СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале XIX века война с Наполеоном сделала невозможным выезд русской знати на знаменитые европейские курорты. И когда в 1805 году по Указу Александра I в Липецке открывается курорт «марциальных» вод, посетить его стало данью моды. Здесь лечились и отдыхали знаменитые литераторы, художники и музыканты. Автор разработки предлагает увлекательную форму интегрированного внеклассного мероприятия для старшеклассников в форме театрализованного устного журнала, где каждый может проявить своё творчество. Концертные номера готовятся заранее и подбираются по желанию участников спектакля с учетом природных данных. Сценарий может быть взят за образец с учетом краеведческого материала.

Просмотр содержимого документа
««Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)»

Музыкально-литературный салон

Липецкого курорта


театрализованный устный журнал (выпуск №1) для старшеклассников

/из серии « Земли родной минувшая судьба »/



Кудашева Людмила Ивановна,

методист, педагог ДО,

творческая группа детского т/о «СПЕКТР»

МБОУ гимназии №19

им. Н.З. Поповичевой г. Липецка, 2017г.


Аннотация

Любовь к родине – не отвлечённое понятие,

но реальная душевная сила, требующая

организации, развития и культуры.


А.Н. Толстой.


В 2017 г. Липецк отметил своё 314-летие. Особо следует остановиться на открытии Петром I липецких «марциальных» вод и создании Липецкого курорта, которому в 2017 году исполнилось 212 лет. Сценарий написан на основе собранного и обработанного материала по краеведению творческой группой учащихся детского творческого объединения «Спектр» гимназии №19 г. Липецка. Музыкальное оформление спектакля, декорации и костюмы с учётом исторической эпохи выполнены педагогами и учащимися гимназии.


ЦЕЛЬ: Создание условий для развития творческого потенциала учащихся посредством интеграции историко-литературного краеведения и досуга.


ЗАДАЧИ:

1. Выявление и развитие творческих способностей учащихся.

2. Воспитание чувства патриотизма на краеведческом материале.

3. Развитие мотивации к познанию родного края посредством театрализации.

4. Формирование эстетического вкуса учащихся.


(На сцене – гостиная XIX века.

На авансцене – лужайка Нижнего парка.

Вдоль левой стены – статисты с 1 по 4; вдоль правой – с 5 по 8.

Под звуки вальса в исполнении духового оркестра входят артисты и занимают свои места. Слышны голоса птиц. На лужайке прогуливаются и беседуют 4 девочки).


1 девочка: Как здесь красиво! Какая природа!..

2 девочка: Помните, у Бунина…

Не угас ещё вдали закат,

И листва сквозит узором чётким,

А под ней уж серебрится сад

Светом и таинственным, и кротким;

Народился месяц молодой.

Робко он весенними зорями

Светит над зеркальною водой,

По садам сияя меж ветвями.


3 девочка: Девочки, в 2017 году исполняется 212 лет Липецкому курорту.

4 девочка: И уже давно известны целебные «железистые источники» липецкой минеральной воды. Их открытие связано с именем Петра I.

1 девочка: Он неоднократно посещал наши места по делам Азовских походов, и когда в Воронеже строились русские корабли.

2 девочка: Петр I бывал в наших местах и в связи с закладкой Боринских, Липецких, Кузьминских железных заводов.

3 девочка: Помните, у Михаила Васильевича Ломоносова написаны стихи в честь спуска на воду «Святого Александра Невского»:

Гора, что горизонт на суше закрывала,

Внезапно с берегу на быстрину сбежала.

Между палат стоит, где был недавно лес.

Мы веселимся здесь в средине тех чудес.

Но мы бы в лодочке на луже чуть сидели,

Когда б Великого Петра мы не имели.


4 девочка: Девочки, историограф Липецкого курорта профессор Пфеллер в 1804 году писал, что первый источник минеральной воды был открыт Петром I в 1707 году.

1 девочка: А вы знаете, что известно об открытии первого источника?

