СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы готовимся к экзаменам. География. 10 кл. БИЛЕТЫ № 11, 12, 13, 14, 15

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая самостоятельно над вопросами в билетах, глухие ученики требуют контроля. Свевременная помощь - это залог того, что дети более осознанно будут воспринимать изусаемое.

Просмотр содержимого документа
«Мы готовимся к экзаменам. География. 10 кл. БИЛЕТЫ № 11, 12, 13, 14, 15»

Билет № 11 География

1. Охарактеризовать географию животноводства.

2. Рассказать о мировых запасах пресной воды.

3. Практическое задание.



1. Охарактеризовать географию животноводства

Животноводство развито во всех регионах земного шара. Оно разнообразно по составу, направлениям развития, уровнем интенсивности и продуктивности. Наиболее распространенные отрасли животноводства в мире – скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, рыбоводство.

В экономически развитых странах Европы, Северной Америки в лесной и лесостепной зонах разводят крупный рогатый скот молочно-мясного и молочного направления.

В местах с сухим климатом развито экстенсивное животноводство мясного направления (Индия, Пакистан, Аргентина, Австралия). Половина поголовья крупного рогатого скота находится в Индии, Бразилии, Китае, США, Аргентины.

Свиноводство развито в Европе, Азии, Северной Америке, в районах с интенсивным земледелием. Самое большое поголовье свиней в Китае, Европе (Германия, Франция, Италия, Великобритания, Россия, Украина, Польша).

Овцеводство распространено повсеместно. Наибольшее производство шерсти и баранины в Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке, Аргентине, Индии. Также овцеводство развито в Великобритании, Испании, Турции, Китае, США. В последнее время интенсивно развивается птицеводство, в районах с определенными традициями потребления и развитой кормовой базой.


Задание. Прочитать текст, ответить на вопросы.

1. О какой отрасли сельского хозяйства текст?

2. Назвать распространённые отрасли животноводства.

3. Подумать и сказать, какое направление имеет животноводство в Донецком регионе?

4. Где развито свиноводство, а где овцеводство?



Дополнить предложения.

1. Скот молочно – мясного направления….

2. В зонах с недостаточным увлажнением….

4. Где развито свиноводство, а где овцеводство?


2. Рассказать о мировых запасах пресной воды.

Вода – основной источник жизни на Земле. В составе гидросферы пресной воды очень мало, на долю материковых вод приходится 4% от общего объема, из них подземных воды составляют менее 2%, ледники около 2%, поверхностные воды (реки, озёра, болота) – 0,02%. Всего пресные воды составляют 2% гидросферы.

Мировой океан, вода которого непригодна для питья (солёная), благодаря солнечной энергии является основным поставщикам пресной воды, за счет Мирового круговорота воды.

В последнее время глобальный характер приобрела проблема дефицита пресной воды; она возникла из-за загрязнения водоёмов, изменения климата и возрастания потребления воды в результате роста численности населения. Многие страны ощущают дефицит качественной пресной воды. Поэтому ежегодно в развивающихся странах распространяются инфекционные заболевания, вызванные отсутствием чистой воды, от чего по данным ООН умирают до 4 млн. детей. Основные пути решения данной проблемы – экономное расходование, внедрение замкнутых циклов производства, очистка сточных вод, создание водоохранных зон вдоль рек, озёр, других водоёмов, охрана болотных массивов, питающих реки, опреснение воды океана.

Именно в связи с жизнеобеспечивающим значением воды, человек обязан организовать рациональное использование водных ресурсов, возвращать использованную воду в природу только очищенной.


Задание. Прочитать текст. Дополнить ответы.

1. Воду называют источником жизни на Земле. Почему Мировой океан является основным источником пресной воды?

2. На планете многие регионы ощущают дефицит пресной воды. Выбрать из текста причины нехватки воды для питья.

3. Нужно ли экономить воду? Почему?


3. Практическое задание. Задача. Построить столбчатую диаграмму валового сбора зерновых культур ведущими странами мира за 2015-2017 гг. по следующим данным.


Государство

Валовый сбор зерна, млн. т

Китай

519

США

381

Индия

280

Индонезия

85

Бразилия

80

Россия

78

Франция

68






































Билет № 12

1. Охарактеризовать географию растениеводства.

2. Рассказать о географической среде и её роли в жизни человека.

