СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыка первой любви" (по рассказу В. Крупина «Полонез Огинского»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать на примере рассказа, что первая любовь редко бывает счастливой и долгой. Она  не только приносит радость, но и  дает уроки, учит разбираться в людях.

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Музыка первой любви" (по рассказу В. Крупина «Полонез Огинского»)»




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Гранкина с. Михайло-Овсянка муниципального района Пестравский Самарской области






Методическая разработка



«Музыка первой любви»

по рассказу В. Крупина «Полонез Огинского».











Выполнила:

Шеховцова Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы









2022 г.









Урок литературы в 9 классе

по рассказу В. Крупина «Полонез Огинского»


Тема урока: «Музыка первой любви» по рассказу В. Крупина «Полонез Огинского».

Цель: формирование нравственного понятия "первая любовь" в ходе анализа рассказа.

Задачи: 

  • выявить нравственные основы первой любви в ходе групповой работы;

  • совершенствовать читательские навыки как основу глубокого и полноценного восприятия художественного текста через анализ произведения;

  • развивать речь обучающихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация к уроку, полонез Огинского «Прощание с Родиной»

Ход урока

I. Организационный момент

Музыка неведомых высот,

первая, пропетая с листа,

как узнать, он тот или не тот,

как понять, я та или не та?

Римма Казакова.

II. Активизация мыслительной деятельности

Учитель Ребята, я вас поздравляю, потому что сегодня у нас с вами праздник - встреча с новой книгой или произведением. Это праздник, потому что, открывая книгу, мы открываем для себя что-то новое в этом мире. (Слайд 1)

- Давайте познакомимся с писателем, который написал чудесный рассказ, о котором пойдет речь на уроке. Послушаем сообщение учащихся о писателе.

(Слайд 2)

Ученик 1 Крупин Владимир Николаевич - русский прозаик. Родился 7 сентября 1941 в с. Кильмезь Кировской области, сын лесника. Окончив сельскую школу, работал слесарем, грузчиком, рабселькором районной газеты. Служил в армии, учился в Московском областном педагогическом институте им. Н.К.Крупской (окончил факультет литературы и русского языка), о чем с лирическим теплом и живым юмором рассказал в повестях "Прости, прощай..." (1986) и "Курс молодого бойца" (1990). Работал на Центральном телевидении, в различных литературно-художественных издательствах, преподавал в школе. Был членом редколлегии журнала «Новый мир», главным редактором журнала «Москва» (1989-1992). С 1994 преподает в Московской духовной академии; с 1998 главный редактор христианского журнала «Благодатный огонь». ( Слайд 3)
Ученик 2 Начал свое творчество с публикации стихов, репортажей и очерков. Но истинное писательское лицо Крупина - автора «деревенской прозы» - проявилось в рассказах и повестях, в т.ч. в сб. "Зерна", повести "Варвара" ( 1974), с их бесхитростными историями. Широкую известность принесла Крупину повесть "Живая вода" (1980). Горестным, честным и трудным судьбам людей русского села посвящены повесть в письмах "Сороковой день", повесть "Боковой ветер" и др., проникнутые щемящей болью за разрушаемую, уходящую деревню, сострадательной любовью к сельским жителям.( Слайд 3)

Ученик 3 Я вырос здесь, и край мне этот дорог.
С теплотой и заботой всегда пишет писатель о Кильмези: «Весь мир жил в моём сердце, когда был молод и дерзал спасти человечество, а сейчас в моём сердце живёт только Родина. Мир по грехам своим обречён, но, Господи, молю я, спаси мою родину. Спаси Кильмезь, её дома, улицы, тропинки, крутой обрыв, её родники, её высокие деревья». (Слайд 4)
Ученик 4 80-е годы – второй период творческой биографии, когда мастерство набирает силу и художник выходит на арену большой литературы. 90-е годы – период зрелого и непрекращающегося поиска. (слайд 5). Крупин открыто и неуклонно исповедует православную веру. Повести: «Великорецкая купель» (1990)«Прощай, Россия, встретимся в раю» (1991) , очерк «Крестный ход», «Детский церковный календарь» (2002), «Православная азбука» (2002)., за что Крупин получает первую  
патриаршую премию. ( Слайд 6)

Ученик 5 Цель творчества Цель творчества – возрождение нравственности. Самобытность и уникальность Крупина как писателя в том, что он открыто заявил о себе как о писателе православном. (Слайд 7)

Учитель Продолжим урок и прослушаем небольшую песню на слова Куклина, песня была написана к кинофильму «Попутного ветра, Синяя птица». (звучит песня «Первая любовь»)

Учитель

- Как вы думаете, если наш урок начался с такой песни, о чем будет произведение, о котором пойдет разговор? (О любви)

- Как вам кажется, каким по тональности и настроению может быть это произведение? (лирическим, взволнованным, светлым)

- Прочитайте выразительно эпиграф к нашему уроку. Какое чувство вы бы сравнили с музыкой? (Любовь)

- В любви, как и в музыке, множество оттенков настроений, она вдохновляет людей, делает лучше. Только музыка может передать состояние влюбленного человека.

