СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А.Некрасов. "Дедушка Мазай и зайцы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать навык вдумчивого и выразительного чтения на основе изучения отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 3 классе умк «Школа Рос»

Тема: Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».

Цель: совершенствовать навык вдумчивого и выразительного чтения на основе изучения отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Задачи:

1. Обучающая: познакомить учащихся с новым произведением; учить детей делить текст на части, анализировать содержание прочитанного.

2. Развивающая: развивать умение слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать словарь учащихся.

3. Воспитывающая: создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок с применением ИКТ.

Используемые методы и приемы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

Оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, слайд-фильм Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы.

2. Литературное чтение. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с.: ил.

Ход урока

  1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку

Я слышу – я рассуждаю

Я вижу – я запоминаю

Я делаю – я понимаю

Так гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать и рассуждать. Ведь чтение без размышления это - простое развлечение.

Настрой учащихся на работу

  1. Фронтальный опрос домашнего задания.

  • Какие произведения мы изучали на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы изучали отрывок из стихотворения «Железная дорога» «Славная осень!», отрывок поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»)

  • Какая основная мысль «Мороз, Красный нос»? (Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои.) (Ребята объясняют эти строки)

  • Чему оно учит? (Зима так же прекрасна, как и любое время) 

3. Проверка домашнего задания.

(опрос наизусть учеников, оценка обучающихся)

4. Работа по теме урока

На прошлом уроке мы не только читали стихотворение Николая Алексеевича Некрасова, но и познакомились с его биографией.

-Какие интересные факты из жизни поэта вам особенно запомнились?



Уже с раннего детства Некрасов был сильным, смелым, умел грести, плавать, метко стрелял из ружья. Став взрослым, в свободное время любил скитаться по лесам и полям, любил охотиться. Охота была для него не одной забавой, но и средством знакомиться с народом. Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на охоту. Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в болотистой, низменной местности, где водилось очень много всякой дичи. Одну из историй Н. А. Некрасов описывает в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы».

  • Рассмотрите иллюстрацию. Можете ещё до чтения стихотворения сказать, о чем текст?

  • Внимательно посмотрите на картину и скажите, в какое время года происходят события?

5. Подготовка к усвоению нового материала

С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Вода затапливает поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем.

а) работа с иллюстрацией. Рассмотрим картину Исаака. Левитана «Весна. Большая вода»

6. Словарная работа (8 – 9 слайды)

7. Изучение нового материала

а) аудиозапись стихотворения

Вам предстоит не только прослушать это произведение, но и посмотреть своими глазами, обратить внимание на интонацию рассказчика. Сели правильно приятного просмотра.

А каком интересном случаи из своей жизни рассказывает дед Мазай?

Когда произошел этот случай?

Что такое половодье?

Что больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило? (Больше всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев. Удивило то, как зайцы были послушны. Было смешно читать, как говорит о зайцах. Особенно о зайчихе)

В учебнике дан отрывок из этого стихотворения.

б) чтение и анализ произведения

Понравилось ли вам стихотворение? (Да)

Чем? (Что Дед Мазай спасал зайцев)

Что больше всего вас тронуло, удивило и рассмешило?

Какой отрывок больше всего понравился? (Как Мазай прикрепил бревно к лодке)

Почему? (Потому что он спас так много зайцев)

О чем это стихотворение? (О русской деревне, о доброте простых людей, о весеннем разливе реки)


в) работа по развитию речи

Подберите близкие по смыслу слова к данным словам:

разболтался в сарае (разговорился),

копошится зайчиха (шевелится),

горемыка (тот с кем случилась беда - бедняжка).

8. Физкультминутка для глаз

9. Вторичное чтение и анализ (дети читают самостоятельно вполголоса)

- От чьего лица ведется рассказ? (От лица автора)

- С каких мыслей начинает Мазай свой рассказ? О чем он переживает?

- О каких личностных качествах это говорит?

- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?

- Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев. Что он любит этих зверьков? Найдите в тексте.

- Какую находку было жаль бросать Мазаю? Прочитайте отрывок

-Только ли ради потехи прокатил он деревней зайчишек?

- Как герой относится к своим односельчанам? Объясните почему? (Они смеялись над, тем как он провозил зайцев по деревне, он не обращал на них внимания, просил и их ему не мешать)

- Огорчало ли это Мазая? (Мазай говорил, чтобы любовались, но не мешали ему)

- Какие слова автора об этом говорят?

(Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
"Глянь-ко: что делает старый Мазай!"
Ладно! любуйся, а нам не мешай!)

- Что дедушка Мазай сделал, когда он подплыл к берегу?

(К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил - и "с богом!" сказал...)

- Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении? (Он любит свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации)

- Какова главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край, быть патриотом своей Родины)

- Как автор относиться к своему герою? Почему? (Автор его уважает, он ему интересен, приятно с ним общаться)

- А как вы относитесь? (Он нам понравился тем, что он добрый, сообразительный)

- Почему так озаглавлено? (По главному рассказу Дедушки Мазая)

- Придумайте другой заголовок. (Случай весной)

Составим синквейн Дедушка Мазай

10. Инструкция

11. Рефлексия

-С каким настроением вы заканчиваете сегодня урок? Почему?

-За что бы вы себя похвалили?


12. Подведение итогов урока

а) обобщающие вопросы учителя:

• Какое произведение мы читали сегодня на уроке? (Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»)

• Кто автор этого стихотворения? (Н.А.Некрасов)

• С каким хорошим человеком мы познакомились сегодня? (Дедушкой Мазаем)

• Сегодняшний урок я хотела бы закончить четверостишьем Е.Евтушенко

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)

б) домашнее задание: Написать сочинение на тему “Мы спасены!”




















Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

Николай Алексеевич Некрасов Годы жизни: 1821-1878

Николай Алексеевич Некрасов

Годы жизни:

1821-1878

И.Левитан «Весна. Большая вода»

И.Левитан «Весна. Большая вода»

Словарная работа Дупель  - птица из семейства бекасов Кураж - беззаботная лихость, смелость Пуделять  - промахиваться Затравка -легковоспламеняющееся вещество (обычно порох),  которое при возгорании воспламеняет основной пороховой заряд   Зябкий -чувствительный к холоду

Словарная работа

Дупель

- птица из семейства бекасов

Кураж

- беззаботная лихость, смелость

Пуделять

- промахиваться

Затравка

-легковоспламеняющееся вещество (обычно порох),

которое при возгорании воспламеняет основной пороховой заряд

Зябкий

-чувствительный к холоду

силки  - петли для ловли птиц багры ухнул шесты с металлическим крюком издал резкий звук потеха  - забава гуторить -беседовать   аршин -старинная мера длины меньше метра  -старинная мера длины, чуть больше двух метров сажень

силки

- петли для ловли птиц

багры

ухнул

  • шесты с металлическим крюком
  • издал резкий звук

потеха

- забава

гуторить

-беседовать

аршин

-старинная мера длины меньше метра

-старинная мера длины, чуть больше двух метров

сажень

Дедушка Мазай

Дедушка Мазай

  • 1-я строчка: тема (одно существительное)
  • 2-я строчка: описание темы в двух словах (два прилагательных)
  • 3-я строчка: описание действия в рамках темы тремя словами (три глагола)
  • 4-я строчка: фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме(предложение)
  • 5-я строчка: синоним из одного слова к теме
Берегите эти воды, эти земли,  Даже малую былиночку любя.  Берегите всех зверят внутри природы,  Убивайте лишь зверей внутри себя.  Е.Евтушенко

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е.Евтушенко

Домашнее задание: написать сочинение на тему
  • Домашнее задание:
  • написать сочинение на тему

«Мы спасены»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!