3. Практическое задание.

1.Охарактеризовать географию растениеводства

В растениеводстве ведущее место занимает зерновое хозяйство, которое является основой мирового сельского хозяйства и занимают почти половину всей обрабатываемой почвы.

Зерновое хозяйство держится на трех хлебах – пшенице, ржи, кукурузе, которые дают основной сбор и обеспечивают почти половину всей пищевой энергии людей.

Пшеницу выращивают в 70 странах, но больше всего приходится на США, Канаду, Австралию, Аргентину, Китай, Индию. Францию, Россию, Украину – главные мировые житницы.

Рис выращивают в 100 странах мира, «рисовые» страны Азии. Большинство орошаемых земель занято под рисом.

Кукуруза «родилась» в Мексике, а потом завезена в другие страны мира, но основные производители США, Китай, Бразилия.

Растениеводство дает разнообразные продовольственные культуры в Азии, Африке, Латинской Америке), картофель выращивают в Южной Америке, Китае, Россиии, Украине, Белоруссии), сахароносные культуры: Германия, Россия, Украина, Аргентина, Куба, Юго – Восточная Азия.

Непродовольственные культуры – хлопок (Азия, страны Африки, Америки), лен, джут, натуральный каучук – важнейшие товары мировой торговли.


Задание. Прочитать текст. Ответить на вопросы.

1. О какой отрасли сельского хозяйства написано в тексте?

2. Зерновое хозяйство, что это? Назвать основные зерновые культуры.

3. Что является важнейшими товарами экспорта?



2. Рассказать о географической среде и ее роли в жизни человека

Географическая среда – это окружающая нас среда, с которой человек взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности. Делится на 2 вида:

1) природная среда – всё то, что создано природой (лес, море, почвы и т.д.) 60% поверхности Земли.

2) антропогенная – создана руками человека (заводы, дома и т.д.) занимает 40% поверхности Земли. В результате превышения антропогенного влияния над природой в мире возникли две проблемы: загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов. Социально-экономическая география рассматривает географическую среду, в которой живёт человек, как сферу взаимодействия общества и природы. Большое влияние человека на природу стало основой появления учения о ноосфере (сфере разума) В.Вернадский определил – ноосфера это сфера осмысленной деятельности человека в глобальном масштабе, взаимодействие общества и природы в пределах которой разумная деятельность человека является главным, решающим фактором развития. Ноосфера является новой, высшей стадией развития биосферы, связанной с деятельностью человека.


Задание. Прочитать текст. Заполнить схему, опираясь на текст.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА – это…

2 вида














2 проблемы




Вывод: ноосфера – это…


3. Практическое задание. На контурной карте мира обозначить границы и столицы 9 (девяти) развивающихся стран мира. Африка – 3 государства; Азия – 3 государства; Латинская Америка – 3 страны.






Билет №13

1. Приведи примеры районов мира, где выращивают большие объёмы сельскохозяйственной продукции.

2. Рассказать о географической среде и её роли в жизни человека.

3. Практическое задание.

1. Приведи примеры районов мира, где выращивают большие объемы сельскохозяйственной продукции

Сельское хозяйство вторая ведущая отрасль материального производства. Выделяют около 50 различных типов сельского хозяйства, которые объединяют в две группы: товарное и малотоварное (потребительское).

Товарное сельское хозяйство включает как интенсивное земледелие и животноводство, садоводство и огородничество, так и экстенсивное земледелие парового и залежного типа.

Потребительское сельское хозяйство включает более отсталое плужное и мотыжное земледелие, пастбищное животноводство, кочевое животноводство, а также собирательство, охоту и рыболовство.

В развитых странах преобладает высокотоварное, глубоко специализированное сельское хозяйство. Оно имеет высокий уровень механизации и химизации. Урожайность в этих странах составляет 35-40 ц с га. Агропромышленный комплекс в них приобрёл форму агробизнеса.

В развивающихся странах преобладает традиционное малотоварное (потребительское) хозяйство со средней урожайностью 15-20 ц с га. Малотоварный сектор представлен мелкими хозяйствами, выращивающими потребительские культуры. В тоже время здесь хорошо развиты плантационные хозяйства (плантации бананов в Центральной Америке, кофе в Бразилии).

Основные отрасли сельского хозяйства: растениеводство и животноводство. Основные зерновые культуры: пшеница, рис, кукуруза.

