Урок 39
Тема. Н. А. Заболоцкий. «Одинокий дуб»
Цель:
Ознакомить с биографическими сведениями об Н.А. Заболоцком. Раскрыть поэтически-художественное отражение нравственных воззрений в стихотворении «Одинокий дуб».
Формировать у учащихся умение выделять олицетворения в изображении поэтических картин и определять их роль.
Воспитывать волевые качества учащихся.
Этапы урока
Организационный этап
Проверка домашнего задания
Задание рубрики «Наше творчество» (с. 193).
Перечитайте стихотворение А. А. Блока «Летний вечер». Представьте себя в поле в закатный час. Передайте возникшие ощущения устно или опишите их в жанре эссе под названием «Звуки и краски поля».
Объявление темы и цели урока
Актуализация прежних знаний учащихся
Знакомо ли вам творчество Н. А. Заболоцкого?
О чем писал поэт?
Какие стихотворения о природе вы знаете? Назовите их авторов.
Перечислите отличительные черты стихотворения.
Назовите стихотворные размеры. Приведите примеры.
Слово учителя
— Николай Алексеевич Заболоцкий родился 24 апреля 1903 г. под Казанью, на ферме, где его отец был агрономом. Мать поэта — школьная учительница. В семье было шестеро детей. Настоящая фамилия поэта — Заболотский (он несколько изменил написание своей фамилии).
В 1910 г. семья перебралась на родину отца — в Уржумский уезд Вятской губернии, где А. А. Заболотский получил место агронома в небольшом селе Сернур.
«Мои первые неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами, — вспоминал поэт. — Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира. Свою сознательную жизнь я почти полностью прожил н больших городах, но чудесная природа Сернура никогда не умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях».
H. Заболоцкий был старательным учеником сельской начальной школы, где окончил три класса. Однако его истинным наставником и воспитателем стал книжный шкаф отца. Рядом с заботливо собранными, хотя и не так уж часто листаемыми самим хозяином томиками русских классиков красовалось поучительное, вырезанное из календаря изречение о пользе книг. «Здесь, около книжного шкафа... я навсегда выбрал себе профессию и стал писателем, сам еще не вполне понимая смысл этого большого для меня события», — вспоминает поэт.
6. Выразительное чтение стихотворения «Одинокий дуб» учителем (с. 194)
7. Анализ стихотворения
Какова тема этого стихотворения?
Что вам понравилось в стихотворении? Какие картины запомнились?
Каким представляется поэту одинокий дуб? Какие слова, выражения подтверждают ваше мнение? («Дурная почва», «узловат», «нет великолепья», «отрепья», «торчат», «глухо шелестят».)
Сравните описание дуба у Н. А. Заболоцкого с изображенным па картине И. И. Шишкина «Среди долины ровныя...». В чем вы видите схожесть, а в чем различие? (Могучий, красивый, величавый дуб на картине; старый, корявый, некрасивый — в стихотворении.)
К кому автор обращается со словами: «Вглядись в него: он важен и спокоен...»? (Автор обращается к человеку, который способен чувствовать и понимать природу.)
Какие слова и образные средства (олицетворения, метафоры) подсказывают нам, что речь идет не только о дубе? (Скрученные суставы, развил, запоет, важен, спокоен — как о человеке.)
Приведите примеры эпитетов и объясните их роль. (Эпитеты: «дурная почва», «безжизненных равнин», «он важен и спокоен», «слишком узловат ...дуб» и др.) Приведите примеры метафор и объясните их роль. («Какие-то отрепья / Торчат на нем и глухо шелестят», «Но скрученные намертво суставы / Он так развил», «...ударь — / II запоет он колоколом славы», «Он воин в поле, даже и один» и др.)
Как особенности художественной формы стихотворения (синтаксические конструкции и композиция текста) создают образ дуба и помогают нам найти правильные интонации при чтении?
Какие слова рифмуются в стихотворении? («Великолепья — отрепья», «спокоен — воин», «равнин — один» и др.) Встречаются ли эти слова рядом в обычной жизни? (Нет. Они словно противопоставляются). Как это объяснить? (Такое противопоставление необходимо автору, чтобы полнее раскрыть замысел стихотворения.)
Сколько раз в стихотворении звучит слово «дуб»? (Один раз. Но всех остальных случаях пять раз используется местоимение «он».) Случайно ли это? (Автор подчеркивает символическое значение слова «дуб». Речь идет о человеке.)
Выявите прием антитезы во второй строфе. (Дуб молчалив, спокоен, некрасив, но ударь по стволу — и откроется его внутренний мир, его душа, поющая «колоколом славы», его внутреннее богатство, подобное драгоценному янтарю.)
Как вы думаете, почему дуб в стихотворении Н. А. Заболоцкого стал таким? Что сгубило его красоту? («Дурная почва» — трудная, изломанная жизнь.)
Что помогло дубу не погибнуть, а остаться воином? (Внутренняя стойкость, душевная сила, мужество.) Почему он остался важен и спокоен?
Является ли употребленный автором в последней строфе вопрос риторическим? (Да. Автор сам же на него и отвечает: «Он воин в поле, даже и один».)
Какой аллегорический смысл вкладывает Н. А. Заболоцкий в стихотворение о дубе?
Какова главная мысль стихотворения? (Речь идет о человеческой жизни и столь необходимом в ней мужестве.)
Работа в парах (по выбору)
1. Сопоставьте поэтический смысл стихотворения «Одинокий дуб» с цитатой из стихотворения «Завещание».
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.
— Какие смысловые связи вы заметили? (Человек и природа нераздельны, человека рождает природа, а после смерти он опять становится природой.
В стихотворении отражена вера Н. А. Заболоцкого в то же, во что верили древние славяне: душа человека после смерти переселяется в дуб, благословенное дерево. А так как дерево у славян считалось символом мироздания, то Н. А. Заболоцкий учит своего «далекого правнука» понимать природу и оберегать ее, поскольку человек и природа — единое целое).
Почему автор использует в первой строфе стихотворения эффект «рваных строк»? («Рваный» рисунок текста первой строфы отражает образ дуба — героя стихотворения.)
С какой целью в третьей строфе появляется образ воина, окаймленный народной пословицей «один в поле не воин»? (Лирический герой полемизирует с народной мудростью. Воевать ведь можно не только силой, внешней мощью. Внутренняя стойкость и невозмутимость, вера в свою силу сделали дуб спокойным и достойным.)
Дайте полный развернутый ответ на вопрос: «Почему дуб называют царем древесного царства?». Подтвердите ответ строками стихотворения. (Дуб олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия.)
8. Подведение итогов урока
9. Домашнее задание
Научиться выразительно читать стихотворение.
Выполните творческое задание (с. 195).
Индивидуальные задания (по желанию)
Подготовьте рассказ на тему «Он воин в поле, даже и один», включающий примеры из современной жизни.
Произведите сопоставительный анализ изучаемого стихотворения с любым понравившимся произведением русскоязычной поэзии Беларуси, к примеру, В. Ф. Гришковца «Сколько солнца, весеннего солнца!..», В. П. Поликанина «Румяный день наводит глянец», Ю. М. Сапожкова «Березка», «На озере», Б. П. Спринчана «С полей повеяло весной», «Малиновой зари свечение» и др. Обогатите ответ выводами собственных наблюдений над художественным текстом.
Создайте мультимедийную презентацию на тему «Русские поэты XX в. о природе», используя литературный материал о жизни и творчестве А. А. Блока, Н. А. Заболоцкого.