- Как вы думаете, о какой любви пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(О первой любви)

- Каждый человек помнит первую любовь. Она заставляет переживать, плакать, разбивает мечты, поднимает ввысь. О первом чувстве написано много художественных произведений.

Тема урока «Музыка первой любви». (Слайд 8)

Сегодня мы прочитаем рассказ Владимира Крупина «Полонез Огинского».

- Еще раз обратите внимание на фрагмент стихотворения Р. Казаковой. Как вы понимаете смысл этих слов?

(Молодому человеку, переживающему первую любовь, очень трудно, не поддаваясь эмоциям, влечению, разобраться в избраннике как в человеке; понять, твой это человек или нет).

- Какие цели и задачи вы поставите перед собой? (Слайд 9)

(Читая и анализируя рассказ В. Крупина «Полонез Огинского,

понять, чем является для человека первая любовь, что значит любить по-настоящему).

- На ваших партах находятся оценочные листы. Не забывайте заполнять их.

III. Операционно-исполнительский этап

1 этап. Первичное восприятие текста

Первичное чтение рассказа.

- Какое чувство оставляет у вас это произведение? Почему?

(легкая грусть, сожаление и т.п.)

2 этап. Аналитическое чтение

Проблемный вопрос: почему уходит Женька от Жени?

Работа в группах

1 группа. Женька

  1. Прочитайте выразительно, о чем мечтает Женька? Как раскрывает образ такая мечта?

( Если я сейчас ученик токаря, то буду токарем, как мой учитель Яша-золото, а потом стану инженером и сделаю такой станок, чтоб все заменил: и токарный, и фрезерный, и шлифовальный, и чтоб пластинки проигрывал. Это уж поверь! Сделаю. И чтоб потолки прозрачные, чтоб солнце!)

  1. Как Женька понимает любовь?

(«…ты думаешь, что от любви только музыку пишут да стреляются». Для него любовь – забота о любимом.).

  1. Какие эпизоды помогает понять, любит ли он Женьку? Перескажите с выборочным цитированием.

(Эпизод прощания за день до Дня рождения Жени. «… опять не осмелился ни сказать о любви, ни поцеловать её. Только все просил не уходить…».

Выбор подарка. «…Разве они будут слушать отдельно? Вдвоем будут слушать. Сядут рядышком и будут слушать».

Когда делает бокал. «…ничего, милая Женьшень, не грусти, что я не приду сегодня».)

  1. Имя Женьшень, данное им Жене, больше говорит о девушке или о нем самом?

Вывод: Женька уходит от Жени, потому что понимает: они - разные люди. Ей не нужно то, что он может ей дать: заботу, внимание, доброе отношение. Это его первый опыт. В будущем он будет искать не только внешне привлекательного человека, а родственную душу.

2 группа . Женя

  1. О чем мечтает Женя?

(Поступить в институт, в какой, не говорит. У неё нет светлой мечты, нет любимой профессии).

  1. Как она относится к работе? Зачитайте.

(«… я свою (работу) терпеть не могу: что за работа – кассирша», ферма тоже не для нее.)

  1. Кто из героев рассказа похож на Женю? Почему?

(Соседка Женьки из вагона, которая раздавила пластинку и баянист Коля, оценивший не ручную работу, а вместимость бокала).

  1. Любит ли она Женьку? Какие детали говорят об этом?

(«с сожалением посмотрела на него», «поддела она», «и передразнила»,

«свела брови»)

  1. Как себя ведет Женя во время празднования Дня рождения? Перескажите с выборочным цитированием.

(Гордится, что баянист Коля разучил для неё полонез.

- Сыграет. А ты как думал – человек старался, специально для меня разучивал». Не скрывает недовольства, обижает Женьку. «Ты зачем мне рюмку принес? Для нее важно, какое впечатление она производит на гостей).

Вывод: самовлюбленная и высокомерная Женя оттолкнула юношу своими словами, поведением, непониманием, поэтому он ушел от неё. Она любит себя, других любить пока не умеет. Молодые люди часто не понимает главный закон любви: не брать, а отдавать.

