СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы слова из русской речи,из родного языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий игры КВН, посвященной лексике и фразеологии

«Мы слова из русской речи, из родного языка»

Просмотр содержимого документа
«Мы слова из русской речи,из родного языка»









Сценарий игры КВН, посвященной лексике и фразеологии

«Мы слова из русской речи, из родного языка»



































«Мы слова из русской речи, из родного языка»

Сценарий игры КВН, посвященный лексике и фразеологии»

Первый этап

Команды участников встречает Баба Яга, поющая частушки, в которых содержатся задания на распознавание омонимов.

Про язык наш КВН

Будто больше нету тем,

Ох, наука эта

Нас сживет со света.



Я из нечисти одна

Лексикой увлечена:

Подвела натура –

Люблю литературу.

……….

Нападаю на гостей

И съедаю до костей

У меня диета:

Гимназисты это.



Вот вчерась вмоем дому

Близнецы гостили,

А припомнить не могу,

Кто такие были.

День вступил в свои права,

Постучали в дверь слова.

Я открыла. Что за чудо?

Продо мною – близнецы.

Я спросила: «Вы откуда

Появились молодцы?»

Отвечали мне слова:

«Заверяем, Баба Яга,

Что встречалисьс нами раньше

Ты, Яга, наверняка.

Мыслова из русской речи,

Их родного языка.

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат,

Но важна не только внешность

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки

Мы по смыслу – далеки».

На начинку я польстилась,

Как зовут, сросить забылась.

Ваш черед гадать теперь,

А не то закрыта дверь –

Дальше не пойдете,

Смерть совю найдете.



Учащиеся пишут отгадку на карточке и отдают в жюри.

Баба Яга: А теперь ответьте на такие вопросы.

1. Какую строчку не может прочесть ни один ученик?

2. Всякую ли точку нужно считать знакомпрепинания?

3. Какое государство можно носить на голове?

4. Какая европейская столица стоит на скошеной траве?

5. Какой город летает?

6. Какую реку можно срезать ножом?

7. Какое крыло никогда не летает?



Баба Яга: Жюри проверит ваши ответы, а я загадаю вам новые загадки.

Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной.

(Свет)

Я – все то, что есть на свете,

Все народы на планете,

Мой омоним – враг войны,

Друг труда и тишины.

(Миф)

В тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом своем назначении

Я – планка для черчения,

И

В шеренгу вас построю.

(Линейка)

Эта маленькая штучка вылетает из ружья.

Эту каблуками выбью, если затанцую я.

Эту будем мы учить и делить, делить, делить.

(Дробь)

В море плавает один –

Ест траву другой,

Этот в банку угодил –

Другой – стал отбивной.

(Бычок)

В одной ты пишешь,

Так и знай.

В другой - живет твой попугай.

(Клетка)



Второй этап

У ворот древнего города команды встречают рыцари, которые представляют задание на распознавание и подбор синонимов. Они поют:

Молодцеватые мы парни и удалые,

А подберешь синоним –

Выйдешь «парни бравые».

Стоим на страже у ворот,

Чтоб думал головой народ,

Искал синонимы, а не наоборот.


Рыцари дают задания командам: разбрасываются картинки с изображением грибов, ягод, цветов. На обороте картинок написаны слова. Надо собрать карточки только одного вида (Например, грибы) и разложить в две стопки (синонимы – в одну, остальные – в другую)


Наборы слов для карточек:


1. Беспорядок, хаос, неразбериха, ералаш, неурядица, содом, безалаберщина, бестолковщина, сумбур, путаница, сумятица, каша, бедлам, кутерьма, катавасия, кавардак. Система, бессодержательно, бесчинство, буйство.

2. Вздор, абсурд, бредни, нелепость, несуразность, глупость, пустяки, ерунда, чепуха, бред, белиберда, несуразица, околесица, чушь, нелепица, мура. Взрыв, достоверно, запутаться, извлекать.



Третий этап

Встреча с антонимами. Двое ведущих подобраны и одеты по контрасту (светловолосый- темноволосый, высокий – низкий, румяный – бледный, босой – обутый и т.п.).

1 ведущий: Стойте! Стойте! Вы куда собрались?

2 ведущий: А дальше идти не боитесь?

1 ведущий: Тогда послушайте.