2 девочка: Я читала, что однажды Пётр I приметил около косогора родник. Его поверхность была покрыта радужной плёнкой.

3 девочка: И когда Великий государь прогуливался с генералом Сенявиным по территории нынешнего Нижнего парка…


(Звучат голоса птиц. На авансцену выходят Петр I и генерал Сенявин).

(продолжает): Государь попробовал водичку, обратил внимание на необыкновенный вкус и повелел сделать колодец.

(Мальчик-холоп устанавливает подставку, имитируя родник).

Петр I: Да, послужит нам эта водица. Многие болезни излечит… (Заметив саркастическую улыбку на лице генерала, повышает голос): Понимаю! Ты мнишь, не доживу я до тех пор. Правда! Но я оставляю пример прочим. Не для себя тружусь, польза государству впредь.

Сенявин: Великий государь!!! И великое открытие Вами сделано!

Петр I: А посему быть со временем здесь курорту!


(Генерал зачитывает указ).

Сенявин: Сии открытые «марциальные воды» использовать для лечения глазных, ножных и многих других болезней.

Петр I Бери перо, пиши!

(Генерал пишет указ).

Петр 1 (диктует): «О готовности Липецких марциальных вод зело радуемся. Просим быть на водах наших и иноземных гостей…» Пошлёшь донесение князю-кесарю. Пусть сообщит в эти страны, что курорт наш не хуже Карлсбада и Пирмонта будет.

Сенявин: Будет исполнено, Великий государь.

(Петр 1 и генерал уходят. Голоса птиц стихают).


5 девочка: Девочки, я читала, что многие получили пользу от воды, которую пили, купали в ней детей, омывали раны, промывали глаза… И многим она помогла.

6 девочка: Вы знаете, что Пётр I не просто бывал в Липецке, а лечился здесь. И жил он во дворце, который был расположен недалеко от минерального источника.

7 девочка: Бывал ли Пётр I в Липецке? Этот вопрос спорный. Но помните, когда мы были на экскурсии в краеведческом музее, экскурсовод сказала, что Пётр I не мог не бывать в Липецк – ведь из Преображенского в Воронеж дорога проходила через Липецк.

8 девочка: А причём здесь Преображенское?

5 девочка: Ну, как же! Из Преображенского, что под Москвой, везли под Воронеж отдельные части и детали для кораблей будущего флота.

6 девочка (останавливает спор): Девочки, оставим этот спор для специалистов. Вернёмся к Липецким водам. Их открытие привлекло внимание учёных, и вскоре лечение на «водах» получило широкую популярность.

7 девочка: Да, сюда стали каждый сезон прибывать из Петербурга, Москвы, Тамбова желающие поправить здоровье.

8 девочка: Общеизвестно, что на Липецких водах лечились выдающиеся люди: Александр I, Александр II, Державин, Жуковский, Анна Петровна Бунина, Яков Петрович Полонский.

5 девочка: Извини, я тебя перебью. Мне хочется добавить: здесь лечились Пушкины, Гончаровы, отец Лермонтова, Арсеньевы и многие другие.

6 девочка: Вы знаете, мне особо хочется сказать об А.А. Шаховском. Он бывал в Липецке на «водах» и в 1815 году написал пьесу «Урок кокеткам или Липецкие воды». Премьера спектакля состоялась в Петербурге.

(Тихо звучит вальс «Воспоминание» в исполнении духового оркестра).


7 девочка: На Липецких водах в летний сезон собирался цвет общества. Днём лечились, отдыхали, гуляли по улице Дворянской… (Пауза) .

8 девочка: А вечером все собирались в литературно-музыкальном салоне.

(Звуки оркестра звучат довольно громко. На сцену выходят гости салона).


Хозяйка: Проходите, дамы и господа. Пожалуйста, не стесняйтесь. Будьте, как дома. А я прикрою окно, чтобы звуки оркестра не мешали нам.

(Хозяйка подходит к окну, как бы закрывая его. Музыка резко обрывается).

Сегодня у нас интереснейший гость – Яков Петрович Полонский.

