СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А.Гончаров "Обломов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Иван Александрович Гончаров»

Иван Александрович Гончаров
(1812 – 1891)

История души человеческой, хотя бы 
самой мелкой души, едва ли не любопытнее 
и не полезнее истории целого народа… М.Ю. Лермонтов

Если каждый человек на куске земли своей
сделал бы всё, что он может, 
как прекрасна была бы наша земля. А.П. Чехов

1. Просмотр фрагментов из к/ф “Несколько дней из жизни Обломова”

Мы с вами посмотрели два небольших фрагмента из фильма Н. Михалкова “Несколько дней из жизни Обломова”.

ВОПРОС: На какие мысли наводит этот фильм?

(Ребенок резвый, шумный, почемучка и зрелый человек – халат, диван, тапочки)

Впервые в русской литературе И.А. Гончаров рассказал историю целой человеческой жизни – от колыбели до могилы. События в романе охватывают восемь лет, а вместе с экспозицией и эпилогом – 37 лет. Это целая человеческая жизнь.

ВОПРОС: Почему так затронуло сердце Обломова слово “Другой”?

Давайте еще раз перечитаем еще раз диалог Ильи Ильича и Захара

Диалог: Обломов и Захар (работа с текстом, конец 8 главы)

– Я думал, что другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно... – сказал Захар

Что? Что? – вдруг с изумлением спросил Илья Ильич, приподнимаясь с кресел. – Что ты сказал?

Другой – кого ты разумеешь – есть голь окаянная, грубый, необразованный человек, живет грязно, бедно, на чердаке; он и выспится себе на войлоке где-нибудь на дворе. Что этакому сделается? Он, пожалуй, и переедет на новую квартиру.

– Что такое другой? – продолжал Обломов. – Другой, который сам себе сапоги чистит, одевается сам … и не знает, что такое прислуга; сам сбегает, сам в печке дрова помешает, сам пыль оботрет...
"Другой" работает без устали, бегает, суетится, не поработает, так и не поест. "Другой" кланяется,"другой" просит, унижается...

– Я "другой"! Да разве я мечусь, разве работаю? Мало ем, что ли? Я ни разу не натянул себе чулок на ноги… Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался. Так как же это у тебя достало духу равнять меня с другими?

Он углубился в сравнение себя с "другим".

"Другой" и халата никогда не надевает, – прибавилось еще к характеристике другого; – "другой"... – тут он зевнул... – почти не спит... "другой" тешится жизнью, везде бывает, все видит, до всего ему дело... А я! я... не "другой"!" – уже с грустью сказал он и впал в глубокую думу. Он даже высвободил голову из-под одеяла.

Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему; и зависть грызла его, что другие так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования…

В робкой душе его вырабатывалось мучительное сознание, что многие стороны его натуры не пробуждались совсем, другие были чуть-чуть тронуты, и ни одна не разработана до конца.

А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой.

Горько становилось ему от этой тайной исповеди перед самим собою. Бесплодные сожаления о минувшем, жгучие упреки совести язвили его, как иглы, и он всеми силами старался свергнуть с себя бремя этих упреков, найти виноватого вне себя и на него обратить жало их. Но на кого?

Горько становилось ему от этой тайной исповеди перед самим собою. Бесплодные сожаления о минувшем, жгучие упреки совести язвили его, как иглы, и он всеми силами старался свергнуть с себя бремя этих упреков, найти виноватого вне себя и на него обратить жало их. Но на кого?

– Однако... любопытно бы знать... отчего я... такой?.. – сказал он опять шепотом. Веки у него закрылись совсем. – Да, отчего?.. Должно быть... это... оттого... – силился выговорить он и не выговорил.

Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался еще вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпенье безмятежно спящего человека.

Итак,

Тема урока: “Отчего я такой?..”
(Анализ эпизода. “Сон Обломова”).
И.А. Гончаров “Обломов”.

Цель урока: помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и нравственной и попытаться найти ответ на поставленный вопрос.

Форма проведения:

урок-презентация 9 главы, проходящий в форме обсуждения; тестирование с использованием ИКТ.

Оборудование: Портрет И.А. Гончарова, фрагмент видеофильма “Несколько дней из жизни Обломова”

Все ищут отдыха и покоя… 
И.Обломов. И.А.Гончаров “Обломов”

Нет, это не жизнь! Это не жизнь!
Это … обломовщина! А.Штольц. И.А. Гончаров “Обломов”

О чем говорят эпиграфы?

– Они противопоставляются.

– Обломов и Штольц – герои-антиподы.

– Обломов и Штольц – главная антитеза в романе.

Глава 9

Сон Обломова”

Сон Обломова – художественный прием автора.

ВОПРОСЫ:

1. Почему автор обращается к такому приему? (сон-подсознание, сон-мечта)
2. Где, в каких произведениях мы встречаемся с таким приемом? Сон Татьяны (вещий сон, Сны Веры Павловны, Раскольникова) 
3. Что видит во сне Обломов, куда мы попадаем? Хорошо ли знаем текст? 
4. Игра “Знаешь ли ты Обломовку?”

Словарная работа. Благословенный (благое + слово) – счастливый; уголок, островок (уменьшительно-ласкательный суффикс) – маленький, как тихая гавань, но ограниченный

О

образ Обломовки

Б

благословенный

Л

любимый

О

островок сказочный

М

милый уголок

О

обильный

В

великодушный

К

край чудесный

А

автора

1 часть сна.

День Илюши Обломова. Ему 7 лет.

(Коротко пересказываем, комментируем)

– Время суток: утро, полдень, вечер. Не менялся порядок.

– Окружение. Кто воспитывает.

Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут.

Наконец удалось ей поднять его на ноги; она умывает его, причесывает головку и ведет к матери.

Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, спросила, не болит ли что-нибудь, расспросила няньку, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару? Потом взяла его за руку и подвела его к образу.

Там, став на колени и обняв его одной рукой, подсказывала она ему слова молитвы.

Мальчик рассеянно повторял их, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах сирени.(Запах сирени – образ-символ – весна, пробуждение). Сирени отошли (разрыв с Ольгой, жирком оброс…)

Потом шли к отцу, потом к чаю.

Около чайного стола Обломов увидал живущую у них престарелую тетку, восьмидесяти лет, беспрерывно ворчавшую на свою девчонку, которая, тряся от старости головой, прислуживала ей, стоя за ее стулом. Там и три пожилые девушки, дальние родственницы отца его, и немного помешанный деверь его матери, и помещик семи душ, Чекменев, гостивший у них, и еще какие-то старушки и старички. 1

Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев.

После того начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками.

