Мотивация к учебной деятельности Задача: Обеспечить нормальную внешнюю обстановку, дисциплину, общий настрой учеников на работу во время всего урока. Создать устойчивую положительную мотивацию каждого ученика к познавательной, практической коммуникативной деятельности. А также развивать: Регулятивные УУД (в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи), коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме) | Методы обучения: методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, положительный эмоциональный настрой) Методы воспитания: методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха) | - Садитесь, урок окружающего мира я хочу начать с песни, которую мы прослушаем, ваша задача внимательно послушать и понять, о чем эта песня. «С чего начинается Родина» https://www.youtube.com/watch?v=JnJcfFT4NCo - Ребята, как вы поняли главную мысли песни? О чем она? - Автор песни рассуждает, с чего начинается Родина, говорит о том, что для каждого Родина это что-то свое, личное, родное. Что-то, с чем у человека есть особая духовная связь, неразрывно связанная с образами его детства, юности. - Чему посвящен раздел, который мы начали на прошлом уроке? | Регулятивные УУД (в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи), коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме) |
Актуализация опорных знаний и способов действий и выявление проблемы Задача: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению цели урока и способов ее достижения. Актуализировать личностный опыт обучающихся. Выйти на проблему урока. Воспитательная: демонстрируют понимание основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России Развивающая: демонстрируют регулятивные УУД (выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи), коммуникативные УУД (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме), познавательные УУД (строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях) | Методы обучения: методы получения новых знаний (рассказ) методы эмоционального стимулирования (поощрение) методы развития познавательного интереса (положительный эмоциональный настрой) Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения (беседа) | - Предлагаю вспомнить, что мы изучали на прошлом уроке с помощью игры, которая называется «Жокей и лошадь» - Обратите внимание на слайд, жокей – это вопрос, а лошадь – это верный ответ. Каждому жокею нужно найти свою лошадь. - Имя, что нужно будет сделать? - Что такое конституция? (Основной закон страны) - Что такое законы? (правила, обязательные для всех жителей страны) - Главный документ, защищающий права человека? (Всеобщая декларация прав человека) - Когда отмечаем День прав человека? (1 июня) - Какой документ защищает права ребенка? (Конвенция о правах ребенка) - Кто берет на себя заботу о ребенке, если он остался без родителей? (Государство) - До какого возраста человек считается ребенком? (До 18 лет) - Какие полномочия есть у главы государства? (вопрос без ответа) - Имя, назови любой вопрос и ответ на него, кто согласен, поднимите руку, верно. (аналогичная проверка всех вопросов) - Спасибо, имя. Мы вспомнили, что проходили на прошлом уроке. - На какой вопрос не было ответа? Как вы думаете почему? Верно, потому что мы не проходили данную тему. - Как вы думаете, какая темя сегодняшнего урока? - Ваши предположения верны, но я скорректирую тему урока, она звучит так «Мы – граждане России», как вы ее понимаете? - Ребята, наш вопрос, который остался без ответа будет главным вопросом урока, на который мы сможем ответить в конце урока. - А сейчас, предлагаю закончить предложения на слайде и составить план урока. Узнать, что такое права и … (обязанности гражданина). Познакомиться с обязанностями … (главы государства). Узнать, что такое федеральное … (собрание) и правительство … (РФ) - Хорошо, план урока готов, предлагаю приступить к его выполнению, имя, какой пункт плана первый? Имя, что бы ты хотел узнать? | Личностные: демонстрируют понимание основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи), коммуникативные УУД (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме), познавательные УУД (строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях) |
Решение проблемы Задача: Познакомить обучающихся с правами и обязанностями гражданина страны, президента, узнать что такое федеральное собрание и правительство РФ. Воспитательная: воспитывать понимание основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия, самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России. Развивающая: развивать регулятивные УУД (выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи), коммуникативные УУД (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме), познавательные УУД (строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов) Образовательная: познакомить с элементами государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны; актуализировать знания о действующем Президенте Российской Федерации и его полномочиях как главы государства. | Методы обучения: методы получения новых знаний (рассказ) методы развития познавательного интереса (положительный эмоциональный настрой) методы контроля и диагностики познавательной деятельности (наблюдение, упражнение) Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения (беседа) методы контроля, самоконтроля и самооценки (наблюдение) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение) | - Для того, чтобы узнать права и обязанности гражданина нашей родной страны, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, и выписать в табличку, которая находится у вас на в рабочих листах, о которых будет говориться в видео. - Имя, скажи, что будем сейчас делать? - Какие данные в кластере заполнены? Что нужно будет заполнить вам? https://youtu.be/iAamnIeg8bs (просмотр видео) - Что нового узнали? Какие права выписал? Какие обязанности выписал? Почему важно их соблюдать и выполнять? - Права и обязанности важно соблюдать каждому гражданину и гостю нашей страны, для того, чтобы в стране царил мир и спокойствие. - Какой пункт плана выполнили? Что делали? Что нового узнали? Какой пункт плана следующий? Что будем делать? - Предлагаю приступить к его выполнению. Но сначала, выполнить зрительную гимнастику, чтобы подготовить наши глаза к работе. 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ - Для того, чтобы подробнее ознакомиться с правами и обязанностями президента и парламента России, я предлагаю вам совершить экскурсию именно туда, где все это происходит. - Хотели бы вы совершить путешествие? А как мы можем это сделать? Мы можем отправиться на виртуальную экскурсию. - Предлагаю составить маршрут виртуальной экскурсии, остановки перепутаны местами – ваша задача расставить их по порядку в соответствии с планом урока. 1. Резиденция Президента России 2. Здание Государственной думы 3. Здание Правительства России - Отлично, мы готовы отправляться, но перед этим, я предлагаю вспомнить правила поведения на экскурсии. - Скажите, с помощью какого транспорта мы можем быстро и безопасно совершить виртуальную экскурсию? - Телепортация — мгновенное перемещение материального объекта из одной точки пространства в другую. Предлагаю на уроке воспользоваться телепортом, итак, закрываем глаза, садимся, как вам удобно, наше путешествие начинается. 2. ОСНОВНОЙ ЭТАП ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ - Мы прибыли на 1 остановку, открывайте глаза. Так же мы будем записывать новые полученные знания в рабочий лист экскурсанта, который мы заполняем на каждом уроке. - 1 остановка, что должны заполнить? (место работы президента РФ, его обязанности, ФИО действующего президента РФ) Посмотрите, как вы думаете, в каком городе мы оказались? А что перед нами? - Я начинаю экскурсию, а вы – не забывайте заполнять рабочий лист. - Перед нами Кремль, Рабочая резиденция президента Российской Федерации в Кремле располагается в здании Сената, которое вы видите на слайде. Резиденция президента России в Сенатском дворце состоит из деловой и парадной частей. Деловая часть включает в себя рабочий и кабинеты президента, кабинеты его ближайших помощников, зал заседаний Совета Безопасности, президентскую библиотеку. Рабочий кабинет президента находится в центре деловой части резиденции. Кабинет небольшой и максимально удобный для работы. В центре комнаты – рабочий стол президента. Над столом – герб Российской Федерации. Справа и слева от рабочего стола – соответственно флаг Российской Федерации и штандарт президента. Ближе к окну еще один стол – для переговоров, деловых встреч и совещаний с ближайшими помощниками. На прошлом уроке мы говорили, что президент в Конституции принимает присягу, где его обязательствами является: Уважение и охрана прав и свобод человека и гражданина Соблюдение и защита Конституции РФ Защита независимости и безопасности государства Верная служба народу - Ребята, предлагаю проверить, что записали в рабочие листы. (место работы президента РФ, его обязанности, ФИО действующего президента РФ) Проверка - Отлично, теперь вы знаете обязанности президента, но это еще не все, что еще нужно узнать? Для этого, я предлагаю продолжить нашу экскурсию. Мы отправляемся на следующую остановку нашего маршрута. Закрывайте глаза, садитесь удобнее, телепорт перенесет нас на остановку. - Вот мы и оказались на месте, открывайте глаза, что вы видите? - Перед нами здание Государственной думы и здание Правительства России, сейчас мою роль экскурсовод сменит, имя, и проведет экскурсию. Задача остальных зафиксировать полученные знания в рабочий лист. - Имя, прочитай что должны будете написать в рабочий лист. ОБЯЗАННОСТИ ГОС.ДУМЫ: ОБЯЗАННОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСИИ: (пересказ обучающегося страницы 166 в учебнике) - Ребята, предлагаю проверить, что записали в рабочие листы. Какие обязанности у Гос.думы, а кто утверждает приказы, предложенные гос.думой? Обязанности у правительства РФ? - Отлично, что мы узнали из виртуальной экскурсии? Выполнили ли мы пункты плана урока? Пора отправляться в класс, занимаем места в нашем телепорте, закрываем глаза. 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ - Мы прибыли обратно в класс, можете открывать глаза, скажите, чем была полезна экскурсия? В каких местах на экскурсии побывали? Чем известны эти здания? Когда и где мы можем применить полученные знания? Что было для вас новым и удивительным? Знали ли вы это ранее? - Обратимся к главному вопросу урока, на который мы не могли ответить в начале урока. Можем ли ответить на него сейчас? Давайте попробуем. | Личностные: демонстрируют понимание основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия, самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России. Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи), коммуникативные УУД (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме), познавательные УУД (строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов) Предметные: обучающиеся демонстрируют умение называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны; называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства. |
