СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мышление.Виды мышления. основные мыслительные операции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мышление - определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Просмотр содержимого документа
«Мышление.Виды мышления. основные мыслительные операции.»

МЫШЛЕНИЕ.  ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ.  ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ. Презентацию подготовила Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Василенко Елена Николаевна

МЫШЛЕНИЕ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ.

Презентацию подготовила

Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Василенко Елена Николаевна

МЫШЛЕНИЕ   определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

МЫШЛЕНИЕ

  определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

ОСНОВНАЯ ПРИНЯТАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗЛИЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ТРИ ВИДА наглядно-действенное мышление; наглядно-образное мышление; словесно-логическое (или понятийное) мышление. Именно в таком порядке виды мышления развиваются в процессе фило – и онтогенеза.

ОСНОВНАЯ ПРИНЯТАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

РАЗЛИЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ТРИ ВИДА

  • наглядно-действенное мышление;
  • наглядно-образное мышление;
  • словесно-логическое (или понятийное) мышление.

Именно в таком порядке виды мышления развиваются в процессе фило – и онтогенеза.

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ  МЫШЛЕНИЕ ЭТО вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ 

МЫШЛЕНИЕ

  • ЭТО вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ  МЫШЛЕНИЕ для этого вида характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату. В этом виде мышления действие с образом предметов и ситуаций предшествует реальным действиям в предметном плане. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы. Образ может заключать в себе разностороннее видение предмета. Поэтому данный вид мышления дает более полное представление о свойствах предмета, чем наглядно-действенное мышление.

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ 

МЫШЛЕНИЕ

для этого вида характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату. В этом виде мышления действие с образом предметов и ситуаций предшествует реальным действиям в предметном плане. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы. Образ может заключать в себе разностороннее видение предмета. Поэтому данный вид мышления дает более полное представление о свойствах предмета, чем наглядно-действенное мышление.

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств. 

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ

вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств. 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ Первая  особенность выражается в опосредованном характе­ре отражения. Мыслительная деятельность человека опосредо­вана его знаниями, личным опытом и опытом человечества .

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

МЫШЛЕНИЯ

Первая  особенность выражается

в опосредованном характе­ре отражения.

Мыслительная деятельность человека опосредо­вана его знаниями, личным опытом и опытом человечества .

Вторая  особенность мышления заключается в обобщен­ном характере мыслительной деятельности . Мы воспринимаем единичные предметы, а мыслить при этом можем обобщенно. Область того, о чем мы мыслим, всегда шире области того, что мы воспринимаем

Вторая  особенность мышления заключается

в обобщен­ном характере мыслительной деятельности .

Мы воспринимаем единичные предметы, а мыслить при этом можем обобщенно. Область того, о чем мы мыслим, всегда шире области того, что мы воспринимаем

Третья  особенность мышления – связь его с языком и речью. Всякая мысль выражается и формулируется в речи. Чем четче мысль, тем яснее она выражается. И наоборот, чем совершеннее формулировка, тем отчетливее становится сама мысль

Третья  особенность мышления –

связь его с языком и речью.

Всякая мысль выражается и формулируется в речи. Чем четче мысль, тем яснее она выражается. И наоборот, чем совершеннее формулировка, тем отчетливее становится сама мысль

Четвертой  особенностью мышления является проблемный характер. Мыслительная деятельность начинается там, где чело­век встречается с чем-то новым, неизвестным, т. е. с проблемной ситуацией. Для возникновения мыслительного процесса необхо­димы умение отделить новое от известного и стремление познать это новое. Потребность в познании побуждает человека искать ответ на вопрос

Четвертой  особенностью мышления является проблемный характер.

Мыслительная деятельность начинается там, где чело­век встречается с чем-то новым, неизвестным, т. е. с проблемной ситуацией. Для возникновения мыслительного процесса необхо­димы умение отделить новое от известного и стремление познать это новое. Потребность в познании побуждает человека искать ответ на вопрос

МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

  • ПОНЯТИЕ
  • СУЖДЕНИЕ
  • УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПОНЯТИЕ - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действитель­ности, признаков, общих для всех предметов, входящих в него. Любое понятие относится к группе сходных предметов. Понятия бывают конкретные абстрактные, единичные общие. Они вы­ражаются словом. Легче овладеть словом, чем понятием, и часто владение словом маскирует невладение понятием. Содержание понятий раскрывается в суждениях.

ПОНЯТИЕ - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действитель­ности, признаков, общих для всех предметов, входящих в него. Любое понятие относится к группе сходных предметов.

Понятия бывают

  • конкретные
  • абстрактные,
  • единичные
  • общие.

Они вы­ражаются словом. Легче овладеть словом, чем понятием, и часто владение словом маскирует невладение понятием. Содержание понятий раскрывается в суждениях.

СУЖДЕНИЕ - отрицание или утверждение чего-либо о чем-либо. Суждения бывают утвердительные, отрицательные, истин­ные, ложные, предположительные. В них человек высказывает свое мнение о чем-либо. Если человек хочет убедить себя или других, он начинает рассуждать, делать умозаключения.

СУЖДЕНИЕ - отрицание или утверждение чего-либо о чем-либо.

Суждения бывают

  • утвердительные,
  • отрицательные,
  • истин­ные,
  • ложные,
  • предположительные.

В них человек высказывает свое мнение о чем-либо. Если человек хочет убедить себя или других, он начинает рассуждать, делать умозаключения.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - это серия логически связанных высказы­ваний, из которых выводятся новые знания. Умозаключения бы­вают трех видов:  индуктивные (предполагают вывод частного суждения из общего), дедуктивные (вывод общего суждения из частных), по аналогии (основывается на схожести существенных признаков явлений, объектов, и на этом основании делается вы­вод о возможной схожести и по другим признакам).

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - это серия логически связанных высказы­ваний, из которых выводятся новые знания.

Умозаключения бы­вают трех видов:

  • индуктивные (предполагают вывод частного суждения из общего),
  • дедуктивные (вывод общего суждения из частных),
  • по аналогии (основывается на схожести существенных признаков явлений, объектов, и на этом основании делается вы­вод о возможной схожести и по другим признакам).
ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

АНАЛИЗ  - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.  это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д.; это расчленение познавае­мого объекта на различные компоненты.

АНАЛИЗ  -

  • это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
  • это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д.;
  • это расчленение познавае­мого объекта на различные компоненты.
СИНТЕЗ  - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение эле­ментов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

СИНТЕЗ  -

это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение эле­ментов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

СРАВНЕНИЕ это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении пред­метов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявле­нии таким образом общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание.

СРАВНЕНИЕ

это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении

пред­метов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявле­нии таким образом общности или различия между ними.

Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание.

ОБОБЩЕНИЕ   это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различ­ных объектов свойства бывают двух видов: 1) общие как сходные признаки 2) общие как существенные признаки.

ОБОБЩЕНИЕ  

это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различ­ных объектов свойства бывают двух видов:

1) общие как сходные признаки

2) общие как существенные признаки.

СИСТЕМАТИЗАЦИ Я это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку

СИСТЕМАТИЗАЦИ Я

это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку

АБСТРАГИРОВАНИЕ  мыслительная операция, основанная на отвле­чении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

АБСТРАГИРОВАНИЕ 

мыслительная операция, основанная на отвле­чении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Итак   Мышление всегда имеет опосредованный характер.  Мышление опирается на имеющиеся у человека опыт и знания об общих законах явлений. Мышление исходит из

Итак

  • Мышление всегда имеет опосредованный характер. 
  • Мышление опирается на имеющиеся у человека опыт и знания об общих законах явлений.
  • Мышление исходит из "живого созерцания'', но не сводится к нему.
  • Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. 
  • Мышление человека связано с практической деятельностью. 
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!