СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.Ф.ТИТОВА. "Сборник разноуровневых упражнений, творческих и олимпиадных заданий по русскому языку. 6 класс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Книга Н.Ф.ТИТОВОЙ "Сборник разноуровневых упражнений, творческих и олимпиадных заданий по русскому языку. 6 класс" 

Просмотр содержимого документа
«Н.Ф.ТИТОВА. "Сборник разноуровневых упражнений, творческих и олимпиадных заданий по русскому языку. 6 класс"»


«Сборник разноуровневых упражнений, творческих и олимпиадных заданий по русскому языку» сост. Н.Ф. Титова. – Мозырь, ООО ИД «Белый Ветер», 2008.





ТЕКСТ. СТИЛИ И ЖАНРЫ РЕЧИ

      1. Определите стиль текста. Озаглавьте его.

Под крутым холмом открылось озеро. Окружали его по­росль молодых осин и старая ольха. Круглое, как чаша, прозрачное озеро отражало глубину и свежесть синего дня. По берегам росли белые цветы водокраса и застенчивые неза­будки. Сквозь воду виднелись коряги, которые заросли хво­щом. Все это казалось таким сказочным, что мы говорили вполголоса.

(По К. Паустовскому)

      1. Определите тему и подтемы текста. Как связываются слова в тексте?

Грибы любят песчаные почвы, но встречаются в ельни­ках и смешанных лесах. Не все умеют отличать сморчки от строчков.

Сморчки имеют полную симметрию с несколько пирами­дальной шляпкой — у конического и округлой — у обыкно­венного.

Строчок же представляет собой какую-то бесформенную мозговидную шляпку со всевозможными извилинами и шишковидными выпуклостями.

(Ю. Новиков)

      1. Найдите в тексте ключевое слово или словосочетание, которое мо­жет быть заголовком текста. Вставьте пропущенные буквы.

Кроме Со..нца и Луны невооруженным глазом можно увид…ть пять н…бесных тел. Они не являются звездами, так как медленно, но постоянно изменяют свое положение на небе. Это шт.неты, или «блуждающие звезды». Они носят названия римских и греческих б…гов: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. К ним относятся также Уран, Неп­тун и Плутон, которые в…дны только в телескоп, и, конечно, наша р…дная Земля.

(Из энциклопедии)

      1. Какое экономное синтаксическое средство использовал А. С. Пушкин, чтобы не повторять одно и то же подлежащее в приведенном отрывке из сказки? Вставьте пропущенные буквы.

Ж..вет Балда в п..повом доме,

Спит себе на с..ломе,

Ест за четверых,

Работает за с..мерых;

До света все у него пляш..т,

Лош..дь запр…жет, полосу вспаш..т,

Печ.. затоп..т, все заг..тов..т, закуп..т.

      1. Определите стиль текста. Вставьте пропущенные буквы.

Русский язык пр..надлежит к индоевропейской с..мье язы­ков. В общеиндоевропейскую эпоху (III тысячелетие до н. э. ) возникли сл..ва, обозначающие т..рмины родства, названия элементов ландшафта, р..стений, ж..вотных, металлов: дуб, лосось, гусь, волк, овца, медь, бронза, мед, мать, сын, дочь, ночь, луна, снег, вода. Общеславянский язык существовал до VI—VII вв. н. э., и из него в русский язык пришли сл..ва, общие для всех славянских языков: г..лова, сер..це, ладонь, поле, гора, лес, б..реза, к..рова, вол, серп, вилы, нож, видеть, слышать, добрый, старый, гам, где. Славянские языки раз­делились на три груп..ы: южную, восточную и з..падную.

Древнерусский язык относится к восточнославянской груп­пе (УП--1Х вв н. э.). Слова, возникшие в эту эпоху, извест­ны рус..ким, украинцам, белорусам.

      1. Составьте и запишите заявление на имя директора школы. Текст придумайте сами.

      2. Подготовьте и запишите рабочие материалы к учебному сообще­нию «Что я знаю о тексте».

      3. Докажите, что данный текст является рассказом. Какие компози­ционные части здесь выделяются?

Каждый день в Москве перед входом в Центральный театр кукол на Садовом кольце собирается много народа. Люди стоят на улице и с нетерпением смотрят па большие необычные часы, что висят на стене театра. Нем ближе стрелки часов приближаются к двенадцати, тем все боль­ше зрителей. Вот осталось две минуты... одна... И как толь­ко стрелки замирали на цифре двенадцать, к зрителям поворачивается петух и громко, на всю улицу кричит: «Ку-ка-ре-кууу!..». И представление начинается. Одна за дру­гой открываются дверки домиков. Появляются звери-му­зыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую песенку. Отыграли музыканты и снова спрятались в доми­ки. Представление окончено.

(По И. Мельникову)

      1. Сочините и запишите небольшой рассказ с необычным построением. В чем заключается необычность построения?

      2. Напишите басню по одной из пословиц.

Тише едешь — дальше будешь.

Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Что посеешь, то и пожнешь.


ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ, СОСТАВ СЛОВА

        1. В группе слов зима, зимний, зимовать, зимы, зимушка назо­вите родственные слова.

        2. Вставьте пропущенные буквы. Разберите слова по составу.

Пр..ехать, пр..ценить, преинтересный, препятствие, пр..сесть, приморский, пр..скучный, преувеличить, пр..школь­ный, пр..града, пр..одеться.

        1. Подберите слова, соответствующие схемам.


        1. Выделите в словах корень. Вставьте пропущенные буквы.

Выск..чка, пл..вчиха, р..внина, вым..кнуть, ск..кать, p..сток, отр..сль, р..стение, изл..жение, пол..гать, заг..р, уг..рел, к..сание, прик..снулся, з..рницы, хв..стливый, пл..вун, г..рнист, взр..слеть, попл..вок.

