Тема 20. Методика приобщения дошкольников к музыкально-ритмическим движениям
Вопросы:
1. Музыкально-ритмические движения как вид детской музыкальной деятельности, его задачи.
2. Виды движений.
3. Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям.
4. Требования к репертуару для музыкально-ритмических движений.
1.Музыкально-ритмические движения как вид детской музыкальной деятельности, его задачи
Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки передается в движении. Музыка является основой, а движение - средством более глубокого ее восприятия и понимания. Такое понимание сути этого вида музыкальной деятельности сохраняется вне зависимости от термина, которым в разное время определялся этот вид деятельности – «ритмическое движение», «движение под музыку», «музыкальное движение», «ритмика» и др.
Таким образом, цель этого вида деятельности – в углублении и дифференциации восприятия и формирования на этой основе навыков выполнения выразительных движений.
Методика обучения музыкально-ритмическим движениям в массовом музыкальном воспитании детей впервые была представлена в системе ритмического воспитания швейцарского композитора и педагога Эмиля Жака-Далькроза (начало 20 века). Отечественная методика обучения этому виду музыкальной деятельности во многом опиралась на положения системы Жака-Далькроза. В разработке подходов, рассчитанных на детей дошкольного возраста, участвовали М.А. Румер, Т.С .Бабаджан, Н.А. Метлов, позднее – А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина. На современном этапе представляет интерес система «ритмической пластики», разработанная россиийским автором А.И. Бурениной и отраженная в программе «Ритмическая мозаика», которая с успехом используется в системе дошкольного музыкального воспитания Беларуси. В учебной программе дошкольного образования (2012) раздел «Музыкально-ритмические движения» выделен уже в группе второго раннего возраста (1-2 года).
Задачи музыкально-ритмических движений:
1. Формирование компонентов музыкальной культуры дошкольников (предпосылок музыкального вкуса, музыкальных интересов);
2. Развитие музыкальности и музыкально-творческих способностей (в наибольшей степени – эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма);
3. Обучение музыкально-ритмическим и двигательным умениям и навыкам (ритмично ходить, легко бегать, выполнять легкие ритмичные поскоки, выполнять движения с предметами, двигаться по кругу, в парах, выполнять перестроения; выполнят танцевальные движения: хлопки, притопывания, кружения, выставления ноги на пятку, «пружинку», менять характер движения в соответствии с динамикой, ритмом, формой произведения, передавать характерные движения игровых персонажей, инсценировать тексты песен;)
4. Формирование элементарных знаний о музыке (представления о темпе – быстро, умеренно, медленно, динамике – тихо, громко, постепенно затихая или усиливая, музыкально форме – двух-трех частной, куплетной и др., жанрах музыки – марш, танец: полька, вальс, полонез и др.).
5. Содействовие физическому развитию (осанка, походка, четкость движений) детей, умению взаимодействовать со сверстниками.
2.Виды движений
Традиционно выделяются следующие виды музыкально-ритмических движений:
1.Упражнения (многократное выполнение движений с целью обучения):
а) упражнения, направленные на совершенствование основных движений (ходьба, бег, прыжки);
б) общеразвивающие (с предметами и без них);
в) подготовительные, в ходе которых разучиваются движения к пляскам (галоп, кружение и т.д.);
г) образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей игр и инсценировок;
д) самостоятельные упражнения – законченные композиции (специально созданные авторами с этой целью, напр. «Всадники», «Барабанщики»).
2. Пляски:
а) пляски с зафиксированными движениями (авторская композиция, сопровождающаяся описанием движений в соответствии с тактами музыки);
- пляски с подлинными элементами народного танца;
- характерные танцы («Снежинки», «Петрушки», «Куклы» и т.д.);
- хороводы с пением, текст которых не связан с выполняемыми движениями;
- современный детский танец;
- детский бальный танец.
б) пляски-импровизации на основе разученных движений и их элементов (начиная с плясок типа «зеркало», в котором все участники повторяют комбинацию движений за ребенком-ведущим, заканчивая самостоятельной сольной или коллективной композицией);
3. Музыкальные игры с движением.
а) сюжетные, в которых показаны действия, характеры, взаимоотношения персонажей;
- под пение (―У мядзведзя на бару‖);
- под инструментальную музыку ( типа ―День и ночь‖, ―Весело-грустно‖, ―Зайцы и лиса‖);
- игры-инсценировки, чаще используемые на развлечениях и досугах (―Теремок‖, ―Колобок‖).
б) несюжетные, которые не имеют определенной тематики, задание связано с общим настроением музыки, ее выразительными средствами – различные игровые задания, соревновательные элементы и пр.
3.Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям
В обучении музыкально-ритмическим движениям используются следующие методы и приемы: Наглядный метод (слуховая наглядность – звучащая музыка, зрительная наглядность – демонстрация движений, а также тактильно-мышечная наглядность – помощь ребенку в правильном расположении рук, ног), разнообразные словесные методы (беседа, объяснение), практические методы (упражнения, но не тренаж).
При разучивании новой пляски на протяжении 5-7 занятий необходимо соблюдение следующих этапов:
1. Ознакомительный, цель которого – познакомить с новым упражнением, пляской, создать целостное впечатление о музыке и движении.
А) восприятие музыки;
Б) беседа о характере и содержании музыки;
В) показ движения целиком под музыку;
Г) пояснение содержания элементов движения;
Д) начало разучивания в общих чертах.
2. Углубленное разучивание – уточнение и закрепление элементов посредством многократного повторения (возможно без музыки, под счет, но для осознанности необходимо время от времени обращаться к соответствующему музыкальному отрывку).
3. Закрепление представлений о музыке и движении – работа над качеством, выразительностью, четкостью, использование творческих заданий (задание изменить какой-либо элемент, исполнить соло или ансамблем, использовать другие атрибуты и т.д.).
4. Требования к репертуару
Репертуар к этому виду деятельности отбирается в соответствии со следующими принципами:
- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность образов;
- моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;
- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;
- разнообразие движений ( танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения); - соответствие движений характеру, образам музыки;