Потом мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг. (Овраг – образ-символ – страх)

Он с радостным изумлением, как будто в первый раз, осмотрел и обежал кругом родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и надстройками и с запущенным садом.

Ему страсть хочется взбежать на огибавшую весь дом висячую галерею, чтоб посмотреть оттуда на речку: но галерея ветха, чуть-чуть держится, и по ней дозволяется ходить только "людям", а господа не ходят.

Он не внимал запрещениям матери и уже направился было к соблазнительным ступеням, но на крыльце показалась няня и кое-как поймала его. Он бросился от нее к сеновалу, с намерением взобраться туда по крутой лестнице, и едва она поспевала дойти до сеновала, как уж надо было спешить разрушать его замыслы влезть на голубятню, проникнуть на скотный двор и, чего боже сохрани! – в овраг.

– Ах ты, господи, что за ребенок, за юла за такая! Да посидишь ли ты смирно, сударь? Стыдно! – говорила нянька.

И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос, то умилением от его непритворной детской ласки или смутной тоской за отдаленную его будущность: этим только и билось сердце ее, этими волнениями подогревалась кровь старухи, и поддерживалась кое-как ими сонная жизнь ее, которая без того, может быть, угасла бы давным-давно.

Не все резв, однако ж, ребенок: он иногда вдруг присмиреет, сидя подле няни, и смотрит на все так пристально. Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним.

Обед и сон рождали неутолимую жажду. Жажда палит горло; выпивается чашек по двенадцати чаю.

Мать возьмет голову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы.

Но вот начинает смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей:готовится ужин. (Стук ножей – образ символ – сытость,Чехов “Ионыч”)

Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей.

Сам Обломов – старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.
И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку, сама рисует мелом и наблюдает, чтоб Аверка не украл сукна; потом перейдет в девичью, задаст каждой девке, сколько сплести в день кружев; потом позовет с собой Настасью Ивановну, или Степаниду Агаповну, или другую из своей свиты погулять по саду с практической целью: посмотреть, как наливается яблоко, не упало ли вчерашнее, которое уж созрело; там привить, там подрезать и т.п.
Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом; и престарелая тетка приглашалась к совету. Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке.

А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом. Он видел, как после полезно и хлопотливо проведенного утра наставал полдень и обед…

И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Гончаров любит обломовцев и слегка подшучивает над ними. Обломовцы – добродушные и естественные люди. Жизнь их подчиняется природным законам и по-своему гармонична. Но обломовцы не знают труда: еда и сон возведены ими в культ.

Обломов – плоть от плоти Обломовки: незлобив, несуетлив, но абсолютно и принципиально бездеятелен. Сама мысль о труде оскорбительна для Обломова. Обломов гордится тем, что он барин, обеспечен наследственным имением.

2 часть сна.

– Какой рисуется жизнь? (как сказка, земной рай) Докажите.

– Что роднит маленького Илюши с персонажами сказок?

(ожидание чуда).

Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного – другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, – да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне.

Ребенок, навострив уши и глаза, страстно впивался в рассказ.

Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости. Нянька с добродушием повествовала сказку о Емеле-дурачке, эту злую и коварную сатиру на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих.

Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается

тайным вздохом:сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.

И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры.

Слушая от няни сказки о нашем золотом руне – Жар-птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, – и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца. Рассказ лился за рассказом. Няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно.

В Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, – они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида – ведьма, они будут бояться и барана и Марфы: им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, – так сильна вера в чудесное в Обломовке! (Вспомните калиновцев из “Грозы”)

ВОПРОС: Что роднит маленького Илюши с персонажами сказок? (ожидание чуда)

3 часть сна.

Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати.

Он уж учился в селе Верхлеве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян.

У него был свой сын, Андрей, почти одних лет с Обломовым, да еще отдали ему одного мальчика, который почти никогда не учился, а больше страдал золотухой, все детство проходил постоянно с завязанными глазами или ушами да плакал все втихомолку о том, что живет не у бабушки, а в чужом доме, среди злодеев, что вот его и приласкать-то некому и никто любимого пирожка не испечет ему.

Кроме этих детей, других еще в пансионе пока не было.

Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли.

Ум и сердце ребенка исполнились всех картин, сцен и нравов этого быта прежде, нежели он увидел первую книгу. А кто знает, как рано начинается развитие умственного зерна в детском мозгу? Как уследить за рождением в младенческой душе первых понятий и впечатлений?

Может быть, когда дитя еще едва выговаривало слова, а может быть, еще вовсе не выговаривало, даже не ходило, а только смотрело на все тем пристальным немым детским взглядом, который взрослые называют тупым, оно уж видело и угадывало значение и связь явлений окружающей его сферы, да только не признавалось в этом ни себе, ни другим.

Может быть, Илюша уж давно замечает и понимает, что говорят и делают при нем: как батюшка его, в плисовых панталонах, в коричневой суконной ваточной куртке, день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду; что родитель и не вздумает никогда поверить, сколько копен скошено или сжато, и взыскать за упущение, а подай-ка ему не скоро носовой платок, он накричит о беспорядках и поставит вверх дном весь дом.

Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить…

Вывод: Обломов в детстве впитавший сказочное восприятие окружающего мира, в зрелом возрасте пытается создать в своем окружении особый мир. Его представление о жизни базируется на существовании законов сказочного добра и зла, а сам он отождествляет себя с героями сказок и легенд.

О двух системах воспитания

Илья Обломов

Андрей Штольц

Илья Обломов лежит на диване в квартире на Гороховой улице в Петербурге и напоминает “ком теста”.

Андрея Штольца автор сравнивает с породистой поджарой собакой.

Душа русского человека – восточная, созерцательная. Обломов не случайно облачен в азиатский халат.

Штольц – русский европеец. Сын обрусевшего немца, он воспитан немецкой спартанской системой.

Родители чинили препятствия к учению. …Усердно хлопотали, чтоб дитя было всегда весело и много кушало. Родители целый день без занятий. Илюша бесхитро-стен и простодушен, как Иванушка-дурачок, ленив доверчив, как Емеля

Отец заставлял сына учиться. С 8 лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам библейские стихи, читал произведения немецких и французских писателей. Драчун, разорял птичьи гнезда, вел суровый образ жизни, сутками пропадал на улице.

Труд как наказание

Трудовое воспитание на 1 месте.

Смысл жизни в труде

В толковом словаре Владимира Даля зафиксировано старинное русское слово “облый”– “неуклюжий, тучный, круглый”.

Фамилия “Штольц” с немецкого языка переводится, как гордый.

Перед трудностями пасует.