        1. Сделайте морфемный разбор слов.

Предрассветный, мореплаватель, птицефабрика, нефте­провод, двусоставный, подписать, двухэтажный, семиметро­вый, сороконожка, белорусско-русский, самоопыляются, про­бежаться.

        1. Впишите слова, пропущенные в словообразовательной цепочке.

Укажите производные и производящие слова.

Мост — ... — примоститься, голова — ... — заголовок, дружба — ... — сдружиться, учитель — ... — учительствовать, гость — ... — загоститься, готовый — ... — подготовка, рад — ... — порадоваться.

7. Образуйте глаголы с помощью приставок и постфиксов.

Вести, лететь, лить, учить, ломать, спасти, плыть, писать, рисовать, тратить, молить, любить, бежать, ставить, нести, мыть, ласкать, белить.

          1. Назовите тех, кто: а) играет в (теннис, хоккей, футбол» шашки, шахматы, баскетбол, волейбол); б) живет в (Мозыре, Могилеве, Го­меле, Бресте, Витебске, Пинске, Калннковичах, Минске, Гродно, Слониме). Выделите суффиксы.

          2. Определите способ образования слов. Запишите с ними предло­жения.

Потемнеть, синь, соединять, переход, ледокол, долго­житель, универмаг, АЭС, вуз, светло-розовый, мороже­ное (суш.) — мороженое (прич.), трехэтажный.

          1. Чем отличается словообразовательный разбор от разбора слова по составу?

Внесите в таблицу помещенные ниже слова, обозначьте в них части слова и покажите, как они образованы.

Словообразовательный разбор слова

Внештатный, облачность, подгруппа, москвич, санчасть, неурожай, наушник, предгрозовой, соцстрах, заметный.


ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ

Имя существительное

            1. Подчеркните существительные. Вставьте пропущенные буквы.

1. Кижи — небольшой остр..в в Онежском оз..ре. 2. Р..няет лес б..гряный свой убор. 3. Дубовый л..сток от..рвался от ветки р..димой и в степь ук..тил. 4. Х..лодная сырость вып..лзла из кустов.

            1. Выпишите имена существительные, имеющие значение действия.

Поставьте недостающие знаки препинания.

Ребята окунулись в разноголосицу необыкновенных зву­ков. Цоканье стрекотанье пощелкивание скрипение взвиз­гивание подвывание лопотание бульканье уханье и еще де­сятки их всяческих оттенков. Поначалу они смущали зем­лян заставляли настораживаться терять темп движения. Но звуков было так много что постепенно они привыкли к ним и стали разбирать и далекие, разговоры.

(В. Мелентьев)

            1. Распределите существительные в три колонки по склонениям. Вставьте пропущенные буквы.

Дем..нстрац..я, ноч.., побереж..е, постель, постелька, площ..дь, площадка, тетрадка, Дима, Наталья, сарай, зда­ние, предложение, счаст..е, тополь, олень, альбом, течение.

            1. Образуйте от данных существительных форму множественного числа, выделите в них окончания, поставьте ударение.

Магазин, адрес, отпуск, офицер, директор, шофер, торт, столяр, растение, доктор.

            1. Составьте с данными именами существительными по два предло­жения, в которых бы эти существительные называли людей мужского и женского пола.

Инженер, врач, директор, юрист, критик, режиссер.

            1. Запищите слова в дательном и предложном падежах.

Побережье, экспедиция, цех, отпуск, прорубь, случай, предложение, Евгений, происшествие, воспитание, гербарий, заглавие, рукопись, решение, иллюстрация, счастье, здоро­вье, издание, акация, дивизия.

            1. Определите род выделенных слов. Допишите пропущенные окончания.

1. Бурн.. Алазани впадает в Куру. 2. Древн.. Тбилиси — столица Грузии. 3. Пресноводн.. Онтарио — одно из круп­нейших озер Америки. 4. Полноводн.. Конго течет среди тро­пических лесов. 5. Древн.. Конго славилось искусными рез­чиками по дереву.

            1. От данных глаголов образуйте существительные, называющие людей по характерному для них действию. Выделите суффиксы в именах существительных. Объясните их правописание.

Обмануть, разносить, мыть, перебежать, лакировать, оби­деть, резать, забастовать, захватить, снимать, бетонировать.

перевозить, учитывать, обходить, грузить, добывать, летать, пикетировать, дрессировать, бунтовать.

            1. Вставьте пропущенные буквы. Выделите, суффиксы. Запишите пять сложных предложений с выделенными словами.

Ларч..к, ключ..к, мяч..к, подароч..к, кирпич..к, кусоч.ж, огонеч..к, ореш..к, дружоч..к, звоноч..к, сыноч..к, нос..к, стол..к, внуч..к, дождич.ж, веноч..к, помидорч..к, голосоч..к, племян­нич..к, карманч..к, волосоч..к.

            1. Дополните данную схему примерами.

Правописание сложных имен существительных с корнем пол-

с соединительной без соединительной

морфемой у морфемы у

пишутся

слитно через

всегда: дефис


Имя прилагательное

              1. Допишите окончания прилагательных.

У лугов., ящерицы зеленовато-желт., брюшко, а вдоль спины проходит темн.. полоска. Зелен., ящерица очень кра­сив..! Она ярко-зелен.., с черн.. и желт., крапинками, живот жел.., а горло и шея голуб.. . Засмотришься, когда она ле­жит, переливаясь в лучах солнца! (А. Тамбиев)

              1. Найдите словосочетания с притяжательными прилагательными, определите их значение, выделите суффикс и окончания прилага­тельных.

