«Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.»
Актуальность: Русский язык, будучи нашим родным языком, является не только одним из наших достояний, но и продуктом многовековой истории нашего народа, который на протяжении всего развития привносил в него всё новое и новое. К сожалению в последнее время наш язык терпит не самые полезные для него новшества, такие как обилие иностранных заимствований или всё большее количество жаргонизмов, в особенности со стороны молодого поколения. Мероприятие направлено на воспитание у учащихся любви и уважения к своему родному языку, который является основным помощником в социальном взаимодействии.
Цели:
- воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову;
- развивать интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время;
- расширить кругозор учащихся;
- развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность;
Задачи:
-Обсудить основные причины засорения языка
-Предложить варианты решения ранее озвученных проблем
-Совместно с учащимися составить «Свод правил чистоты языка»
Краткое описание содержания культурно-просветительской акции: В ходе внеурочного мероприятия учащиеся прочитают подготовленные ими заранее стихотворения о величии Русского Языка, обсудят основные проблемы, актуальные для языка на данный момент, а так же предложат свои варианты решения этих проблем, которые далее будут записаны и скомпанованы в «Свод правил чистоты языка».
Конечный продукт: Конспект внеклассного мероприятия
Назначение и применение: Мероприятие актуально для проведения в классах среднего звена для воспитания уважения к Русскому языку и развития речевой культуры обучающихся.
Ход мероприятия
Ученик читает стихотворение
Мужество.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Учитель: Это стихотворение Анны Ахматовой было написано в годы Великой Отечественной войны. Главным адресатом и одновременно героем ахматовского «Мужества» является русский народ, его масса, голодная и обездоленная, но не сломленная и не угнетённая тяжёлыми военными испытаниями. Сама Анна Андреевна видит своё призвание в сохранении «Великого Русского слова»
Речь – это язык национальной культуры. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным и чистым, что не стыдно его передавать следующим поколениям?
Ответы учеников
Учитель. Как вы думаете, если речь всех людей в государстве, засорена жаргонизмами, ругательствами и огромным количеством необязательных иностранных заимствований, может ли такое государство быть великим?
Ответы учеников
Учитель: Сегодняшний наш разговор имеет государственную важность, так как речь пойдёт о чистоте нашего с вами Русского Языка.
Благодарю я прежние эпохи,
Ученых и поэтов и народ
За тот язык, что мне вы подарили
И сохранили в самый страшный год!
Благодарю я мать, что мне читала
И, раскрывая каждой сказки смысл,
Она ошибки детства исправляла
И пробуждала к жизни мою мысль.
Благодарю я Куприна, Толстого,
Тургенева и Чехова всегда,
Что мой родной язык обогащали
И поддержали в трудный час меня.
И если в напасть, в годы лихолетья,
Не опустилась я еще до дна,
И если к людям сердце не закрыла,
Заслуга книги то, она моя судьба!
И не имея часто даже хлеба,
Я раскрывала слабою рукой
Своих друзей, проводников,
И время переносило в мир меня иной.
Родная речь, родной язык любимый,
Мы силу черпаем в тебе во все века.
Ты, наша драгоценность, наша сила,
И роль играешь в жизни маяка!
В эпоху развития компьютерных технологий человечество перестала интересовать литература. Больший интерес у людей вызывает язык знаков и символов, чем интерес к родному языку.
Сегодня мы все чаще слышим о том, что язык болен.
Давайте попробуем определить болезни языка.
Учитель вместе с учащимися определяет основные проблемы языка и выписывает их на доске.
- засилие жаргона,
- скудность, однообразность лексики,
- в разговорной речи приветствуется сквернословие,
- очень часто речь журналистов, дикторов, то есть тех, кого раньше принимали за образец, оставляет желать лучшего,
- иногда неоправданное употребление иностранных слов.
Вывод: Речь засоряется и огрубляется.
Учитель: Как вы думаете, каковы причины этих болезней?
Ответы учеников
Учитель: Я предлагаю вам составить «Свод правил чистоты языка». Давайте с вами вместе обсудим важнейшие правила и оформим их для того, чтобы повесть этот свод в уголке класса
Ученики самостоятельно формулируют и аккуратно оформляют на листе формата А3 правила соответствующие следующим тезисам:
– Правильность речи, т.е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. “Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”. (Д.И.Писарев)
– Точность речи, т.е. соответствие мыслям говорящего, или пишущего. “Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но, прежде всего, требованием смысла”. (К.Федин)
– Логичность речи, т.е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. “Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей”. (Н.Г.Чернышевский)
– Ясность речи, т.е. доступность пониманию слушающего, или читающего. “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”, – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.
– Простота речи, т.е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей” слога. “Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”. (Л.Н.Толстой)
– Живость речи, т.е. отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. “Язык должен быть живым”. (А.Н.Толстой)
– Благозвучие, т.е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. “Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их”. (А.П.Чехов)
Учитель: Давайте подведём итоги нашего мероприятия,
- Что мы обсуждали в ходе мероприятия и какие вопросы поднимали?
- Удалось ли нам сформулировать основные правила речевого поведения?