СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыкально-дидактические игры для развития слухового восприятия" для детей с интеллектуальной недостаточностью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенные игры могут быть использованы как в работе учителями-дефектологами, так и воспитателями, а также родителями в домашних условиях.

Просмотр содержимого документа
«"Музыкально-дидактические игры для развития слухового восприятия" для детей с интеллектуальной недостаточностью»

В жизни умственно отсталого ребенка роль игры не менее важна, чем для ребенка «в норме», для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого, слухового развития детей с ограниченными возможностями.



Задачами работы по развитию слухового восприятия детей с нарушенным интеллектом являются:


·  развитие слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речи и неречевых звучаний;

· создание качественно новой слухо-зрительной основы для восприятия устной речи;

·  обогащение представления детей о звуках окружающего мира.

В соответствии с данными задачами предложены игры-упражнения, направленные на развитие неречевого и речевого слуха детей. В связи с тем, что на фронтальных занятиях в первую очередь осуществляется развитие неречевого слуха, в основном представлены игры, направленные именно на его развитие.

Предложенные игры могут быть использованы как в работе учителями-дефектологами, так и воспитателями, а также родителями в домашних условиях. Чтобы эта работа была результативной, нужно придерживаться некоторых общих рекомендаций:

1.      Первоначально игровые упражнения проводятся совместно со взрослым с выполнением игровых моментов «по подражанию» взрослого;

2.      В ходе игр-упражнений звучания предъявляют в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы дети не угадывали, а вслушивались в звучания.

3.      При проведении игр-упражнений надо учитывать возраст детей, степень снижения интеллекта и уровень психомоторного и речевого развития, их индивидуальные особенности. Целесообразно вначале предлагать детям ограниченный выбор - из двух резко противопоставленных по акустическому признаку звучаний. Постепенно, по мере овладения тем или иным умением в столь облегченных условиях слухового восприятия, следует расширять выбор (до трех-пяти и более) и предлагать звучания более близкие по акустическим характеристикам.

4.      Предлагаемые в играх источники звука, задания, речевой материал следует рассматривать как примерные. Они могут изменяться и дополняться с учетом уровня психомоторного и интеллектуального развития детей группы, их индивидуальных особенностей.

5.      При проведении описанных игр фронтальная работа обязательно должна сочетаться с индивидуальной: детям по одному или по двое предлагается выполнять описанные упражнения. При этом индивидуально в первую очередь опрашиваются те дети, которые при различении звучаний могут ошибаться.







Игры – упражнения, способствующие развитию

слухового восприятия.

  • Молоточек

Вам потребуется: детский молоток.

Предложите ребенку поиграть в плотника. Дайте ему молоток, объясните, что сейчас вы будете забивать маленькие гвозди, поэтому стучать надо тихо.  Продемонстрируйте. «А сейчас надо забить большой гвоздь - стучать сильно и громко». Отдайте крохе молоток,  руководите игрой, повторяя: «Маленькие гвозди, большой гвоздь».

  • Громко - тихо

Вам потребуется: бубен.

Объясните малышу правила игры: когда вы стучите в бубен тихо ~ кроха изображает мышку, идущую мимо кота на цыпочках. А если вы стучите громко, ребенок превращается в слона и идет, громко топая. Стучите быстро – ученик бежит, медленно - идет еле-еле.  
















Громко тихо



Игра способствующая развитию слухового восприятия, воображения.

  • Угадай по голосу

Для того чтобы играть в эту игру, вам понадобится  помощь одного или нескольких членов семьи (игру можно проводить с группой детей). Попросите ученика закрыть глаза. Кто-нибудь из взрослых имитирует голос  какого-либо животного (мычит, лает, мяукает). Ребенок  должен угадать, чей голос он слышал.  



Игра способствует развитию внимания, слухового восприятия.



Ать - два!



Вам потребуется: барабан.

Покажите, как можно маршировать под стук барабана. Побуждайте его повторять ваши действия. Во время марша можно считать: «Раз-два, левый! раз-два, правый!», ~ стараясь, попадать под шаг ребенка.  Игра развивает чувство ритма.

Громкие «прятки» Спрячьте игрушку в комнате. Предложите ребенку найти игрушку. Обговорите правила: если ребенок  приближается к тому месту, где спрятана игрушка, вы  хлопаете в ладоши громче. По мере отдаления от игрушки —  хлопаете тише.

Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.

У слабослышащих детей формирование слухового восприятия, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, выявляется недостаточная их дифференцировка; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности.

Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.

