СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок: литературное чтение (школа России)

Класс: 3

УМК: литературное чтение. 3 класс. В 2 . Ч. 1\ Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.: М.: Просвещение, 2013.

Тема: Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя.

 Задачи: вспомнить изученные произведения Н.Некрасова; развивать логическое мышление, учить формулировать тему урока, ставить перед собой цели и задачи урока, учить анализировать содержание прочитанного, развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, учить детей выделять главную мысль; обогащать их  словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.

Планируемые результаты:

 учащиеся  должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова,  читать в лицах;  читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев; учиться отвечать на поставленные вопросы.

Оборудование:

 портрет писателя, сборник произведений, презентация, карточки с речевой разминкой и логическими цепочками, распечатка дополнительного текста.

Ход урока

I Оргмомент

II Актуализация знаний

а) проверка домашнего задания (чтение стихотворения несколькими детьми)

 

б) речевая разминка (карточка 1)

- Зайчик, зайчик, где ты был?

- За кусточком я сидел.

- Посмотри лису и волка!

- Лучше выгляну я в щёлку.

- Встань, не бойся, их здесь нет!

- Не хочу. Вот вам ответ.

- Прочитайте про себя. Что вы прочитали? Определите жанр.

Вариативное чтение:

  • хором, все вместе;
  • прочитаем в лицах: девочки - автор и мальчики – зайчик  (хором, все вместе), смена  ролей.
  • самостоятельно в парах – проверка и оценивание.

IV Работа по теме урока

а) прогнозирование – чтение карточки (Слайд 2)

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Николая Некрасова.

- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем разговаривают Некрасов и старик?

- Прочитайте распечатку карточки № 2 про себя. О чем прочитали?

Карточка № 2

В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, который любил природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте.

Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках.

Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать.

И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

- Перечитайте текст жужжащим способом еще раз и найдите ответы на вопросы (Слайд 3):

  • Почему эта деревня была особенной?
  • Почему Некрасову так нравилась эта деревня?

в) целеполагание

- Как вы думаете, о чем будет стихотворение? Рассмотрите иллюстрации в учебнике?

 

  1. Работа над стихотворением

а) первичное восприятие текста (Слушание записи + хорошо читающие дети)

б) проверка восприятия

– О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай?  Когда произошел этот случай?

- Что вас больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?

в) вторичное восприятие текста (самостоятельное чтение)

– Прочитайте стихотворение про себя,  подчёркивая непонятные слова.

 

г) проверка +  словарная работа   (Слайд 4,5)

 

силки'

петли для ловли птиц и мелких животных

багры'

шесты с металлических крючком

арши'н

старинная мера длины, немного меньше метра

саже'нь

старинная мера длины, чуть больше двух метров

лопо'чут

беседовать,говорить

гуто'рить

говорить быстро, много, неясно

тягота'

тяжесть, груз

зипу'н

крестьянский  кафтан из грубой ткани (пальто)

поте'ха

забава, веселье

 

  

  1. Беседа по содержанию

 

– За что Мазай осуждал односельчан? Найдите в тексте. (Кабы сетями ее не ловили…)

– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте. (Было потехи у баб, ребятишек…) – Ради забавы спасал он зайцев?

– Как относился он к родной природе? – Отражается ли в речи его отношение к природе, ко всему живому? Как он говорит о зайцах? Найдите и зачитайте. – В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая. (Слайд 6) – Назовите близкие по смысле слова к данным на доске:

Кабы – если Гинут – погибают Этак гуторя – так беседуя Чур – только Дали стречка – стремительно убежали.

– С какой целью употребляется выражение «лопочут ушами», «дали стречка»?

                          

4. Выразительное чтение

а) выборочное чтение (Слайд 7,9)

б) чтение по ниточке

в) логические цепочки  (карточка № 3)

 

 

 

?за дровами ?зайцы на островке  ?спасение  ?зайчонок на пне, зайчиха в кустах  ?зайчишки на бревне  ?мимо деревни  ?на берегу 

?на берегу 

?за дровами ?зайчишки на бревне  ?мимо деревни  ?зайцы на островке  ?спасение  ?зайчонок на пне, зайчиха в кустах 

 

V Рефлексия

VI  Итог урока

– Что вы узнали о жизни животных весной? – Какое отношение к животным пробуждает автор? – Какие выражения из стихотворения вам хочется запомнить?

