СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальное просвещение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыкальное просвещение»

Два музыкальных посвящения

Цель урока− знакомство с музыкальными образами вокальных и инструментальных произведений М.И. Глинки.

Задачи:

− анализ формы, ритма, звуковысотной линии романса и сопоставление его с образно- смысловым анализом стихотворения А.С.Пушкина

− развитие вокально- хоровых навыков

− расширение музыкально- интонационного словаря учащихся

− воспитание слушательской культуры, чувства восхищения русской классикой

( литературной и музыкальной)

Материал для урока: − портреты А Керн, А.С. Пушкина, М.И. Глинки, Е. Керн.

− Глинка. Романс « Я помню чудное мгновенье», « Вальс−

Фантазия», романс « Жаворонок»

− карточки: « неопределенность», « неуверенность»,

« взволнованность», « меланхолия», « взволнованность»,

− тексты романса « жаворонок».

- учебник «Музыка» для 6 класса по программе Сергеевой,

Критской

Ход урока.

− на уроках первой четверти мы знакомились с образами романсов и песен русских композиторов. Тема сегодняшнего урока− « Два музыкальных посвящения».

Обратите внимание на уже знакомый вам эпиграф: «Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости» М. И. Глинка. Как вы думаете, о каком жанре пойдет речь сегодня.

/ о романсе

− сейчас мы исполним романс, хорошо вам знакомый ( наигрываю вступление)

/ романс «Жаворонок»

− кто сочинил этот романс?

/ М.И. Глинка

− но прежде, чем мы исполним его, нам нужно распеться.

Вычленяю и играю на фортепиано фразу: « ….над подруженькой своей жаворонок звонкий.»

− предлагаю исполнить эту фразу на слог « ле» сначала кому-то одному на ряду

( настроить ряд), а потом за солистом повторяет весь ряд. Во время настройки, от ряда к ряду транспонирую мелодию все выше.

Каков музыкальный образ этого романса? Кто здесь главный герой?

/ образ одинокого, покинутого человека

− с каким еще романсом М.И.Глинки мы познакомились в этом году?

/ « Я помню чудное мгновенье»

− Глинка сочинил этот романс через несколько лет после трагической смерти Пушкина, положив в основу бессмертное произведение поэта. Что стало поводом к сочинению Пушкиным его стихотворения?

/ любовь к А.П.Керн. ( портреты Пушкин− Керн)

− Как вы считаете , что толкнуло М.И.Глинку на сочинение романса?

/ тоже любовь к кому-то

− откройте учебник на стр. 16 и найдите ответ на вопрос: кто стал музой для Глинки?

/ Е.Е. Керн. ( портреты Глинка− Е.Керн)

− я хотела бы вам напомнить этот романс, слушая его постарайтесь ответить на вопрос: сохранил ли композитор особенности стихотворения Пушкина?

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»

− чтобы ответить на мой вопрос, давайте вспомним особенности строения стихотворения : сколько частей? на принципе сходства или контраста строит стихотворение Пушкин? какие прилагательные подойдут для характеристики каждой части?

Учебник. Стр.14, 16 Анализируем романс: −мелодию и ритм первой фразы ( ритм предлагаю прохлопать ребятам из музыкальной школы, проанализировать его) музыка ласковая, нежная, ровная− « дышу полной грудью, счастье, восторг в душе.»

Мелодию и ритм второй фразы разбираем аналогично. Мелодия− на одной ноте, ритм− острый, пунктирный.− « в душе все мертво, порыв развеял все мечты»

Третья фраза− точная копия первой.

Вывод: сохраняются ли особенности стихотворения?

/ да.

− ребята, но на доске у нас записаны названия двух музыкальных произведений, о чем это говорит?

/ о том, что Глинка посвятил Екатерине Ермолаевне еще и Вальс- фантазию

− наша задача− в ходе дальнейшей работы ответить на вопрос: зачем Глинка добавил в название второе слово «фантазия»?

Обращаемся к главной теме вальса ( исполняю ее)

− какую интонацию несет в себе тема: вопросительную, восклицательную, повествовательную?

/ вопросительную, многоточие

-Каким настроением проникнута?

/ Неуверенностью, грустью

( предлагаю обратить внимание на прилагательные на карточках, которые подобрала сама ( расширяем словарный запас)

Сейчас прозвучит вальс, постарайтесь услышать, что происходит со знакомой нам темой, мы будем слышать ее постоянно?

Звучит «Вальс− фантазия»…

/ тема исчезает, мелодии постоянно меняются

− как это может характеризовать отношения между влюбленными?

/ они часто ссорятся , отношения непостоянные, неровные.

− Как вы считаете, какое будущее у этих отношений?

/ прогнозы детей

Послушаем как Глинка заканчивает свой вальс

Звучит музыка…

/ они расстанутся

− почему?

/ звучит поток голосов, срывающихся вниз− крушение надежд

− теперь мы способны понять: почему вальс назван фантазией?

/ потому, что все мечты только в голове, в воображении, в жизни− ничего не сбылось

Как вам кажется это сочинение− обычный вальс, музыка для танца или нечто большее?

/ это рассказ из жизни, кусочек души

− конечно. Молодцы, что почувствовали это.

Д.З.− мостик к нашему следующему уроку. Подготовьте обоснованный ответ на вопрос: можно ли назвать эти два музыкальных произведения музыкальными портретами? Почему?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!