Остановимся на восприятии неречевых звуков, которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям.

На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

Основное качество слуховых образов - предметная отнесенность. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

Повтори

Цель: развитие умения прислушиваться и запоминать серию звуков.

Содержание: педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой; один хлопок по коленям, два хлопка в ладоши, один щелчок пальцами. Ребенок должен запомнить и повторить предложенную серию.

Колокольчик

Цель: определение направления звука в пространстве.

Оборудование: колокольчик.

Содержание: водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Один из детей звонит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто это сделал.

Определи, откуда звук

Цель: определение направления звука в пространстве.

Оборудование: колокольчик.

Содержание: ученик закрывает глаза. Педагог отходит от ребенка в разных направлениях и звенит в колокольчик. Ребенок должен показать и объяснить, где звенел колокольчик (спереди, сзади, слева, справа, сзади вверху и т.д.).

Далеко - близко

Цель: определение расстояния звучания.

Содержание: выбирается водящий. Он закрывает глаза. Педагог называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен сказать близко или далеко находится педагог.

Формированию звуковысотного, ритмического, динамического элементов слуха способствуют занятия музыкально-ритмической деятельностью: пение с различными заданиями, слушание разнохарактерной музыки, игра на музыкальных инструментах, выполнение движений под музыку.

Высоту, длительность, силу звучания дети улавливают точнее при использовании игровых опор. Например, повышение и понижение мелодии можно изображать при помощи прыжков куклы-Петрушки по лесенке вверх и вниз, а песенки исполнять голосами медведя и лисички, то есть в различных регистрах.

Ударь в бубен

Цель: развитие чувства ритма.

Оборудование: бубен, набор карточек с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.

Содержание: на столе находится набор карточек и бубен. Каждому ребенку предлагается взять карточку и отбить бубном ритм, показанный с помощью полосок (длинные полоски - медленные удары, короткие - быстрые).



Различай веселую и грустную музыку











Цель: различение характера музыки.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись веселой и грустной музыки; две карточки, одна из которых раскрашена в светлый тон, другая - в темный (для каждого участника).

Содержание: у каждого учащегося по две карточки. Педагог просит детей определить, какая из карточек подходит для веселой музыки, а какая для грустной. После обсуждения детям предлагается прослушать музыку, а затем показать карточку, условно обозначающую ее характер.

Двигаемся под музыку

Цель: различение звучания музыкальных инструментов; соотнесение движений с характером звучания.

Оборудование: барабан, гармошка, бубен.

Содержание: детям предлагается слушать звучание различных инструментов и выполнять задание: под барабан маршировать, под гармошку - танцевать, под бубен - бежать и т.д.

Будь внимателен

Цель: соотнесение движений с услышанной командой; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись веселой музыки.

Содержание: детям предлагается маршировать под музыку и слушать команды педагога. После команды нужно быстро выполнить задание:

Аист - стоять на одной ноге;

Птицы - бегать, раскинув руки;

Зайцы - прыгать и т.д.



Быстро и медленно

Цель: развитие чувства ритма.

Оборудование: барабан, кукла (для каждого участника).

Содержание: у каждого ребенка - кукла. Детям предлагается передвигать куклу на столько шагов вперед и в таком темпе, в каком педагог бьет по барабану (например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удара). Варианты:

можно предложить быстро или медленно, в соответствии с услышанным темпом, передвигать машинку по улице, нарисованной на листе картона, до автостоянки;

при помощи указательного и среднего пальцев изображать быстрый и медленный бег по столу в соответствии с воспринятым темпом звучания.

Упражнение №2. «Зоопарк»

Разложите перед учеником (на столе или на диване) несколько картинок с изображением животных. Для начала картинок пусть будет немного, например, три. Затем поочередно имитируйте голоса (крики) этих животных, давая возможность ученику угадать, кто так кричит, и показать угаданного животного на картинке.





Упражнение №3. «Растут грибы»

Поясните ученику, что если вы хлопнете в ладоши – он должен быстро залезть на табуретку (невысокую), если услышит звук бубна – должен спуститься с табуретки и сесть «на корточки».



Упражнение №4. «Медведь и медвежонок»

Пусть ученик, услышав громкий стук (например, по столу) – говорит слово «медведь». Если стук тихий – слово «медвежонок».



Упражнение №5. «Музыкант»

Наверняка у вас в доме есть несколько детских музыкальных инструментов (бубен, барабан, дудочка). Ребенок должен отвернуться от вас и угадывать, какой инструмент сейчас звучал.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!