Овраг…

Самостоятельно и твердо стоит на земле. Машина…

Илья Обломов

Андрей Штольц

Фольклорный прообраз Обломова – Емеля, который даже к царю поехал лежа на печи. Литературный прототип Обломова – гоголевский Манилов, пассивный и сентиментальный герой. Внешним обликом Обломов напоминает Манилова: даже цвет лица у Обломова был не яркий и не бледный, а “безразличный”. Неуловимость внешних черт соответствует внутренней вялости героев.

Штольц – русский немец, а немцы в истории России всегда были буржуазным “бродилом”. Пример тому – Сергей Витте, он предложил идеи аграрной реформы.

Штольц – коммерсант, его жизнь – труд движение. Он посещает места крупных ярмарок в России, знаком с золотопромышленниками. Штольц деловит. Ему не хватает времени на чувства, сентиментальность.

Разные жизненные позиции:

“vita passiva”

“vita activa”.

Впервые в русской литературе Гончаров обозначил важную дилемму, поставил вопрос, с кем быть России: с деловитой и несентиментальной Европой или с духовной, но неподвижной Азией? Обломов нравственно выше Штольца, сердечнее его. Штольц динамичен, но беден эмоциями.

Вопрос о пути России не решен до сего дня. Россия переживает то лихорадку европейских реформ, то периоды застоя. Россия – Евразия, сочетающая в себе черты двух культур.

“Обломов” – гениальный роман Гончарова. Писатель воплотил в нем русский национальный характер. Ленивому “азиату” Обломову Гончаров противопоставил “европейца” Штольца.

– Как такой человек как Обломов мог быть близок Штольцу? Что их связывало?

Отчего он такой…

Свет и тень Обломова

Картины родной природы

Поэтичность, чувствительность

Окружение. Любовь и забота.

Душа чистая, ясная, нежная.

Нет мужского воспитания

Характер мягкий, слабовольный

Жажда познать жизнь, честность

Не подготовлен и не приспособлен к жизни

“Золотое сердце”. Приметы, мечты, сказки.

Инфантильность

Беззаботность, отсутствие трудолюбия

Большой диван, удобный халат, мягкие туфли

Простота, “русская лень”

Не имеет программы общественного служения, даже плана постройки имения

Доброта, мягкость

Равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием; апатия

Осознание своей избранности, “другой”

Деградация личности

ВЫВОД: Неразвитость чувств, бездуховность выражает пейзаж. Нет гор (символ восхождения), бури (порывов), луна похожа на медный вычищенный таз. Есть внешнее движение, но нет внутреннего движения и развития. Это кризис, но обломовцы (а их легионы!) не осознают.

В центре романа – судьба мальчика, воспитываемого этой средой. В результате воспитания происходят следующие действия:

– деятельное, активное начало скоро угасает в ребенке;

– вместе с этим теряется устремленность к знаниям;

– привычка к покою рождает лень, нежелание узнавать новое;

– развивается и укрепляется созерцательное мироощущение, т.е. неспособность анализировать, делать выводы.

Задание на дом: Чья точка зрения вам ближе и почему?

Идеальное будущее Земли – это “мир”, который видится русскими глазами. А значит, символ этого мира – тот самый боярский кафтан, который не позволяет работать. В нем рецепт спасения Земли, которая уже давно изнемогает от трудолюбия японцев и голландцев. Именно лености требует от человечества планета. ОБЛОМОВ – ЭТО ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ ВЕСЬ МИР

Федор ГРИГОРЬЕВ, 
профессор Новосибирского ГУ

Я старался показать в “Обломове”, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства.

И.А. Гончаров

Проверка знаний учащихся.

Тестирование.

Тема урока: “Отчего я такой?..”
(Анализ эпизода. “Сон Обломова”).
И.А. Гончаров “Обломов”.

Цель урока: помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и нравственной и попытаться найти ответ на поставленный вопрос.

Форма проведения:

урок-презентация 9 главы, проходящий в форме обсуждения; тестирование с использованием ИКТ.

Оборудование: Портрет И.А. Гончарова, фрагмент видеофильма “Несколько дней из жизни Обломова”

Все ищут отдыха и покоя… 
И.Обломов. И.А.Гончаров “Обломов”

Нет, это не жизнь! Это не жизнь!
Это … обломовщина! А.Штольц. И.А. Гончаров “Обломов”

О чем говорят эпиграфы?

– Они противопоставляются.

– Обломов и Штольц – герои-антиподы.

– Обломов и Штольц – главная антитеза в романе.

Глава 9

Сон Обломова”

Сон Обломова – художественный прием автора.

ВОПРОСЫ:

1. Почему автор обращается к такому приему? (сон-подсознание, сон-мечта)
2. Где, в каких произведениях мы встречаемся с таким приемом? Сон Татьяны (вещий сон, Сны Веры Павловны, Раскольникова) 
3. Что видит во сне Обломов, куда мы попадаем? Хорошо ли знаем текст? 
4. Игра “Знаешь ли ты Обломовку?”

Словарная работа. Благословенный (благое + слово) – счастливый; уголок, островок (уменьшительно-ласкательный суффикс) – маленький, как тихая гавань, но ограниченный

О

образ Обломовки

Б

благословенный

Л

любимый

О

островок сказочный

М

милый уголок

О

обильный

В

великодушный

К

край чудесный

А

автора

1 часть сна.

День Илюши Обломова. Ему 7 лет.

(Коротко пересказываем, комментируем)

– Время суток: утро, полдень, вечер. Не менялся порядок.

– Окружение. Кто воспитывает.

Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут.

Наконец удалось ей поднять его на ноги; она умывает его, причесывает головку и ведет к матери.

Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, спросила, не болит ли что-нибудь, расспросила няньку, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару? Потом взяла его за руку и подвела его к образу.

Там, став на колени и обняв его одной рукой, подсказывала она ему слова молитвы.

Мальчик рассеянно повторял их, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах сирени.(Запах сирени – образ-символ – весна, пробуждение). Сирени отошли (разрыв с Ольгой, жирком оброс…)

Потом шли к отцу, потом к чаю.

Около чайного стола Обломов увидал живущую у них престарелую тетку, восьмидесяти лет, беспрерывно ворчавшую на свою девчонку, которая, тряся от старости головой, прислуживала ей, стоя за ее стулом. Там и три пожилые девушки, дальние родственницы отца его, и немного помешанный деверь его матери, и помещик семи душ, Чекменев, гостивший у них, и еще какие-то старушки и старички. 1

Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев.

После того начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками.

Потом мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг. (Овраг – образ-символ – страх)

Он с радостным изумлением, как будто в первый раз, осмотрел и обежал кругом родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и надстройками и с запущенным садом.

Ему страсть хочется взбежать на огибавшую весь дом висячую галерею, чтоб посмотреть оттуда на речку: но галерея ветха, чуть-чуть держится, и по ней дозволяется ходить только "людям", а господа не ходят.

Он не внимал запрещениям матери и уже направился было к соблазнительным ступеням, но на крыльце показалась няня и кое-как поймала его. Он бросился от нее к сеновалу, с намерением взобраться туда по крутой лестнице, и едва она поспевала дойти до сеновала, как уж надо было спешить разрушать его замыслы влезть на голубятню, проникнуть на скотный двор и, чего боже сохрани! – в овраг.

– Ах ты, господи, что за ребенок, за юла за такая! Да посидишь ли ты смирно, сударь? Стыдно! – говорила нянька.

И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос, то умилением от его непритворной детской ласки или смутной тоской за отдаленную его будущность: этим только и билось сердце ее, этими волнениями подогревалась кровь старухи, и поддерживалась кое-как ими сонная жизнь ее, которая без того, может быть, угасла бы давным-давно.

Не все резв, однако ж, ребенок: он иногда вдруг присмиреет, сидя подле няни, и смотрит на все так пристально. Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним.

Обед и сон рождали неутолимую жажду. Жажда палит горло; выпивается чашек по двенадцати чаю.

Мать возьмет голову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы.

Но вот начинает смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей:готовится ужин. (Стук ножей – образ символ – сытость,Чехов “Ионыч”)

Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей.

Сам Обломов – старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.
И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку, сама рисует мелом и наблюдает, чтоб Аверка не украл сукна; потом перейдет в девичью, задаст каждой девке, сколько сплести в день кружев; потом позовет с собой Настасью Ивановну, или Степаниду Агаповну, или другую из своей свиты погулять по саду с практической целью: посмотреть, как наливается яблоко, не упало ли вчерашнее, которое уж созрело; там привить, там подрезать и т.п.
Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом; и престарелая тетка приглашалась к совету. Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке.

А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом. Он видел, как после полезно и хлопотливо проведенного утра наставал полдень и обед…

И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Гончаров любит обломовцев и слегка подшучивает над ними. Обломовцы – добродушные и естественные люди. Жизнь их подчиняется природным законам и по-своему гармонична. Но обломовцы не знают труда: еда и сон возведены ими в культ.

Обломов – плоть от плоти Обломовки: незлобив, несуетлив, но абсолютно и принципиально бездеятелен. Сама мысль о труде оскорбительна для Обломова. Обломов гордится тем, что он барин, обеспечен наследственным имением.

2 часть сна.

– Какой рисуется жизнь? (как сказка, земной рай) Докажите.

– Что роднит маленького Илюши с персонажами сказок?

(ожидание чуда).

Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного – другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, – да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне.

Ребенок, навострив уши и глаза, страстно впивался в рассказ.

Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости. Нянька с добродушием повествовала сказку о Емеле-дурачке, эту злую и коварную сатиру на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих.

Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается

тайным вздохом:сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.

И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры.

Слушая от няни сказки о нашем золотом руне – Жар-птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, – и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца. Рассказ лился за рассказом. Няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно.

В Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, – они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида – ведьма, они будут бояться и барана и Марфы: им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, – так сильна вера в чудесное в Обломовке! (Вспомните калиновцев из “Грозы”)

ВОПРОС: Что роднит маленького Илюши с персонажами сказок? (ожидание чуда)

3 часть сна.

Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати.

Он уж учился в селе Верхлеве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян.

У него был свой сын, Андрей, почти одних лет с Обломовым, да еще отдали ему одного мальчика, который почти никогда не учился, а больше страдал золотухой, все детство проходил постоянно с завязанными глазами или ушами да плакал все втихомолку о том, что живет не у бабушки, а в чужом доме, среди злодеев, что вот его и приласкать-то некому и никто любимого пирожка не испечет ему.

Кроме этих детей, других еще в пансионе пока не было.

Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли.

Ум и сердце ребенка исполнились всех картин, сцен и нравов этого быта прежде, нежели он увидел первую книгу. А кто знает, как рано начинается развитие умственного зерна в детском мозгу? Как уследить за рождением в младенческой душе первых понятий и впечатлений?

Может быть, когда дитя еще едва выговаривало слова, а может быть, еще вовсе не выговаривало, даже не ходило, а только смотрело на все тем пристальным немым детским взглядом, который взрослые называют тупым, оно уж видело и угадывало значение и связь явлений окружающей его сферы, да только не признавалось в этом ни себе, ни другим.

Может быть, Илюша уж давно замечает и понимает, что говорят и делают при нем: как батюшка его, в плисовых панталонах, в коричневой суконной ваточной куртке, день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду; что родитель и не вздумает никогда поверить, сколько копен скошено или сжато, и взыскать за упущение, а подай-ка ему не скоро носовой платок, он накричит о беспорядках и поставит вверх дном весь дом.

Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить…

Вывод: Обломов в детстве впитавший сказочное восприятие окружающего мира, в зрелом возрасте пытается создать в своем окружении особый мир. Его представление о жизни базируется на существовании законов сказочного добра и зла, а сам он отождествляет себя с героями сказок и легенд.

О двух системах воспитания

Илья Обломов

Андрей Штольц

Илья Обломов лежит на диване в квартире на Гороховой улице в Петербурге и напоминает “ком теста”.

Андрея Штольца автор сравнивает с породистой поджарой собакой.

Душа русского человека – восточная, созерцательная. Обломов не случайно облачен в азиатский халат.

Штольц – русский европеец. Сын обрусевшего немца, он воспитан немецкой спартанской системой.

Родители чинили препятствия к учению. …Усердно хлопотали, чтоб дитя было всегда весело и много кушало. Родители целый день без занятий. Илюша бесхитро-стен и простодушен, как Иванушка-дурачок, ленив доверчив, как Емеля

Отец заставлял сына учиться. С 8 лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам библейские стихи, читал произведения немецких и французских писателей. Драчун, разорял птичьи гнезда, вел суровый образ жизни, сутками пропадал на улице.

Труд как наказание

Трудовое воспитание на 1 месте.

Смысл жизни в труде

В толковом словаре Владимира Даля зафиксировано старинное русское слово “облый”– “неуклюжий, тучный, круглый”.

Фамилия “Штольц” с немецкого языка переводится, как гордый.

Перед трудностями пасует.

Овраг…

Самостоятельно и твердо стоит на земле. Машина…

Илья Обломов

Андрей Штольц

Фольклорный прообраз Обломова – Емеля, который даже к царю поехал лежа на печи. Литературный прототип Обломова – гоголевский Манилов, пассивный и сентиментальный герой. Внешним обликом Обломов напоминает Манилова: даже цвет лица у Обломова был не яркий и не бледный, а “безразличный”. Неуловимость внешних черт соответствует внутренней вялости героев.

Штольц – русский немец, а немцы в истории России всегда были буржуазным “бродилом”. Пример тому – Сергей Витте, он предложил идеи аграрной реформы.

Штольц – коммерсант, его жизнь – труд движение. Он посещает места крупных ярмарок в России, знаком с золотопромышленниками. Штольц деловит. Ему не хватает времени на чувства, сентиментальность.

Разные жизненные позиции:

“vita passiva”

“vita activa”.

Впервые в русской литературе Гончаров обозначил важную дилемму, поставил вопрос, с кем быть России: с деловитой и несентиментальной Европой или с духовной, но неподвижной Азией? Обломов нравственно выше Штольца, сердечнее его. Штольц динамичен, но беден эмоциями.

Вопрос о пути России не решен до сего дня. Россия переживает то лихорадку европейских реформ, то периоды застоя. Россия – Евразия, сочетающая в себе черты двух культур.

“Обломов” – гениальный роман Гончарова. Писатель воплотил в нем русский национальный характер. Ленивому “азиату” Обломову Гончаров противопоставил “европейца” Штольца.

– Как такой человек как Обломов мог быть близок Штольцу? Что их связывало?

Отчего он такой…

Свет и тень Обломова

Картины родной природы

Поэтичность, чувствительность

Окружение. Любовь и забота.

Душа чистая, ясная, нежная.

Нет мужского воспитания

Характер мягкий, слабовольный

Жажда познать жизнь, честность

Не подготовлен и не приспособлен к жизни

“Золотое сердце”. Приметы, мечты, сказки.

Инфантильность

Беззаботность, отсутствие трудолюбия

Большой диван, удобный халат, мягкие туфли

Простота, “русская лень”

Не имеет программы общественного служения, даже плана постройки имения

Доброта, мягкость

Равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием; апатия

Осознание своей избранности, “другой”

Деградация личности

ВЫВОД: Неразвитость чувств, бездуховность выражает пейзаж. Нет гор (символ восхождения), бури (порывов), луна похожа на медный вычищенный таз. Есть внешнее движение, но нет внутреннего движения и развития. Это кризис, но обломовцы (а их легионы!) не осознают.

В центре романа – судьба мальчика, воспитываемого этой средой. В результате воспитания происходят следующие действия:

– деятельное, активное начало скоро угасает в ребенке;

– вместе с этим теряется устремленность к знаниям;

– привычка к покою рождает лень, нежелание узнавать новое;

– развивается и укрепляется созерцательное мироощущение, т.е. неспособность анализировать, делать выводы.

Задание на дом: Чья точка зрения вам ближе и почему?

Идеальное будущее Земли – это “мир”, который видится русскими глазами. А значит, символ этого мира – тот самый боярский кафтан, который не позволяет работать. В нем рецепт спасения Земли, которая уже давно изнемогает от трудолюбия японцев и голландцев. Именно лености требует от человечества планета. ОБЛОМОВ – ЭТО ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ ВЕСЬ МИР

Федор ГРИГОРЬЕВ, 
профессор Новосибирского ГУ

Я старался показать в “Обломове”, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства.

И.А. Гончаров

Проверка знаний учащихся.

Тестирование.



Просмотр содержимого документа
«Любовь в романе Обломов»

Аргументы для сочинения по литературе. Гончаров И.А. Роман «Обломов»

 Тема любви

Одна из центральных тем романа « Обломов» — тема любви. Гончаров показывает несколько пар. И читатель сам определяет, какие отношения ему ближе, интереснее, стремится найти то,  о чём он сам мечтаем. А может, это должен быть вообще синтез лучших отношений, которые мы видим у героев: активность, деятельность Ольги, практичность Штольца,  спокойствие Агафьи и Захара, преданность и заботливость Агафьи, доброта Обломова.

Тема любви

Краткое раскрытие темы

Тема любви

Любовь. Какова её роль в жизни человека? На что способна или не способна любовь, каждый ли человек может по-настоящему любить и вообще, что такое любовь? Над этими вопросами размышляет автор.В романе несколько любящих пар. Обломов и Ольга.

Разрыв Обломова с Ольгой. Художник Козьмин М.И.

Обломов искренне полюбил Ольгу за её простоту, открытость, естественность. В ней не было « ни жеманства, ни лжи, никакого кокетства». Ольга увидела в нём мягкого, доброго, романтичного человека. Однако стремление Ольги изменить Обломова, видеть таким, каким она хочет, не  нравилось Обломову. Он понимал, что она любит будущего Обломова, каким он не сможет быть. Постепенно он отдаляется от Ольги, боится всяких свадебных хлопот, изменений в жизни, а она поняла, что изменить Обломова нельзя. Конец отношений просто убивает в Обломове желание  действовать, с ещё большей силой, чем прежде, проявилась  апатия, лень, нежелание что-либо менять в жизни.

Любовь Ольги к Обломову- идеализированная. А ещё она считала своим долгом пробудить Обломова к жизни, словно проводила своеобразный эксперимент: сможет она это сделать или нет, то есть проверяла прежде всего себя. Обломов сначала действительно изменился:  «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки», «халата не видать на нем», «сидит с книгой или пишет». Однако Ольга не смогла пробудить Обломова к жизни : «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер».

Обломов не выдержал испытание любовью :  «Господи! — воскликнул Обломов — Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее?» .Он понимал, что не может соответствовать тому образу, к которому стремится Ольга. «Я похищаю чужое! Я — вор!»- так думает герой. Обломов не смог победить обломовщину в себе. Да и в Ольге Обломов не смог найти свой идеал, а именно:  материнскую любовь, всепоглощающую  преданность , нежность.

 

Штольц  и Ольга.

Кадр из кинофильма « Несколько дней из жизни Обломова». Ольга-Елена соловей, Штольц-Юрий Богатырёв. 1979г., режиссёр- Никита Михалков.

Их отношения начали складываться после разрыва Ольги с Обломовым.  Штольц внушил Ольге, что там была не любовь, а только желание  любви. В конце читатель видит идиллию: дом в Крыму, семья, детишки, вечернее совместное чтение книг. Но почему-то Ольга грустна, она чувствует неудовлетворённость. Всё же истинные чувств она испытывала к Обломову. А в браке со Штольцем на первом месте рациональное отношение к отношениям, чтобы обоих устраивало всё: это и долг, и любовь.