- Что хотел сказать автор этим произведением? С какой целью он его написал?

 

Домашнее задание:

  • выразительное чтение;
  • иллюстрация + синквейн (Мазай)     по выбору
  • отзыв о произведении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к уроку

 

Карточка № 1

Речевая разминка

- Зайчик, зайчик, где ты был?

- За кусточком я сидел.

- Посмотри лису и волка!

- Лучше выгляну я в щёлку.

- Встань, не бойся, их здесь нет!

- Не хочу. Вот вам ответ.

 

Карточка № 2

В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, который любил природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте.

Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках.

Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать.

И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

 

Карточка № 3

?за дровами ?зайцы на островке  ?спасение  ?зайчонок на пне, зайчиха в кустах  ?зайчишки на бревне  ?мимо деревни  ?на берегу 

Просмотр содержимого документа
«Дедушка Мазй и зайцы.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каргасокская средняя общеобразовательная школа-интернат №1













Урок литературного чтения в 3 классе. Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

(Школа России)






Выполнила: учитель начальных классов

Толмачева Наталья Александровна.



























Урок: литературное чтение (школа России)

Класс: 3

УМК: литературное чтение. 3 класс. В 2 . Ч. 1\ Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.: М.: Просвещение, 2013.

Тема: Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя.

Задачи: вспомнить изученные произведения Н.Некрасова; развивать логическое мышление, учить формулировать тему урока, ставить перед собой цели и задачи урока, учить анализировать содержание прочитанного, развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, учить детей выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.

Планируемые результаты:

учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова, читать в лицах; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев; учиться отвечать на поставленные вопросы.

Оборудование:

портрет писателя, сборник произведений, презентация, карточки с речевой разминкой и логическими цепочками, распечатка дополнительного текста.

Ход урока

I Оргмомент

II Актуализация знаний

а) проверка домашнего задания (чтение стихотворения несколькими детьми)


б) речевая разминка (карточка 1)

- Зайчик, зайчик, где ты был?

- За кусточком я сидел.

- Посмотри лису и волка!

- Лучше выгляну я в щёлку.

- Встань, не бойся, их здесь нет!

- Не хочу. Вот вам ответ.

- Прочитайте про себя. Что вы прочитали? Определите жанр.

Вариативное чтение:

  • хором, все вместе;

  • прочитаем в лицах: девочки - автор и мальчики – зайчик (хором, все вместе), смена ролей.

  • самостоятельно в парах – проверка и оценивание.

IV Работа по теме урока

а) прогнозирование – чтение карточки (Слайд 2)

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Николая Некрасова.

- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем разговаривают Некрасов и старик?

- Прочитайте распечатку карточки № 2 про себя. О чем прочитали?

Карточка № 2

В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, который любил природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте.

Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках.

Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать.

И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

- Перечитайте текст жужжащим способом еще раз и найдите ответы на вопросы (Слайд 3):

  • Почему эта деревня была особенной?

  • Почему Некрасову так нравилась эта деревня?

в) целеполагание

- Как вы думаете, о чем будет стихотворение? Рассмотрите иллюстрации в учебнике?


  1. Работа над стихотворением

а) первичное восприятие текста (Слушание записи + хорошо читающие дети)

б) проверка восприятия

– О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай? Когда произошел этот случай?

- Что вас больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?

в) вторичное восприятие текста (самостоятельное чтение)

– Прочитайте стихотворение про себя, подчёркивая непонятные слова.


