Анализ главы из поэмы Н.А.Некрасова «Пир на весь мир»
Презентацию подготовила группа ребят 10 «а» класса.
Учитель: Кукова А.Г.
«Кому на Руси жить хорошо »
"Пир на весь мир"
Важную роль в понимании нравственных исканий героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в осмыслении ими прошлого и поиске правды играют песни: «Барщинная», «Голодная», «Соленая», «Солдатская». Они не только рассказывают о трагических страницах народной жизни при крепостном праве. Можно сказать, что у поэта есть своего рода концепция народных песен: это и зеркала народной души и источник формирования народной души. Песни рождает сама жизнь, в них отражаются те настроения и чувства, которые подсказаны трагической реальностью. Но песни обладают и способностью сами воздействовать на жизнь и души крестьян.
"Голодная"
Как идол стал На полосу, Стоит, поет Без голосу: «Дозрей, дозрей Рожь-матушка! Я пахарь твой, Панкратушка! Ковригу съем Гора горой, Ватрушку съем Со стол большой! Всё съем один, Управлюсь сам. Хоть мать, хоть сын Проси – не дам!»
Стоит мужик – Колышется, Идет мужик – Не дышится! С коры его Распучило, Тоска-беда Измучила. Темней лица Стеклянного Не видано У пьяного. Идет – пыхтит, Идет – и спит, Прибрел туда, Где рожь шумит.
Песня «Голодная» – о муках голодного мужика. Из души каждого вышла эта песня, каждый, кто поет ее, поет не о голодном Панкратушке, а о своих недавних и будущих муках. И не пляшут вахлаки, а страдают, мучаются, когда поют «Голодную»
"Барщинная"
Беден, нечесан Калинушка, Нечем ему щеголять, Только расписана спинушка, Да за рубахой не знать. С лаптя до ворота Шкура вся вспорота, Пухнет с мякины живот.
Верченый, крученый, Сеченый, мученый, Еле Калина бредет. В ноги кабатчику стукнется, Горе потопит в вине, Только в субботу аукнется С барской конюшни жене…
«Барщинная» – о голодном Калинушке, «верченом, крученом, сеченом, мученом», что «горе потопит в вине». Спев эту песню-плач, вахлаки, однако, не вздыхают, не молчат горестно, они – начинают «бахвалиться» пережитыми страданиями, своим терпением: «Мы барщинные! С наше-то / Попробуй, потерпи!» А в ответ и гости из соседней волости начинают хвалиться собственными бедами, «чудачеством» бывшей барыни и полученными от нее наказаниями. И сила, и слабость народная сказались в этой похвальбе: поистине «вынес достаточно русский народ», доказав свое терпение, свою выносливость. Однако за долгие века рабства сформировалась не только привычка терпеть причуды и издевательства, но и привычка гордиться своим терпением. Терпение стало восприниматься как достоинство, как проявление силы.
"Соленая"
Никто как бог! Не ест, не пьет Меньшой сынок, Гляди – умрет! Дала кусок, Дала другой – Не ест, кричит: «Посыпь сольцой!» А соли нет, Хоть бы щепоть! «Посыпь мукой», – Шепнул господь.
Раз-два куснул, Скривил роток. «Соли еще!» – Кричит сынок. Опять мукой… А на кусок Слеза рекой! Поел сынок! Хвалилась мать – Сынка спасла… Знать, солона Слеза была!..
Еще одну страшную страницу народной жизни, еще одну боль народной души открывает песня «Соленая». Сочинила ее Домна – мать Гриши Добросклонова, но приняли в свою душу все женщины-крестьянки. Поется в ней о горе матери, кормящей сына хлебом, политой солеными слезами. Она тоже родилась из глубины страдающей души. Каждая строчка – крик отчаяния, пережитого горя.
"Солдатская"
Помяну добром.
Тошен свет,
У богатины,
Правды нет,
У Луки с Петром
Чуть не подняли
На рогатину.
Жизнь тошна,
Табачку нюхнем,
Весь в гвоздях забор Ощетинился,
А у трех Матрен
Боль сильна.
Провиант найдем.
А хозяин, вор, Оскотинился.
Пули немецкие,
Нет у бедного
У первой Матрены Груздочки ядрены, Матрена вторая
Пули турецкие,
Гроша медного:
Несет каравая,
Пули французские,
"Не взыщи солдат!"
У третьей водицы попью из ковша:
Палочки русские!
Тошен свет,
Вода ключевая, а мера - душа!
-"И не надо, брат!"
Хлеба нет,
Тошен свет,
Тошен свет,
Хлеба нет,
Крова нет,
Правды нет,
Смерти нет.
Жизнь тошна,
Крова нет,
Ну-тка, с редута-то с первого номеру,
Боль сильна.
Смерти нет.
Ну-тка, с Георгием - по миру, по миру!
Только трех Матрен
У богатого,
Да Луку с Петром
Сочувствием встречают мужики и песню «Солдатскую». Хотя солдатская доля и миновала их, но припев этой песни: «Тошен свет, / Правды нет, / Жизнь тошна, / Боль сильна» – передает горький опыт и их крестьянской жизни.
"Русь"
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! Сила народная, Сила могучая — Совесть спокойная, Правда живучая! Сила с неправдою Не уживается, Жертва неправдою Не вызывается,
Русь не шелохнется, Русь — как убитая! А загорелась в ней Искра сокрытая, Встали — небужены, Вышли — непрошены, Жита по зернышку Горы наношены! Рать подымается Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая! Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка Русь!
Само название позволяет ее воспринимать как итоговую в осмыслении русской жизни. В ней поется о «загадочной» Руси, полной противоречий, – «убогой и обильной», «могучей и бессильной». Но пафос ее – не в том, чтобы утвердить мысль о сложности, о тайне русской души и земли, а в том, чтобы воспеть пробуждение Руси. «Искра», возродившая Русь, была сокрыта в народной душе, в «золотом сердце» народа, спасенном в рабстве, в «совести спокойной, правде живучей». Каждое предложение в песне – звучит как лозунг, как утверждение. И смысл лозунгов один: великая вера в будущее народа. Особую роль в понимании смысла «хорошей песенки» обретает кольцевая композиция. Однако начальная и финальная строфы, рисующие противоречивую Русь, имеют и одно принципиальное отличие. В первой строфе смысловое ударение падает на определение – «бессильная», в последней – на антонимичное ему слово – «всесильная».