СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован на уроках литературы при изучении творчества Н.А.Некрасова.

Просмотр содержимого документа
«Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо"»

Анализ главы из поэмы Н.А.Некрасова «Пир на весь мир» Презентацию подготовила группа ребят 10 «а» класса. Учитель: Кукова А.Г.

Анализ главы из поэмы Н.А.Некрасова «Пир на весь мир»

Презентацию подготовила группа ребят 10 «а» класса.

Учитель: Кукова А.Г.

«Кому на Руси жить хорошо »  

«Кому на Руси жить хорошо »  

"Пир на весь мир"

Важную роль в понимании нравственных исканий героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в осмыслении ими прошлого и поиске правды играют песни: «Барщинная», «Голодная», «Соленая», «Солдатская».  Они не только рассказывают о трагических страницах народной жизни при крепостном праве. Можно сказать, что у поэта есть своего рода концепция народных песен: это и зеркала народной души и источник формирования народной души. Песни рождает сама жизнь, в них отражаются те настроения и чувства, которые подсказаны трагической реальностью. Но песни обладают и способностью сами воздействовать на жизнь и души крестьян.

Важную роль в понимании нравственных исканий героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в осмыслении ими прошлого и поиске правды играют песни: «Барщинная», «Голодная», «Соленая», «Солдатская».  Они не только рассказывают о трагических страницах народной жизни при крепостном праве. Можно сказать, что у поэта есть своего рода концепция народных песен: это и зеркала народной души и источник формирования народной души. Песни рождает сама жизнь, в них отражаются те настроения и чувства, которые подсказаны трагической реальностью. Но песни обладают и способностью сами воздействовать на жизнь и души крестьян.

"Голодная"

Как идол стал​ На полосу,​ Стоит, поет​ Без голосу:​ ​ «Дозрей, дозрей​ Рожь-матушка!​ Я пахарь твой,​ Панкратушка!​ ​ Ковригу съем​ Гора горой,​ Ватрушку съем​ Со стол большой!​ ​ Всё съем один,​ Управлюсь сам.​ Хоть мать, хоть сын​ Проси – не дам!»

Стоит мужик – Колышется, Идет мужик – Не дышится! С коры его Распучило, Тоска-беда Измучила. Темней лица Стеклянного Не видано У пьяного. Идет – пыхтит, Идет – и спит, Прибрел туда, Где рожь шумит.

Песня «Голодная» – о муках голодного мужика. Из души каждого вышла эта песня, каждый, кто поет ее, поет не о голодном Панкратушке, а о своих недавних и будущих муках. И не пляшут вахлаки, а страдают, мучаются, когда поют «Голодную»

Песня «Голодная» – о муках голодного мужика. Из души каждого вышла эта песня, каждый, кто поет ее, поет не о голодном Панкратушке, а о своих недавних и будущих муках. И не пляшут вахлаки, а страдают, мучаются, когда поют «Голодную»

"Барщинная"

Беден, нечесан Калинушка, Нечем ему щеголять, Только расписана спинушка, Да за рубахой не знать. С лаптя до ворота Шкура вся вспорота, Пухнет с мякины живот.

Верченый, крученый, Сеченый, мученый, Еле Калина бредет. В ноги кабатчику стукнется, Горе потопит в вине, Только в субботу аукнется С барской конюшни жене…

  «Барщинная» – о голодном Калинушке, «верченом, крученом, сеченом, мученом», что «горе потопит в вине». Спев эту песню-плач, вахлаки, однако, не вздыхают, не молчат горестно, они – начинают «бахвалиться» пережитыми страданиями, своим терпением: «Мы барщинные! С наше-то / Попробуй, потерпи!» А в ответ и гости из соседней волости начинают хвалиться собственными бедами, «чудачеством» бывшей барыни и полученными от нее наказаниями. И сила, и слабость народная сказались в этой похвальбе: поистине «вынес достаточно русский народ», доказав свое терпение, свою выносливость. Однако за долгие века рабства сформировалась не только привычка терпеть причуды и издевательства, но и привычка гордиться своим терпением. Терпение стало восприниматься как достоинство, как проявление силы.

  «Барщинная» – о голодном Калинушке, «верченом, крученом, сеченом, мученом», что «горе потопит в вине». Спев эту песню-плач, вахлаки, однако, не вздыхают, не молчат горестно, они – начинают «бахвалиться» пережитыми страданиями, своим терпением: «Мы барщинные! С наше-то / Попробуй, потерпи!» А в ответ и гости из соседней волости начинают хвалиться собственными бедами, «чудачеством» бывшей барыни и полученными от нее наказаниями. И сила, и слабость народная сказались в этой похвальбе: поистине «вынес достаточно русский народ», доказав свое терпение, свою выносливость. Однако за долгие века рабства сформировалась не только привычка терпеть причуды и издевательства, но и привычка гордиться своим терпением. Терпение стало восприниматься как достоинство, как проявление силы.

"Соленая"​

Никто как бог! Не ест, не пьет Меньшой сынок, Гляди – умрет! Дала кусок, Дала другой – Не ест, кричит: «Посыпь сольцой!» А соли нет, Хоть бы щепоть! «Посыпь мукой», – Шепнул господь.

