СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкально-ритмическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями здоровья в рамках здоровьесберегающих технологий на занятиях по коррекционной ритмике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для детей с ОВЗ необходимо осуществлять  коррекцию недостатков психического и физического развития детей с особыми образовательными потребностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-ритмическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями здоровья в рамках здоровьесберегающих технологий на занятиях по коррекционной ритмике»

Музыкально-ритмическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями здоровья в рамках здоровьесберегающих технологий на занятиях по коррекционной ритмике

Работая в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для детей с ОВЗ необходимо осуществлять коррекцию недостатков психического и физического развития детей с особыми образовательными потребностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.

Задержка психического развития у школьников характеризуется отставанием в развитии эмоционально – волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением знаний и представлений об окружающем мире. В работах Т.А.Власовой и М.С. Певзнер указывается на недостаточность сенсомоторной координации, отмечается общая моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость детей. Отмечаются замедление приема и переработки сенсорной информации, снижение объёма кратко – и долговременной памяти. Детям трудно сосредоточиться, у них отмечаются трудности переключения внимания. Поэтому таким детям необходимо двигательное развитие.

Наши наблюдения убедили нас в том, что для работы с такими детьми необходимы занятия по ритмике. Необходима чёткая коррекционная работа. В учебном плане нашего учреждения предусмотрены три вида занятий, обеспечивающих двигательные потребности детей. Это « физическая культура», « Музыка», « Коррекционная ритмика».

На физкультурных занятиях дети отрабатывают технику основных видов движений, тренируют силу, ловкость, выносливость, обучаются спортивным играм. Таким образом, занятия физической культурой способствует развитию двигательной сферы и укреплению здоровья детей.

Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально – эстетических чувств у детей.

«Коррекционная ритмика» - это это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные качества личности, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям. Эти занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психо – эмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребёнка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Такие занятия имеют большое значение для детей с ЗПР. Ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии. Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формирования правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.

































Приложение



Виды упражнений

  1. Ритмическое упражнение «Дождик»

Цель: развитие чувства ритма и темпа.

Педагог предлагает детям ритмические палочки, в лесу начался дождь и запел свою песенку. Педагог отстукивает определенный ритм – дети должны повторить. На следующих занятиях, дети могут сами придумывать свои ритмические рисунки.

  1. Упражнение на дыхание «Ветерок»

Дует легкий ветерок и качает так листок – ф-ф-ф, выдох спокойный, не напряженный

Дует сильный ветерок и качает так листок – ф-ф-ф, активный выдох.

  1. Упражнение «Осень»

Меж еловых мягких лап, дети поочередно поднимают и опускают руки перед дождик тихо кап, кап, кап собой ладошками вверх

Где сучок давно засох, медленно приседают с опущенными руками, кисти Вырос серый мох, мох. отведены, ладошки «смотрят» вниз.

Где листок к листку прилип, дети медленно поднимаются, держась за

Вырос гриб, гриб! голову, как за шляпку.

Кто нашел его, друзья? стоят прямо, пожимая плечами.

Это я, это я, это я! дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.

  1. Упражнение «Ветер и ветерок»

Цель: развитие плавности и ритмичности движений. Развития умения произвольно расслаблять мышцы плечевого пояса.

И.П. Дети свободно располагаются по залу лицом к педагогу.

Переда разучиванием педагог предлагает вспомнить, как колышутся деревья при легком ветерке и сильном ветре, затем просит их показать.

Педагог следит, чтобы руки у детей были все время мягкими и гибкими, «как ветви деревьев», без лишнего напряжения в плечах и локтях.

Музыкальное сопровождение Л.Бетховена «Лендер» .

Такты 1-4: «ветерок слабо колышет ветви деревьев» - дети слегка переводят перед собой обе руки то вправо, то влево, постепенно поднимая их вперед и вверх. Движения плавные.

Такты 5-8: то же движение с поднятыми вверх руками.

Такты 9-12 : « поднялся ветер» - дети сильно бросают руки то вправо, то влево.

Такты 13-16: «ветер улегся» - повторяется первое движение, и руки постепенно опускаются вниз.

5. Дыхательное упражнение «Баян»

Педагог дает инструкцию: согните руки перед грудью в локтях (имитация позы баяниста). Вдохните глубоко через нос – руки медленно растягиваются. Имитируя движения баяниста. Задержите на несколько секунд дыхание. А затем выдохните через рот со звуком А-А-А – «меха» баяна сжимаются, руки возвращаются в исходное положение.

6. Упражнение «У оленя дом большой».

Цель: синхронизация речи и движений; развитие внимания.

Педагог произносит текст и показывает движения. Дети выполняют их вместе с ним.

У оленя дом большой. руками показывают крышу над головой.

Он глядит в свое окно, качают головой, правая рука находится чуть выше уровня

глаз, левая – ниже подбородка

Зайка по лесу бежит руки сгибаются перед грудью, кисти опускаются -«лапки»

И в окно стучит правой рукой «стучат»

«Тук, тук! Дверь открой! стучат поочередно руками

Там в лесу охотник злой!» правая рука сжата в кулак, большим пальцем показывают назад через плечо.

«Зайка, зайка, не зевай! хлопают в ладоши

Лапку мне скорей давай!» протягивает правую руку ладошкой вверх и хлопают по

ней левой рукой.

7. Игра – превращение «Аквариум»

Цель: развитие способности к регуляции мышечного тонуса; выполнение образных движений.

Дети вспоминают музыкальное произведение Сен-Санса «Аквариум» (с ним они знакомились на музыкальном занятии). Педагог предлагает средствами ритмопластики характер музыки – «рыбки плавают». На заранее заданные музыкальные фразы дети останавливаются и замирают – «рыбки засыпают».

8. Дыхательное упражнение «Деревья»

Выполняется сидя в кругу. Инструкция педагога: «Руки перед собой, ладони упираются в пол. Сделайте глубокий вдох, поднимите прямые руки вверх. Задержите дыхание, покачайтесь из стороны в сторону, выдохните через рот, наклонившись вперед, руки опустите вниз. Ладони положите на пол». Выполняется 2-3 раза.

9. Пример упражнений на релаксации

«Звуки природы» -3 мин.

Используемая музыка: пение птиц, журчание ручья, шум моря и т.д.

Инструкция: Лягте на спину, руки за голову, закройте глаза и слушайте мой голос.

Прислушайтесь к звукам и наслаждайтесь запахами вокруг вас: пахнет земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза.

Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

«Расслабление приятно» (сидя на полу)

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

(замедляется разговорный темп)

Очень легкая, простая:

Замедляются движения,

Исчезает напряжение…

И становится понятно:

Расслабление приятно!

(в игре могут быть использованы произвольные движения)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!