Штольц сначала словно ведёт Ольгу к идеалу, который хочет увидеть : она умна, активна, деятельна. Но в конце, в принципе, мы видим ту же идиллию, к которой стремится и Обломов,- это тихая, спокойная жизнь. без  всплеска эмоций и чувств.

Пусть их любовь лишена романтики, а чисто приземлённая, с общими интересами, но она дала счастье обоим. Между ними уважение и взаимопонимание.

 

Агафья Пшеницына и Обломов.

Обломов и Агафья. Художник Гершкович Ю.С., 1982

Агафья полюбила Обломова за простоту, доброту, за то, что он не раболепствует, как все вокруг (таким был её муж). Забота, внимание Агафьи нравятся Обломову. Он женится на ней. Что это: любовь или желание иметь человека, который постоянно заботится об Обломове ( как это было в детстве), что-то решает за него, ограждая от забот. Агафья ничего не требовала от героя, принимал его таким, какой он есть. Именно этого не хватало Обломову. Агафья скрасила его последние дни, холила и лелеяла. А после смерти ухаживала за могилой. Сына она отдала Ольге и Штольцу, чтобы они воспитали в нём настоящего дворянина, как отец. Любовь Агафьи — жертвенная любовь ради любимого и в то же время спокойная. Она обоим принесла удовлетворение, это любовь людей, умудрённых опытом. Пусть в ней не было особой страсти, но было уважение друг к другу, то , что они и искали.

 

Захар и Анисья.

Захар — П. Лобанов, Анисья — Б. Малютина. Спектакль «Обломов» Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. 1958

Отношения у них ровные, спокойные, как и должно быть, считают они, между мужем и женой. Гончаров пишет: « Страсть надо утопить в женитьбе», и отношения Захара и Анисьи — пример тому.



Просмотр содержимого документа
«тест по Обломову»

Тест по роману "Обломов" Гончарова

1. К какому сословию принадлежит Илья Обломов? купец дворянин мещанин разночинец

2. Что постоянно обдумывает Обломов, лежа на диване? план поездки за границу план карьерного роста план улучшения имения план своей книги

3. Сколько лет Ольге Ильинской в начале романа? 17 18 19 20

4. Откуда приехал отец Штольца в Россию? из Саксонии из Бремена из Тироля из Баварии

5. Как зовут слугу Обломова? Тихон Андрей Иван Захар

6. Кто из героев приглашает Обломова в Париж? Алексеев Штольц Тарантьев Мухояров

7. Сколько лет Илье Обломову в начале романа? 25-26; 32-33; 37-38; 45-46

8. Какого цвета глаза у Обломова? карие голубые темно-серые темно-зеленые

9. Какой чин у Обломова? коллежский секретарь статский советник надворный советник титулярный советник

10. Сколько крепостных крестьян принадлежат Обломову? 10 50 100 300

11. Любимой одеждой Обломова является: пижама халат сюртук фрак

12. Как зовут сына Ильи Обломова? Захар Миша Андрей Иван

13. Кто из героинь становится женой Ильи Обломова? Анисья Агафья Пшеницына Ольга Ильинская Сонечка

14. Как зовут брата Агафьи Пшеницыной? Тарантьев Штольц Судьбинский Мухояров

15. На какой улице живет Обломов в Петербурге? Малая Морская Большая Морская Гороховая Невский проспект

16. За кого Ольга Ильинская выходит замуж? Обломов Штольц Барон фон Лангваген Тарантьев

17. Кем по национальности является отец Штольца? швейцарцем австрийцем немцем поляком

18. Кому из героев Обломов одалживает свой фрак? Тарантьеву Мухоярову Штольцу Пенкину

19. С кем живет Ольга Ильинская?  с бабушкой с теткой с дедушкой с дядькой

20. Какую арию особенно любит Обломов? ария "La Donna e Mobile" ария "Habanera" ария Людмилы ария "Casta Diva"

21. Кто из героинь умирает от холеры в конце романа?  Агафья Пшеницына Анисья Акулина Ольга

22. Сколько лет Обломов служит в канцелярии?  2 года 5 лет 10 лет 12 лет

23. В какой день начинается действие романа?  1 апреля 1 мая 1 августа 1 октября

24. Как называется село, где вырос Андрей Штольц?  Адамово Кистеневка Штольцевка Верхлёво

25. На чем любит лежать Илья Обломов?  на кровати на диване на софе на кушетке

26. Кто из героев становится нищим бродягой в конце романа? . Обломов Штольц Мухояров Захар

27. Каким рукоделием любит заниматься Ольга Ильинская? шитье вязание вышивка икебана

28. Как зовут самого тихого и робкого гостя Обломова?  Алексеев Тарантьев Мухояров Пенкин

29. Кем была мать Штольца? французская гувернантка русская дворянка цыганка итальянская певица

30. От кого Обломов получает письмо в начале романа? от хозяина квартиры  от Штольца от старосты своей деревни от начальника канцелярии

Ответ на вопросы теста по роману "Обломов"

1. (2) дворянин

2. (3) план улучшения имения

3. (4) 20 лет

4. (1) из Саксонии

5. (4) Захар

6. (2) Штольц

7. (2) 32-33 года

8. (3) темно-серые

9. (1) коллежский секретарь

10. (4) 300 душ

11. (2) халат

12. (3) Андрей

13. (2) Агафья

14. (4) Мухояров

15. (3) Гороховая

16. (2) Штольц

17. (3) немцем

18. (1) Тарантьев

19. (2) с теткой

20. (4) ария "Casta Diva"

21. (2) Анисья

22. (1) 2 года

23. (2) 1 мая

24. (4) Верхлево

25. (2) на диване

26. (4) Захар

27. (3) вышивка

28. (1) Алексеев

29. (2) русская дворянка

30. (3) от старосты деревни


Просмотр содержимого презентации
«goncharov_2»

СЕРЬЕЗНОЕ  ИСКУССТВО, КАК И  ВСЯКОЕ СЕРЬЕЗНОЕ  ДЕЛО, ТРЕБУЕТ ВСЕЙ  ЖИЗНИ. И. Гончаров

СЕРЬЕЗНОЕ  ИСКУССТВО, КАК И  ВСЯКОЕ СЕРЬЕЗНОЕ  ДЕЛО, ТРЕБУЕТ ВСЕЙ  ЖИЗНИ.