г) проверка + словарная работа (Слайд 4,5)


силки'

петли для ловли птиц и мелких животных

багры'

шесты с металлических крючком

арши'н

старинная мера длины, немного меньше метра

саже'нь

старинная мера длины, чуть больше двух метров

лопо'чут

беседовать,говорить

гуто'рить

говорить быстро, много, неясно

тягота'

тяжесть, груз

зипу'н

крестьянский кафтан из грубой ткани (пальто)

поте'ха

забава, веселье


  1. Беседа по содержанию


– За что Мазай осуждал односельчан? Найдите в тексте. (Кабы сетями ее не ловили…)

– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте. (Было потехи у баб, ребятишек…)
– Ради забавы спасал он зайцев?

– Как относился он к родной природе?
– Отражается ли в речи его отношение к природе, ко всему живому? Как он говорит о зайцах? Найдите и зачитайте.
– В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая. (Слайд 6)
– Назовите близкие по смысле слова к данным на доске:

Кабы – если
Гинут – погибают
Этак гуторя – так беседуя
Чур – только
Дали стречка – стремительно убежали.

– С какой целью употребляется выражение «лопочут ушами», «дали стречка»?

4. Выразительное чтение

а) выборочное чтение (Слайд 7,9)

б) чтение по ниточке

в) логические цепочки (карточка № 3)




за дровами
зайцы на островке 
спасение 
зайчонок на пне, зайчиха в кустах 
зайчишки на бревне 
мимо деревни 
на берегу 

на берегу 

за дровами
зайчишки на бревне 
мимо деревни 
зайцы на островке 
спасение 
зайчонок на пне, зайчиха в кустах 


V Рефлексия

VI Итог урока

– Что вы узнали о жизни животных весной?
– Какое отношение к животным пробуждает автор?
– Какие выражения из стихотворения вам хочется запомнить?

- Что хотел сказать автор этим произведением? С какой целью он его написал?


Домашнее задание:

  • выразительное чтение;

  • иллюстрация + синквейн (Мазай) по выбору

  • отзыв о произведении















Приложение к уроку


Карточка № 1

Речевая разминка

- Зайчик, зайчик, где ты был?

- За кусточком я сидел.

- Посмотри лису и волка!

- Лучше выгляну я в щёлку.

- Встань, не бойся, их здесь нет!

- Не хочу. Вот вам ответ.


Карточка № 2

В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, который любил природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте.

Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках.

Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать.

И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».


Карточка № 3

за дровами
зайцы на островке 
спасение 
зайчонок на пне, зайчиха в кустах 
зайчишки на бревне 
мимо деревни 
на берегу 

Просмотр содержимого презентации
«Мазай и зайцы »

Урок литературного чтения  3 класс

Урок литературного чтения

3 класс

Найдите ответы на вопросы:

Найдите ответы на вопросы:

  • Почему эта деревня была особенной?
  • Почему Некрасову так нравилась эта деревня?
Словарная работа силки' - петли для ловли птиц и мелких животных багры' - шесты с металлическими крючками тягота' - тяжесть, груз арши'н  - старинная мера длины, немного меньше метра (71 см) саже'нь - старинная мера длины, чуть   больше двух метров (3 аршина)

Словарная работа

  • силки' - петли для ловли птиц и мелких животных
  • багры' - шесты с металлическими крючками
  • тягота' - тяжесть, груз
  • арши'н - старинная мера длины, немного меньше метра (71 см)
  • саже'нь - старинная мера длины, чуть

  больше двух метров (3 аршина)

- лопо'чут - говорить быстро, много, неясно  гуто'рить – беседовать  тягота‘ -  тяжесть, груз  зипу'н - крестьянский кафтан из грубой ткани (пальто)  поте'ха - забава, веселье
  • - лопо'чут - говорить быстро, много, неясно
  • гуто'рить – беседовать
  • тягота‘ - тяжесть, груз
  • зипу'н - крестьянский кафтан из грубой ткани (пальто)
  • поте'ха - забава, веселье
Подберите синонимы Кабы –  Гинут  Этак гуторя Чур Дали стречка если погибают так беседуя только стремительно убежали

Подберите синонимы

  • Кабы – 
  • Гинут 
  • Этак гуторя
  • Чур
  • Дали стречка

если

погибают

так беседуя

только

стремительно

убежали


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!