Волчья пасть, медвежья услуга, заячьи следы, собачий лай, сизифов труд, отцов наказ, пастушья дудка, овечья шкура, гусиное перо, лисья нора, сердечный человек, папин кабинет, журавлиный крик, козье молоко, мамин платок, соловьиная песня.

              1. Вставь г«: вместо точек, где необходимо, мягкий знак. С краткими прилагательными запишите предложения и подчеркните их как чле­ны предложения.

Шалаш.., ноч. , помощ.., могуч.., реч.., стереч.., карандаш.., дремуч.., колюч.., думает.., дач.., горяч..., молодеж.., нож.., береч.., горюч.., рощ.., пригож.., гуж.., дюж.. .

              1. Образуйте сравнительную и превосходную степени прилагатель­ных (простую и составную). Поставьте ударение в выделенных словах во всех формах.

Красивый, старый, удобный, спокойный, сладкий, горь­кий, долгий, плохой, хорош, малый, крутой, прекрасный, сво­бодный, жаркий, тонкий.

              1. Определите способ образования сложных прилагательных. Составь­те три сложных предложения, используя данные слова.

Вечнозеленый, пришкольный, кухонный, черноморский, архиважный, трехлетний, красно-белый, честолюбивый, же­лезобетонный, немецко-русский, глубокоуважаемый, бабуш­кин, отцов, тройной, кумачовый, аритмичный, незаконный, безграмотный, прекрасный, заполярный.

              1. Раскройте скобки. Подчеркните частицу не, обозначьте пристав­ку не. Вставьте пропущенные буквы.

(Не)бре..ный по..ерк; (не)ч..янное движение; (не)глубок..й овраг; (не)удобн..я д..рога; (не)обрыв..стый, а полог..й бере..г, (не)ожиданное известие; (не)строг..й ч..ловек; (не)брежный кивок; (не)мя..кий, а твердый; (не)смелый.

              1. От данных существительных образуйте прилагательные. Выделите суффиксы.

Комар, гусь, пчела, лев, мышь, петух, муравей, клюква, гость, сезон, лимон, чувство, ворона, конь, струна, пенсия, серебро, (ветер) молодой человек, еж, лицо, вещи, пища, плюш, ландыш, глянец, ситец, порча.

              1. Заполните таблицу примерами. Составьте три сложных предложе­ния с любыми из записанных вами слов.

              2. Составьте словосочетания «имя прилагательное + имя существи­тельное». Раскройте скобки.

(Физико)математический, (стале)литейный, (средне)вековый, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (садово)огородный, (дву)дольный, (двух)комнатный, (древне)русский, (шахматно)шашечный, (западноевропейский, (алма)атинский, (железно)дорожный, (общественно)политический, (изжелта) красный.

              1. Восстановите стихотворение Л Кольцова, вписав на место про­пусков подходящие по смыслу прилагательные.

Сделайте морфологический разбор двух прилагательных из текста стихотворения (по выбору).

Слова для справок: глубокий, густой, золотой, шелковый, широкий.

В небе зоренька

Занимается,

рекой

Разливается, — А кругом лежит

Степь

И стоит по ней

Тишь ...

Ковылем

Степь белеется,

Травкой

Зеленеется.


Имя числительное

                1. Укажите, какие из данных слов простые, а какие — составные числительные.

17, 20, 102, 210, 400, 1000, 40, 308, 59.

                1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните числительные.

Семер.. козлят, трет..я серия, три п..росенка, в пятый раз, восем.. карандашей, пят..десят километров, ш..стой класс, на все ч..тыре стороны, двое очков, по об..им комнатам, перв..е место, с..дьмой километр, дев..ть минут.

                1. Просклоняйте числительные.

13, 70, 300, 800, 427 (рублей); 7,9.

                1. Составьте словосочетания числ. + сущ. Поставьте числительные и существительные в творительном падеже.

Оба, обе; два, две, двое (школьница, сирота, шестиклас­сник, сутки, здание). Три, т рое (костюм, школьник, сани, ше­стиклассница).

                1. Составьте предложения, используя данные ниже материалы. За­мените в них цифры словами.

8 Марта (с праздником), 23 февраля (ко дню), 1 Мая (к знаменательной дате), 7 Ноября (к празднику).

Между 3 и 11 (январь), с 24 (март) по 2 (апрель).

                1. Составьте словосочетания, используя в них количественные и по­рядковые числительные в родительном и предложном падежах.

369 (сантиметр), 1830 (килограмм), 783 (грамм), 2000 (литр), 78 (миллиметр), 3 000 000 (километр),'444 (центнер), 19 777 (пуд), 8000 (гектар).

                1. Допишите недостающее окончание в числительном. Определите падеж числительного. Вставьте пропущенные буквы

1. Бык ст..ит девяност.. рублей, спесивый чел..век и дев..ти к..птеек не стоит. 2. Тебе до ст.. лет, а мне до дев..ност.. дев..ти бы прож..ть. 3. К...ков в дев..ть лет, т..ков и дев..ност.. . 4. Недале­ко к милому — дев..ност., верст в стор..ну. 5. Дев..ност.. дев..ть уловок н..шли у женщ..ны, но сотую не смог найти и черт.

                1. Запишите цифры словами. Составьте диалог, последней ремаркой в котором была бы пословица 1.

1. Тот, кто учен, от 1000 бед защищен. 2. От 1000 сует пользы делу пет. 3 Лучше 1 раз увидеть, чем 1000 раз услы­шать. 4. 1 глупый бросит алмаз в море — 1000 умных не достанет. 5. Правда — основа 10 000 хорошего, ложь конча­ется 10 000 плохого. 6, 1 ночь не 1000 ночей. 7. И путешествие в 10 000 стран начинается с. первого шага. 8. Если не 1 возьмет­ся, а 1000 — тогда и самое тяжелое бревно станет легким. 9. По 1 поступку можно судить о 10 000 других. 10. Москва не сразу строилась (основана в 1147 году).

                1. Представьте, что перед вами стихотворение. Прочитайте его с «по­этической» интонацией. Запишите, заменив цифры слова ми.

714, 15, 3247,

16, 318, 140, 327.

3, 28, 220, 126. 145,

615, 18, 2225.

713, 116, 512, 43,

2 000 000, 320, 17, 333.

                1. Составьте сложный план сообщения на тему «Имя числитель­ное». Приведите свои примеры. Сделайте морфологический разбор одного числительного (по выбору).


Местоимение

                  1. Просклоняйте местоимения.

Я ты он

                  1. Запишите пять предложений с местоимением себя в разных надежах.

                  2. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Укажите разряд местоимений.

Подготовить (кое)что, сдружит..ся (с)кем(нибудь), рассер­диться (из)за чего(то), р..шить (п..)сколько примеров, рас..адить (кое)кого (кое)(с)кем, препятствовать (в)чем(либо) кому(н..будь), под..екать (не)которые брош..ры, присутст­вовать (на)какоад(то) с брании, (не)предл..гать (ни)чего (пи)кому, (не)пр..к..саться (ни)(к)чему, (не)заг..рел (ни)кто, (не)выр..щивать (ни)каких р..стений. (не)к..сат..ся (ни)чего, (не )рас...называть (ни)(о)ком.

                  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните место имения как члены предложения. Укажите их разряд.

Родина это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей и пространство в одну шестую земной карты. Это име­на людей названия новых машин танцы которым рукопле­щут во всех городах земли. Это мой отец и твой отец. Это ты и я с нашим миром чувств с нашими радостями и заботами. Родина подобна огромному дереву на котором не сосчитать листьев. И все что мы делаем доброго прибавляет ему сил. (По В Пескову)

                  1. Просклоняйте словосочетания сколько скворцов, сколько гостей. Поставьте ударение в падежных формах местоимений. Укажите разряд местоимения.

                  2. Составьте с местоимениями чей, чья, чьи словосочетания «мест.+сущ» и запишите их в форме родительного, дательного, творительного и предложного падежей.

                  3. Запишите три пословицы, в которых бы употреблялись определи тельные местоимения. Объясните смысл этих пословиц.

                  4. Переведите на русский язык и запишите. Сравните местоимения в русском и белорусском языках. Укажите их разряд.

1. Хто дрэнна робгць, той сам сабе шкодзщь. 2. Не у сё тoe золата, што блишчыць. 3. Добра быць у дарозе, якую ты сам сабе выбipaeш. 4. Як жывеш, матуля? Чые ты лiчыш гады, шэрая зязюля? 5. Я удзячны лесу за вяликае шчасце, якое прынесли у мае жыццё книги.

                  1. Просклоняйте словосочетание их работа. Составьте три предло­жения с местоимением их в родительном, дательном и творительном падежах.

10. Укажите разряд всех местоимений по значению. Сделайте морфо­логический разбор трех местоимений (по выбору). Вставьте пропу­щенные буквы.

В пов..сти «Дьявол» есть фраза, к..торая содержит скоп­ление м..стоимений: «И, Боже мой, с к..кой прел..стью р..со­вало ему ее его воображение».

Как же Лев Толстой мог оставить без изм..нения т..кие шероховатые, н..ловкие выражения? Чем это объяснить?

Как бы сам п..сатель ответил на заданный в..прос? В п..сьме к п..сателю Тищенко Толстой г..ворит о св..ей любви к «тому, что наз..вают направленностью ..зыка» и «что есть харак­терность». Именно стр..млением сделать св..ю реч.. художе­ственно выразительной, предельно пр..стой, приблизить ее к н..родной речи и объясняются н..правильности в языке Льва Толстого.

(3. Люстова, Л. Скворцов)


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ

  1. Обозначьте в выделенных словах приставки и суффиксы. Вставьте пропущенные буквы.

Грачи прилетели

Пр..бавились значительно дни. Ярче и пр..мее стали сол­нечные лучи и сильно пригревают в полдень. П..темнела бе­лая п..лоса снега, п..чернели д..роги. Вода показалась на ули­цах. Уже март на исходе... Если весна не слишком поз..няя, то п..релетная птица начинает понемногу показываться.

Грачи пр..летели первые и з..няли св..и обыковенные летние кв..ртиры... Уже начали заботл..вые х..зяева оправ­лять св..и старые гнезда новым материалом.

(С. Аксаков)

  1. Определите стиль текста и вид связи предложений в тексте. Вставьте пропущенные буквы.

В..сной каждая птица спеш..т за..вить о с..бе как можно громче. С..ловей св..стит, в..рона карк..ет, утка кряк..ет. У кого гол..с слабый, те иначе «петь» приспособились. Аист клювом тр..щит, бекас хвостом «блеет», дятел носом по суч­ку б..рабанит.

А б..лотная выпь — ревет.

Ревет как бык, заблуд..вшийся в тр..стниках. Ее за это еще называют б..лотным быком и бугаем.

(Н. Сладкое)

  1. Раскройте скобки. Объясните написание сложных слов с корнями пол-, полу-.

(Пол)сотни, с (полу)слова, на (пол)пути, с (пол)дороги, (пол)лимона, (пол)яблока, (пол)Мозыря, (пол)Африки, (полго­да, (пол)апельсина, (пол)Калининграда, (пол)десятого, (по­лу)знания, (пол)зарплаты, (пол)миллиона, (пол)листа.

