Министерство образования и науки Республики Дагестан
Государственное профессиональное бюджетное образовательное
Учреждение РД
« Профессионально- педагогический колледж имени М. М. Меджидова»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Музыкально -тематические занятия как способ формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Выполнил: имя
Студент
Специальность: 53.02.01 «Музыкальное образование»
Руководитель: Джанаева Зоя Абдуллаевна
Цель исследования - изучение эффективных педагогических условий формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами тематических музыкальных занятий.
Объект исследования - процесс формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами тематических музыкальных занятий.
Гипотеза
процесс формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами тематических музыкальных занятий будет проходить эффективно если:
- производить отбор музыкальных произведений, содержание которых направлено на формирование этических представлений детей;
- стимулировать активность детей, проявление инициативы при помощи создания проблемной ситуации нравственного выбора на занятии;
- задачи формирования этических представлений детей старшего дошкольного возраста будут решаться в тесном сотрудничестве специалистов – педагогов и музыкального руководителя, с семьями воспитанников.
Задачи
- изучить особенности формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- раскрыть влияние тематических музыкальных занятий на формирование этических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить и обосновать педагогические условия, влияющие на формирование этических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами тематических музыкальных занятий;
Особенности формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие - «нрав », «обычай ». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки.
Этические представления человека, формировавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как добро, зло, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь, в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей.
«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»
В. А. Сухомлинский
Эльконин Д. Б. отмечал, что «на протяжении дошкольного возраста у детей происходит интенсивное усвоение этических представлений».
Трофимова Е.Д. выделила три группы этических представлений ,
- о нравственных качествах личности;
- о нравственных отношениях к окружающему миру;
- о сотрудничестве, о способах общения и взаимодействия.
Никеева М.М. предлагает следующую классификацию этических представлений:
- представления ценностей (доброжелательность, счастье, дружба, честность, справедливость);
- представления отношений (ответственность, милосердие, гуманизм, долг);
- представления поступков (трудолюбие, патриотизм).
Основные показатели сформированности этических представлений по Никеевой М. М. :
- наличие у детей знаний о нравственном качестве,
- осознание значимости и важности этого качества в жизни человека и общества, проявление его в поступках,
- способность замечать его в других детях.
Формирование у ребенка этических представлений оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво, в результате чего у ребенка не может сложиться четких представлений о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае .
С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений.
Регуляция поведения на основе этических норм не возможна без развития у ребенка таких социальных эмоций, как сопереживание (переживание эмоций сходных с эмоциями другого) и сочувствие (умение эмоционально представить себе переживания другого и эмоционально откликнуться на них).
Центральное место в процессе усвоения норм и правил занимает игровая деятельность детей, где сюжет и роли являются их моделями.
Важную роль в становлении нормативной регуляции поведения у дошкольника играет взрослый. Поведение значимых взрослых (сначала это ближайшие родственники, а затем и воспитатели) выступает перед ним как образец для подражания. Поэтому соблюдение норм и правил ребенком непосредственно зависит от того, насколько последовательно сами взрослые придерживаются их.
5-летний ребенок эмоционально переживает не только одобрение (порицание) другими его поведения, но и выполнение (нарушение) им самим норм и правил, соответствие (несоответствие) поведения своим (а не других людей) этическим представлениям.
На седьмом году жизни у детей происходит дальнейшее развитие саморегуляции поведения в соответствии с нормами и правилами.
Виноградова А.М. дает следующие методические рекомендации по формированию этических представлений у детей:
- методика формирования этических представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни
- специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций
- использовать произведения художественной литературы
- обращение к личному опыту детей
- общение детей в процессе деятельности (игры, труд, прогулка).
Вывод
Дошкольный возраст является наиболее значимым периодом в процессе формирования этических представлений личности. Этические представления детей старшего дошкольного возраста формируются как стихийно, под влиянием семьи, окружающей действительности, детского сада, так и в результате целенаправленной систематической работы педагогов.
Роль тематических музыкальных занятий в формировании этических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Музыкальные занятия – это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы.
Последовательность видов деятельности, и само построение музыкального занятия, требует учета следующих моментов:
- возрастные особенности детей;
- основные задачи;
- физическую, умственную, эмоциональную нагрузки;
- характер предшествующей и последующей деятельности;
- условия проведения занятий.
Выделяют три разновидности этих занятий: собственно - тематические , музыкально-тематические и сюжетные — в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета.
В качестве основных приоритетов музыкальных занятий определенны:
- Нравственность. Освоение нравственно-творческого отношения к действительности.
- Творчество. Творчество рассматривается как универсальный сущностный механизм личностного развития дошкольников.
- Красота (эстетическое). Приоритет красоты предполагает ориентацию на постижение и воспроизводство воспитанниками эстетических ценностей.
- Открытость.
Тематические музыкальные занятия обладают значительным воспитательным потенциалом и могут быть использованы в работе по формированию этических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Педагогические условия формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами тематических музыкальных занятий
Педагогические условия, влияющие на процесс формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста:
- отбор музыкальных произведений
- необходимо стимулировать активность детей
- задачи формирования
- должны решаться в тесном сотрудничестве
Вывод
Для достижения эффективности воздействия тематических музыкальных занятий на формирование этических представлений у старших дошкольников, следует производить отбор музыкальных произведений, содержание которых направлено на формирование этических представлений детей.
