«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Значение образа Платона Каратаева
А. С. Пушкин отмечал, что произведение, основанное на историческом материале, должно отражать «судьбу человеческую, судьбу народную». Эту задачу блестяще осуществил Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир».
Опираясь на опыт Пушкина («Арап Петра Великого», «Борис Годунов», «Капитанская дочка»), Толстой создал совершенно новую форму исторического повествования. Развитие событий определяется движением самой истории, все действующие лица вовлечены в исторический поток, отдельные судьбы переплетаются с судьбами народа, философские размышления автора сочетаются с семейной хроникой, картинами природы, сценами сражений. И весь этот разнообразный огромный материал связан единой мыслью, которую писатель определил как «мысль народную». Раскрыть народное значение Отечественной войны 1812 года, показать роль масс и отдельных людей в ходе исторических событий, понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов,— вот к чему стремился Толстой.
Роман «Война и мир» первоначально был задуман автором как роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из ссылки. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше понимал, что, не рассказав о самом восстании и ещё глубже — о войне 1812 г., нельзя написать роман на необходимом для масштабов такого замысла уровне. Так замысел писателя постепенно трансформировался, углублялся, и результатом его явилось создание грандиозной эпопеи. Это рассказ о подвиге русского народа, о победе народного духа в войне 1812 г. Позже, говоря о романе, Л. Н. Толстой писал, что главная мысль произведения — «мысль народная». Тема народа и цель «писать историю народа» определили и жанр «Войны и мира» — роман-эпопея.
«Война и мир» — русская национальная эпопея. Писатель представлял себе сотни тысяч людей — творцов истории — не как безликую массу, он изображал неповторимо своеобразные черты каждого человека. Все герои Толстого — настолько живые люди, что читатель видит их лица, слышит их голоса, проникает в их внутренний мир, узнаёт их тайные мысли, любит или ненавидит их. «Без ложной скромности, это — как “Илиада”,— говорил Л. Н. Толстой М. Горькому. Сравнение с эпосом Гомера могло иметь только один смысл: в «Войне и мире» нашли своё отражение национальный характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы.
Толстой сумел с необычайной силой передать патриотический подъём, который в 1812 г. испытали русские люди. И всем содержанием романа-эпопеи писатель показал, что именно русский народ, поднявшийся на борьбу за национальную независимость, изгнал французов из пределов своей страны и обеспечил победу. Толстой смотрит на всё изображаемое им не с позиции той или иной социальной группы, но народа, как сложного и целостного единства, как решающей исторической силы, и любит он в своём творении не себя самого, а те народные начала, которые удалось ему выразить силой искусства.
«Мысль народная» пронизывает в романе и те сцены, где народ непосредственно не изображается. Она незримо присутствует при описании персонажей не из народной среды, поэтому одна из важнейших идей романа может быть сформулирована так: чем ближе жизнь к народу, природе, естественным человеческим потребностям, тем она симпатичнее автору, и, наоборот, чем дальше от народа и природы, фальшивее, искусственнее человеческая жизнь, тем она противнее вообще и автору романа в частности (застывшие персонажи).
Уже в момент написания романа Толстой считал, что народ — решающая сила истории, и достоинство человека дворянской среды прежде всего в том, насколько полно его нравственное единение с народом. Это первая форма воплощения «мысли народной».
Вторая форма — деятельность исторических лиц — также проверяется мыслью народной. Наполеон отвергается потому, что он избрал для себя роль палача народа.
Кутузов велик потому, что умел подчинить все мысли и действия народному чувству. «Умные» предначертания Сперанского отвергаются на том основании, что они не применимы к народной жизни.
Третьей формой воплощения «мысли народной» является протест против захватнической войны Наполеона, благословение освободительной войны. Такое отношение к войне усваивают все лучшие герои романа.
Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий. Он считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нём свою главную мысль. В «Войне и мире» писатель, по его признанию, любил «мысль народную». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа связывает свою судьбу с судьбой нации.
Развитие темы народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
1 | 2 | 3 |
Завязка Война 1805–1807 гг., австрийские походы | Кульминация 1812г. Бородино | Развязка Партизанская война |
Со стороны России — это захватническая война, её цели непонятны солдатам, поэтому Толстой показывает двойственность этой войны: | Это освободительная война, цель которой — защита своей земли, поэтому здесь единение всего народа, вылившееся в партизанскую войну, то есть движение самих масс. Отсюда высокий дух патриотизма, героизм (курган Раевского, полк князя Андрея) |
Героический дух русских солдат, способность к самоотверженности и подвигу (смотр в Браунау, переправа через Энс, Шенграбенская битва) | Тяжёлое положение армии, неразбериха среди командования, лицемерие штабных офицеров, военные амбиции (переправа через Энс, Шенграбенская битва, военный совет, Аустерлиц) |
Героизм и трусость, простота и тщеславие переплелись в помыслах и поступках участников сражений в Отечественной войне 1812 г. Но мы не можем не видеть, что решающей силой явилось единство и воодушевление тысяч рядовых воинов, не думающих о славе и награде. И мы приходим к мысли, что на войне, как и вообще в истории человечества, деятельность людских масс, объединённых чувствами и стремлениями, определяет ход событий.
Итак, «мысль народная» проявляется в романе в великом утверждении о том, что народ — ведущая сила истории, движимая теплотой патриотизма, что он — носитель высших нравственных качеств, создатель материальных и духовных ценностей.
Под словом "народ" Л. Н. Толстой понимал всё патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие. Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света.
Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева. В этих образах Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты.
Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон — как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время Отечественной войны 1812 г.
Платон Каратаев — простой, обыкновенный солдат, который, однако, сыграл исключительную роль в духовном возрождении Пьера Безухова. Пьер встретился с Платоном Каратаевым в плену. После расстрела поджигателей в душе Пьера «всё завалилось в кучу бессмысленного сора»: «Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти». Когда же Пьер встретил Платона Каратаева, сблизился с ним, он почувствовал, «что разрушенный мир теперь с новою красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Это случилось в то время, когда из души Пьера была вдруг «выдернута… пружина, на которой всё держалось и представлялось живым». Встретив Каратаева, он понял, что власти этого порядка противостоит другой порядок, другая логика, логика жизни, которую нельзя уничтожить никакой силой.
После огромного нервного напряжения и тяжелейшего морального потрясения (после сцены казни) Пьер вдруг попадает как бы в иной мир. И в этот момент Пьер ощутил новую красоту недавнего разрушенного мира.
Для Пьера Безухова Каратаев стал олицетворением «всего русского, доброго и круглого». Интересно, что Толстой употребляет здесь слово круглое . Сразу ощущается что-то мягкое и ласковое. Таким, видимо, и был Платон Каратаев. Платон Каратаев появляется в романе совсем ненадолго, однако личность его настолько незаурядна и влияние на судьбу Пьера Безухова столь огромно, что его нельзя причислить просто к эпизодическим лицам. Ведь его нравственное воздействие на Пьера по силе можно сравнить лишь с тем воздействием, которое оказывала на Пьера Наташа.
Однако незлобивость, покорность, уступчивость и другие черты, присущие Платону Каратаеву, были свойственны значительной, но не всей части русского крестьянства и солдатства.
Вслед за сценами, знакомящими читателей с Платоном Каратаевым, идут сцены, рисующие партизанскую войну. В них Толстой описывает другого представителя русского крестьянства — народного мстителя — Тихона Щербатого. Этот персонаж является одним из тех, кто поднял на врага дубину народной войны, которую славит Лев Толстой. Так же, как и Платон Каратаев, Тихон Щербатый является простым русским мужиком, но, несомненно, его образ противостоит образу Каратаева. Тихон Щербатый оказался самым нужным и полезным бойцом в партизанском отряде Василия Денисова: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов…». Он отличался ловкостью, силой и необычайной смелостью.
Тихон Щербатый — простой мужик, самостоятельно начавший войну с французами. Он объяснял Денисову: «Мародёров точно два десятка побили, а то мы ничего не делали…». Оставшись у Денисова, Тихон сначала делал всю чёрную работу: раскладку костров, уход за лошадьми,— но оказалось, что он способен на большее. По ночам он уходил на добычу, принося платье и оружие французское, а когда приказывали, то приводил и пленных. Вскоре он был зачислен в казаки. Тихон не просто овеществляет силу и мужество простого русского мужика. Он, как и многие другие «сквозные» герои романа, усиливает характеристику главных героев.
Образ Платона Каратаева представляет собой одно из величайших художественных достижений Толстого, одно из «чудес» его искусства. Каратаев возникает в выстроенной уже цепи художественных лиц, живёт как бы на перекрестке разных судеб, освещая их по-своему и сам приобретая от них исключительную силу выразительности и своеобразной определённости, яркости.
Толстой поэтизирует в «Войне и мире» народ как целостное духовное единство людей, основанное на прочных, вековых культурных традициях, и беспощадно обличает толпу, единство которой держится на агрессивных, индивидуалистических инстинктах. Человек, возглавляющий толпу, лишается у Толстого права считать себя героем. Любимая мысль писателя живет в каждом образе, в каждой сцене, в каждой детали созданной им великой эпопеи. Нет в русской литературе другого произведения, где бы с такой убедительностью и силой, как в «Войне и мире», были переданы мощь и величие русского народа.