  1. Обозначьте в выделенных словах приставки. Укажите способ об­разования этих слов. Вставьте пропущенные буквы.

Люди, н..когда не п..бывавшие в х..лодных странах, обыч­но преувеличивают «ужасы» п..лярной ночи. В св..ем вооб­ражении они представляют кромешную тьму, н..пр..рывное з..вывание х..лодной пурги. В самых мрачных красках р..су­ется им н..знакомая природа. Такое з..глазное представле­ние неверно. Не всегда бушует в х..лодных странах беспрос­ветная злая пурга. Неописуемо пр..красно в м„розную ноч.. п..лярное небо. Алмазный свет бесчисленных звезд отр..жается в каждом кристаллике снега. Пр..красны, сказочно кр..сивы северные сияния — сполохи.

(И. Соколов-Микитов)

  1. Подчеркните самостоятельные части речи как члены предложе­ния. Расставьте недостающие знаки препинания.

С давних пор белокочанная капуста народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой. Ее можно заквасить запасти впрок. Отсюда и пого­ворки Щи да каша пища наша, Где щи, там и нас ищи! (//. Надеждина)

  1. Объясните значение данных производных слов через производя­щие. Сделайте их разбор по составу.

Строитель, землемер, учитель, ткачиха, переводчик, ко­пировальщик, водопроводчик, лесовод, деревянный, глиня­ный, космонавтика, добрейший, справедливейший, переде­лывать.

  1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание -н- и -нн- в прилагательных.

Лимо..ый сок, карма..ый ф..нарик, охра..ая грам..та, са..ый путь, тума..ое утро, пусты..ый край, чужестра..ый обыч..й, шестигра..ая п..рамида, чека..ое изображение, стари..ое придание, песча..ый бер..г, глиня..ый горш..к, утре..ий ту­ман, серебря..ое кольцо, стекля..ая банка, оловя..ый солда­тик, стари..ый особняк, искусстве..ый лес, лебед..ная п..сня, ржа..ое поле, деревя..ый дом.

  1. От количественных числительных образуйте порядковые и про­склоняйте полученное словосочетание.

896 бассейнов, 348 гаражей, 6000 экземпляров.

  1. Подчеркните местоимения как члены предложения. Укажите их разряд. Вставьте пропущенные буквы.

1. Она знала, что труднее всего — это не испугат..ся с..бя, себе не изменить. 2. Она мне пам..тна, дор..га, мне до нее рукой подать. 3. Множество чело­веческих лиц, каждое из к..торых — ж..вое з..ркало внутрен­ней ж..зни! Что может быть привлекательней пост..янного об­щения с ними. 4. Он о чем-то все время думал и так был зан..т св..ими мыслями, что к..гда его спраши­вали о чем-н..будь, то он пр..сил п..вторить в..прос. 5. Советую вам п..думать о вашей мат..ри, если вы м..хнули рукой на с..бя.

  1. Определите тему текста. Вставьте пропущенные буквы. Графи­чески объясните выбор написаний.

Весна

Ра..таял сне.., луга заз..ленели,

Телеги вновь гр..хоч..т по м..сту,

И вороб-.н от со..нца оп..янели,

И ябл..ни к..чаются в цв..ту.

Ра..крыты окна. Ве..т теплый вет..р,

И ле..кий пар клубится у реки.

И шумно со..нцу раду..тся дети,

И думают о ж..зни ст..рики.

(М. Исаковский)









ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ТЕКСТ. СТИЛИ И ЖАНРЫ РЕЧИ

  1. Докажите, что перед вами текст, указав основные его признаки.

Есть предание о том, почему стали употреблять вилки.

Рассказывают, что вилки были изобретены тогда, когда стали носить большие кружевные воротники. Воротники эти мешали есть: они подпирали подбородок и не давали накло­нить голову, словно голова была посажена на большое круг­лое блюдо. В таком воротнике, конечно, было удобнее есть вилкой, чем руками.

(М. Ильин)

  1. Определите тему текста. Озаглавьте его. Цифры запишите словами,

Сверкают латы. Сверкает шлем на голове. Круглый щит прикрывает грудь. Тяжелая рука сжимает копье. Суровым, бородатым грозным богатырем рисуется нашему воображе­нию великий князь Александр Невский. Но задумаемся над двумя датами. 1218 год. Это год рождения великого князя. И 1240 год. Это год Невской битвы со шведами. Итак «Нев­ским» князь Александр стал 22 лет от роду. И вот уже 7 с лиш­ним веков не иссякает слава этого юноши-воина.

(Ц. Миллер)

  1. Определите основную мысль текста, способ и средства связи предложений. Вставьте пропущенные буквы.

Оз..рниковый март капризничал, как балованное дитя, — то сеет на землю густой туч..й т..желые пушинки снега, то вдруг зажигает в небе ярк..е со..нце и в час ра..топит пуховые 4. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Определите зна­чение существительных с не.

1. Я жил (не)д..рослем, гоняя г..лубей и играя в ч..харду с дв..ровыми мальчишками. (А. Пушкин) 2. Глухарь п..лу­чил свое н..звание не от (не)д..статка слуха, а по м..сту житель­ства. (Н. Лесков) 3. Свои (не)былицы он болтал, должно быть, с чужих слов. (Ф. Гладков) 4. (Не)ветер бушу..т над бором, (не) с гор поб..жали руч..и — Мороз-воевода д..зором о..ходит владенья св..и. (ТУ. Некрасов) 5. Его заметно от- л..чали от окружающих (не)вежл..вость, а природный такт и мягк.хть. (Д. Розенталь)

б. Переведите текст на русский язык. Сделайте морфологический разбор выделенных существительных.

Жнiвеньскi дзень

Стаiць светлы жнiвеньскi дзень. Высока у блакiтным бясхмарным небе плыве сонца. Паветра наполнена празрыстасцю i чысцiнёй. У палiсаднiках дацвiтаюць вяргiнi. Лётае у паветры лёгкая павуцiна — верная прыкмета блiзкай восенi.

(Паводле I. Навуменкi)

Имя прилагательное

    1. Запишите словосочетания «прилаг. + сущ.» в творительном или предложном падеже. (Имена прилагательные должны обозначать такие признаки предметов, как размер, цвет, форму, принадлежность кому-либо.)

    2. Образуйте от имен прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Вставьте пропущенные буквы.

1. Зд..ровье (дорогой) зол..та. 2. Добрые сл..ва (хороший) мя..кого п..рога. 3. После р..боты еда (вкусный). 4. Правда (светлый) со..нца. 5. Дождлив..е лето (плохой) осен.. .

    1. Объясните графически, как образованы данные прилагательные, и укажите их состав. Составьте предложения с пятью прилагатель­ными (по выбору).

Сверхмощный, безударный, противоатомный, ультра­короткий, честолюбивый, малосимпатичный, доброжелатель­ный, светло-розовый, отходчивый, непрерывный, беспилот­ный, плодово-ягодный, белорусско-вьетнамский.

    1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Сделайте морфо­логический разбор трех прилагательных (по выбору).

1. С богатырских плеч сняли г..лову (не)б..лыпой горой, а с..ломинкой. (И. Кольцов) 2. Но Кочубей б..гат и горд (не)долг..гривыми к..нями, (не)златом, даром крымских орд, (не)родовыми хут..рами, прекрасной доч..рью св..ей г..рдит..ся старый Кочубей. (А. Пушкин) 3. В море остр..в был крутой, (не)привальный, (не)жилой. (А. Пушкин) 4. Соору­жение солидное, но (не)д..лговечное. (А. Чехов) 5. Белка пес..нки п..ет и оре..ки все гр..зет, а оре..ки (не)простые, все ск..рлупки з..лотые. (А. Пушкин) 6. Пение было (не)искус­ное, но трог..тельное. (В. Жуковский)

    1. Распределите слова согласно орфограммам на месте пропусков.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение выделенных слов,

Деш..вый товар, ж..сткий диван, маж..рное настроение, парч..вый халат, ч..порный вельможа, ш..ковая терапия, ку­мачовый цвет, грош..вый выигрыш, ч..ткий ответ, туман..ое утро, черкесская шапка, рез..ий ветер, песча..ая дорога, ве­личествен..ый бор, смуглолиц..й юноша, чугун..ая решетка, город..кие трущобы, свинц..вые тучи, ветре..ый человек, цен..ый подарок, киргизский танец, румя..ое лицо.


Имя числительное

1. Переведите текст на русский язык. Числительные запишите словами.

6 жнiуня 1961 года у 9 гадзiн у Савецкiм Саюзе быу запушчан касмiчны карабель «Усход-2». Пiлатавау яго лётчык-касманаут маёр Цiтоу Герман Сцяпанавiч. Касмiчны карабель-спадарожшк «Усход-2» за 25 гадзiн 18 мiнут зрабiу больш за 17 вiткоу вакол зямнога шара i праляцеу звыш 700 тысяч кiламетрау. Герман Сцяпанавiч Цiтоу паспяхова прызямлiуся.

      1. Продолжите ряд пословиц, в которых встречается число семь. Под­черкните числительные как члены предложения.

1. Семь бед — один ответ. 2. Семеро одного не ждут. 3. У семи нянек дитя без глазу.

      1. Запишите названия художественных произведений, картин, кино­фильмов, в состав которых входят имена числительные. Имена числи­тельные подчеркните.

      2. Составьте словосочетания числительных 7, 23, 100, 1000 в роди­тельном, дательном и предложном падежах с существительными сан­тиметр, метр, километр. Образуйте от данных сочетаний сложные прилагательные и подберите к ним существительные.

      3. Составьте и запишите объявление о посещении музея. Подчеркни­те порядковые числительные как члены предложения. Сделайте мор­фологический разбор двух числительных.


Местоимение

        1. Отгадайте, какое конкретное значение приобретает одно и то же местоимение в разных случаях его употребления. Что помогает найти ответ на вопрос?

1. В этой радиопередаче рассказывается о происхожде­нии устойчивых выражений, пословиц, поговорок. 2. В этом стихотворении М. Ю. Лермонтов выразил гордость за рус­ского солдата, защитника Родины. 3. Этот кинофильм по­ставлен по известной сказке П. Бажова.

        1. Составьте и запишите текст поздравления (с праздником, знаме­нательной датой, каким-либо событием в жизни) кого-нибудь из стар­ших, к кому вы обращаетесь на Вы.

        2. Составьте предложения, используя данные сочетания слов. Про­верьте, чтобы при записи не исчезло возвратное местоимение. Под­черкните его как член предложения.

Чувствовать себя, представлять себе, представлять со­бой, отдавать себе отчет, вести себя, держать себя.

        1. Решите орфографические задачи: не- или ни-, слитно или раз­дельно? Вставьте пропущенные буквы.

