СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н. А. Заболоцкий "Одинокий дуб"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по стихотворению Н.А. Заболоцкого "Одинокий дуб"

Просмотр содержимого документа
«Н. А. Заболоцкий "Одинокий дуб"»

Урок 39


Тема. Н. А. Заболоцкий. «Одинокий дуб»


Цель:

  1. Ознакомить с биографическими сведениями об Н.А. Заболоцком. Раскрыть поэтически-художественное отражение нравственных воззрений в стихотворении «Одинокий дуб».

  2. Формировать у учащихся умение выделять олицетворения в изображении поэтических картин и определять их роль.

  3. Воспитывать волевые качества учащихся.


Этапы урока

  1. Организационный этап


  1. Проверка домашнего задания

Задание рубрики «На­ше творчество» (с. 193).

Перечитайте стихотворение А. А. Блока «Летний вечер». Представьте себя в поле в закатный час. Передайте возникшие ощущения устно или опишите их в жанре эссе под названием «Звуки и краски поля».


  1. Объявление темы и цели урока


  1. Актуализация прежних знаний учащихся

  • Знакомо ли вам творчество Н. А. Заболоцкого?

  • О чем писал поэт?

  • Какие стихотворения о природе вы знаете? Назовите их авторов.

  • Перечислите отличительные черты стихотворения.

  • Назовите стихотворные размеры. Приведите примеры.


  1. Слово учителя

— Николай Алексеевич Заболоцкий родился 24 апреля 1903 г. под Казанью, на ферме, где его отец был агрономом. Мать поэта — школь­ная учительница. В семье было шестеро детей. Настоящая фамилия поэ­та — Заболотский (он несколько изменил написание своей фамилии).

В 1910 г. семья перебралась на родину отца — в Уржумский уезд Вятской губернии, где А. А. Заболотский получил место агронома в небольшом селе Сернур.

«Мои первые неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами, — вспоминал поэт. — Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести расти­тельного мира. Свою сознательную жизнь я почти полностью прожил н больших городах, но чудесная природа Сернура никогда не умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях».

H. Заболоцкий был старательным учеником сельской начальной школы, где окончил три класса. Однако его истинным наставником и воспитателем стал книжный шкаф отца. Рядом с заботливо собранными, хотя и не так уж часто листаемыми самим хозяином томиками русских классиков красовалось поучительное, вырезанное из календаря изречение о пользе книг. «Здесь, около книжного шкафа... я навсегда выбрал себе профессию и стал писателем, сам еще не вполне понимая смысл этого большого для меня события», — вспоминает поэт.


6. Выразительное чтение стихотворения «Одинокий дуб» учите­лем (с. 194)


7. Анализ стихотворения

  • Какова тема этого стихотворения?

  • Что вам понравилось в стихотворении? Какие картины запомнились?

  • Каким представляется поэту одинокий дуб? Какие слова, выра­жения подтверждают ваше мнение? («Дурная почва», «узловат», «нет великолепья», «отрепья», «торчат», «глухо шелестят».)

  • Сравните описание дуба у Н. А. Заболоцкого с изображенным па картине И. И. Шишкина «Среди долины ровныя...». В чем вы видите схо­жесть, а в чем различие? (Могучий, красивый, величавый дуб на карти­не; старый, корявый, некрасивый — в стихотворении.)

  • К кому автор обращается со словами: «Вглядись в него: он ва­жен и спокоен...»? (Автор обращается к человеку, который способен чувствовать и понимать природу.)

  • Какие слова и образные средства (олицетворения, метафоры) подсказывают нам, что речь идет не только о дубе? (Скрученные сус­тавы, развил, запоет, важен, спокоен — как о человеке.)

  • Приведите примеры эпитетов и объясните их роль. (Эпите­ты: «дурная почва», «безжизненных равнин», «он важен и спокоен», «слишком узловат ...дуб» и др.) Приведите примеры метафор и объяс­ните их роль. («Какие-то отрепья / Торчат на нем и глухо шелестят», «Но скрученные намертво суставы / Он так развил», «...ударь — / II запоет он колоколом славы», «Он воин в поле, даже и один» и др.)