Раз-два куснул, Скривил роток. «Соли еще!» – Кричит сынок. Опять мукой… А на кусок Слеза рекой! Поел сынок! Хвалилась мать – Сынка спасла… Знать, солона Слеза была!..

Еще одну страшную страницу народной жизни, еще одну боль народной души открывает песня «Соленая». Сочинила ее Домна – мать Гриши Добросклонова, но приняли в свою душу все женщины-крестьянки. Поется в ней о горе матери, кормящей сына хлебом, политой солеными слезами. Она тоже родилась из глубины страдающей души. Каждая строчка – крик отчаяния, пережитого горя.

Еще одну страшную страницу народной жизни, еще одну боль народной души открывает песня «Соленая». Сочинила ее Домна – мать Гриши Добросклонова, но приняли в свою душу все женщины-крестьянки. Поется в ней о горе матери, кормящей сына хлебом, политой солеными слезами. Она тоже родилась из глубины страдающей души. Каждая строчка – крик отчаяния, пережитого горя.

"Солдатская"

Помяну добром. 

Тошен свет,

У богатины, 

Правды нет,

У Луки с Петром 

Чуть не подняли 

На рогатину. 

Жизнь тошна,

Табачку нюхнем, 

Весь в гвоздях забор Ощетинился, 

А у трех Матрен

Боль сильна.

  Провиант найдем.

А хозяин, вор, Оскотинился. 

Пули немецкие,

Нет у бедного 

  У первой Матрены Груздочки ядрены, Матрена вторая 

Пули турецкие,

Гроша медного: 

Несет каравая, 

Пули французские,

"Не взыщи солдат!" 

У третьей водицы попью из ковша: 

Палочки русские!

Тошен свет,

Вода ключевая, а мера - душа! 

-"И не надо, брат!" 

Хлеба нет,

Тошен свет, 

Тошен свет, 

Хлеба нет, 

Крова нет,

Правды нет, 

Смерти нет.

Жизнь тошна, 

Крова нет, 

Ну-тка, с редута-то с первого номеру,

Боль сильна. 

Смерти нет. 

Ну-тка, с Георгием - по миру, по миру!

Только трех Матрен 

У богатого,

Да Луку с Петром 

Сочувствием встречают мужики и песню «Солдатскую». Хотя солдатская доля и миновала их, но припев этой песни: «Тошен свет, / Правды нет, / Жизнь тошна, / Боль сильна» – передает горький опыт и их крестьянской жизни.

Сочувствием встречают мужики и песню «Солдатскую». Хотя солдатская доля и миновала их, но припев этой песни: «Тошен свет, / Правды нет, / Жизнь тошна, / Боль сильна» – передает горький опыт и их крестьянской жизни.

"Русь"

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! Сила народная, Сила могучая — Совесть спокойная, Правда живучая! Сила с неправдою Не уживается, Жертва неправдою Не вызывается,

Русь не шелохнется, Русь — как убитая! А загорелась в ней Искра сокрытая, Встали — небужены, Вышли — непрошены, Жита по зернышку Горы наношены! Рать подымается Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая! Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка Русь!

Само название позволяет ее воспринимать как итоговую в осмыслении русской жизни. В ней поется о «загадочной» Руси, полной противоречий, – «убогой и обильной», «могучей и бессильной». Но пафос ее – не в том, чтобы утвердить мысль о сложности, о тайне русской души и земли, а в том, чтобы воспеть пробуждение Руси. «Искра», возродившая Русь, была сокрыта в народной душе, в «золотом сердце» народа, спасенном в рабстве, в «совести спокойной, правде живучей». Каждое предложение в песне – звучит как лозунг, как утверждение. И смысл лозунгов один: великая вера в будущее народа. Особую роль в понимании смысла «хорошей песенки» обретает кольцевая композиция. Однако начальная и финальная строфы, рисующие противоречивую Русь, имеют и одно принципиальное отличие. В первой строфе смысловое ударение падает на определение – «бессильная», в последней – на антонимичное ему слово – «всесильная».

Само название позволяет ее воспринимать как итоговую в осмыслении русской жизни. В ней поется о «загадочной» Руси, полной противоречий, – «убогой и обильной», «могучей и бессильной». Но пафос ее – не в том, чтобы утвердить мысль о сложности, о тайне русской души и земли, а в том, чтобы воспеть пробуждение Руси. «Искра», возродившая Русь, была сокрыта в народной душе, в «золотом сердце» народа, спасенном в рабстве, в «совести спокойной, правде живучей». Каждое предложение в песне – звучит как лозунг, как утверждение. И смысл лозунгов один: великая вера в будущее народа. Особую роль в понимании смысла «хорошей песенки» обретает кольцевая композиция. Однако начальная и финальная строфы, рисующие противоречивую Русь, имеют и одно принципиальное отличие. В первой строфе смысловое ударение падает на определение – «бессильная», в последней – на антонимичное ему слово – «всесильная».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!