СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкально-педагогические аспекты работы над певческим интонированием в детском хоре

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье поднимается проблема чистого интонирования в детском хоре и подробно излагаются приемы и методы поэтапной работы над певческой интонацией.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-педагогические аспекты работы над певческим интонированием в детском хоре»

УДК 372.878


МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ

НАД ПЕВЧЕСКИМ ИНТОНИРОВАНИЕМ В ДЕТСКОМ ХОРЕ



Панкратова К. Е.,

Курский государственный университет,

Золотухинская детская школа искусств

г. Курск, Россия


Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия




Аннотация. В статье поднимается проблема чистого интонирования в детском хоре и подробно излагаются приемы и методы поэтапной работы над певческой интонацией.

Ключевые слова: детская школа искусств, детский хор, певческая деятельность, интонирование, приемы и методы развития вокально-хорового навыка.

Abstract. The article raises the problem of pure intonation in a children's choir and describes in detail the techniques and methods of step-by-step work on singing intonation.

Key words: children's art school, children's choir, singing activity, intonation, techniques and methods of developing vocal and choral skills.



Механическое заучивание песен и попевок, а также мелодий вокально-хоровых произведений не может являться главной целью в работе с детским хором. Певческая деятельность детей должна осуществляться осмысленно, с пониманием протекающих процессов, поэтому педагогу-хормейстеру следует придерживаться определенной последовательности действий, т. е. технологии развития певческих способностей, ключевой из который является чистое интонирование.

Разучивание вокально-хоровых произведений с детьми целесообразно начинать с анализа мелодии: её восходящего или нисходящего движения, наличия скачков или хроматических ходов. Также необходимо определить наличие повторяющихся мест, форму произведения и другие важные нюансы строения мелодии. При каждом проигрывании или пропевании мелодии стоит добиваться её выразительного исполнения. Чем выразительнее исполняется мелодия, тем лучше она запоминается! В итоге у обучающихся формируется целостный образ исполняемого произведения, который в дальнейшем заполняется интонационными и техническими нюансами.

Процесс развития навыков певческого интонирования у обучающихся младших классов ДШИ можно разделить на несколько этапов [Тарасова].

Первый этап – формирование вокально-интонационной координации (умения детей интонировать звуки разной высоты). При этом необходимо добиться осознанного ощущения верной интонации, для чего надо найти в диапазоне голоса каждого поющего наиболее чисто воспроизводимые звуки (как правило, это – звуки примарной зоны). Важно, чтобы ребенок ощутил свою слитность с заданным тоном инструмента или голоса педагога, интонировал чисто и уверенно.

Затем, к примарным тонам следует постепенно добавлять звуки, лежащие по соседству и опевающие их, постепенно расширяя интонационный диапазон. На начальном этапе работы педагогу целесообразно использовать на занятиях игровые моменты, например, предложить детям имитировать голоса животных или насекомых (комарик – высоко, тоненько; медведь – низко) или же голос окружающих их близких («спой, как папа», «спой, как мама»). Такие приемы помогают находить примарный тон поющего.

С самых первых занятий стоит обращать внимание на положение нижней челюсти ребенка при пении. Она должна свободно открываться и не быть зажата. Для этого существует ряд упражнений. Для расслабления гортани хорошо подходит «мычание» на одной ноте, при котором сомкнуты губы и разомкнуты зубы. Самым элементарным упражнением является «зевок». Он расслабляет не только челюсть, но и весь голосовой аппарат, позволяя голосу свободно струиться.

Правильная интонация зависит от правильного дыхания. Поэтому с первых же занятий следует обращать внимание на характер вдоха обучающихся. Необходимо приучать их брать дыхание «животом», а затем петь «на опоре». Порой дети дышат «в плечи», и при пении им не хватает воздуха. От этого интонация получается плавающей, а звук – тусклым.

При выполнении игровых заданий учащимся тоже следует объяснять, как нужно брать дыхание. Для этого можно использовать различные упражнения на дыхание, например, парадоксальную дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой.

Второй этап – закрепление вокально-интонационной координации. На этом этапе закрепляется умение ребёнка петь свободно, на «опёртом» дыхании. Здесь по-прежнему стоит обращать внимание на интонирование, а также – на расслабленность голосового аппарата и дыхание учащегося. На данном этапе выполняют уже знакомые детям упражнения с выходом за пределы примарной зоны. В работу берутся небольшие песенки или попевки с небольшими скачками в пределах квинты.

На этом этапе следует приучать обучающихся пользоваться музыкально-слуховыми представлениями, своим «внутренним» слухом – прежде чем что-что спеть, они должны сначала услышать звучание у себя в голове. В целях тренировки интонации полезно чередовать пение на одном дыхание и пение с короткими паузам. Второй тип упражнений несколько сложнее, так как после паузы ребенку снова нужно попасть в тон заданной ноты. И это требует особой концентрации внимания.

Третий этап – формирование первичных навыков сольфеджирования (пения по нотам). Как правило, к этому моменту обучающиеся уже овладевают музыкальной грамотой, и чтение нот не доставляет им неудобства. Этот этап можно назвать основополагающим в формирования слухоголосовой координации и навыков чистого интонирования. Важной задачей в этот момент становится освоение навыков чтения нот с листа.

Поначалу у обучающихся могут возникать затруднения из-за неуверенного сольфеджирования. При отработке названного навыка полезно показывать рукой направление движения мелодии: мелодия идёт вверх – рука поднимается, мелодия идёт вниз – рука опускается. Более сложным и, одновременно, эффективным приемом является использование релятивной системы сольмизации с помощью ручных знаков.

Другая, не менее важная задача – это овладение восходящим и нисходящим звукорядом. Учащиеся должны не только ориентироваться в звукоряде, зная соседние ноты и порядок их появления, но и «читать» арпеджио-образные последовательности. Чистота интонации напрямую зависит от регистра – в высоком интонировать гораздо сложнее. Поэтому все упражнения стоит выполнять в удобном регистре и рабочем диапазоне.

Следующая задача третьего этапа – освоение навыков работы с мелодией. Здесь вырабатываются приёмы звуковедения, а также оттенки и нюансы. Пение – живой процесс, поэтому на каждом занятии следует выбирать упражнения, подходящие для конкретного случая. Если дети поют крикливо, сильно фальшивят, то следует применить приём пения с закрытым ртом на piano. При этом хормейстер должен сконцентрировать внимание детей на верном интонировании, а не на силе звука.

Контроль интонации должен осуществляться постоянно. Можно предложить учащимся спеть без сопровождения отрывок мелодии, а затем проверить её чистоту, сыграв на инструменте. Если звуки не совпали, то хормейстер обращает на это внимание и просит повторить снова. Или же он может попросить детей спеть по одному. Здесь важно, слышат ли ученики разницу между своим исполнением и игрой на инструменте. Если регулярно выверять интонацию по отдельным фразам произведения, то у обучающихся будет вырабатываться осознанный слуховой контроль, они станут слышать фальшь не только в пении соседа, но и в своём собственном. Известный способ тренировки слухоголосовой координации – пение знакомой цепочки: первый звук хор поёт вслух, второй про себя, третий снова вслух. Таким образом, происходит контроль каждого звука и интонации в целом.

Четвертый этап – формирование и развитие ладового чувства. Оно основано на способности памяти и голосового аппарата не только запоминать интонационные и ладовые ходы между нотами, но и «физиологические» ощущения интонирования звуков, разных по высоте.

Кроме того, на этом этапе важно объяснить детям, что петь нужно не по слогам, а объединяя их в слова, предложения и фразы. Поскольку художественный текст состоит не из букв, а из слов, предложений и фраз, дышать в середине слова, разрывая его, ровно, как и петь, акцентируя каждый слог, нельзя.

Для развития ладовых ощущений рекомендуется выполнять упражнения, создающие «ладовую настройку». Это могут быть восходящие и нисходящие гаммы, пение трезвучий, арпеджио, устойчивых и неустойчивых ступеней в произвольном порядке, опевание устойчивых ступеней, пение интервалов.

Пятый этап – детальная работа над певческой интонацией. Специальные упражнения на развитие интонации вводятся уже на начальном этапе обучения хоровому пению. но только после предыдущих четырёх этапов эти упражнения дают наилучший эффект. К пятому этапу обучающиеся овладевают навыками дыхания, звуковедения, сольфеджирования, имеют представления о правильной интонации и понятии унисона. Кропотливая работа по закреплению всех этих навыков приводит к координации слуха и голоса.

На данном этапе преобладает пение a capella в темпе, удобном для контроля качества интонирования. Здесь же может начинаться или продолжаться работа над многолосием. Важно помнить, что начинать данную работу следует только после установления чистого унисона во всем хоре. Хормейстер может взять в работу произведения, которые поют несколько групп хора в форме так называемого вопроса-ответа. При этом отвечающая группа певцов начинает мелодию с последней ноты группы, задающей вопрос, или ноты, лежащей рядом. Продуктивны произведения с верхним подголоском или с проходящим многоголосием устойчивых интервалов, а также несложные каноны. Голоса в таких произведения движутся на расстоянии определённого интервалы (как правило, терции). Произведения с самостоятельным движением голосов – более сложный этап. Но и он может быть доступен обучающимся младшего школьного возраста при условии правильной подачи материала.

Хормейстер отправляет во вторые голоса более уверенно поющих и слышащих учащихся. Разучивание произведения начинается именно с их партии. Они поют её, сольфеджируя, на слоги или со словами, с поддержкой инструмента или голоса хормейстера и без дублирования мелодии. Затем свою партию поют первые голоса с гармоническим сопровождением. Когда все партии выучены, обучающимся предлагается спеть их вместе. При этом внимание хормейстера и певцов заостряется на первом интервале. Он должен звучат стройно и чисто. Дети должны слышать друг друга и не стараться перекричать соседа.

Совершенствование исполнения двухголосных сочинений происходит на протяжении нескольких уроков или даже месяцев. Это зависит от умения обучающихся слышать унисон своей партии и партии соседа, а также согласованный ансамбль между ними. Большую пользу в этой работе приносит пение двухголосных канонов. Освоение двухголосия в младшем школьном возрасте значительно упрощает работу хормейстера на последующих этапах обучения.

Стоит помнить, что нет универсального списка упражнений и приёмов для координации певческой интонации. Тот или иной приём должен подходить коллективу и использоваться в зависимости от ситуации. Поэтому хормейстеры детских коллективов не только опираются на давно известные и проверенные приёмы, но и изобретают свои собственные.


Литература:

  1. Тарасова В. П. Развитие интонационных навыков на уроках сольного пения. URL: https://infourok.ru/razvitie-vokalno-intonacionnyh-navykov-na-urokah-solnogo-peniya-5702980.html (дата обращения: 12.12.2022).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!