  • Как особенности художественной формы стихотворения (син­таксические конструкции и композиция текста) создают образ дуба и помогают нам найти правильные интонации при чтении?

  • Какие слова рифмуются в стихотворении? («Великолепья — от­репья», «спокоен — воин», «равнин — один» и др.) Встречаются ли эти слова рядом в обычной жизни? (Нет. Они словно противопоставля­ются). Как это объяснить? (Такое противопоставление необходимо автору, чтобы полнее раскрыть замысел стихотворения.)

  • Сколько раз в стихотворении звучит слово «дуб»? (Один раз. Но всех остальных случаях пять раз используется местоимение «он».) Случайно ли это? (Автор подчеркивает символическое значение слова «дуб». Речь идет о человеке.)

  • Выявите прием антитезы во второй строфе. (Дуб молчалив, спо­коен, некрасив, но ударь по стволу — и откроется его внутренний мир, его душа, поющая «колоколом славы», его внутреннее богатство, подобное драгоценному янтарю.)

  • Как вы думаете, почему дуб в стихотворении Н. А. Заболоцкого стал таким? Что сгубило его красоту? («Дурная почва» — трудная, изломанная жизнь.)

  • Что помогло дубу не погибнуть, а остаться воином? (Внутрен­няя стойкость, душевная сила, мужество.) Почему он остался важен и спокоен?

  • Является ли употребленный автором в последней строфе во­прос риторическим? (Да. Автор сам же на него и отвечает: «Он воин в поле, даже и один».)

  • Какой аллегорический смысл вкладывает Н. А. Заболоцкий в стихотворение о дубе?

  • Какова главная мысль стихотворения? (Речь идет о человече­ской жизни и столь необходимом в ней мужестве.)


Работа в парах (по выбору)

1. Сопоставьте поэтический смысл стихотворения «Одинокий дуб» с цитатой из стихотворения «Завещание».

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов

Себя я в этом мире обнаружу.

Многовековый дуб мою живую душу

Корнями обовьет, печален и суров.

В его больших листах я дам приют уму,

Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,

Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли

И ты причастен был к сознанью моему.

— Какие смысловые связи вы заметили? (Человек и природа нераз­дельны, человека рождает природа, а после смерти он опять стано­вится природой.

В стихотворении отражена вера Н. А. Заболоцкого в то же, во что верили древние славяне: душа человека после смерти переселя­ется в дуб, благословенное дерево. А так как дерево у славян счита­лось символом мироздания, то Н. А. Заболоцкий учит своего «далекого правнука» понимать природу и оберегать ее, поскольку человек и при­рода — единое целое).

  1. Почему автор использует в первой строфе стихотворения эффект «рваных строк»? («Рваный» рисунок текста первой строфы отра­жает образ дуба — героя стихотворения.)

  2. С какой целью в третьей строфе появляется образ воина, окайм­ленный народной пословицей «один в поле не воин»? (Лирический герой полемизирует с народной мудростью. Воевать ведь можно не только силой, внешней мощью. Внутренняя стойкость и невозмути­мость, вера в свою силу сделали дуб спокойным и достойным.)

  3. Дайте полный развернутый ответ на вопрос: «Почему дуб на­зывают царем древесного царства?». Подтвердите ответ строками сти­хотворения. (Дуб олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия.)


8. Подведение итогов урока


9. Домашнее задание

Научиться выразительно читать стихо­творение.

Выполните творческое задание (с. 195).



Индивидуальные задания (по желанию)

  1. Подготовьте рассказ на тему «Он воин в поле, даже и один», включающий примеры из современной жизни.

  2. Произведите сопоставительный анализ изучаемого стихотво­рения с любым понравившимся произведением русскоязычной поэзии Беларуси, к примеру, В. Ф. Гришковца «Сколько солнца, весен­него солнца!..», В. П. Поликанина «Румяный день наводит глянец», Ю. М. Сапожкова «Березка», «На озере», Б. П. Спринчана «С полей повеяло весной», «Малиновой зари свечение» и др. Обогатите ответ выводами собственных наблюдений над художественным текстом.

  3. Создайте мультимедийную презентацию на тему «Русские поэ­ты XX в. о природе», используя литературный материал о жизни и творчестве А. А. Блока, Н. А. Заболоцкого.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя