СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А. Некрасов "Тройка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стихотворение Н.А. Некрасова «Тройка» впервые было опубликовано в журнале «Современник» в 1847 г. Современники высоко оценили это произведение. В начале 1847 г. Н.П. Огарев писал Т.Н. Грановскому: «Тройка» Некрасова — чудесная вещь. Я ее читал раз десять». Стихотворение неоднократно положено на музыку (композиторы А.И. Дюбюк, М.В. Коваль и др.). Романсом стала лишь первая часть стихотворения, лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом» и ее сердечной «тревоги».

 

     Тема дороги, ямщика, тройки восходит к 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Н.А. Некрасов "Тройка"»

Н.А. Некрасов "Тройка"

 

     Здравствуйте, ребята!


     Сегодня вы познакомитесь с фольклорной основой произведения Н.А. Некрасова «Тройка», выявите авторскую позицию в стихотворении, а также  проведёте самостоятельную ис­следовательскую работу с текстом.


     Стихотворение Н.А. Некрасова «Тройка» впервые было опубликовано в журнале «Современник» в 1847 г. Современники высоко оценили это произведение. В начале 1847 г. Н.П. Огарев писал Т.Н. Грановскому: «Тройка» Некрасова — чудесная вещь. Я ее читал раз десять». Стихотворение неоднократно положено на музыку (композиторы А.И. Дюбюк, М.В. Коваль и др.). Романсом стала лишь первая часть стихотворения, лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом» и ее сердечной «тревоги».

 

     Тема дороги, ямщика, тройки восходит к народным дорожным и ям­щицким песням, в которых возникали образы одинокой героини, окру­женной «веселыми подругами», нелюбимого мужа и злой свекрови.

 

     Рассмотрите репродукцию картины И. Глазунова «Что ты жадно глядишь на дорогу...».

 

 

  • Найдите в тексте описание портрета героини, определите черты сходства с героиней полотна И. Глазунова.

  • Послушайте первое и второе четверостишия.

  • Вы заметили, что стихотворение начинается вопросами? Это вопросы — упреки (что жадно глядишь? зачем бежишь?). Автор с сожалением и иронией замечает волнение героини (знать, забило сердечко тревогу), понимает, что душа девушки полна надежды на счастье, которо­му не дано осуществиться.

  • Как вы думаете, знает ли героиня о том, что ее ждет в будущем? Она знает о нелегкой судьбе крестьянки, но лирическая героиня так молода, так красива! Девушка напряженно всматривается в даль, как будто пытаясь обмануть судьбу.

  • Что значит для нее тройка, мчащаяся по дороге? Стремительная тройка для героини — символ перемен, сказочная сила которая перенесет ее в счастливое будущее.

      Тройка — образ-символ, часто появляющийся в народных песнях. Это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье.

  • Почему в стихотворении Некрасова возникает образ корнета? Корнет для героини — сказочный принц, который непременно должен сделать ее счастливой.

     Стихотворение Н.А. Некрасова можно условно разделить на две части. В первой говорится о красоте героини, о ее заветной мечте стать счастливой; во второй речь идет о нелегкой судьбе, которая выпадает на долю крестьянской девушки.

 

     Послушайте фрагмент стихотворения, в котором звучит отношение лирического героя к крестьянке.

 

 

     Лирический герой врсхищается красотой девушки.

 

     Исследовательская работа с текстом.

     Выпишите из текста слова и сочетания слов, позволяющие представить облик красавицы.

 

  • Знаете ли вы, что обозначает слово дикарка? Дикарка— застенчивая, избегающая людей девушка.

  • Почему лирический герой так называет девушку?

  • Каких сказочных героинь напоминает эта девушка? Вспомните сказки А.С. Пушкина.

  • Каким чувством наполнены строчки: «Поживешь и попразднуешь вволю, / Будет жизнь и полна и легка»?

  • Как связаны и разделены между собой первая и вторая части стихотво­рения?

    Первая и вторая части связаны образом лирической героини и проти­вопоставлены как мечта и действительность.

    Прослушаем следующий фрагмент стихотворения.

 

  

 

     Исследовательская работа с текстом

     Выпишите слова и сочетания слов, которые рисуют облик героини в бу­дущем. 

  • Свидетельством каких внутренних изменений стали перемены во внешности героини?

  • Каково значение строчки «ничем не согретая грудь»? Героиня измучена жизнью, она потеряла надежду, согревавшую ее душу в юности.

  • Как изображается жизнь в семье героини? Бьет муж-привередник, гнет в три погибели свекровь. Крестьянка ни­чего не знает, кроме изнурительного труда.

  • Объясните смысл фразы: «Выраженье тупого терпенья / И бессмыслен­ный, вечный испуг».

  • Какова жизнь героини? 

     Героиня принимает такую жизнь как раз и навсегда установленный по­рядок вещей. Она и не пытается размышлять о справедливости законов, по которым живут многие поколения русских людей.

  • Смерть героини — трагедия или закономерный финал ее жизни?

  • Почему два последних четверостишия начинаются с отрицания?

  • Что скрывается за призывом лирического героя?

  • Почему героине не суждено нагнать бешеную тройку?

  • Каково значение фразы «кони крепки, сыты и бойки, / И ямщик под хмельком»?

     Бешеная тройка — это совсем другой мир, полный счастья и довольства. Реальность крестьянской жизни наполнена тяжелым трудом и лишениями.

 

     Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими этому жанру.

 

     Послушайте романс "Тройка" в исполнении Надежды Андреевны Обуховой. Музыка Николая Леонтьева. 


      Итоги урока.

 

    Лирический герой испытывает чувство сострадания и тайного негодо­вания, описывая тяжелую участь крестьянки. В обращениях лирического героя к крестьянке звучит авторская вера в то, что слова, полные иронии и гнева, дойдут до сознания тех, от кого за­висит счастье простых людей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя