Государственное общеобразовательное учреждение «Донецкая специальная школа – интернат №19»
Тема. Правление династии Омейядов.
Цель урока: сформировать представление о зарождении и становлении арабской цивилизации
Задачи урока:
Образовательные – сформировать понимание о процессе складывания восточного феодализма, главная тенденция и особенности общественного строя, присущего арабам: это, во-первых, определяется широким распространением общинно-родового строя и классовым расслоением общества в условиях кочевого скотоводства, во-вторых, важной ролью новой религии – Ислама в консолидации арабов и образования их государственности.
Воспитательные – воспитывать интерес к исторической науке.
Развивающие – способствовать формированию умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации, формировать навыки взаимодействия при решении поставленных задач, ответственности за порученную часть общей работы. Развивать мышление и способность локализовать события во времени и пространстве. Контролировать внятность произношения, развивать слуховое восприятие
Омейяды
Династия халифов, основанная Муавией в 661 году. Омейяды Суфьянидской и Марванидской ветвей правили в Дамасском халифате до середины VIII века. В 750 году в результате восстания Абу Муслима их династия была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар-Рахмана, основавшего династию в Испании. Основателем династии был Омайя ибн Абдшамс, сын Абдшамса ибн Абдманафа и двоюродный брат Абдулмутталиба. Абдшамс и Хашим были братьями-близнецами
Вывод. Правление династии Омейядов
- Осуществляются завоевания территорий других стран (в Средней Азии, Закавказье, Западной Африке).
- Предпринимается попытка завоевать Византию (717 г.) и королевство франков (732 г.), но неудачно.
- Утверждается феодальный строй.
- Покорённые народы обращаются в исламскую веру.
- Развивается культура (математика, астрономия, география, библиотеки, школы, медицина, литература, архитектура).
- Происходят мощные восстания покорённых народов и крестьян.
Самостоятельная работа. Прочитать текст. Составить конспект, схему, таблицу ( на выбор обучающихся).
Одной из заслуг Омейядов стало то, что они как организаторы и администраторы сумели развить связанную с исламом арабскую культуру, сделали арабский язык доминирующим во всех уголках страны, и одновременно отодвинули бедуинов на второй план.
Сделав опору на Сирию, они обеспечили мощное ядро для своей армии и гражданской администрации. Сирия находилась на высокой ступени развития, являлась родиной многих цивилизаций. Семитские племена, населявшие ее до прихода ислама, были в большей степени организованы и уважительно относились к центральной власти. Гражданская администрация базировалась на хорошо сохранившейся византийской системе управления, которая вначале была сохранена для христиан, а затем трансформирована в общегосударственную.
Пророком Мухаммадом на основе коранических установлений была заложена политика уважительного отношения к «покровительствуемым меньшинствам» («зиммии»), включавшая в себя защиту их религий и правительств. В период Омейядов, в целом, эта политика была продолжена, хотя и со значительными перекосами. Каждая такая община сохраняла свою внутреннюю автономию под руководством своего религиозного лидера. Даже в вопросах юриспруденции, наказания виновных и т. д. они были вольны действовать (если дело не касалось мусульманина) в соответствии с собственными религиозными законами. Отношения между мусульманами и другими группами населения были достаточно хорошими и толерантными. Сирия, подобно другим провинциям, имела большую христианскую общину; жена Муавии была христианкой, так же, как и его придворный поэт и личный врач. Военные действия мусульман с христианской Византийской империей никак не отражались на положении христиан — подданных мусульманской державы. Так, жизненный путь святого Иоанна Дамаскина протекал параллельно правлению Омейядов. Святой Иоанн, известный богослов и автор церковных гимнов в православии, написавший сборник христианских доктрин, был также автором ряда антиисламских трактатов — и это свое положение он упорно продолжал отстаивать на многочисленных открытых дебатах.
Омейяды сильно заботились о наборе в армию, оказывая предпочтение более дисциплинированным сирийцам. За девяносто лет своего правления, они удвоили размеры своей державы, как на западе, так и на востоке — державы, раскинувшейся на трех континентах. Однако, чинимая большинством омейядских правителей несправедливость и жестокость по отношению ко всем нелояльным режиму гражданам, не могла долго продолжаться и терпеться мусульманами. Результатом чего и явилось свержение этой династии. Отметим, что о подобном ходе истории, в свое время, говорил еще Пророк Мухаммад, который, в частности, сказал: «Халифат — тридцать лет; после этого придут мулюк (то есть правители, короли, цари)».
Проверка качества усвоения знаний
Закончить мысль
1. Основатель исламской религии – житель Мекки…..
2. В период правления династии Омейядов много внимания уделялось строительству……. Высокого уровня равития достигли ……. Выпускались деньги – …..
