СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.И. Рыленков. "Вся жизнь в поэзии".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь и творчество НИ. Рыленкова. Произведения о малой Родине.

Просмотр содержимого документа
«Н.И. Рыленков. "Вся жизнь в поэзии".»

 «Вся жизнь в поэзии» Выполнила: ученица 36 школы 9 класса «Б» Усманова Алина Николаевна Учитель: Маркелова Наталья Александровна

«Вся жизнь в поэзии»

Выполнила:

ученица 36 школы

9 класса «Б»

Усманова Алина Николаевна

Учитель:

Маркелова Наталья Александровна

В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда... В годы моего детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов. Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса...» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна». К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916 умер отец Рыленкова, в 1919 — умерла мать.

Николай Иванович Рыленков родился 2 (15) февраля 1909 года в деревне Алексеевка Смоленской губернии.

5 классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и поступил в среднюю школу в с. Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала «Искорки». Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем. В 1930 году Николай Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт. Он входит в литературную среду областного города, славного своими культурными традициями, печатается в областных журналах «Наступление» и «Западная область», знакомится с Михаилом Исаковским, Александром Твардовским, с которыми потом его будет связывать долгая и крепкая дружба. К стихам тянулся с детства. Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов.

Да! Я создал тебя. Ты — моё вдохновенье. Мой вымысел. Сон весенний, тревожный. Огонь, растворённый в крови! Разве я тебя встретил? Я в сердце моём тебя выносил, Вдунул душу живую и дал тебе страсти: « Живи! »   В свете резкого дня поднимаю глаза: не померкла ли Та мечта, что меня увлекала, всё дальше маня? Но, взглянув на тебя, я увидел себя, словно в зеркале: Ты такая ж, как я, только проще и лучше меня!  В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», в 1929 начал печататься в местных газетах «Наша деревня», «Путь молодежи», «Брянский рабочий».  В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь». Вспоминал: «Я знал, что в город ухожу, / Но сердце оставляю в поле» — это была не метафора, но жизненная программа: заведует сельскохозяйственными передачами областного радиовещания, затем работает секретарем и председателем сельсовета.

Да! Я создал тебя. Ты — моё вдохновенье. Мой вымысел.

Сон весенний, тревожный. Огонь, растворённый в крови!

Разве я тебя встретил? Я в сердце моём тебя выносил,

Вдунул душу живую и дал тебе страсти: « Живи! »

В свете резкого дня поднимаю глаза: не померкла ли

Та мечта, что меня увлекала, всё дальше маня?

Но, взглянув на тебя, я увидел себя, словно в зеркале:

Ты такая ж, как я, только проще и лучше меня!

В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», в 1929 начал печататься в местных газетах «Наша деревня», «Путь молодежи», «Брянский рабочий».

В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь». Вспоминал: «Я знал, что в город ухожу, / Но сердце оставляю в поле» — это была не метафора, но жизненная программа: заведует сельскохозяйственными передачами областного радиовещания, затем работает секретарем и председателем сельсовета.

Серебряной звездой летит в ладони детство,

Мерцает и звенит, спеша уверить всех,

Что жить нам — не устать, глядеть — не наглядеться

На этот первый снег, на этот первый снег.

Распахнут твой платок, у ног лежит гребёнка,

Синицы за тобой следят из-под застрех.

А ты стоишь тиха, как тайный вздох ребёнка,

Как этот первый снег, как этот первый снег.

Мы встретились опять. К чему ж твоя тревога?

Немало впереди у нас дорог и вех.

Благодари судьбу у отчего порога

За этот первый снег, за этот первый снег.

В 1933 в Смоленске Рыленков опубликовал первую книгу стихов «Мои герои». Второй книгой также в Смоленске стал сборник «Встречи». В конце 1930-х были изданы «Стихи о зажиточной жизни», поэма «Земля», за ними последовал «Березовый перелесок» ( 1940 ). С первых книг Рыленков заявил о себе, как о певце родного края. Он создает стихи об истории Смоленска «Мастер Фёдор Конь», «Кутузов в пути», «Памятник 1812 года в Смоленске» и др. Стихи Рыленкова получают признание, о них одобрительно отзывается М. Горький. С 1936 Рыленков возглавляет Смоленскую писательскую организацию. Становясь мастером эпического жанра, пишет поэмы на темы русской истории «Большая дорога» ( 1938 ), «Скоморох Овсей Колобок» ( 1939 ), «Великая Замятия» ( 1940 ).

В первые дни Великой Отечественной войны Рыленков ушел добровольцем, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. Взял с собой на фронт книги Блока и Гейне, командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянках продолжал писать стихи. Все более значительным содержанием наполняется тема России. В стихах военных лет появляются публицистические призывы, ранее для Рыленкова не характерные. Рыленков стал военным журналистом, листовки с его стихами-призывами сбрасывали с самолетов во вражеском тылу партизанам и жителям временно оккупированных Смоленщины и Белоруссии; автор был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны». Рыленков работает в разных жанрах, пишет стихи, песни, баллады, поэмы «Апрель», «Лесная сторожка», «Возвращение», «Сотворение мира», «В родном краю». Стихотворение Рыленкова «Отомсти, товарищ» пели, как народную песню.

Война переменит маршрут,

И вовремя, без опозданий

Сапёры придут, уберут

Обломки разрушенных зданий.

Ты будешь стоять и вокруг

В тиши озираться, волнуясь...

И вот под обломками вдруг

Сапёры найдут твою юность.

Ты помнишь — пропала она

Во время той первой бомбёжки,

Когда отцвела тишина

На жёлтой садовой дорожке.

Так пусть же разделит она

Солдатскую горькую славу

И будет погребена

По воинскому уставу.

 В 1943-1944 были изданы книги стихов Рыленкова «Синее вино», «Прощание с юностью», «Смоленские леса». В 1946 Рыленков издал книгу с записями партизанских песен «Живая вода» (Смоленск).  Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают повести «Великая Росстань», «На старой Смоленской дороге», выстраивается автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». В адрес Рыленкова раздавалась и критика — упрекали за якобы пассивное любование природой, за отсутствие гражданственности в стихах о ней. К природе Рыленков подходит с позиции народного миропонимания. Образы природы в творчестве Рыленкова глубоко гражданственны и патриотичны. Публицистически резко негодует поэт, когда «жадные шальные топоры / У берез отхватывают руки». В прозаических этюдах Рыленков «Синие глаза зимы», «Моя бессонная весна», «Как пахнет лето», «Осенняя радуга» соединен опыт поэта и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все творчество поэта, свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».

В 1943-1944 были изданы книги стихов Рыленкова «Синее вино», «Прощание с юностью», «Смоленские леса». В 1946 Рыленков издал книгу с записями партизанских песен «Живая вода» (Смоленск).

Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают повести «Великая Росстань», «На старой Смоленской дороге», выстраивается автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». В адрес Рыленкова раздавалась и критика — упрекали за якобы пассивное любование природой, за отсутствие гражданственности в стихах о ней. К природе Рыленков подходит с позиции народного миропонимания. Образы природы в творчестве Рыленкова глубоко гражданственны и патриотичны. Публицистически резко негодует поэт, когда «жадные шальные топоры / У берез отхватывают руки». В прозаических этюдах Рыленков «Синие глаза зимы», «Моя бессонная весна», «Как пахнет лето», «Осенняя радуга» соединен опыт поэта и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все творчество поэта, свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».

Записал народ в свою книгу книг,

Справедливость во всём любя:

— Глупый больше требует от других,

Помыслить горько мне: «Я разум твой, природа»,

Когда передо мной лежит притихший дол,

Мудрый — от самого себя.

Где ядовитым стал священный запах мёда

И губит злая пыль любимиц музы — пчёл.

«Век химии настал», — трещит мне в уши мода.

О химия, не дай темнить твой ореол.

Оставь моей земле священный запах мёда,

Не убивай на ней любимиц музы — пчёл!

Последнее десятилетие жизни поэта было особенно продуктивно, вышли книги прозы «Волшебная книга» (1964 ), «На озере Сапшо» ( 1966 ) и др., книги стихов «Корни и листья» ( 1960 ), «Жажда» ( 1961 ), «Пятое время года», «Избранная лирика» (обе – 1965 ), «Снежница» ( 1968 ), «Книга времени» ( 1969 ) и др.

Сиротское детство, чужая семья,

Ни ласки, ни доброго слова.

Казалось, душа очерствеет моя,

В молчанье замкнуться готова.

Но так не случилось. От доли такой,

Когда невтерпёж становилось,

Я в лес убегал, что шумел за рекой,

Судьбе не сдавался на милость.

Была там другая семья мне дана

Под кровом туманно-зелёным.

Там мог без оглядки открыть я до дна

Всю душу берёзам и клёнам.

Я знал, что меня не обидят они,

Глубинные думы лелея,

И, сбросив томительный груз в их тени,

На мир я глядел веселее.

С тех пор не одну перешёл я межу,

Давно седина серебрится,

А чуть затоскую — и в лес ухожу,

Берёзам да клёнам открыться.

Николай Иванович Рыленков умер 23 июня 1969 года в Смоленске. Мемориальная доска на Смоленском Доме Книги. Могила Рыленкова на Братском кладбище Смоленска. Мемориальная доска Рыленкову на улице Пржевальского в Смоленске

Николай Иванович Рыленков умер 23 июня 1969 года в Смоленске.

Мемориальная доска на Смоленском Доме Книги.

Могила Рыленкова на Братском кладбище Смоленска.

Мемориальная доска Рыленкову на улице Пржевальского в Смоленске


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!