СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы изучаем историю Средних веков. Династия ОМЕЙЯДОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучая историю Средних веков, мы уделяем большое внимание самостоятельной работе глухих учащихся, используя Интернет. Главное, как глухой ребёнок понимает содержание прочитанного.

Просмотр содержимого документа
«Мы изучаем историю Средних веков. Династия ОМЕЙЯДОВ»

Государственное общеобразовательное учреждение «Донецкая специальная школа – интернат №19»



Тема. Правление династии Омейядов.

Цель урока: сформировать представление о зарождении и становлении арабской цивилизации

Задачи урока:

Образовательные –  сформировать понимание о процессе складывания восточного феодализма, главная тенденция и особенности общественного строя, присущего арабам: это, во-первых, определяется широким распространением общинно-родового строя и классовым расслоением общества в условиях кочевого скотоводства, во-вторых, важной ролью новой религии – Ислама в консолидации арабов и образования их государственности.

Воспитательные – воспитывать интерес к исторической науке.

Развивающие – способствовать формированию умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации, формировать навыки взаимодействия при решении поставленных задач, ответственности за порученную часть общей работы. Развивать мышление и способность локализовать события во времени и пространстве. Контролировать внятность произношения, развивать слуховое восприятие

Омейяды

Династия халифов, основанная Муавией в 661 году. Омейяды Суфьянидской и Марванидской ветвей правили в Дамасском халифате до середины VIII века. В 750 году в результате восстания Абу Муслима их династия была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар-Рахмана, основавшего династию в Испании. Основателем династии был Омайя ибн Абдшамс, сын Абдшамса ибн Абдманафа и двоюродный брат Абдулмутталиба. Абдшамс и Хашим были братьями-близнецами



Вывод. Правление династии Омейядов

- Осуществляются завоевания территорий других стран (в Средней Азии, Закавказье, Западной Африке).

- Предпринимается попытка завоевать Византию (717 г.) и королевство франков (732 г.), но неудачно.

- Утверждается феодальный строй.

- Покорённые народы обращаются в исламскую веру.

- Развивается культура (математика, астрономия, география, библиотеки, школы, медицина, литература, архитектура).

- Происходят мощные восстания покорённых народов и крестьян.

Самостоятельная работа. Прочитать текст. Составить конспект, схему, таблицу ( на выбор обучающихся).

Одной из заслуг Омейядов стало то, что они как организаторы и администраторы сумели развить связанную с исламом арабскую культуру, сделали арабский язык доминирующим во всех уголках страны, и одновременно отодвинули бедуинов на второй план.

Сделав опору на Сирию, они обеспечили мощное ядро для своей армии и гражданской администрации. Сирия находилась на высокой ступени развития, являлась родиной многих цивилизаций. Семитские племена, населявшие ее до прихода ислама, были в большей степени организованы и уважительно относились к центральной власти. Гражданская администрация базировалась на хорошо сохранившейся византийской системе управления, которая вначале была сохранена для христиан, а затем трансформирована в общегосударственную.

Пророком Мухаммадом на основе коранических установлений была заложена политика уважительного отношения к «покровительствуемым меньшинствам» («зиммии»), включавшая в себя защиту их религий и правительств. В период Омейядов, в целом, эта политика была продолжена, хотя и со значительными перекосами. Каждая такая община сохраняла свою внутреннюю автономию под руководством своего религиозного лидера. Даже в вопросах юриспруденции, наказания виновных и т. д. они были вольны действовать (если дело не касалось мусульманина) в соответствии с собственными религиозными законами. Отношения между мусульманами и другими группами населения были достаточно хорошими и толерантными. Сирия, подобно другим провинциям, имела большую христианскую общину; жена Муавии была христианкой, так же, как и его придворный поэт и личный врач. Военные действия мусульман с христианской Византийской империей никак не отражались на положении христиан — подданных мусульманской державы. Так, жизненный путь святого Иоанна Дамаскина протекал параллельно правлению Омейядов. Святой Иоанн, известный богослов и автор церковных гимнов в православии, написавший сборник христианских доктрин, был также автором ряда антиисламских трактатов — и это свое положение он упорно продолжал отстаивать на многочисленных открытых дебатах.

Омейяды сильно заботились о наборе в армию, оказывая предпочтение более дисциплинированным сирийцам. За девяносто лет своего правления, они удвоили размеры своей державы, как на западе, так и на востоке — державы, раскинувшейся на трех континентах. Однако, чинимая большинством омейядских правителей несправедливость и жестокость по отношению ко всем нелояльным режиму гражданам, не могла долго продолжаться и терпеться мусульманами. Результатом чего и явилось свержение этой династии. Отметим, что о подобном ходе истории, в свое время, говорил еще Пророк Мухаммад, который, в частности, сказал: «Халифат — тридцать лет; после этого придут мулюк (то есть правители, короли, цари)».

Проверка качества усвоения знаний

Закончить мысль

1.      Основатель исламской религии – житель Мекки…..

