Музыкально-литературное композиция на тему: «Осеннее настроение»
с привлечением местной поэтесы Н.А.Тарасенко.
Цель: воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку и поэзию.
Задачи: через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и её признаках.
Ход занятия: Звучит «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года»
Дети входят в зал парами, встают в полукруг.
Дети садятся на места.
Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья! Не правда ли, прекрасная музыка Антонио Вивальди и замечательные стихи Константина Ибряева. Сегодня мы встретились в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о музыке, попытаться понять, о чём она рассказывает. Музыка- это язык чувств, а что нам помогает лучше её понять? (поэзия и живопись)
Наши гости услышат стихотворения великих русских поэтов и увидят, вспомнят или познакомятся с произведениями художников, объединённых общей темой «Волшебница- Осень».
Природа, словно отдавая жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Чтобы услышать все это сядем поудобнее, и музыка унесет нас далеко-далеко, в незабываемый, прекрасный мир чудес и волшебства. Слушайте и смотрите!
Звучит музыка «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского
Р1. Тихо-тихо рядом сядем
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном!
Р2. И раздвинулись вдруг стены, -
Вся земля видна вокруг:
Плывут звуки речки пенной,
Тихо дремлет лес и луг…
Р3. Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовёт нас за собой!
Р. 4 Вслед за нею можем сразу
В дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок,
У весны среди зимы…
Ведущая: Под чарующие стихи и музыку П.И. Чайковского мы попали в волшебное царство природы, немного печальное, но очень красивое время года. Не только композиторы, но и художники и поэты воспевают осень в своих произведениях. Композитор — звуками, художник — красками, поэт — словом. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года. Вот как писал русский поэт А.С. Пушкин. Давайте послушаем стихотворение этого поэта, которое прочтет (имя ребенка).
Ребенок: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые зимы угрозы …
Ведущий: И прежде чем вспоминать, какие образы создавали композиторы, писатели и поэты, я загадаю вам загадки.
Загадки:
1. По полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, пыль поднимает.(Ветер)
2. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.(Туча)
3. Меня частенько просят, ждут, а только покажусь, то прятаться начнут.(Дождь)
4. Летел Егорка, упал в озёрко, гусей не согнал и сам не пропал.(Лист дерева)
5. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.(Осень)
Ведущий: Правильно – это осень! В это время природа, словно отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Про это время года говорят: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья». Как красиво поэт М. Геллер сказал об осени в своем стихотворении «Дарит осень чудеса», которое сейчас прочтет для нас (имя ребенка).
Ребенок 1: Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса,
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава,
В сонной чаще ночью
Непонятные слова,
До утра бормочут.
Ведущий 2: Какие приметы осени вы ещё знаете?(дети называют) Давайте послушаем стихотворение «Приметы осени» поэта Т. Шорыгина, которое прочтет (имя ребенка).
Ребенок 2: Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета:
Что от нас уходит лето.
А вторая – куст малины
В нитях белой паутины.
Потемнеют облака,
Станет пасмурней река.
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут влажные туманы,
А потом, уж жди не жди, -
Моросящие дожди.
Ведущий 2: Многие любят осень за особые краски. Для некоторых она отождествляется с теплотой и добротой. Послушаем стихотворение «Невидимка осень», которое прочтёт (имя ребенка).
Ребенок 3: Невидимкой осень
В гости к нам приходит
И не слышны осени шаги.
Желто-красной кистью
По ветвям проводит –
Все заметят осени следы.
Красные рябины,
Желтые березы
На ветру листвою
Весело шумят.
Покраснела клюква,
И брусника тоже,
Им румянит щечки
Осени рука.
Астры поднимают
Гордые головки,
Осени кивают –
Рады, что пришла!
Ведущий 1: Какие удивительно поэтические строки нам рисует образ осени, а музыка дополняет его. Давайте вместе с вами, исполним песню «Кружева осенние»
Песня «Кружева осенние» музыка и слова Я.Жабко
Ведущий 1: Осень одевает деревья в необычайно красивые платья. На душе становится радостно. Об этом послушаем стихотворение в исполнении (имя ребенка).
Ребенок 5:
Закружилась в небе осень
Над полями, пашнями,
Ярко-сказочной жар-птицей
Солнце разукрасило.
В лес далекий полетела,
Осветила озеро,
И вода в нем заблестела
Перламутром розовым.
И роняла птица перья
Над поляной светлою.
На деревьях засверкали
Листья самоцветные.
Ведущий 1: Осенние листья могут не только шептаться, но и танцевать.
Листья желтые летят. Скоро голым будет сад.
Вдруг их ветер подхватил, В легком танце закружил.