И. Гончаров

Писатель родился в 1812 г. В Ульяновске в семье богатого сибирского купца.  Отец умер рано, оставив семье крупное состояние  «Дом у нас был, что называется, полная чаша… Большой двор, даже два двора…Свои  лошади, коровы, даже козы и бараны, куры и утки – все это населяло оба двора….словом, целое имение, деревня…» 
  • Писатель родился в 1812 г. В Ульяновске в семье богатого сибирского купца.
  • Отец умер рано, оставив семье крупное состояние
  • «Дом у нас был, что называется, полная чаша… Большой двор, даже два двора…Свои  лошади, коровы, даже козы и бараны, куры и утки – все это населяло оба двора….словом, целое имение, деревня…» 
Горжусь…  что имел подобную  мать, ни о чем  и ни о ком  у меня мысль  так несветла, воспоминание так  не свято, как о  ней.        И. Гончаров – сестре    А.А. Кирмаловой,   5 мая 1851г.   Авдотья Матвеевна Гончарова

Горжусь…  что имел подобную  мать, ни о чем  и ни о ком  у меня мысль  так несветла, воспоминание так  не свято, как о  ней.

       И. Гончаров – сестре    А.А. Кирмаловой,   5 мая 1851г.  

Авдотья Матвеевна Гончарова

По  смерти нашего  отца он более  и более привыкал  к нашей семье, потом принял участие  в нашем воспитании… добрый моряк окружил  себя нами, принял  нас под свое  крыло, а мы привязались  к нему детскими  сердцам, забыли  о настоящем отце. Он был лучшим  советником нашей  матери и руководителем  нашего воспитания.  И. Гончаров. Воспоминания Николай  Николаевич  Трегубов   Так купеческие дети получили типично дворянское воспитание

По  смерти нашего  отца он более  и более привыкал  к нашей семье, потом принял участие  в нашем воспитании… добрый моряк окружил  себя нами, принял  нас под свое  крыло, а мы привязались  к нему детскими  сердцам, забыли  о настоящем отце. Он был лучшим  советником нашей  матери и руководителем  нашего воспитания.

И. Гончаров. Воспоминания

Николай  Николаевич  Трегубов  

Так купеческие дети получили типично дворянское воспитание

Московское коммерческое училище (1822) Частный пансион священника Троицкого Московский университет (1831)

Московское коммерческое училище

(1822)

Частный пансион священника Троицкого

Московский университет (1831)

Н. П. Огарев В.Г. Белинский М.Ю. Лермонтов Мы, юноши… смотрели  на университет, как  на святилище, и  вступали в его  стены со страхом  и трепетом И. Гончаров. Воспоминания   К.С. Аксаков

Н. П. Огарев

В.Г. Белинский

М.Ю. Лермонтов

Мы, юноши… смотрели  на университет, как  на святилище, и  вступали в его  стены со страхом  и трепетом

И. Гончаров. Воспоминания  

К.С. Аксаков

В 1834 г, переехав в Петербург, поступает на службу в Министерство финансов переводчиком иностранной переписки. Активно готовит себя к писательской деятельности Сближается с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподает словесность и латынь. Участвует в издании рукописного альманаха «Подснежник», являясь автором романтических стихов. Майков Николай Аполлонович

В 1834 г, переехав в Петербург, поступает на службу в Министерство финансов переводчиком иностранной переписки.

Активно готовит себя к писательской деятельности

Сближается с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподает словесность и латынь.

Участвует в издании рукописного альманаха «Подснежник», являясь автором романтических стихов.

Майков Николай Аполлонович

Л.Н. Толстой Д.В. Григорович А.В. Дружинин И.С. Тургенев И.А. Гончаров А.Н. Островский Редакция «Современника», 1856

Л.Н. Толстой

Д.В. Григорович

А.В. Дружинин

И.С. Тургенев

И.А. Гончаров

А.Н. Островский

Редакция «Современника», 1856

1846 г .  -  знакомство В. Г. Белинским и начало сотрудничества с журналом «Современник», которое не стало, однако, дружбой, так как по своим политическим взглядам Гончаров был весьма умеренным либералом. 1849 г.  - в «Литературном сборнике журнала «Современник» появилась глава из будущего романа – «Сон Обломова», которая пострадала от цензорского карандаша. Это омрачило настроение Гончарова и надолго приостановило его работу над романом.

1846 г . - знакомство В. Г. Белинским и начало сотрудничества с журналом «Современник», которое не стало, однако, дружбой, так как по своим политическим взглядам Гончаров был весьма умеренным либералом.

1849 г. - в «Литературном сборнике журнала «Современник» появилась глава из будущего романа – «Сон Обломова», которая пострадала от цензорского карандаша. Это омрачило настроение Гончарова и надолго приостановило его работу над романом.

1856 г.  – переходит из министерства финансов в министерство просвещения на должность цензора 1865 г.  – член Главного управления по делам печати 1867 г.  – выходит в отставку в чине генерала В последние годы жизни часто выезжает за границу на лечение Фото 1861 г.

1856 г. – переходит из министерства финансов в министерство просвещения на должность цензора

1865 г. – член Главного управления по делам печати

1867 г. – выходит в отставку в чине генерала

В последние годы жизни часто выезжает за границу на лечение

Фото 1861 г.

«Обыкновенная история» 1847 «В «Обыкновенной истории» показана «ломка старых понятий и нравов – сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности» И. А. Гончаров

«Обыкновенная история»

1847

«В «Обыкновенной истории» показана «ломка старых понятий и нравов – сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности»

И. А. Гончаров

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное плавание. Вернувшись из путешествия, писатель оформляет свои впечатления в книге очерков «Фрегат «Паллада

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное плавание. Вернувшись из путешествия, писатель оформляет свои впечатления в книге очерков «Фрегат «Паллада

«Обломов» 1847 - 1859 «История  о том, как лежит  и спит добряк-ленивец  Обломов и как  ни дружба, ни любовь  не могут пробудить  и поднять его, - не бог весть  какая важная история. Но в ней отразилась  русская жизнь, в  ней предстает  перед нами живой, современный русский  тип, отчеканенный  с беспощадной  строгостью и правильностью…» Н. Добролюбов «Что  такое обломовщина?»

«Обломов»

1847 - 1859

«История  о том, как лежит  и спит добряк-ленивец  Обломов и как  ни дружба, ни любовь  не могут пробудить  и поднять его, - не бог весть  какая важная история. Но в ней отразилась  русская жизнь, в  ней предстает  перед нами живой, современный русский  тип, отчеканенный  с беспощадной  строгостью и правильностью…»

Н. Добролюбов «Что  такое обломовщина?»