Ведущими отраслями животноводства являются: скотоводство, свиноводство, овцеводство.

По сбору пшеницы лидируют в мире Китай, США, Индия, Россия, Франция, Канада.

Рис: Китай, Индия, Индонезия, Япония, Вьетнам.

Поголовье крупного рогатого скота преобладает: Индия, Бразилия, США, Китай, Россия.

Свиноводство лидирует в Китае, США, Бразилия, ФРГ.

Овцеводство наиболее развито в Австралии, Китае, Новой Зеландии, Турции.

Задание. Прочитать текст. Ответить на вопросы.

1. Является ли сельское хозяйство материальным производством? Почему?

2. Как ты понимаешь понятия «товарное» и «малотоварное» производство.

3. Назвать основные отрасли сельского хозяйства.

4. Где выращивают рис, пшеницу, свиней?




2. Охарактеризуйте международное географическое разделение труда. Приведите примеры.

Международное географическое разделение труда (МГРТ) – это специализация отдельных стран на производстве определенных товаров и услуг и обмен ими.

Специализация возникает в зависимости от географического положения страны, природных условий и ресурсов, исторических традиций, уровня развития государства, структуры экономики, квалификации трудовых ресурсов.

Примеры отраслей международной специализации:

Саудовская Аравия - нефтяная промышленность

Япония - автомобилестроение, электроника и робототехника

Канада - лесное и зерновое хозяйство

Высшей формой МГРТ является международная экономическая интеграция - глубокие и устойчивые взаимосвязи отдельных групп стран, проведение ими согласованной межгосударственной экономической политики. Следствием ее является образование международных экономических группировок стран: Европейский Союз,


 Задание. Прочитать текст. Ответить на вопросы.

1. МГРТ – это ….

2. какие факторы влияют на специализацию регионов?

3. Что является высшей формой МГРТ?


3. Практическое задание. Задача. Рассчитать ресурсообеспеченность железной рудой Бразилии, используя следующие данные: общие запасы 50 млрд. тонн, добыча 160 млн. тонн в год.



Решение:

Ресурсообеспеченность (Р) – соотношение между запасами природных ресурсов (З) и размерами их годовой добычи (Д)

1) = =312,5 лет

Ответ: ресурсообеспеченность Бразилии железной рудой составляет 312,5 лет.





Билет № 14

1. Охарактеризовать связь экономической и социальной географии с другими науками.

2. Раскрыть суть проблемы сохранения мира на Земле как глобальной проблемы человечества.

3. Практическое задание.



1. Охарактеризовать связь экономической и социальной географии с другими науками

Социально-экономическая география это наука, которая изучает территориальную организацию экономики и населения на определённой территории или на Земле в целом.

Социально – экономическая география является частью науки географии, которая включает естественные, физико-географические и общественно-географические науки. К физико-географическим наукам относятся: общее землевладение палеография и близкие к ним естественные науки климатология, геоморфология, гидрология, океанология, почвоведение, биогеография.

К общественным естественным наукам относятся экономическая география, социальная география, география населения, география культуры, политическая география. К системе географических наук также относят краеведение и особое место занимает картография.

Социально-экономическая география имеет широкие межпредметные связи с историей, математикой, политологией, экономикой и др.


Задание. Прочитать текст. Ответить на вопросы.

1. С – Э г.. – это….

2. С какими предметами социально – экономическая география имеет связи?

3. Чем является социально – экономическая география?

4. Что тебя больше заинтересовало в С- Э географии?


2. Раскрыть суть проблемы сохранения мира на Земле как глобальной проблемы человечества

С появлением ядерного оружия и баллистических ракет возникла реальная возможность уничтожения в случае военного конфликта целых стран и континентов, поэтому проблема мира и разоружения, предотвращения мировых войн стала очень важной. Страны официально владеющие ядерным оружием: США, Россия, Великобритания, Франция, Китай. Неофициальные члены «ядерного клуба» Индия, Пакистан, Израиль, Северная Корея. После окончания Второй мировой войны произошло около 40 международных и 100 внутригосударственных конфликтов. В 1990-е гг. был заключен целый ряд согласований между СССР и НАТО. Однако в начале XXI века на многих направлениях борьбы за мир и разоружения обстановка снова ухудшаться. Это относится и распространению ядерного оружия, и к возрастанию военных расходов. Снова начала набирать обороты торговля вооружениями и военной техникой, в которой лидируют США и Россия. Данную глобальную проблему необходимо решать в направлении создания всеобъемлющей системы безопасности, поэтапной ликвидации ядерных арсеналов, сокращение торговли вооружениями, демилитаризация экономики.


