СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ (тренинг толерантности)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ (тренинг толерантности)»

МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ _ ВМЕСТЕ

тренинг толерантности



Подростковый возраст - важнейший период в психо­социальном развитии человека. Дети активно включаются во взрослую жизнь, сформировывая свою идентичность, осваивают различные социальные роли. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры и мира.


Цели тренинга

► Ознакомить учащихся с понятиями "толерантность" и "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.

► Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


Упражнение №1. Знакомство. Приветствие. «Поздоровайся локтями». (Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2006г)


Упражнение №2. «Чем мы похожи»

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу


Основное содержание занятия

Упражнение №3. «Что такое "толерантность"»
Цели:

  • дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;

  • показать многоаспектность понятия «толерантность».

Материалы: определения толерантности, написанные листах

Подготовка: написать определения толерантности листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.

Процедура проведения: Ведущий делит участников на группы по 3—4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Критерии толерантности:

•  равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

• взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);

•  равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

•  сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

•  охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

•  возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

•  свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

•  сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

•  позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.


Обсуждение: Ведущий задает следующие вопросы:

  • Что отличает каждое определение?

  • Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

  • Какое определение наиболее удачно?

  • Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?


Упражнение №4. «Черты толерантной личности»
Цели:

  • ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;

  • дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Материалы: бланки опросника для каждого участника

Черты толерантной личности

 

Черты моего характера

Черты толерантной личности

1. Расположенность к другим
2. Снисходительность
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
7. Альтруизм
8. Терпимость к различиям
9. Умение владеть собой
10. Доброжелательность
11. Умение не осуждать других
12. Гуманизм
13. Умение слушать
14. Любознательность
15. Способность к сопереживанию



Инструкция: в первой колонке поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены. Во второй колонке поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.


(На заполнение опросника дается 3—5 минут).

Три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

  1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы общегрупповым представлением.

  2. Сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.


Упражнение №5 "Совместный рассказ".

Цель: Обучение взаимодействию, вниманию друг к другу. Развитие фантазии.

1. Группа садится в круг, ведущим даётся начало истории и ее конец – учащиеся будут придумывают середину:

• Жил-был король, у которого была невеста, и любил он ее больше всех на свете... А на скале, скрытый от старушки розовым кустом, нога на ногу сидел эльф и с удовольствием наблюдал за праздником...

• Жил-был замечательный музыкант, который как-то шел через лес и думал о разных вещах. Когда больше не осталось ничего, о чем он мог бы подумать, он сказал себе: "Время течет очень долго в этом огромном лесу, я хотел бы найти себе хорошего попутчика…"

• Жила-была одна девушка, которая целый ничем другим не занималась, кроме как пряла и ткала… После того как из замка выгнали последних врагов и очистили его от паутины, принц и принцесса стали королем и королевой страны. Правили они мудро и жили долго и счастливо...


Рефлексия занятия

  • Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?

  • Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?


Упражнение 6 «Лукошко».
(работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления.)

Материалы: пакет с мелкими предметами (игрушками из «киндер-сюрпризов»).

Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Участники, не заглядывая в пакет, берут какой-то один предмет. И находят какую-нибудь связь между этим предметом и понятие - толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. (подсказка при затруднении: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».


Заключение: будьте терпимы друг к другу и помните, какие пословицы издревле говорил народ о толерантности

Рус. «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Яп. «Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено».

Англ. «Когда находишься в Риме, поступай как римлянин».

Итал. «В стане, котором бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!