СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкально - теоретический анализ произведения

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальный - теоретический анализ произведения В.В.Харисова "Былбылым" вариации на тему татарской народной песни "Мой солоыей"

Просмотр содержимого документа
«Музыкально - теоретический анализ произведения»






РЕФЕРАТ






На тему: Музыкально-теоретический анализ произведения В.В. Харисова «Былбылым вариации на тему татарской народной песни

«Мой соловей»












Выполнила А.М. Аксянова












2024 г.


Музыкально-теоретический анализ произведения В.В. Харисова «Былбылым» вариации на тему татарской народной песни

«Мой соловей».

Произведение представляет собой обработку татарской народной песни «Ай, былбылым», написанной в вариационной форме.

Вариационной формой или вариационным циклом называется форма, состоящая из первоначального изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений (называемых вариациями). Число вариаций бывает различным – от двух-трех до нескольких десятков.

Тема и две вариации соответствуют трехкуплетному литературному тексту песни. Тональность темы и двух вариаций – Ми минор. Тема состоит из 16 тактов. Темп Moderato, четверть = 90.

Тема написана в форме периода. Построение мелодии тесно связано с текстом песни.

Мелодическая линия в первой и во второй фразе одинакова, она соединяется хроматическими ходами в басовом голосе.

С третьего такта мелодия развивается, она поднимается вверх на кварту, в нижнем голосе звучит бас субдоминантового секстаккорда переходящего в трезвучие. В четвертом такте на Доминанте заканчивается первое предложение, которая на одном дыхании плавно, нисходящей мелодией по секундам приводит нас ко второму предложению, разрешается в тонику.


Со второго предложения тема насыщается выдержанными подголосками, вступающими на слабую долю.

В седьмом, девятом, тринадцатом тактах тема украшается терциями.

С третьего предложения (9 такт) начинается новое мелодическое развитие, которое в четвертом предложении повторяется (13 такт). Окончание третьего предложения плавно переходит в четвертое предложение через нисходящий Доминантовый квинтсекстаккорд.

В этом предложении тема мелодии украшается синкопированным ритмическим рисунком.


В конце каждого предложения нисходящее движение мелодии композитор украшает трелью.

Звучание темы – это экспозиция картины литературного текста первого куплета.

Ай былбылым, вай былбылым

Агыйделнең камышы

Таң алдыннан чут-чут килә

Сандугачлар тавышы

Ой, соловей, мой соловей,

Камыши в реке Белой.

На рассвете за рекою

Слышится пение соловья.


Татарская народная песня имеет квадратный период, где каждое предложение повторяется.

Схема А+А+В+В это строение куплета и мелодии типична для народных песен.

Первая вариация раскрывает внутреннее душевное волнение человека. Его внутренний порыв льется шестнадцатыми длительностями, как у С. Рахманинова «Весенние воды».

Мелодическая тема в первом и во втором предложении звучит в басу, а затем она переходит в верхний голос.



Здесь композитор использует мелодию на выдержанный басовый голос (basso ostinato),

т.е. «упорный бас», что придает этой вариации полифоническое развитие и может быть скованность, неподвижность, т.к. противостоит более свободному развитию верхнего голоса (контраст в одновременности).

Эта вариация как нельзя лучше передает человеческое страдание и в тоже время нежность, глубину чувств. Все эти оттенки раскрываются в фильме режиссера Е. Анашкина по роману Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза».

Ай былбылым, вай былбылым

Агыйделдә таң ата

Таңнар ата, өзелә үзәк

Җырлата да елата

Ой, соловей, мой соловей,

На реке Белой разгорается восход.

На заре душа тоскует,

Сердце ноет и поёт


Вторая вариация рисует нам картину разговора влюбленного человека с соловьем. С первой фразы звучат трели соловья, арпеджированные на тоническом секстаккорде на фоне мелодии.

Возвращается хроматическая тема баса…Тема ведется двухголосно в терцию.

Композитор использует покачивание терциями, имитирующий образ лодки на воде.

Такая же музыкальная картина встречается в творчестве композиторов Л. Бетховена «Соната для фортепиано №14»,

Ф. Шуберта «Вечерняя серенада»…Из музыкальной истории мы знаем, что жизнь этих композиторов была одинокой, а творчество при жизни непризнанно, отсюда близость к природе. Прошло более трехсот лет и ничего не меняется.

Во второй вариации нашего произведения влюбленный человек и соловей нашли общую тему для размышления.

Ай былбылым, вай былбылым

Кунып сайрый талларга

Синең хакта серләремне

Сөйлим сандугачларга

Ой, соловей, мой соловей,

Поёт на иве.

Про тебя тайны свои

Расскажу соловью.


В конце произведения композитор использует очень красивый гармонический оборот:

II6 – Д5/3 – VI5/3 – S5/3 – II7#3#5 – II7(b2-Фр.ст.) – Т

Плагальность вообще характерна в заключительных оборотах для народной музыки. Использование фригийского лада отличается особым усилением субдоминантовости и тем ярче воспринимается арпеджированная тоника в конце.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!