1 и 2 ведущие вместе: (поют)

Много разных волшебников

Вас пытать собираются.

Надо многое знать,

Чтоб к победе дойти.

Перепутье антонимов

Здесь у нас начинается,

И дорогу самим

Вам никак ненайти.

ПРИПЕВ:

А мы подсобим,

А мы намекнем,

Как ловушкивам лучше обойти,

Но сначала мы испытаем вас:

Вы антонимы в нас должны найти.

Участники осматривают ведущих и находят слова – антонимы, применимые к ним. Слова записываются на карточки и передаются в жюри.

Звучит диалог ведущих.

-хххххх Первое испытание выдержали!

-ххххххх наверное, знаете, что испытывают всегда три раза?

-ххххххххххххх

-Будем.

-Я – этих.

- Нет, я этих.

- Нет, ты – их, а я - других.

-Нет, ты – таких, а я – этаких.

- Все! Пусть угадают, какими словами мы спорим.

- Я буду испытывать умненьких, а ты – глупеньких.

- Нет, я буду быстреньких, а ты – медлительных.

- Я буду знающих, а ты – невежд.

- А я буду отличников, а ты – двоечников.

- А вы уже догадались?

- Ладно! Я – правых, а ты – левых.

Раздают листы с заданиями.

1 ведущий: Второе задание выполнили. Теперь загадки, в них спрятаны антонимы.

Чтоб первого увидеть,

Надо голову поднять.

А второго чтоб заметить,

Надо глазки опускать.

(Высокий, низкий)

Это слово – балаболка,

А второе – тихомолком…

(Говорить, молчать)

Три буквы одинаковых

В конце у них стоят,

Но надо то прислушаться,

То уши вдруг зажать.

(Кричать, шептать)

«В» в одном и «в» в другом,

Но чтобы догадаться,

Надо головой вертеть

Туда – сюда стараться.

(Вправо, влево)

В первом слове буква «а»

Дважды повторяется,

И от этого у нас

Жажда повышается.

Эсть она и во втором.

Могу слово дать.

От него захочешь ты

К печке убежать.

(Жара, стужа)

Четвертый этап

Многозначность представлена образом трехглавого змея по имени Король (Первая голова представляет короля, вторая – шахматного короля, третья – карточного короля)

Диалог трех голов:

1 голова: Слышишь, голова, что-то ученым духом запахло!

2 голова: Да были, были такие. Только те уже в старших классах. Теперь онини никакого змея не боятся.

3 голова: А эти маленькие! Этих мы сейчаскак напугаем!

1 голова: Тебе бы только пугать.

2 голова: Ну тогда запугаем!

1 голова: Это уже лучше. Но я сомневаюсь. Дайте подумать. (отдает скипетр, державу,садится в позу, думает). Вот придумали! Ученики больше всего боятся экзаменов и контрольных работ.Устроим им экзамен. Так мы их и напугаем, и запутаем.

3 голова: А билеты у нас есть?

2 голова: У меня есть какие-то (достает трамвайные билеты).

1 голова: Нет, это не те билеты. Это для проезда в транспорте.

3 голова: А уменя есть другие… (достает билеты членские, ученические, читает). Вот ученический билет члена общества содоводов.

1 голова: Ты что? Это не тебилеты. Ладно, у меня есть. Настоящие! Билет первый: назвать все значения слова «билет». Какое это слово?

2 голова: Такими вопросами их не напугаешь. Легкие очень.

3 голова: Я знаю хорошенький такой вопросик (обращается к первой голове). Воттебя как зовут?

1 голова: Так на мне же написано (читает по слогам надпись на груди). Ко-роль!

3 голова: (обращается ко второй голове). А тебя как зовут?

2 голова: Такна мне же нарисовано! (Указывает на грудь). Король!

3 голова: Ну и я король тоже. А все почему? Потому что мы многозначные! Пусть придумают нам новые имена. Чтоб одно слово, но многозначное! Пусть придумают нам новые имена. Чтоб одно слово, но многозначное.

Команды придумывают имена Змею Горынычу.

1 голова: Опозорились мы, братцы. На все вопросы у них есть ответы. Давайте поднатужимся и еще один вопрос придумаем.

3 голова: У меня есть идея. Давайте играть в карты. Заядлые картежники, подходите.

