СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников посредством игр

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников посредством игр»

Министерство образования и науки Республики Дагестан Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД  «Профессионально- педагогический колледж имени М. М. Меджидова» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников посредством игр Выполнил: Алиев Магомедгаджи Ахмедович Студент 4 «Б» Руководитель: Джанаева Зоя Абдуллаевна

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение РД

«Профессионально- педагогический колледж имени М. М. Меджидова»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников посредством игр

Выполнил:

Алиев Магомедгаджи Ахмедович

Студент 4 «Б»

Руководитель: Джанаева Зоя Абдуллаевна

Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить возможности игровой деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания младших школьников. Объект исследования: процесс музыкально-эстетического воспитания младших школьников. Предмет исследования: игровая деятельность как средство музыкально-эстетического воспитания младших школьников.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить возможности игровой деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания младших школьников.

Объект исследования: процесс музыкально-эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: игровая деятельность как средство музыкально-эстетического воспитания младших школьников.

Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме игры в контексте музыкально–эстетического воспитания младших школьников; Определить оптимальные методы и приемы игр и драматизации на уроке музыки. Провести опытно-экспериментальную работу по организации музыкально-эстетического воспитания младших школьников посредством игр.

Задачи исследования:

  • Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме игры в контексте музыкально–эстетического воспитания младших школьников;
  • Определить оптимальные методы и приемы игр и драматизации на уроке музыки.
  • Провести опытно-экспериментальную работу по организации музыкально-эстетического воспитания младших школьников посредством игр.
Гипотеза. Предполагается, что при условии организации игровой деятельности на уроках музыки, музыкально-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста будет осуществляться более качественно и оптимально.

Гипотеза. Предполагается, что при условии организации игровой деятельности на уроках музыки, музыкально-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста будет осуществляться более качественно и оптимально.

Сущность и содержание понятий «воспитание», «музыка», «эстетика», «игра»

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлов , воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.

Музыкальное воспитание — это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность. Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной школы. Согласно законодательным актам многих стран об образовании, музыкальное воспитание учеников реализуется в школе на уроках музыки и входит в государственный (инвариантный) компонент содержания общего среднего образования. Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

Игра, как основной вид деятельности младшего школьника   В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде

Игра, как основной вид деятельности младшего школьника

В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде

В процессе обучения используются следующие игровые формы и методы: Игровое моделирование. Создание проблемных игровых ситуаций. Метод «от простого к сложному». Метод «забегания вперед». Использование различных способов передачи информации.

В процессе обучения используются следующие игровые формы и методы:

  • Игровое моделирование.
  • Создание проблемных игровых ситуаций.
  • Метод «от простого к сложному».
  • Метод «забегания вперед».
  • Использование различных способов передачи информации.
Особенности и формы организации музыкально - игровой деятельности   Организационные формы, как сюжетно – ролевые игры; игра – импровизированные на детских музыкальных инструментах; в) песенные и танцевальные импровизации; театрализованные представления импровизационного характера;  Однако, в исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как: игра с пением; музыкально – дидактические игры, дополненные собственными вариантами; сюжетно – ролевые игры (музыкальные игры – сказки, истории, концерт и прочее); театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль – игра); импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего; импровизированные ансамбли и оркестры.

Особенности и формы организации музыкально - игровой деятельности

Организационные формы, как

  • сюжетно – ролевые игры;
  • игра – импровизированные на детских музыкальных инструментах; в) песенные и танцевальные импровизации;
  • театрализованные представления импровизационного характера;

Однако, в исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как:

  • игра с пением;
  • музыкально – дидактические игры, дополненные собственными вариантами;
  • сюжетно – ролевые игры (музыкальные игры – сказки, истории, концерт и прочее);
  • театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль – игра);
  • импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего;
  • импровизированные ансамбли и оркестры.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВРЕМЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБОУ СОШ № 3 города Избербаш. В исследовании были задействованы дети 3 «б» класса

Анализ результатов. Из результатов проведенного теста можно сделать следующие выводы:

4 человека (32%) показали высокий уровень музыкально-эстетического развития: проявляет внимание при выполнении задания, слышит мажорную и минорную окраску, определяет характер музыки, знает много определений, эмоционально отзывчив, выполняет сразу, справляется самостоятельно без помощи взрослого;

6 человек (48%) показали средний уровень музыкально-эстетического развития: проявляет непродолжительное внимание при выполнении задания, слышит мажорную и минорную окраску, но допускает отдельные неточности, определяет характер музыки с помощью взрослого, эмоции выражены не ярко, задание выполняет при небольшой поддержке взрослого;

2 человека (16%) показали низкий уровень музыкально-эстетического развития: отвлекается при проведении выполнения задания, не различает звучание мажорной и минорной окраски, мало эмоционален, не способен к самостоятельным действиям.

Применение и использование игровых приемов в процессе музыкально-эстетического воспитания младших школьников. В обучении детей пению использовалась игровая методика. Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.

Применение и использование игровых приемов в процессе музыкально-эстетического воспитания младших школьников.

В обучении детей пению использовалась игровая методика.

Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.

Результаты эксперимента После проведения непосредственной образовательной деятельности с использованием игр была проведена повторная диагностика. В соответствии с названными критериями их показателями были выявлены три уровня сформированности музыкально-эстетической воспитанности младших школьников: низкий (констатирующий)- 1 человек 8% средний (анализирующий)- 4 человека 32% высокий (гармоничный). - 7 человек 56%

Результаты эксперимента

После проведения непосредственной образовательной деятельности с использованием игр была проведена повторная диагностика.

В соответствии с названными критериями их показателями были выявлены три уровня сформированности музыкально-эстетической воспитанности младших школьников:

низкий (констатирующий)- 1 человек 8%

средний (анализирующий)- 4 человека 32%

высокий (гармоничный). - 7 человек 56%

вывод Полученные в ходе экспериментального исследования данные продемонстрировали улучшение музыкально-эстетических возможностей школьников благодаря внедрению в процесс обучения игр, игровых методов и приемов. Таким образом, практика подтвердила положение о том, что игровая деятельность является эффективным средством развития музыкального восприятия младших школьников и в рамках целенаправленного педагогического процесса способствует пониманию музыкального произведения. Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют о целесообразности и обоснованности использования игр в области современного музыкально-педагогического образования.

вывод

Полученные в ходе экспериментального исследования данные продемонстрировали улучшение музыкально-эстетических возможностей школьников благодаря внедрению в процесс обучения игр, игровых методов и приемов. Таким образом, практика подтвердила положение о том, что игровая деятельность является эффективным средством развития музыкального восприятия младших школьников и в рамках целенаправленного педагогического процесса способствует пониманию музыкального произведения.

Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют о целесообразности и обоснованности использования игр в области современного музыкально-педагогического образования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!