Родители могут решать воспитательные задачи:
- активно приобщаясь к музыкальной культуре
- активный диалог о музыке
Опытно – экспериментальная работа велась на базе МДОУ №11 города Избербаша. В эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.
Цель констатирующего эксперимента : выявление уровня сформированности этических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Методы:
- изучение индивидуальных диагностических карт освоения программы;
- наблюдение в различных видах деятельности;
- беседы с детьми;
- моделирование проблемных ситуаций;
методика «Сюжетные картинки»
уровни
I пара
кол-во детей
низкий
II пара
%
средний
8
9
кол-во детей
высокий
40
3
45
6
%
III пара
кол-во детей
10
15
30
%
4
10
IV пара
50
кол-во детей
8
50
20
2
%
40
средний показатель
8
9
%
10
40
45
40
3
45
15
15
Оценка эмоционального отношения к нравственным нормам (щедрость, отзывчивость, дружелюбие, вежливость)
Таблица №1
Было установлено, что у большинства детей данной группы недостаточно сформирована оценка нравственных норм, эмоциональное отношение не всегда адекватно ситуации. Полученные результаты говорят о том, что дети старшего дошкольного возраста без предварительного обучения не всегда могут дать правильную оценку поступкам героев.
Рис.1 Диаграмма «Эмоциональное отношение к нравственным нормам у детей группы»
методика «Закончи историю»
уровни
I история
кол-во детей
оч.низк.
4
%
низкий
II история
10
кол-во детей
20
средний
4
%
50
высокий
III история
4
6
2
кол-во детей
20
20
10
6
30
%
4
IV история
кол-во детей
6
4
30
20
средний показатель %
20
7
%
4
30
3
6
35
20
15
20
7
30
35
3
35
30
15
15
Уровень сформированности этических представлений дошкольников на констатирующем этапе эксперимента
Таблица №2
При анализе ответов детей, были оценены уровень сформированности их этических представлений как очень низкий в 20% случаев, низкий – в 35% случаев, средний – в 30% случаев и высокий только в 15% случаев.
Рис.2 «Уровень сформированности этических представлений у детей группы»
методика «Моделирование жизненных ситуаций»
Ситуация I . «На прогулке»
Ситуация II . «Помощники»
Ситуация III . «Скорая помощь»
Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети старшего дошкольного возраста имеют представления о нравственных нормах. Но имеющиеся представления недостаточно дифференцированы и не всегда содержат вербальные обозначения тех или иных понятий.
Цель формирующего этапа эксперимента : разработать и реализовать содержание работы по формированию этических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами тематических музыкальных занятий.
Содержание формирующего этапа :
- производить отбор музыкальных произведений, содержание которых направлено на формирование этических представлений детей;
- стимулировать активность детей, проявление инициативы при помощи создания проблемной ситуации нравственного выбора на занятии;
- задачи формирования этических представлений детей старшего дошкольного возраста будут решаться в тесном сотрудничестве специалистов – педагогов и музыкального руководителя, с семьями воспитанников.
Цель контрольного этапа эксперимента: выявить эффективность педагогических условий формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами тематических музыкальных занятий.
Задачи контрольного этапа эксперимента:
- Выявить динамику сформированности этических представлений у старших дошкольников.
- Определить эффективность воспитательно-образовательного воздействия тематических музыкальных занятий.
методика «Сюжетные картинки»
уровни
I пара
кол-во детей
низкий
II пара
%
средний
4
8
кол-во детей
высокий
20
8
40
4
%
III пара
кол-во детей
9
40
20
%
7
6
IV пара
45
кол-во детей
6
30
35
8
%
30
средний показатель
2
9
%
40
10
45
20
9
40
45
40
Оценка эмоционального отношения к нравственным нормам (щедрость, отзывчивость, дружелюбие, вежливость)
Таблица №3
Эмоциональная оценка нравственных норм детьми группы стала значительно выше.
Рис. 3 «Динамика изменения эмоционального отношения к нравственным нормам у детей группы»
методика «Закончи историю»
уровни
I история
кол-во детей
оч. низк.
%
II история
2
низкий
6
кол-во детей
10
средний
%
высокий
8
2
III история
30
кол-во детей
4
5
40
10
20
7
25
%
2
IV история
кол-во детей
6
5
10
35
средний показатель
30
7
%
2
25
6
4
%
35
10
30
10
6
20
25
8
30
35
40
30
Уровень сформированности этических представлений дошкольников на контрольном этапе эксперимента
Таблица №4
Уровень сформированности этических представлений детей группы вырос. Ярким показателем этого являются ответы детей.
Рис. 4 «Динамика сформированности этических представлений у детей группы»
Вывод
В результате проведенного эксперимента, этические представления детей систематизировались. Дети научились анализировать не только поступки других, но и свои собственные. Ответы детей стали более аргументированными и полными. Таким образом получено подтверждение эффективности педагогических условий формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами тематических музыкальных занятий.
Проведенная работа говорит о наличии высокого воспитательного потенциала тематических музыкальных занятий в процессе формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Спасибо за внимание!!