(Полонский привстаёт и кланяется присутствующим).


Хозяйка: Яков Петрович, я знаю, что вы прекрасно читаете свои стихи. Прочтите, пожалуйста, нам что-нибудь.

Все: Просим, Яков Петрович, просим. Прочтите, пожалуйста.

Полонский: «Затворница».

В одной знакомой улице

Я помню старый дом

С высокой, тёмной лестницей,

С завешенным окном.

Там огонёк, как звёздочка,

До полночи светил,

И ветер занавескою

Тихонько шевелил.

Никто не знал, какая там

Затворница жила,

Какая сила тайная

Меня туда влекла,

И что за чудо-девушка

В заветный час ночной

Меня встречала, бледная,

С распущенной косой.

Какие речи детские

Она твердила мне:

О жизни неизведанной,

О дальней стороне.

Как не по-детски пламенно,

Прильнув к устам моим,

Она, дрожа, шептала мне:

«Послушай, убежим!

Мы будем птицы вольные –

Забудем гордый свет…

Где нет людей прощающих,

Туда возврата нет…»

И тихо слёзы капали –

И поцелуй звучал –

И ветер занавескою

Тревожно колыхал.

Все: Замечательно! Прекрасно! Превосходно! (Аплодируют, благодарят).


Хозяйка: Яков Петрович, прочтите нам, пожалуйста, ещё что-нибудь.

Полонский: Дамы и господа, благодарю за внимание и комплимент. Но простите, сегодня я не совсем здоров. Травма ноги даёт о себе знать. Думаю, ни для кого не секрет, что мы приехали на воды подлечиться. А сегодня здесь много молодых литераторов. Давайте кого-нибудь из них послушаем. (Обращается к одному из гостей): Ну, к примеру, вы, молодой человек.

Гость: Позвольте мне, Яков Петрович, прочитать Ваше стихотворение.

(Полонский кивает, гость-исполнитель встаёт и выходит на центр сцены).

«Кумир».

Не сотвори себе кумира;

Но верный сердцу одному,

Я был готов все блага мира

Отдать кумиру моему.

Кумир немой, кумир суровый,

Он мне сиял как божество,

И я клялся его оковы

Влачить до гроба моего.

Полубезумен и тревожен,

С печатью скорби на челе,

В цепях я мнил, что рай возможен

Не в небесах, а на земле –

Так, чем свобода безнадёжней,

Чем наши цепи тяжелей,

Тем ярче блеск надежды прежней

Иль идеал грядущих дней.

Ноя разбил кумир надменный,

Кумир развенчанный – упал,

И я же, раб его смиренный,

Его обломки растоптал.

И без любви, без упованья.

Не призывая тайных сил,

Я глубоко мои страданья

В самом себе похоронил.

Все: Замечательно! Превосходно. Спасибо! Браво!


Хозяйка: Дамы и господа! Какой чудесный летний вечер! У меня прекрасное настроение, особенно после таких стихов Якова Петровича. Мне они навеяли воспоминания, образы. И так хочется послушать хорошую музыку. Давайте попросим mademoiselle Helene исполнить что-нибудь. Helene, будьте добры, сыграйте Ваше любимое произведение.

Все: Пожалуйста, просим Вас, очень просим.

(Helene садится к фортепиано и исполняет «Рондо» В.Моцарта).

Все: Превосходно! Благодарим. Замечательно! Спасибо!


Хозяйка: А теперь вернёмся к поэзии. Яков Петрович, Ваши стихи публика очень любит. Mademoiselle Julie хорошо читает. (Обращается к Julie): Не могли бы Вы нам прочитать Ваше любимое произведение Якова Петровича?


Julie: С удовольствием. (Выходит на середину сцены): «Вальс «Луч надежды».

Надежды вальс зовёт, звучит –

И замирая зазывает:

Он тихо к сердцу подступает,

И сердцу громко говорит:

Среди бесчисленных забав,

Среди страданий быстротечных –

Каких страстей ты хочешь вечных,

Каких ты хочешь вечных прав?