2.      В период правления династии Омейядов много внимания уделялось строительству……. Высокого уровня равития достигли ……. Выпускались деньги – …..

3.      Арабский историк , географ аль- Масуди написал энциклопедию …….в 30 томах.

4.      Искусная вязь арабского письма, сложность и неповторимость различных видов узоров – характерные черты …….

5.      Халифат превратился в огромную державу, в которой жили множество народов, а такая пестрота обычно…….

= Выполнить тестовые задания

1.      Население Аравийского полуострова занималось

А) скотоводством;  В) земледелием ; С) бахчеводством ; Д) садоводством ; Е) всем перечисленным

2. Основой для завоевания земель  арабами послужило

А) рост производительных сил ; В) развитие феодального строя;  С) имущественное неравенство;  Д) единая религия;  Е) всё перечисленное

3. Проповедник, основатель ислама

А) Мухаммед;  В) Омар Хайям;  С) Аббас;  Д) Омейяд ; Е) аль Фараби

4. Город, объявленный центром  исламской религии

А) Медина;  В) Мекка;  С) Таиф ; Д) Ясриб ; Е) Александрия

5. В вопросах управления Мухаммед опирался на советы

А) военачальников;  В) везиров;  С) служителей ислама ;Д) сборщиков налогов;  Е) воинов

6. После смерти Мухаммеда  государством управляли

А) Халифы;  В) эмиры; С) ходжи; Д) муллы ; Е) везиры

7. Арабский халифат прекратил своё существование после …

А) завоевания монголами; В) после войн с Ираном; С) после распада на пять частей;  Д) после войн с Сирией; Е) после войны с Египтом

8. Священная книга мусульман …

А) Библия;  В) Авеста;  С) Коран ; Д)  Евангелие ;Е) Новый Завет

9. Кому принадлежат слова «Знания украшают человека»?

 А) русским;  В) англичанам ; С) французам;  Д) арабам ; Е) туркам

10. Настольные книги для врачей принадлежат перу

А) аль Фараби; В) Авиценны ; С) Ибн Бируни ; Д) аль Масуди;  Е) Фирдоуси

Домашнее задание. Прочитать текст. Составить 8 вопросов.

Мусульмане хорошо владели письмом, и учёные эпохи Омейядов с большим успехом записывали все полезные знания и собирали их в книги. Уделялось большое внимание переводу этих книг на языки народов, которые принимали Ислам.

Правящая династия Омейядов оказывала всяческую поддержку этому делу и тем самим внесла огромный вклад в возрождение шариатских наук и исламской культуры. Это возрождение заключало в себе поддержку не только изучения Корана и хадисов, уделялось пристальное внимание изучению всех областей исламских и естественных наук.

Правители Омейядов были не только политиками и завоевателями, но и активными строителями религиозной и культурной цивилизации.

Омейядский халифат

Омейядский халифат продолжил завоевательную политику Праведного халифатаи завоевал Северную Африку, часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию, СиндТабаристан и Джурджан[1].

Верховным собственником всех земель халифата выступало государство, в ведении которого находился земельный фонд завоеванных, конфискованных либо переходивших в собственность государства после смерти владельца, не имевшего прямого наследника. Государство взимало с землевладельцев поземельный налог (ушр и харадж)[1].

Для централизации государства была восстановлена почтовая служба, создана центральная казна и государственный архив (диван аль-хатим). Массовый переход в ислам покорённых народов и процесс концентрации в руках мусульман земель, принадлежавших местному немусульманскому населению привело к резкому уменьшению государственных доходов. В 700 году наместника Ирака Хаджадж ибн Юсуф (694—714) обнародовал закон, согласно которому новообращённые мусульмане не освобождались от уплаты джизьи, а при переходе земли от иноверцев к мусульманам последние не освобождались от уплаты хараджа. Данное положение было отменено халифом Умаром ибн Абдул-Азизом в 718—719 годах. Преемники халифа Умара восстановили политику его предшественников, что вызвало новую волну антиомейядских выступлений. В результате восстания под руководством Абу Муслима власть перешла к Аббасидам[1].

Возрождение шариатских наук и арабского языка

Эпоха Омейядов стала свидетелем большого подъема таких наук, как тафсир (толкование Священного Корана), фикх (исламского права), акыда (наука вероубеждения) и калям. В это время на небосводе появились звезды многочисленных учёных, у которых в дальнейшем мусульмане черпали религиозные знания и чьи высказывания приводили в качестве доводов. Это и не удивительно, ибо в то время жили большие сподвижники и табиины.

Науке Священного Корана уделялось большое внимание Омейядами. Именно в эпоху их правления появились обладатели всем известных кираатов (стилей чтения) Священного Корана. Эти все учёные, конечно же, имели своих учеников и свои кружки, на которых они передавали ценные знания последующему поколению. И они написали книги, в которых подробно разъяснили правила тех или иных кираатов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!