители рассказывают, а кто-то и показывает своему ребёнку Норвегию. Появляются сведения от родителей о викингах, о сказочных гномах, даже о телефонах Нокиа.

В группе, с воспитателем дети отмечают, что почти все животные и птицы Норвегии обитают или завезены в Якутию и отлично здесь прижились, например – овцебык. Многие животные просто знакомы детям 6 лет, по теме «Родной край»: белый медведь, лось, рысь и др. Ведь Норвегия, хоть и находится в Европе, является северной землей.

Очень эмоционально дети воспринимают произведение «В пещере горного короля». Анимационные видеоролики дополняют красок, но лучше показать их для закрепления произведения.

С удовольствием дети пропевают музыкальное зерно - основную музыкальную тему, выполняют творческий танец, выбирая себе образ троллей или других воображаемых обитателей пещеры.

Англия - часть соединённого королевства Великобритании. Интегрированные занятия с преподавателем английского языка, на которых дети знакомятся с достопримечательностями столицы Англии - Лондоном, с особенностями страны, языка, обычаев и географии позволяют упомянуть название и рассказать детям о замечательном хоровом коллективе мальчиков «Libera», которые занимаются в католическом церковном соборе, но все они представители разных конфессий, национальностей и рас. Самое ценное - это ангельское звучание голосов. Коллектив с гастролями побывал на разных материках, в странах и городах (США, Японии, Австралии и многих-многих других). В 2018 г выступили в столице нашей родины России - Москве, в новом концертном зале «Зарядье». На музыкальном занятии дети слушают песню на английском языке «Вдохновение».

На тематическом развлечении «Святки» после знакомства с презентацией «Как отмечают Рождество и Святки в разных странах мира», дети знакомятся с украинской народной песней «Щедрик», которой уже несколько сотен лет, но чуть более столетия назад эта песня стала популярной во всех англоязычных странах и исполняется как гимн рождественских колоколов «Carol of the Bells».

Чтобы процесс музыкального восприятия имел развивающее, непрерывное воздействие на детей необходимо иметь в групповой комнате музыкальную библиотеку, в которую входят аудио и видео записи произведений, иллюстративный материал, портреты композиторов, ноутбук с презентациями, дидактические игры и музыкальные инструменты.

Анализ проделанной работы по теме «Музыка открывает границы» показал её эффективность и увлекательность:

- дети с большим интересом и любознательностью проявляют активность в предлагаемых видах деятельности;

- эмоционально откликаются на музыку;

- стремятся сравнивать и анализировать музыкальные произведения;

- запоминают и могут рассказать о музыкальных произведениях по прошествии длительного времени (по рассказам родителей выпускников);

Данная форма работы с детьми способствует:

- расширению кругозора детей, формированию образа мира и восприятию себя в нём;

- взаимодействию детей, педагогов и родителей.

Таким образом, благодаря погружению дошкольников в географические особенности и культуру народов разных стран, слушание программной музыки становится увлекательным и запоминающимся процессом.

Мастер - класс по теме «Музыка открывает границы» был представлен мной на республиканских курсах повышения квалификации учителей музыки РС(Я) «Современные образовательные педагогические технологии, методики организации образовательной деятельности на уроках художественно-эстетической направленности (музыка, изобразительное искусство) в условиях ФГОС» в рамках подготовки к Форуму учителей музыки и изобразительного искусства РС(Я).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!