Когда ж красавица пройдёт

Перед тобой под маской чёрной

И руку с нежностью притворной

Многозначительно пожмёт;

Тогда ослепни и пылай! –

Лови летучие мгновенья

И на пустые уверенья

Минутным жаром отвечай!

(Mademoiselle Helen тихо наигрывает вальс, некоторые гости вальсируют).

Все: Превосходно. Замечательно. Спасибо.


Полонский: Мне, право, неловко, что я сегодня оказался в центре внимания. Давайте послушаем стихи нашей землячки, первой русской поэтессы Анны Петровны Буниной. (Обращается к хозяйке салона): Говорят, Вы любите стихи Буниной? Не прочтёте ли нам что-нибудь?

Хозяйка: С удовольствием. Вот строки, которые мне более всего нравятся:

Наружна красота поблекнет скоротечно.

За прелести лица нас могут час любить.

За красоту души нас любят вечно…

Все: Браво! Превосходно!

Хозяйка: Благодарю, господа. Mesie Serge, Вы хорошо играете на гитаре. Сыграйте, пожалуйста, Ваше любимое произведение.

Mesie Serge: С удовольствием.

(Исполнение на гитаре).


Хозяйка: Благодарю, господа. Mesie Antoine, Вы споёте нам что-нибудь?

Mesie Serge: С удовольствием. Позвольте исполнить романс «Мой костёр в тумане светит…» на стихи Якова Петровича Полонского.

(Исполнение романса).

Мой костёр в тумане светит;

Искры гаснут на лету…

Ночью нас никто не встретит;

Мы простимся на мосту.

Ночь пройдёт – и спозаранок

В степь далёко, милый мой,

Я уйду с толпой цыганок

За кибиткой кочевой.


На прощанье шаль с каймою

Ты на мне узлом стяни:

Как концы её, с тобою

Мы сходились в эти дни.

Кто-то мне судьбу предскажет?

Кто-то завтра, сокол мой,

На груди моей развяжет

Узел, стянутый тобой?


Мой костёр в тумане светит;

Искры гаснут на лету…

Ночью нас никто не встретит;

Мы простимся на мосту.


Гость: А мне больше нравятся народные песни. Как услышишь – так сердце замирает…

Хозяйка: Позвольте, господа, я позову Настю. Как поёт! Какой голос! Ещё моя матушка любила слушать, как пела её бабка, наша крепостная.

(Подходит к дверям, зовёт): Ариша, пусть пришлют ко мне Настю!


(Хозяйка обращается к гостье): Mademoiselle Sofia, вчера в Верхнем парке мы видели Вас за мольбертом. Позвольте узнать, Вы уже закончили свою работу?

Sofia: Да, позвольте продемонстрировать, хотя работа ещё не совсем готова.

(Достаёт работу и демонстрирует).

Все: Прекрасный пейзаж. Вы, наверное, брали уроки у Васильева?

Sofia: К сожалению, нет.

Гость: Mademoiselle Sofia скромничает. Я наслышан о её работах от местного художника Николая Васильевича Орлова.

Хозяйка: Яков Петрович, вчера в Верхнем парке мы видели Вас за мольбертом. Позвольте узнать, Вы уже закончили свою работу?

Полонский: Хотя работа ещё не совсем готова, я могу вам её показать.

(Достаёт работу и демонстрирует).

Хозяйка: Прекрасный пейзаж. У Вас хороший вкус.


(Появляется Настя).

Настя: Простите, Вы звали меня?

Хозяйка: Настя, спой нам что-нибудь душевное. Что ты пела утром в саду.

(Настя поёт народную песню).

Все: Хорошая песня. Замечательно!

Хозяйка: Спасибо, Настя, порадовала. Ступай.


(Хозяйка берёт поднос, на котором приготовлены фужеры с минеральной водой).

Хозяйка: Дамы и господа, я благодарю вас за прекрасный вечер. Позвольте предложить вам здешней водички.