Первичное закрепление Задача: закрепить полученные знания, через восстановление текста с обучающимися Воспитательная: воспитывать понимание основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия, самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России. Развивающая: развивать коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме), познавательные УУД (строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов) | Методы обучения: методы получения новых знаний (рассказ, объяснение) методы эмоционального стимулирования (поощрение) методы контроля и диагностики познавательной деятельности (упражнение) Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения (беседа) методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха) методы контроля, самоконтроля и самооценки (опросные методы) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение) | (отвечают на вопрос урока) - Вижу вы устали, предлагаю выполнить физминутку, я показываю движения, а вы – повторяйте за мной. Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте.) Да! (Хлопки в ладоши.) И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись.) Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед.) И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (Повороты туловища влево-вправо.) Пошипели, помолчали И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте.) Поскакали, поскакали И за кустиком пропали. (Ходьба на месте.) Выросли деревья в поле Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны.) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.) Вот подул весёлый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.) Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.) Вправо-влево, взад-вперёд - Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.) - Отлично, с помощью знакомства с темой урока мы знаем больше. Но также нашей задачей является – не забыть то, что изучили, поэтому, я предлагаю выполнить задание, представленное на карточках, на ваших партах. - Имя, прочитай задание. «Догадайтесь, на какие 2 группы нужно распределить карточки. Сделайте это!» - Работайте в парах. Обсудите с соседом на какие группы разделить и почему. Затем разделите карточки по группам. Можете приступать. Участие в культурной жизни страны Образование; посещение детского сада, школы.. Помощь врача при заболевании Выходные дни, отпуск. Носить фамилию своих родителей Жить и воспитываться в семье Общение с родственниками и родителями Сохранять природу и окружающую среду Защищать Отечество Забота о близких и стариках Соблюдать законы государства - Кто готов, поднимите глаза на меня, вижу, хорошо, приступаем к проверке. Имя, на какие группы вы с, имя, разделили карточки, назови группы. - Верно, здесь представлены права и обязанности человека. - Имя, перечисли права человека. Кто согласен – поднимите руку? - Имя, перечисли обязанности человека. Кто согласен – поднимите руку. Почему важно их выполнять? - Отлично, вы большие молодцы, справились с этим заданием. | Личностные: демонстрируют понимание основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия, самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России. Метапредметные: коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме), познавательные УУД (строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов) |
Рефлексия учебной деятельности Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. Воспитательная: воспитывать понимание основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия, самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России. Развивающая: развивать регулятивные УУД (выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме) коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме) | Методы обучения: методы получения новых знаний (объяснение) методы эмоционального стимулирования (поощрение) методы контроля и диагностики познавательной деятельности (упражнение) Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения (беседа) методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха) методы контроля, самоконтроля и самооценки (наблюдение) | - Ребята, наш урок подходит к концу, я предлагаю подвести итоги, какая тема урока? На какой вопрос не смоги ответить вначале? Почему? Какой план урока составили, чтобы узнать новое? Какой пункт плана выполнили 1,2,3? - Что запомнилось больше всего? Что посетили? Что узнали из экскурсии? - Молодцы, я благодарю вас за урок и предлагаю оценить свою деятельность на уроке, с помощью незаконченных предложений на слайде, ваша задача их закончить и представить по ОДНОМУ предложению мне и вашим одноклассникам. На уроке я был… Данная тема важна, потому что… Права и обязанности человека …, потому что… - Ребята, мне очень понравилось работать с вами, я благодарю вас за активную работу на уроке. Урок окончен. | Личностные: демонстрируют понимание основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия, самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России. Метапредметные: регулятивные УУД (выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи), коммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме) |