1. К..му (н..)чего ск..зать, т..му лу..ше м..лчать. (В. Бе­линский) 2. Груб..сть (н..)дела..т чести (н..)кому.. Паус­товский) 3. (Н..)к..кая пр..чина (н..)извиняет (н..)вежл..вости. (Т. Шевченко) 4. Чес..ный ч..ловек (н..)кому (н..)завидует. (М. Горький) 5. Без собственных усилий (н..)кто (н..)к..гда св..ей ц..ли (н..)доб..вается. (Н..)к..кая помощ.. (со)стороны (н..)может заменить св..их собственных уси­лий. (Н. Рубакин)

5. Составьте и запишите памятку морфологического разбора место­имения. Сделайте морфологический разбор выделенных местоимений.

Лес живет в эти дни невидимой и неслышной жизнью, которая доступна зоркому глазу и чуткому уху.

ОЛ И М П И АД Н Ы Е ЗАДАНИЯ

ТЕКСТ. СТИЛИ И ЖАНРЫ РЕЧИ

          1. Восстановите порядок слов и знаки препинания в тексте.

не видать, сражений, таких, вам, как, знамена, тени, носились, блестел, в, дыму, огонь, визжала, булат, картечь, звучал, бойцов, колоть, устала, руки, ядром, мешала, и, пролетать, тел, кровавых, гора.

(М. Лермонтов)

          1. Найдите в тексте строчки, выражающие главную мысль. Вставьте пропущенные буквы.

Ст..рик м..ряк г..ворил о море.

  • Море бывает щедрым, — ск..зал он.

  • Бывает оно печальным, — ск..зал он.

  • Бывает жестокосердным, — ск..зал он.

  • Бывает оно отч..янным, — ск..зал он.

  • Море бывает разным, — ск..зал он.

  • Ч..стым бывает и грязным, — ск..зал он.

  • Таинственным и раскрытым,

  • М..гучим, в..рчливым, сердечным... Море как ч..ловек.

(Расул Рза)

    1. Определите стиль текста. Расскажите более подробно о каждом из рабочих, описанных в тексте.

Один путешественник проходил мимо большой стройки, на которой трудилось множество рабочих. Он остановил одного рабочего, который вез тяжелую тачку с камнями, и спросил его: «Что делаешь?». «Разве ты не видишь? — ответил тот. — Толкаю тяжелую тачку, будь она проклята!» Затем путешественник задал этот же вопрос второму рабоче­му, который вез такую же тачку. «Я зарабатываю хлеб для семьи», — с достоинством ответил второй рабочий. Третий рабочий с такой же тачкой на тот же вопрос путешественни­ка гордо ответил: «Я строю прекрасный храм!»

    1. Составьте рассказ на тему

«Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» Какой случай из вашей жизни или жизни ваших друзей вы положите в основу рассказа?

    1. Напишите небольшое сообщение о том, чем рассказ отличается от басни.


ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ. СОСТАВ СЛОВА

1. Напишите по два примера слов, которые имеют следующее строе­ние, и обозначьте в них морфемы.

2. Поделите данные слова на две группы в зависимости от того, какое значение придает: а) суффикс -ник- существительным; б) суф­фикс -ск- прилагательным. Сформулируйте общее значение слов каждой группы.

      1. Грибник, орешник, малинник, чайник, ельник, багаж­ник, брусничник, заступник, гусятник, коровник.

      2. Армянский, болгарский, актерский, ученический, авгу­стовский, медицинский, украинский, философский, шахтер­ский, казахский, декабрьский.

      3. Определите, от каких слов и каким способом образованы данные слова.

Настольный, самовоспламеняющийся, трехмиллионный, лесопарковый, кисло-сладкий, золотой, вечнозеленый, слово­образовательный.

      1. Определите, слова или формы слов каких частей речи образуются при помощи суффиксов -еньк-, -аньк-, -ечк-, -енн-, -он-, -ей-, -й-. Приведите по одному примеру.

      2. От существительных мужского рода легко образуются соответ­ствующие существительные женского рода, в итоге образуются пары слов: патриот — патриотка, гитарист — гитаристка, альпинист — альпинистка. Что не позволяет образовать существительные женско­го рода от слов кочегар, матрос, пилот, столяр, штукатур, электрик? Запишите свое мнение.


ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ

Имя существительное

        1. Вставьте пропущенные буквы, подобрав, где возможно, провероч­ные слова. Запишите предложения с выделенными словами.

Антиц..клон, реш..тка, ж..рдочка, беч..вка, дикц..я, пальц.., ц..рк, расч..ска, девч..нка, капюш..н, ш..пот, ш..рох, трещот­ка, ц..новка, встал на ц..почки, близнец.., ц..ган, ц..пленок, бел..зна, удивление, акк..рдеон, б..готня, п..лисадник.

        1. Запишите шесть названий белорусских городов, которые являются существительными, имеют форму только множественного числа.

        2. Переведите словосочетания на белорусский язык.

Веселый котенок, горькая полынь, высокий тополь, раз­битая бровь, спелая черника, солдатская шинель, белая мышь, сладкое яблоко, квадратная комната.

        1. Определите синтаксическую роль существительных в предложе­ниях, подчеркивая главные и второстепенные члены предложения. Вставьте пропущенные буквы.

Снеговая вода

Снег..вая в..да п..лучается из снега. Люди д..вно приме­тили удивительные свойства этой в..ды. Снег..вой в..де пря­мо ч..деса приписать можно. Дашь в..ду курам, и они снесут в два раза больше яиц. П..льешь в..дой цв..ты, и они станут в два раза выше. И это потому, что в в..де из снега много питательных в..ществ.

(По Б. Александрову)

5. Распределите существительные по трем группам: употребляющиеся а) в формах единственного и множественного числа; б) только в фор­ме единственного числа; в) только в форме множественного числа.

Шпроты, часы, помощь, воздух, глаза, оковы, нежность, губы, пот, азарт, рожь, волосы, рукава, городки, очки, сту­денчество, народ, брюки, кенгуру, леса, туфли, серьги.


