РЕФЕРАТ
На тему: Музыкально-теоретический анализ произведения В.В. Харисова «Былбылым вариации на тему татарской народной песни
«Мой соловей»
Выполнила А.М. Аксянова
2024 г.
Музыкально-теоретический анализ произведения В.В. Харисова «Былбылым» вариации на тему татарской народной песни
«Мой соловей».
Произведение представляет собой обработку татарской народной песни «Ай, былбылым», написанной в вариационной форме.
Вариационной формой или вариационным циклом называется форма, состоящая из первоначального изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений (называемых вариациями). Число вариаций бывает различным – от двух-трех до нескольких десятков.
Тема и две вариации соответствуют трехкуплетному литературному тексту песни. Тональность темы и двух вариаций – Ми минор. Тема состоит из 16 тактов. Темп Moderato, четверть = 90.
Тема написана в форме периода. Построение мелодии тесно связано с текстом песни.
Мелодическая линия в первой и во второй фразе одинакова, она соединяется хроматическими ходами в басовом голосе.
С третьего такта мелодия развивается, она поднимается вверх на кварту, в нижнем голосе звучит бас субдоминантового секстаккорда переходящего в трезвучие. В четвертом такте на Доминанте заканчивается первое предложение, которая на одном дыхании плавно, нисходящей мелодией по секундам приводит нас ко второму предложению, разрешается в тонику.
Со второго предложения тема насыщается выдержанными подголосками, вступающими на слабую долю.
В седьмом, девятом, тринадцатом тактах тема украшается терциями.
С третьего предложения (9 такт) начинается новое мелодическое развитие, которое в четвертом предложении повторяется (13 такт). Окончание третьего предложения плавно переходит в четвертое предложение через нисходящий Доминантовый квинтсекстаккорд.
В этом предложении тема мелодии украшается синкопированным ритмическим рисунком.
В конце каждого предложения нисходящее движение мелодии композитор украшает трелью.
Звучание темы – это экспозиция картины литературного текста первого куплета.
Ай былбылым, вай былбылым Агыйделнең камышы Таң алдыннан чут-чут килә Сандугачлар тавышы | Ой, соловей, мой соловей, Камыши в реке Белой. На рассвете за рекою Слышится пение соловья. |
Татарская народная песня имеет квадратный период, где каждое предложение повторяется.
Схема А+А+В+В это строение куплета и мелодии типична для народных песен.
Первая вариация раскрывает внутреннее душевное волнение человека. Его внутренний порыв льется шестнадцатыми длительностями, как у С. Рахманинова «Весенние воды».
Мелодическая тема в первом и во втором предложении звучит в басу, а затем она переходит в верхний голос.
Здесь композитор использует мелодию на выдержанный басовый голос (basso ostinato),
т.е. «упорный бас», что придает этой вариации полифоническое развитие и может быть скованность, неподвижность, т.к. противостоит более свободному развитию верхнего голоса (контраст в одновременности).
Эта вариация как нельзя лучше передает человеческое страдание и в тоже время нежность, глубину чувств. Все эти оттенки раскрываются в фильме режиссера Е. Анашкина по роману Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза».
Ай былбылым, вай былбылым Агыйделдә таң ата Таңнар ата, өзелә үзәк Җырлата да елата | Ой, соловей, мой соловей, На реке Белой разгорается восход. На заре душа тоскует, Сердце ноет и поёт |
Вторая вариация рисует нам картину разговора влюбленного человека с соловьем. С первой фразы звучат трели соловья, арпеджированные на тоническом секстаккорде на фоне мелодии.
Возвращается хроматическая тема баса…Тема ведется двухголосно в терцию.
Композитор использует покачивание терциями, имитирующий образ лодки на воде.
Такая же музыкальная картина встречается в творчестве композиторов Л. Бетховена «Соната для фортепиано №14»,
Ф. Шуберта «Вечерняя серенада»…Из музыкальной истории мы знаем, что жизнь этих композиторов была одинокой, а творчество при жизни непризнанно, отсюда близость к природе. Прошло более трехсот лет и ничего не меняется.
Во второй вариации нашего произведения влюбленный человек и соловей нашли общую тему для размышления.
Ай былбылым, вай былбылым Кунып сайрый талларга Синең хакта серләремне Сөйлим сандугачларга | Ой, соловей, мой соловей, Поёт на иве. Про тебя тайны свои Расскажу соловью. |
В конце произведения композитор использует очень красивый гармонический оборот:
II6 – Д5/3 – VI5/3 – S5/3 – II7#3#5 – II7(b2-Фр.ст.) – Т
Плагальность вообще характерна в заключительных оборотах для народной музыки. Использование фригийского лада отличается особым усилением субдоминантовости и тем ярче воспринимается арпеджированная тоника в конце.