«Обрыв» 1869 РОМАН «ОБРЫВ» РОДИЛСЯ  У МЕНЯ В 1849 ГОДУ  НА ВОЛГЕ, КОГДА  Я, ПОСЛЕ 14-ЛЕТНЕГО  ОТСУТСТВИЯ , ПЕРВЫЙ  РАЗ ПОСЕТИЛ СИМБИРСК, СВОЮ РОДИНУ . И.А. Гончаров

«Обрыв»

1869

РОМАН «ОБРЫВ» РОДИЛСЯ  У МЕНЯ В 1849 ГОДУ  НА ВОЛГЕ, КОГДА  Я, ПОСЛЕ 14-ЛЕТНЕГО  ОТСУТСТВИЯ , ПЕРВЫЙ  РАЗ ПОСЕТИЛ СИМБИРСК, СВОЮ РОДИНУ .

И.А. Гончаров

Эти романы отражают существенные стороны жизни русского общества 40 - 60-х годов. Они объединены чертами характера персонажей, проблематикой. ДВА УКЛАДА БУРЖУАЗНЫЙ ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни Активное отношение к жизни, проявление откровенного эгоизма

Эти романы отражают существенные стороны жизни русского общества 40 - 60-х годов. Они объединены чертами характера персонажей, проблематикой.

ДВА УКЛАДА

БУРЖУАЗНЫЙ

ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ

Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни

Активное отношение к жизни, проявление откровенного эгоизма

Илья Ильич Обломов дворянин капитулирует перед действительностью   Александр Райский дворянин уходит от жизни, увлекаясь искусством Александр Адуев дворянин приспосабливается к жизни и перерождается в буржуа

Илья Ильич Обломов

дворянин капитулирует перед действительностью

Александр Райский

дворянин уходит от жизни, увлекаясь искусством

Александр Адуев

дворянин приспосабливается к жизни и перерождается в буржуа

1891 г. 27 сентября Памятник Гончарову в Симбирске Памятник-бюст Гончарову Диван и тапочки Обломова

1891 г. 27 сентября

Памятник Гончарову в Симбирске

Памятник-бюст Гончарову

Диван и тапочки Обломова

1848 год – первый вариант «Сна Обломова»  Март 1849 г. – первая публикация «Сна Обломова»  1852 год – работа прервана из-за путешествия  29 ноября 1855 г. – почти закончена первая часть романа  Июнь – июль 1857 г. – «мариенбадское чудо» (запад Чехии): роман практически завершен  Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова

1848 год первый вариант «Сна Обломова»

Март 1849 г. первая публикация «Сна Обломова»

1852 год работа прервана из-за путешествия

29 ноября 1855 г. почти закончена первая часть романа

Июнь – июль 1857 г. – «мариенбадское чудо» (запад Чехии): роман практически завершен

Январь – апрель 1859 г. журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова

Просмотр содержимого презентации
«Замысел жанр романа Обломов»

И.А. Гончаров Роман «Обломов»

И.А. Гончаров

Роман «Обломов»

Предпосылки создания образа Обломова В литературе 40-х годов XIX века  разрабатывается тема молодого человека, приехавшего в столицу из провинции делать карьеру.  Но на 12-ом году жизни в Петербурге Обломов только коллежский секретарь в отставке.

Предпосылки создания образа Обломова

В литературе 40-х годов XIX века

разрабатывается тема молодого

человека, приехавшего в столицу

из провинции делать карьеру.

Но на 12-ом году жизни в Петербурге Обломов только коллежский секретарь в отставке.

Провинция - местность,  территория, уда-  ленная от больших  городов Карьера - видное, высокое по-  ложение в обществе,  на работе; путь к  успеху Отставка – увольнение со службы

Провинция - местность,

территория, уда-

ленная от больших

городов

Карьера - видное, высокое по-

ложение в обществе,

на работе; путь к

успеху

Отставка увольнение со службы

появился

появился

«В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов. …»

«В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов. …»

«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу …пряталась в складках лба, потом совсем пропадала и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. ..»

«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу …пряталась в складках лба, потом совсем пропадала и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. ..»

Принимает доктора Встает в 8 часов Завтракает Пьет чай Общается с посети-телями

Принимает

доктора

Встает в 8 часов

Завтракает

Пьет чай

Общается с посети-телями

Илья Ильич Обломов так и жил, практически не вставая с дивана. Мягкий восточный халат из персидской материи обнимал его изнеженное тело.

Илья Ильич Обломов так и жил, практически не вставая с дивана. Мягкий восточный халат из персидской материи обнимал его изнеженное тело.

Жизнь в представлении Обломова «разделялась на две половины: одна - другая – «…состояла из труда и скуки…» «…из покоя и мирного веселья».

Жизнь в представлении Обломова «разделялась на две половины:

одна -

другая –

«…состояла из труда и скуки…»

«…из покоя и мирного веселья».

Обломов обдумывает план переделки своего имения . Устав от праведных трудов, он решает отдохнуть и погружается в мечтания.

Обломов обдумывает план переделки своего имения .

Устав от праведных трудов, он решает отдохнуть и погружается в мечтания.

в детстве был живым и  любознательным мальчиком Илюша Обломов

в детстве был живым и

любознательным мальчиком

Илюша Обломов

Причины «деградации»  героя

Причины «деградации»

героя

деградация – постепенное  изменение,  ухудшение,  потеря  положительных  качеств

деградация постепенное

изменение,

ухудшение,

потеря

положительных

качеств

Причины деградации героя в характере героя в русском обществе

Причины деградации героя

в характере героя

в русском обществе

Истоки характера Обломова находятся в его детстве

Истоки характера Обломова

находятся в его детстве

Обломов мечтает воскреснуть, начать новую жизнь НО ! Мечта остается мечтой

Обломов мечтает воскреснуть, начать новую жизнь

НО !

Мечта остается мечтой

Представители светского общества Судьбинский Волков Пенкин Представители светского общества создают в романе атмосферу «ложной» деятельности, которая направлена на удовлетворение тщеславных и корыстных помыслов.

Представители светского общества

Судьбинский

Волков

Пенкин

Представители светского общества создают в романе атмосферу «ложной» деятельности, которая направлена на удовлетворение тщеславных и корыстных помыслов.

Словарь  Тщеславие -  высокомерное  стремление к славе, к  почитанию . Корыстный – корысть – выгода,  материальная польза Помыслы - мысли, намерения,  замыслы

Словарь

Тщеславие - высокомерное

стремление к славе, к

почитанию .

Корыстный корыстьвыгода,

материальная польза

Помыслы - мысли, намерения,

замыслы

В условиях «ложной» деятельности молодому и образованному человеку трудно не отказаться от своих идеалов.

В условиях «ложной» деятельности молодому и образованному человеку трудно не отказаться от своих идеалов.

http://films.imhonet.ru/element/192778/gallery/ http://www.kinopoisk.ru/film/46415/stills/

http://films.imhonet.ru/element/192778/gallery/

http://www.kinopoisk.ru/film/46415/stills/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!