3. Арабский историк , географ аль- Масуди написал энциклопедию …….в 30 томах.
4. Искусная вязь арабского письма, сложность и неповторимость различных видов узоров – характерные черты …….
5. Халифат превратился в огромную державу, в которой жили множество народов, а такая пестрота обычно…….
= Выполнить тестовые задания
1. Население Аравийского полуострова занималось
А) скотоводством; В) земледелием ; С) бахчеводством ; Д) садоводством ; Е) всем перечисленным
2. Основой для завоевания земель арабами послужило
А) рост производительных сил ; В) развитие феодального строя; С) имущественное неравенство; Д) единая религия; Е) всё перечисленное
3. Проповедник, основатель ислама
А) Мухаммед; В) Омар Хайям; С) Аббас; Д) Омейяд ; Е) аль Фараби
4. Город, объявленный центром исламской религии
А) Медина; В) Мекка; С) Таиф ; Д) Ясриб ; Е) Александрия
5. В вопросах управления Мухаммед опирался на советы
А) военачальников; В) везиров; С) служителей ислама ;Д) сборщиков налогов; Е) воинов
6. После смерти Мухаммеда государством управляли
А) Халифы; В) эмиры; С) ходжи; Д) муллы ; Е) везиры
7. Арабский халифат прекратил своё существование после …
А) завоевания монголами; В) после войн с Ираном; С) после распада на пять частей; Д) после войн с Сирией; Е) после войны с Египтом
8. Священная книга мусульман …
А) Библия; В) Авеста; С) Коран ; Д) Евангелие ;Е) Новый Завет
9. Кому принадлежат слова «Знания украшают человека»?
А) русским; В) англичанам ; С) французам; Д) арабам ; Е) туркам
10. Настольные книги для врачей принадлежат перу
А) аль Фараби; В) Авиценны ; С) Ибн Бируни ; Д) аль Масуди; Е) Фирдоуси
Домашнее задание. Прочитать текст. Составить 8 вопросов.
Мусульмане хорошо владели письмом, и учёные эпохи Омейядов с большим успехом записывали все полезные знания и собирали их в книги. Уделялось большое внимание переводу этих книг на языки народов, которые принимали Ислам.
Правящая династия Омейядов оказывала всяческую поддержку этому делу и тем самим внесла огромный вклад в возрождение шариатских наук и исламской культуры. Это возрождение заключало в себе поддержку не только изучения Корана и хадисов, уделялось пристальное внимание изучению всех областей исламских и естественных наук.
Правители Омейядов были не только политиками и завоевателями, но и активными строителями религиозной и культурной цивилизации.
Омейядский халифат
Омейядский халифат продолжил завоевательную политику Праведного халифатаи завоевал Северную Африку, часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию, Синд, Табаристан и Джурджан[1].
Верховным собственником всех земель халифата выступало государство, в ведении которого находился земельный фонд завоеванных, конфискованных либо переходивших в собственность государства после смерти владельца, не имевшего прямого наследника. Государство взимало с землевладельцев поземельный налог (ушр и харадж)[1].
Для централизации государства была восстановлена почтовая служба, создана центральная казна и государственный архив (диван аль-хатим). Массовый переход в ислам покорённых народов и процесс концентрации в руках мусульман земель, принадлежавших местному немусульманскому населению привело к резкому уменьшению государственных доходов. В 700 году наместника Ирака Хаджадж ибн Юсуф (694—714) обнародовал закон, согласно которому новообращённые мусульмане не освобождались от уплаты джизьи, а при переходе земли от иноверцев к мусульманам последние не освобождались от уплаты хараджа. Данное положение было отменено халифом Умаром ибн Абдул-Азизом в 718—719 годах. Преемники халифа Умара восстановили политику его предшественников, что вызвало новую волну антиомейядских выступлений. В результате восстания под руководством Абу Муслима власть перешла к Аббасидам[1].
Возрождение шариатских наук и арабского языка
Эпоха Омейядов стала свидетелем большого подъема таких наук, как тафсир (толкование Священного Корана), фикх (исламского права), акыда (наука вероубеждения) и калям. В это время на небосводе появились звезды многочисленных учёных, у которых в дальнейшем мусульмане черпали религиозные знания и чьи высказывания приводили в качестве доводов. Это и не удивительно, ибо в то время жили большие сподвижники и табиины.
Науке Священного Корана уделялось большое внимание Омейядами. Именно в эпоху их правления появились обладатели всем известных кираатов (стилей чтения) Священного Корана. Эти все учёные, конечно же, имели своих учеников и свои кружки, на которых они передавали ценные знания последующему поколению. И они написали книги, в которых подробно разъяснили правила тех или иных кираатов.