(Тихо звучит вальс. Пока Хозяйка угощает гостей,

они по очереди оставляют автографы в альбоме для посетителей.

Участники салона остаются на сцене. Звук микшируется).


5 девочка: 25 апреля 1805 года царь Александр I подписал указ об открытии государственного курорта «Липецкие минеральные воды».

6 девочка: Этому событию способствовала военная ситуация: война с Францией сделала невозможным выезд дворян для лечения за границу.

7 девочка: Вокруг минерального источника был разведён «английский сад».

(Звуки духового оркестра звучат громче. Девочки садятся к столику в центре зала. К ним подходит мальчик-бармен и угощает минеральной водой).


8 девочка: Шли годы… Популярность Липецкого курорта росла. В 1865 году врач Новицкий организовал акционерное общество «Липецкие минеральные воды».

5 девочка: Новые анализы воды показали, что она сходна по своим целебным свойствам с водой знаменитых курортов Германии – Либенштейна и Пирмонта. А в 80-е годы XIX века были открыты лечебные грязи.

6 девочка: В годы Великой Отечественной войны курорт становится госпиталем. Для лечения раненых использовалось грязеводолечение.

7 девочка: И сегодня слава Липецкого курорта, старейшего в России, не угасает. Здесь лечат многие болезни: нервной системы, желудочно-кишечного тракта.

8 девочка: Но нельзя забывать, что постоянно липецкую минеральную воду пить нельзя, это может нанести вред. После месячного потребления следует сделать перерыв, а потом продолжить лечение. Всё это необходимо проводить под наблюдением специалистов.


(Звуки вальса усиливаются, участники спектакля выходят на середину зала).

Бармен: Сегодня в нашем театрализованном журнале мы поведали вам об одной из ярких страниц из истории нашего города – об открытии Петром I «марциальных» вод и создании Липецкого курорта, которому в 2017 году исполняется 212 лет.

1 девочка: Вот и всё, о чём мы хотели вам рассказать. А сейчас позвольте угостить всех липецкой минеральной водой.

(Артисты угощают зрителей минеральной водой.

Постепенно мелодия затихает. Зрители расходятся).

___________________________________________________________________


Спектакль был реализован во время проведения недели предметов эстетического цикла, технологии и дополнительного образования учащимися детского творческого объединения «СПЕКТР» гимназии №19 города Липецка. Роли исполняли учащиеся 7-11 классов. Показ спектакля состоялся неоднократно.

По итогам Турнира знатоков «Биография моей Родины. Исторические портреты и даты» городской воспитательной акции «Великая история – Великая держава» команда «Я - липчанин» 7б класса МБОУ гимназии №19 г. Липецка награждена Дипломом III степени.

_____________________________________________________________________________


Список использованной литературы


  1. Липецк и Липецкие Минеральные Воды. – СПб., 1868.

  2. Липецк. Страницы истории. Виктор Колтаков. Редактор Скрицкая В.Н. НПО ОРИУС, Липецкое издательство, 1991.

  3. Липецкая энциклопедия. Том третий. П – Я. ГУП «ИГ «Инфол», 2001 – 560 с.

  4. Нижний парк. История и современность. 200 лет. /Сост.: И.А.Кулешов, Н.В.Попова, Н.М.Кулешова. – Липецк, 2005.

  5. Петровские места в Липецке.. Исторический буклет. Сост. И.Жирова. – Липецк, 2003.

  6. Путеводитель по Липецкому краю. Часть 2.-Липецк: ООО «Центр полиграфии», 2004 г. – 128 с.

  7. Путешествие по Липецкой области. /Сост.: В.Ф.Полянский, Н.В.Марков, А.Ф.Мартынов. – Воронеж, 1971.

  8. Трунов М.П. Липецкий курорт. – Липецк, 1915.

  9. Хрестоматия по истории Липецкого края. История Липецкого края с древнейших времён до наших дней. – Липецк: ГУ РОГ «Липецкая газета», 2004. -376 с.

8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!