Тема: Труд и забавы крестьянских детей в стихотворении «Крестьянские дети».
Цель: Познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»; помочь учащимся выявить отношение автора к крестьянским детям, показать, как Н.А.Некрасов рисует образ детей; развивать навыки выразительного чтения.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Постановка целей и задач урока. В родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля сейчас располагается дом-музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей. Все так же, как было в начале 19 века. Самым сильным увлечением была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети». В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят. “Крестьянские дети” – одно из любимых стихотворений Н.А.Некрасова, и занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что “Крестьянские дети” появились на свет в 1861г., в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в “год надежд” о детях — будущем России.
4. Чтение стихотворения.
5. Анализ восприятия прочитанного. С чего начинается стихотворение? (Рассказчик повествует о случае, который произошёл с ним на охоте)
Как определить, что автор доволен ночлегом? (радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей). С каким чувством автор описывает детей?
(растроган, нежность наполняет его, умиление) Какие слова использует для их описания?(Я детского глаза люблю выраженье...)
6. Словарная работа
Вирши – стихотворения.
Вереница – ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим.
Кинулись прочь - убежали.
Мякина - остатки колосьев.
7. Работа с текстом. Деление текста на части и составление плана.
1.Охотник рад возвращению в родную деревню.
2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
4.Раздумья о детском труде.
5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.
6.Представление Фингала для деревенских зрителей.
7. Гроза разлучает с крестьянскими детьми.
Автор начинает рассказ о главных героях — 9 ребятах. У каждого свой собственный характер: кто наблюдательный, кто осторожный, а кто и испуганный. Но все ребята с неподдельным восхищением рассматривают барина и его снаряжение.
Чтение по ролям отрывка. Какую оценку дали крестьянские детишки охотнику? Каким он им показался? (Не понравился, боятся, смеются нал ним - ноги как жерди - приговор вынесли - ... такому -то гусю... Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой - вызывает настороженность и страх)
Герой слышит их разговор, но не обижается. Почему?
Почему автор называет крестьянских детей “милые плуты”?
(Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нём нет злого умысла.)
Почему рассказ о встрече с ребятами поэт прерывает своими воспоминаниями?
Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? (Раньше не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и дорога была единственным способом узнать о мире, о жизни)
Главная тема произведения — поэзия деревенского детства — прерывается на миг рассказом о Ванюше. Прочитайте, как Ванюша радуется труду.(слайд)
Почему труд оборачивается к Ванюше сначала “нарядной своей стороной”?
(Под “нарядной стороной труда” автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы; от возделывания земли, которая приносит богатый урожай. Когда ребёнок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почётом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд — не тягость, не наказание, а радость)
11. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке и работу товарищей.
12. Читать Биографию И.С.Тургенева, «Муму»; сообщение о Тургеневе – по желанию.