3 группа. Подарок.

  1. Перескажите, как Женька выбирал подарок для любимой девушки?

  2. Как проявляют себя герои в отношении к подарку?

- Это не рюмка, а бокал!...

Бокал – тоже музыка…

«Свела брови…

- Зачем ты мне эту рюмку принес?...

- Давай, в самом деле её выбросим и забудем, и все будет хорошо.

Женька вложил в подарок душу.

Женя не оценила.

  1. Как вы думаете, заслужила ли Женя такой подарок? Почему? Почему Яша-золото сказал: «Вот уж бы не подумал, что ей»?

  2. Опишите, что происходило в душе Женьки, когда он вытачивал бокал, что происходит, когда он понимает, что Жене такой подарок не нужен?

Вывод: подарив девушке бокал, сделанный своими руками, с любовью, Женька понял, что ей такой подарок не нужен. Значит, ей не нужен и сам Женька, поэтому «он пошагал от её дома». Первая любовь редко бывает счастливой, долгой. Она не только приносит счастье, разочарование, она дает уроки, учит разбираться в людях.

4группа. Полонез Огинского

  1. Что привлекает в полонезе Огинского Женьку и Женю? Кто из героев более музыкален?

Им обоим нравится музыка полонеза Огинского.

Каждый воспринимает ее по-своему.

«Раздалась знакомая музыка, и сердце у Женьки защемило… Женька закрыл глаза, и представилось ему. Что волны бьют о скалы, летит белая птица над рекой, а над ними облака, освещенные восходящим солнцем».

«Он работал и пел мелодию полонеза. И ему казалось, что станок подпевал ему…».

Жене музыка навевает романтическую историю неразделенной любви.

- Бокал – тоже музыка…

- Какая у бокала музыка? – удивилась она. – Когда напьешься, так запоешь, да?

Уверен, что «коровы красиво мычат, каждая по-своему поет»

- А свиньи красиво хрюкают… У тебя все музыка. Мастерские – музыка, коровы – музыка. Ты музыки не понимаешь…

Слышит «тонкое пение серебра»

Женька слышит музыку во всем.

Понимает только внешнюю красоту.

  1. Используя определение слова «полонез» и текст полонеза Огинского «Прощание с Родиной», объясните название рассказа В. Крупина.

Ученик Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам (Слайд 10).(Возвышенная мелодия торжественного танца созвучна чувству любви).

Ученик

Михаил Клеофас Огинский - польский композитор-любитель, дипломат, политический деятель Речи Посполитой и Российской империи, один из лидеров восстания Костюшко, почётный член Виленского университета, член Правительствующего Сената, автор знаменитого «Полонеза Огинского».// (Слайд 11 )

Прослушивание в аудиозаписи «Полонез Огинского» (Прощание с Родиной).

На фоне музыки учитель читает стихотворение «Песня летит, как птица вдаль…».

Учитель О чем эта песня?

(Эта песня - воспоминание о далекой родине, о родном доме, о первой любви. Рассказ В.Крупина «Полонез Огинского» - это тоже воспоминание уже взрослого человека о первом чувстве и родной земле. «Потом он будет помнить не разговор, не её лицо (у него не останется её фотографий), а свежесть после короткого ночного дождя, мокрую желтую траву, четкую, скошенную углом вставшей луны тень изгороди».)

Вывод: чувство Женьки торжественно, светло. Он умеет любить человека, свою родину. Девушка, которую он полюбил, совсем другая. Она никогда не сможет его понять, значит, они не должны быть вместе. Пусть молодому человеку тяжело, но он уходит. Наверное, теперь полонез звучит в его сердце как мелодия прощания с первой любовью.

- Ребята оцените свою работу в группах по критериям.

IV. Рефлексия

- Давайте еще раз обратимся к эпиграфу урока. Убедил ли нас рассказ В.Крупина «Полонез Огинского» в том, что очень важно хорошо узнать человека, который тебе нравится, понять, твой это человек или нет?

- Чем является для человека первая любовь?

- Подсказал ли рассказ, что значит любить по-настоящему? Чему он нас научил? Дайте развернутый ответ.

- Сейчас закончите, пожалуйста, предложения

На сегодняшнем уроке я понял, …

Я похвалил бы себя…

Особенно мне понравилось…

Было трудно…

3 этап. Домашнее задание

Написать сочинение-эссе на тему: «Музыка первой любви… Размышления над рассказом В.Крупина «Полонез Огинского». (Слайд 12)


































СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ

Под полонез Огинского. Какие места в Москве напоминают о Польше


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!