Имя прилагательное

          1. Запишите словосочетания по схемам.

Гл. + прил.; сущ. + отн. прил.; прил. + сущ. с предлогом; сущ. + кр. прил.

          1. Вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор.

Заботл..вая мать, засушл..вое лето, устойч..вая погода, нож..вое ранение, пол..вые цветы, офицер..ие погоны, мат­рос..кая тельняшка, фланел..вая рубашка, придирч..вый уче­ник, октябрь..ие праздники, со..вые бобы, Париж..ие собо­ры, уз..ие коридоры, январ..ий день.

          1. Допишите предложения. Приведите свои примеры.

1. В предложении краткое прилагательное является...

            1. По родам краткие прилагательные изменяются только в...

            2. У кратких прилагательных с основой на шипящую мяг­кий знак...

4. Начальной формой имени прилагательного является...

5. Прилагательные, стоящие в форме мужского и среднего рода творительного падежа единственного числа, имеют окончание...

6. Прилагательные, стоящие в форме мужского и среднего рода предложного падежа единствен­ного числа, имеют окончание...

            1. Отгадайте загадку. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные как члены предложения.

Со мною ваша реч.. кр.хива и т..чна, Когда же нет м..ня — она, увы, б..дна. Людей, зв..рей, мир чу..ств, п..нятий, вещ., любую С..цветьем дивных слов легко определю я!

            1. В данных предложениях к выделенным существительным подбе­рите из приведенного списка по два прилагательных: качественное и относительное. В каком предложении между подлежащим и сказу­емым вы поставите тире?

1. Туристы вышли на полянку. 2. Мы залюбовались шиш­ками. 3. Ирочка уселась на пень. 4. Таким незабываемым оказался этот день. 5. А поутру землю сковал морозец. 6. Листочки медленно опускались на землю. 7. Филин хищник.

Прилагательные: сосновый, солнечный, молодой, ночной, октябрьский, желтый, веселый, злой, старый, осенний, ран­ний, еловый, лесной, березовый.


Имя числительное

              1. Запишите пять пословиц с именами числительными. Определите, какие это числительные по значению и структуре.

              2. Составьте и запишите предложения со словами два и двойка, семь и семерка. Объясните их различие. Подчеркните их как члены предложения.

              3. Отгадайте загадки. Цифры запишите словами.

                1. 70 одежек, а все без застежек.

                2. 33 брата запанибрата, одним кушаком подпоясаны.

                3. 700 ворот, да один выход.

                4. Выходили 12 молодцов, выносили 52 сокола, выпуска­ли 365 лебедей.

                5. Рассыпался горох на 77 дорог, никто его не подбирает.

                6. 1 вход да 3 выхода.

                7. Что за шустрый старичок? 88 ног, все по полу шарка­ют за работой жаркою.

              4. Просклоняйте числительные 483, 896. Выделите окончания во всех частях.

5. Вставьте пропущенные буквы. Цифры запишите словами.

Кто дольше всех живет?

Щ..ки ж..вут до 300 лет, карпы — до 150, л..гушки — до 16, жабы — до 36, ч..йки — до 44, п..пугай — до 90, в..роны — до 70, гуси — до 80, коршуны — до 118, сок..лы — до 162, лош..ди — до 30, овцы — до 14, козы — до 27, с..баки — до 22, кошки ж..вут в среднем до 12 лет.


Местоимение

                1. Обозначьте падеж местоимений. Подчеркните их как члены пред­ложения. Вставьте пропущенные буквы.

Родной язык. Он дор..г мне, он мой,

На нем в..тра в пр..дгорьях наших свищ..т,

На нем вп..рвые д..велось услыш..ть

Мне леп..т птиц з..леною в..сной.

Люблю ..зык я рус..кий.

Он нуж..н мне, как небо, каждый миг.

На нем ж..вые, треп..тные чу..ства

Открылись мне. И мир открылся в них.

С ним не б..юсь я горя и н..настья,

С ним не сг..рю я ни в к..ком огне. (Т. Зумакулова)

                1. Раскройте скобки. Выделите графически приставки не- и ни-. Определите разряд местоимений. Вставьте пропущенные буквы.

За напрасный труд (н..)кто сп..сибо (н..)скажет. Пустые речи и слуш..ть (н..)чего. Худо тому, кто (н..)дел..ет д..бра (н..)кому. К. му р..бота служит, тот(н..)(о)чем (н..)тужит. Хоть в ш..лк одень (н..)ряху, а гл..деть (н..)(на)что. Кто (н..Хв)чем (н..)в..новат, того и обвинить (н..)(в)чем. Если за день (н..)чему (н..)научился, зря прож..л день. (Н..)пр..зирай с..вета (н..)чьего, но прежде рассмотри его. Скуч..н день до веч..ра, коли делать (н..)чего.

3. Объясните значение фразеологизмов. Определите разряд место­имений.

Зарубить себе на носу, не в своей тарелке, взять в руки, на каждом шагу.

                  1. Устраните ошибки в употреблении местоимений.

1. Стал ейной мордой мне в харю тыкать. (А. Чехов) 2. От энтого места до того 100 метров. 3. На площади собрался народ. Они шумели. 4. На его было много жалоб. 5. Лермон­тов написал его стихотворение в 1837 году. 6. Оный путник плюхнулся в лужу. 7. Крамник играл с Каспаровым в шах­маты. Он у него выиграл.

                  1. Ответьте на вопросы.

  • Какие три местоимения самые чистые?

  • Какие два местоимения мешают ездить по дорогам?

  • Какое местоимение требует чистоты?

  • Какое местоимение можно считать и самым хвастли­вым, и самым скромным?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!