Три картежника играют в карты с головами Змея Горыныча; на картах написаны многозначные слова, надоназвать два значения каждого из них.Многозначные слова для карт.

1 набор: десятка, глазок, жар, звезда, зеленый, земля, пропустить, тень, играть, история.

2 набор: касса, качать, кнопка, поля, крыло, надуть, носок, перевести, пленка.

Пятый этап

Архаизмы представляют учащиеся, одетые в старинную солдатскую форму.

Они поют:

Ох, братцы,незавиднанаша жизнь

Без нас вы все могли бы обойтись,

Но мы еще солдаты хоть куда

И можем послужить вам иногда.

Если надо описать времена старинные,

Вам придется вспомнить наше имя длинное.

Ох, редко тревожат нас.

1 солдат: Как называются слова, о которых мы пели.

2 солдат: Вот вам задание: карточки со словами устаревшими и их толкованиями или современными синонимами надо разложить по парам.

Набор слов:

алчный – жадный

амазонка – всадница

арап – чернокожий

берданка – винтовка

благой – хороший и т.п.

Шестой этап

Вопросы к теме «Профессионализмы» (термины) представляют два «врача»

1 врач: Помогите! Помогите!

2 врач:У нас тут такие проблемы… Мы от горя уже говорить разучились. Только плачем и поем.

Вместе поют:

Жили-были мы без проблеми бед:

Я ему вопрос, а я ему ответ,

Но один лентяй тему пропустил –

Термины совсем он не выучил.

Ему – то хоть бы что: гуляет он сейчас;

А Лексика, наш босс, наказала нас:

«Не умели вы ученика увлечь,

Зачем вас изучатьи портить вам речь?»

Вот теперь поем песнь печальную,

Забыли мы слова профессиональные.

Братцы, просим вас,расколдуйте нас,

Верните термины,а то погибнем мы.


1 врач: Мы вам сейчас покажем пантомиму, а вы подскажите нам профессиональные слова к ней.

Содержание понтомимы: врач – хирург режет больного. Операция удалась. Больной счастлив.

Седьмой этап

Задание по распознаванию заимствованных слов представляют лиса Алиса и кот Базилио:

Мы гости заграничные,

Но здесь все рады нам

Из разных стран мы прибыли,

Живем как дома здесь.

Хоть мы для вас привычные.

Нас чаще встретишь там,

Где что-то заграничное

В быту и в жизни есть.

ПРИПЕВ:

Мы в школе, мы в тетради, мы везде.

Без нас вы обойдетесь черта с два

Скажите,скажите, скажите скорей (2 раза)

Скажите скорей!

Какие это слова?


На золотистых денежках

Написаны слова.

Не все нужны монетки вам,

А надо выбирать,

Где слово иностранное,

А может быть, и два,

Вот эти пригодятся нам,

Чтоб фокус показать.

ПРИПЕВ:

Не шутки, не игрушки, не обман,

И не вопросики для простаков,

А фокус, фокус, фокус такой. (2 раза)

Фокус такой!

Для учеников.

Лиса и кот раздают бумажные монетки, на одних из которых написаны слова иностранного поисхождения, а на других – не являющиеся заимствованными. Команды должны правильно распределитьмонеты соответственно значению слова.

Восьмой этап

Последний этап испытаний для команд – встреча с фразеологизмами – Царицей.

Царица:

Посмотрите! Я девица –

Фразеологизм – Царица.

Я – колдунья, я – загадка.

На моем лице украдкой

Промелькнет вдруг тайный смысл,

Что содержатся не в слове,

Не в приставке,ни в основе,

А в подтексте, где-то там.

Трудно будет вникнуть вам.

У меня пажи – мальчишки,

Шалунишки, драчунишки,

Но хитры они как черти,

Говорят загадками,

Чтоб понять их, надо знать

Поговорки краткие.

Вот послушайте беседу

Драчунов и хитрецов

И запомните побольше

С тайным смысломфраз и слов.

Чтоб меня вам убедить,

Смысл их надо объяснить.

Звучит диалог мальчишек (он взят из книги Л.А. Шкатовой «Подумай и ответь». М.: Просвещение. – 1989).


Жюри оценивает участие команд в конкурсах. В систему конкурсов можно добавить представление команд и домашнее задание.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!