Задание. Прочитать текст. Ответить на вопросы.

1. Почему проблема мира – это глобальная проблема Земли? Выбери предложения, которые отвечают на этот вопрос.

2. Какие страны владеют ядерным оружием?

3. Почему в начале 21 века военные действия возобновились?

4. Как можно решить глобальные проблемы на мировом уровне?



3. Практическое задание. Нанесите на контурную карту ареалы высокой плотности населения.

Ответ: в мире выделяют пять основных ареалов высокой плотности –

1) Восточно – Азиатский (Китай, Корея, Япония);

2) Южно – Азиатский (Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри - Ланка);

3) Юго – Восточно – Азиатский (Индонезия, Тайланд, Филиппины, Малайзия);

4) Западно – Европейский (Великобритания, страны Бенилюкса, север Франции, Германия);

5) Атлантический (северо – восток США, юго – восток Канады).
















 









Билет № 15

1. Охарактеризовать географию международного туризма

2. Привести примеры рационального и нерационального природопользования.

3. Практическое задание.

1. Охарактеризовать географию международного туризма

По целям различают 5 основных направлений туризма: рекреационный (оздоровительный), экскурсионный (познавательный), научный, деловой, религиозный. В последнее время появились другие виды туризма экологический, экстремальный: путешествия в Арктику, Антарктику, прыжки с парашютом, космический туризм. По способам передвижения различают автомобильный, железнодорожный, морской, авиационный, речной туризм. В последнее время стал быстро развиваться морской круизный туризм, для которого строятся специальные комфортабельные суда. С ростом туризма растёт и индустрия туризма – сеть туристических фирм, предприятий по производству сувениров, рекламные службы. Число интуристов в мире уже достигло 1 млрд человек, а к 2020 году достигнет 1,5 млрд. Главным регионом мира, привлекающим иностранных туристов, была и остаётся Европа, особенно выделяются Франция, Испания, Италия. В Азии больше всего принимают туристов Китай, Сянган, Турция; в Северной Америке – США; в Латинской Америке – Мексика. Международный туризм – одна из форм обмена услугами, в XXI веке станет ведущей отраслью внешнеэкономической деятельности.

Задание. Прочитать текст. Ответить на вопросы.

1. Назвать направления туризма по целям.

2. Назвать способы передвижения.

3. Почему растёт индустрия туризма?

4. Почему туристы в большей степени заинтересованы странами Европы?

5. Какую страну ты хотел бы посетить и почему?


2. Привести примеры рационального и нерационального природопользования

Природопользование – система мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, освоения, преобразования и охраны окружающей среды.

В процессе производства в целом или на отдельных его этапах природопользование может быть рациональным и нерациональным.

Рациональное природопользование обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности человека, предотвращает возможные вредные воздействия на окружающую среду.

Например, создание разного рода очистных сооружений, применение малосернистого топлива, уничтожение и переработка мусора, строительство дымовых труб высотой 200-300 м, рекультивация земель и др.

Нерациональное природопользование катастрофически быстро использует ресурсы природной среды, существенно снижает их качество и свойства, необходимые для нормальной жизни человека. Это вымирание отдельных видов живых организмов, истощение плодородных почв, появление пустынь и болот, загрязнение атмосферы, поверхностных и подземных вод.

Взаимодействие общества и природы, совершенствования природопользования, проведение экологической политики в наши дни стало одной из главных общечеловеческих проблем.

Задание. Прочитать текст. Ответить на вопросы.

1. Рациональное природопользование….

2. Нерациональное природопользование…

3. Главная проблема всех жителей Земли…



3. Практическое задание. Обозначить на контурной карте не менее 7 стран со значительными природно – рекреационными ресурсами.

Ответ: значительные природно – рекреационные ресурсы расположены в странах – Италия, Франция, Швейцария, Болгария, Мексика, Египет, Индия, Турция, Шри – Ланка, Таиланд, Объединённые Арабские Эмираты, Кипр, Испания, Тунис, Россия, Австралия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!