Обворожительная музыка композитора Андрея Петрова дополнит этот образтанцем осенних листьев.
Танец «Осенний вальс» (фонограмма)
Ведущий 2: Второй месяц осени называется…(Ответы детей)
Октябрь – средний месяц осени, когда природа готовится к приёму зимы. Из-за осенних дождей в народе его именуют грязником, из-за наступающих зимних холодов — подзимником. Да, осень дарит чудеса. Стихотворение Н. Некрасова «Перед дождем» раскажет (имя ребенка).
Ребенок:
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...
Ведущий:
Осень время года необычное. Оно такое разное.
То светлое и ясное, то серое и мрачное…
Но в нашем музыкальном зале места грусти нет.
И сейчас вы услышите песенку «Дождик».
Индивидуальное пение песни «Дождик» под фонограмму.
Ведущий: В октябре на Покров люди последний раз ходили в лес за грибами. Давайте и мы не нарушим старинную традицию. Поиграем в игру «Грибочки»
Подвижная игра “Кто скорее возьмет грибок”
Ход игры:
Дети встают в четыре круга по пять человек. Внутри каждого круга – четыре гриба (на один меньше, чем детей в кругу). Дети идут по кругу и произносят слова:
Мы идем, идем, идем,
Мы грибы сейчас найдем (Идут по кругу)
Под листочком под травинкой,
На пенечке под осинкой.
Вот и гриб, не зевай, (Выпрямляют руки вперед)
И быстрей его хватай. (Хлопают в ладоши)
По окончании слов дети должны быстро взять гриб из круга. Ребёнок, которому не хватило гриба, из игры выбывает. Игра продолжается.
Ведущий: Третий месяц осени – это… (Ответы детей)
Ноябрь – последний осенний месяц. По народным приметам его называют листопадом, груднем, полузимником, студнем. Ноябрьские ночи особенно темны до первого снега. Если в ноябре снегу много надует – хлеба в следующем году прибудет. Комары поздней осенью — признак тёплой зимы. Если листья опадают медленно – значит, морозы водворятся нескоро. Если листопад пройдет быстро, следует ожидать ранней и холодной зимы. Издавна на Руси первый день ноября был проводами осени, встречей зимы. Про него и пословица сложена: «Ноябрь - Сентябрев внук, Октябрев сын, а зиме – родной батюшка!». Вот какие поэтические строки сложил про последний месяц осени А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...», прочитает стихотворение (имя ребенка).
Ребенок 8: Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Ведущий:
Красавица осень прощается с нами,
То солнца улыбкой, то злыми дождями,
Холодного утра туманным рассветом,
И птиц в даль летящих, прощальным приветом
Печальным ноктюрном, звучащим все тише,
То ветром, гуляющим ночью по крыше,
И лесом, что сбросил цветные наряды,
Забыв, как кружили его листопады.
Уходит красавица, слез не скрывая,
Притихшую землю опять покидая.
Грустит, но зима уже здесь на пороге,
И первым снежком засыпает дороги.
Ведущий 1: Уходит осень, но оставляет приятные чувства, ведь она нам подарила столько красок и эмоций.
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам.
Хочется, чтобы в нашей памяти остались яркие воспоминания об осени давайте исполним хоровод «У калинушки».
Хоровод «У калинушки» музыка и слова Ю. Михайленко
Ведущая: У нас в гостях поэтесса Тарасенко Н.А.. Она тоже сочиняет стихи и у неё есть стихи про Осень. Давайте послушаем их.
Выступление поэтессы.
Ведущий: Спасибо, Вам за ваши стихи и примите от нас эти цветы.
Да, осень самое яркое время года, природа удивляет нас богатством своих красок.
Желаю вам такой же чистоты, счастья, гармонии и новых красок жизни.
Пленительные звуки влекли нас за собой.
В душе мы навсегда оставим эти чувства.
И никогда нам не забыть, друг мой,
Чудесный мир волшебного искусства.
Сегодня наш вечер в музыкальной гостиной окончен.
Мы говорим вам всем - до новой встречи! До свидания.
Дети и взрослые выходят из зала.
Ярко красно- желтыми цветами
И летят листочки под ногами.
Шелестят листочки -2р.
Шелестят листочки под ногами.
Припев: Кофту теплую набросишь,
Кап-кап-кап-кап,
По земле шагает осень.
Кап-кап-кап.
И в дорогу птички соберутся,
Не грусти они весной вернутся.
И в дорогу птички, птички соберутся.
Не грусти они весной вернутся.
Дождик посылает нам приветы
Здравствуй осень, до свиданья лето!
До свиданья лето- 2р.
Здравствуй осень, до свиданья лето