СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.»»

«Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.»

Актуальность: Русский язык, будучи нашим родным языком, является не только одним из наших достояний, но и продуктом многовековой истории нашего народа, который на протяжении всего развития привносил в него всё новое и новое. К сожалению в последнее время наш язык терпит не самые полезные для него новшества, такие как обилие иностранных заимствований или всё большее количество жаргонизмов, в особенности со стороны молодого поколения. Мероприятие направлено на воспитание у учащихся любви и уважения к своему родному языку, который является основным помощником в социальном взаимодействии.

Цели:

воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову;

-  развивать интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время;

-  расширить кругозор учащихся;

- развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность;

Задачи:

-Обсудить основные причины засорения языка

-Предложить варианты решения ранее озвученных проблем

-Совместно с учащимися составить «Свод правил чистоты языка»

Краткое описание содержания культурно-просветительской акции: В ходе внеурочного мероприятия учащиеся прочитают подготовленные ими заранее стихотворения о величии Русского Языка, обсудят основные проблемы, актуальные для языка на данный момент, а так же предложат свои варианты решения этих проблем, которые далее будут записаны и скомпанованы в «Свод правил чистоты языка».

Конечный продукт: Конспект внеклассного мероприятия

Назначение и применение: Мероприятие актуально для проведения в классах среднего звена для воспитания уважения к Русскому языку и развития речевой культуры обучающихся.

Ход мероприятия

Ученик читает стихотворение

Мужество.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

 

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

 

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!



Учитель: Это стихотворение Анны Ахматовой было написано в годы Великой Отечественной войны. Главным адресатом и одновременно героем ахматовского «Мужества» является русский народ, его масса, голодная и обездоленная, но не сломленная и не угнетённая тяжёлыми военными испытаниями. Сама Анна Андреевна видит своё призвание в сохранении «Великого Русского слова»

Речь – это язык национальной культуры. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным и чистым, что не стыдно его передавать следующим поколениям?



Ответы учеников

Учитель. Как вы думаете, если речь всех людей в государстве, засорена жаргонизмами, ругательствами и огромным количеством необязательных иностранных заимствований, может ли такое государство быть великим?

Ответы учеников

Учитель: Сегодняшний наш разговор имеет государственную важность, так как речь пойдёт о чистоте нашего с вами Русского Языка.

Благодарю я прежние эпохи,
Ученых и поэтов и народ
За тот язык, что мне вы подарили
И сохранили в самый страшный год!

Благодарю я мать, что мне читала
И, раскрывая каждой сказки смысл,
Она ошибки детства исправляла
И пробуждала к жизни мою мысль.

Благодарю я Куприна, Толстого,
Тургенева и Чехова всегда,
Что мой родной язык обогащали
И поддержали в трудный час меня.

И если в напасть, в годы лихолетья,
Не опустилась я еще до дна,
И если к людям сердце не закрыла,
Заслуга книги то, она моя судьба!

И не имея часто даже хлеба,
Я раскрывала слабою рукой
Своих друзей, проводников,
И время переносило в мир меня иной.

Родная речь, родной язык любимый,
Мы силу черпаем в тебе во все века.
Ты, наша драгоценность, наша сила,
И роль играешь в жизни маяка!

В эпоху развития компьютерных технологий человечество перестала интересовать литература. Больший интерес у людей вызывает язык знаков и символов, чем интерес к родному языку.

Сегодня мы все чаще слышим о том, что язык болен.

 Давайте попробуем определить болезни языка.

Учитель вместе с учащимися определяет основные проблемы языка и выписывает их на доске.

- засилие жаргона,

- скудность, однообразность лексики,

- в разговорной речи приветствуется сквернословие,

- очень часто речь журналистов, дикторов, то есть тех, кого раньше принимали за образец, оставляет желать лучшего,

- иногда неоправданное употребление иностранных слов.

Вывод: Речь засоряется и огрубляется.

Учитель: Как вы думаете, каковы причины этих болезней?

Ответы учеников

Учитель: Я предлагаю вам составить «Свод правил чистоты языка». Давайте с вами вместе обсудим важнейшие правила и оформим их для того, чтобы повесть этот свод в уголке класса

Ученики самостоятельно формулируют и аккуратно оформляют на листе формата А3 правила соответствующие следующим тезисам:

– Правильность речи, т.е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. “Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”. (Д.И.Писарев)

– Точность речи, т.е. соответствие мыслям говорящего, или пишущего. “Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но, прежде всего, требованием смысла”. (К.Федин)

– Логичность речи, т.е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. “Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей”. (Н.Г.Чернышевский)

– Ясность речи, т.е. доступность пониманию слушающего, или читающего. “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”, – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.

– Простота речи, т.е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей” слога. “Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”. (Л.Н.Толстой)

Живость речи, т.е. отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. “Язык должен быть живым”. (А.Н.Толстой)

Благозвучие, т.е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. “Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их”. (А.П.Чехов)


Учитель: Давайте подведём итоги нашего мероприятия,

- Что мы обсуждали в ходе мероприятия и какие вопросы поднимали?

- Удалось ли нам сформулировать основные правила речевого поведения?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!